СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья помогает найти пути  профилактики  эмоционального неблагополучия дошкольников,оптимальные способы  социализации и адаптации детей к современному обществу,с целью воспитания всесторонне-развитой гармонической и творческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.»

Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.


Сущность профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий представляет собой научно обоснованную систему превентивных мер, связанных с устранением причин и условий, препятствующих созданию оптимальной ситуации развития эмоциональной сферы ребенка, обеспечивающих снятие негативного эмоционального напряжения и способствующих реализации потенциальных возможностей каждого дошкольника через использование многообразных форм игровой деятельности. Специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий определяется особым выбором адекватных возрасту ребенка средств, форм и методов превентивного воздействия с учетом ведущего вида деятельности, позволяющих создать диалоговую основу взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми с целью формирования эмоциональной устойчивости в сфере отношений ребенка с окружающей средой. Профилактика негативных эмоциональных состояний дошкольников будет эффективной при реализации следующих социально-культурных условий:

- использование систематизированных игровых технологий (сюжетно-ролевых, вербальных, коммуникативных и др.) в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников как оптимального средства, позволяющего всесторонне и опосредованно влиять на процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника;

- построение деятельности по профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников на основе педагогической модели, которая обеспечивает единство компонентов и целостность ее структурных составляющих;

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.



- организация социально-культурной среды, в которой протекает эмоциональное развитие ребенка-дошкольника, адекватной его возрастным возможностям (отбор и дозированность информационного материала – телепередач, мультфильмов, книг, продуманный отбор игр и игрушек).

Найти пути профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.

Необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям на основе диагностического изучения их эмоциональных состояний и уровней эмоционального благополучия.

Каждое занятие в дошкольном учреждении должно начинаться и заканчиваться ритуалом для создания позитивного эмоционального состояния у детей. Участники группы могут учиться определять эмоции и чувства по пиктограммам, рисункам и фотографиям, сочинять сказки, дописывать и переписывать их, делать рисунки, фотографии. Для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда. По ходу занятий должно обращаться внимание на эмоциональные проявления детей, их поведение, реакцию на предложенные задания. В завершающей части занятия необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка.

В процессе реализации методики, тактика воздействия педагога или психолога должна быть различной в отношении детей, отличающихся разными проявлениями эмоций. Например, не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками. Это является причиной возникновения нарушений в их взаимоотношениях. Поэтому должны использоваться упражнения на преодоление конфликтности в общении детей через решение проблемных задач. С данной целью могут использоваться практические ситуации, занятия по преодолению агрессивности, коррекция драчливости, снятие вербальной агрессии, конфликтности в общении, снижение импульсивности. Также для детей с высоким уровнем тревожности должны проводиться занятия на снятие тревожности, страхов, формирование адекватной самооценки, уверенности в собственных силах.


Для профилактики эмоционального неблагополучия должны использоваться психогимнастические этюды и упражнения. Занимаясь психогимнастикой, дети смогут изучать различные эмоции, получают возможность управлять ими. Это будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка через обучение языку мимики и движений. Могут быть применены релаксационные упражнения, которые выполняются как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности детей. Данные занятия направлены на создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Для профилактики эмоционального неблагополучия в жизни детей должна постоянно присутствовать игра. Игровые технологии развивают психологическую пластичность, умение принять на себя роль, позицию и искренне отстаивать ее. Они позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях, позволяют дошкольникам принять на себя различные социальные роли, позволяют увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки.

Алгоритм игровой технологии предполагает определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению субъектов в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.

Для профилактики эмоциональной сферы необходимо также обратиться к возможностям двигательной деятельности, двигательного опыта дошкольника, занимающего значительное место в системе его активности.

С.Н. Гамова предлагает сложившуюся в дошкольных образовательных организациях систему физического воспитания обогатить наполненным психолого-профилакическим содержанием средствами физической культуры для укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста .

Так, например, комплексы дыхательных гимнастик (Б. Егоров, С. Исаева, Н. Соловьева и др.) способствуют не только физическому укреплению здоровья, но и оздоравливают психику. Специально подобранная музыка оживляет и развивает эмоциональный мир ребенка. Правильное дыхание дает детям возможность отдохнуть после нагрузки, расслабиться, восстановить спокойное течение мыслей. Дыхательные упражнения улучшают ритмование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Восточные гимнастики здоровья ( Болонов Г., Холостенко И. и др.), основу которых составляют упражнения с элементами хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, комплексно воздействуют на весь организм, сочетая движения для суставов, мышц и сухожилий с дыхательной гимнастикой, элементами точечного и общего массажа, релаксацией.

Двигательная деятельность игрового характера (игры-физкультминутки, специальные оздоровительные игры и др.) вызывают положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем.

Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость, внутреннюю свободу, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Предложенные средства физической культуры можно использовать в разные режимные моменты, в рамках оздоровительной гимнастики, физкультминуток, физкультурных занятий, оздоровительных прогулок, в свободной деятельности детей.

Необходимо разработать варианты планирования основных форм физического воспитания.

Эффективность данного процесса определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью укрепления эмоционального здоровья у старших дошкольников, обогащение и вариативность структурно-содержательного наполнения основных форм физического воспитания детей в дошкольных организациях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненных психологическим содержанием; отбор методов и приёмов укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры; использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоционального здоровья.

Включение в игровые программы музыкального сопровождения (релаксационной музыки, звуков природы), элементов пения, ритмики танца, является вспомогательным средством, позволит создавать весёлое настроение и поведение детей, формировать у них устойчивое позитивное отношение к двигательной деятельности. Необходимо педагогу-психологу проводить индивидуальные беседы и консультации с родителями по вопросам профилактики эмоционального неблагополучия.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.



Сохранение положительных взаимоотношений в семье между родителями – основное условие, при котором будет развиваться благополучная и гармоническая личность. Одобрение, похвала – основной рычаг воспитания, который вызывает у ребенка гордость, самоуважение, уверенность в себе и своих силах. После того, как у ребёнка возникло отношение к самому себе как «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что малыш обязательно научится тому, чего ещё пока не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребёнок.

Нельзя срывать зло на ребёнке, заявлять ему: «Уйди, я тебя не люблю!» Нельзя так же сообщать ребёнку, что он тупица, лгун, воришка, безвольный, бесчестный, упрямый осёл и пр., что должно разоблачить его, больно ударить и поставить на место. Унижение - не действенное средство. Как бы ни был мал ребёнок, он оскорбится и тут же займёт негативную позицию. Унижение никогда не давало положительного результата. Не сообщайте ребёнку о том, что из него «в будущем ничего не выйдет».

Лишение ребёнка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребёнка к исполнению родительских ожиданий.

Ребёнок всегда нуждается в эмоциональной поддержке, особенно родительской. Ведь родители эмоционально всегда с ним, всегда за него, даже когда он провинился.

Родители не должны пропускать победы ребёнка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша – значит придать ему силы для самого трудного – строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь – напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.

Таким образом, найти решение проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.