Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
Сущность профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий представляет собой научно обоснованную систему превентивных мер, связанных с устранением причин и условий, препятствующих созданию оптимальной ситуации развития эмоциональной сферы ребенка, обеспечивающих снятие негативного эмоционального напряжения и способствующих реализации потенциальных возможностей каждого дошкольника через использование многообразных форм игровой деятельности. Специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий определяется особым выбором адекватных возрасту ребенка средств, форм и методов превентивного воздействия с учетом ведущего вида деятельности, позволяющих создать диалоговую основу взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми с целью формирования эмоциональной устойчивости в сфере отношений ребенка с окружающей средой. Профилактика негативных эмоциональных состояний дошкольников будет эффективной при реализации следующих социально-культурных условий:
- использование систематизированных игровых технологий (сюжетно-ролевых, вербальных, коммуникативных и др.) в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников как оптимального средства, позволяющего всесторонне и опосредованно влиять на процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника;
- построение деятельности по профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников на основе педагогической модели, которая обеспечивает единство компонентов и целостность ее структурных составляющих;
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
- организация социально-культурной среды, в которой протекает эмоциональное развитие ребенка-дошкольника, адекватной его возрастным возможностям (отбор и дозированность информационного материала – телепередач, мультфильмов, книг, продуманный отбор игр и игрушек).
Найти пути профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.
Необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям на основе диагностического изучения их эмоциональных состояний и уровней эмоционального благополучия.
Каждое занятие в дошкольном учреждении должно начинаться и заканчиваться ритуалом для создания позитивного эмоционального состояния у детей. Участники группы могут учиться определять эмоции и чувства по пиктограммам, рисункам и фотографиям, сочинять сказки, дописывать и переписывать их, делать рисунки, фотографии. Для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда. По ходу занятий должно обращаться внимание на эмоциональные проявления детей, их поведение, реакцию на предложенные задания. В завершающей части занятия необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка.
В процессе реализации методики, тактика воздействия педагога или психолога должна быть различной в отношении детей, отличающихся разными проявлениями эмоций. Например, не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками. Это является причиной возникновения нарушений в их взаимоотношениях. Поэтому должны использоваться упражнения на преодоление конфликтности в общении детей через решение проблемных задач. С данной целью могут использоваться практические ситуации, занятия по преодолению агрессивности, коррекция драчливости, снятие вербальной агрессии, конфликтности в общении, снижение импульсивности. Также для детей с высоким уровнем тревожности должны проводиться занятия на снятие тревожности, страхов, формирование адекватной самооценки, уверенности в собственных силах.
Для профилактики эмоционального неблагополучия должны использоваться психогимнастические этюды и упражнения. Занимаясь психогимнастикой, дети смогут изучать различные эмоции, получают возможность управлять ими. Это будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка через обучение языку мимики и движений. Могут быть применены релаксационные упражнения, которые выполняются как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности детей. Данные занятия направлены на создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Для профилактики эмоционального неблагополучия в жизни детей должна постоянно присутствовать игра. Игровые технологии развивают психологическую пластичность, умение принять на себя роль, позицию и искренне отстаивать ее. Они позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях, позволяют дошкольникам принять на себя различные социальные роли, позволяют увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки.
Алгоритм игровой технологии предполагает определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению субъектов в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
Для профилактики эмоциональной сферы необходимо также обратиться к возможностям двигательной деятельности, двигательного опыта дошкольника, занимающего значительное место в системе его активности.
С.Н. Гамова предлагает сложившуюся в дошкольных образовательных организациях систему физического воспитания обогатить наполненным психолого-профилакическим содержанием средствами физической культуры для укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста .
Так, например, комплексы дыхательных гимнастик (Б. Егоров, С. Исаева, Н. Соловьева и др.) способствуют не только физическому укреплению здоровья, но и оздоравливают психику. Специально подобранная музыка оживляет и развивает эмоциональный мир ребенка. Правильное дыхание дает детям возможность отдохнуть после нагрузки, расслабиться, восстановить спокойное течение мыслей. Дыхательные упражнения улучшают ритмование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Восточные гимнастики здоровья ( Болонов Г., Холостенко И. и др.), основу которых составляют упражнения с элементами хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, комплексно воздействуют на весь организм, сочетая движения для суставов, мышц и сухожилий с дыхательной гимнастикой, элементами точечного и общего массажа, релаксацией.
Двигательная деятельность игрового характера (игры-физкультминутки, специальные оздоровительные игры и др.) вызывают положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем.
Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость, внутреннюю свободу, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Предложенные средства физической культуры можно использовать в разные режимные моменты, в рамках оздоровительной гимнастики, физкультминуток, физкультурных занятий, оздоровительных прогулок, в свободной деятельности детей.
Необходимо разработать варианты планирования основных форм физического воспитания.
Эффективность данного процесса определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью укрепления эмоционального здоровья у старших дошкольников, обогащение и вариативность структурно-содержательного наполнения основных форм физического воспитания детей в дошкольных организациях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненных психологическим содержанием; отбор методов и приёмов укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры; использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоционального здоровья.
Включение в игровые программы музыкального сопровождения (релаксационной музыки, звуков природы), элементов пения, ритмики танца, является вспомогательным средством, позволит создавать весёлое настроение и поведение детей, формировать у них устойчивое позитивное отношение к двигательной деятельности. Необходимо педагогу-психологу проводить индивидуальные беседы и консультации с родителями по вопросам профилактики эмоционального неблагополучия.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
Сохранение положительных взаимоотношений в семье между родителями – основное условие, при котором будет развиваться благополучная и гармоническая личность. Одобрение, похвала – основной рычаг воспитания, который вызывает у ребенка гордость, самоуважение, уверенность в себе и своих силах. После того, как у ребёнка возникло отношение к самому себе как «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что малыш обязательно научится тому, чего ещё пока не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребёнок.
Нельзя срывать зло на ребёнке, заявлять ему: «Уйди, я тебя не люблю!» Нельзя так же сообщать ребёнку, что он тупица, лгун, воришка, безвольный, бесчестный, упрямый осёл и пр., что должно разоблачить его, больно ударить и поставить на место. Унижение - не действенное средство. Как бы ни был мал ребёнок, он оскорбится и тут же займёт негативную позицию. Унижение никогда не давало положительного результата. Не сообщайте ребёнку о том, что из него «в будущем ничего не выйдет».
Лишение ребёнка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребёнка к исполнению родительских ожиданий.
Ребёнок всегда нуждается в эмоциональной поддержке, особенно родительской. Ведь родители эмоционально всегда с ним, всегда за него, даже когда он провинился.
Родители не должны пропускать победы ребёнка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша – значит придать ему силы для самого трудного – строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.
Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь – напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.
Таким образом, найти решение проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.