.
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)
Составитель: педагог-психолог Вылиток Ж.С.
2022 год
Пояснительная записка
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВ и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Цели и задачи программы:
Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
1. Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
2. Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- сформировать навыки регуляции эмоций.
Основные направления работы.
1. Информирование и просвещение учеников, их родителей и других значимых лиц.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.
3. Введение знаний по профилактике ПАВ в содержание в ряд учебных предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии и др.
4. Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.
Содержание программы.
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми, подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности в рамках изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов, на родительских собраниях. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
2. Практический блок включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Проведение мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей « группы риска».
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
- тренинги, практические семинары,
- родительские собрания и конференции,
- диспуты и дискуссии,
- игровые занятия,
- деловые и ролевые игры,
- спортивные соревнования,
- праздники здоровья,
- выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток,
- проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни,
- создание социальных проектов,
- выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,
- использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий,
- индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.
Сотрудничество.
Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того, чтобы программа была эффективной общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.
Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.
Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы.
Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ:
Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.
Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.
Медико-педагогическая служба:
Заместитель директора по ВР: курирует работу службы.
Фельдшер ФАП: консультирование для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Социальный педагог несет ответственность:
• за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
• систематическую работу с семьями школьника
Органы ученического самоуправления
• создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ.
Библиотечно-информационный центр:
• обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Правоохранительные органы:
• работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
• осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
• обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав,
• организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.
Программа представляет собой синтез современных подходов к профилактике употребления ПАВ:
1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
4. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Направления реализации программы
1. Работа с педагогическими работниками:
• информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
• индивидуальная работа, консультирование.
2. Работа с учащимися:
• включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов ученического самоуправления;
• проведение занятий по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки»(приложение 2);
• создание волонтёрской команды «Мы – за здоровый образ жизни!» для организации органами ученического самоуправления волонтёрской работы по профилактике употребления ПАВ;
• проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры и т.д.)
• спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов, проведение КВН, конкурса агитбригад, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,
• использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.).
• тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
• организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью и т.д.).
3. Работа с родителями:
• участие в проведении и организации родительских собраний школы, работы органов ученического самоуправления
• информационно-консультативная работа;
• привлечение к участию в тренинговых занятиях.
4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде:
• ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
• проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ;
• организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
этапы | возраст | характеристика |
I | 6-9 лет 9-11 лет | Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля. Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды. |
II | 11–13 лет | Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ) . |
III | 14–16 лет | Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!” |
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
этапы | класс | формы работы |
I | 1 - 2 3- 4 | Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов);занятия с элементами тренинга “Загадки необитаемого острова”, “Учимся быть внимательными”; Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги “Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”; (сценарии уроков здоровья в книге Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, 1-4 классы ”) ; |
II | 5 - 7 | Занятия “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения; |
III | 8 – 9 | Занятия “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения; Занятия “Мой жизненный выбор”, занятия толерантности. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ
Линии содержания образования | Составляющие качества образования |
Предметно- информационная | Деятельностно- информационная | Ценностно- ориентированная |
Культурно- историческая | Знания: -об опасных влияниях окружения; - о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость; -об их действии и последствиях их действия; - о различных формах зависимого поведения, об их последствиях; -о причинах зависимости, раннем распознавании зависимостей | Умения: - познакомиться с собственными «позитивными» и «негативными» чувствами, чувствами других людей, допускать их и серьезно к ним относиться; -выражать чувства здоровыми способами; -выражать и отстаивать свое мнение; -признавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения; -позволять себе меняться и общаться | Умения: -признавать собственные потребности,способности, достоинства, Слабости и ограничения; -принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье. Осознанное отношение: - к средствам, вызывающим удовольствие и зависимость; - к факторам, способствующим и препятствующим зависимости |
Социально- правовая | Знания: - об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности | Умения: -правильно вести себя в трудной ситуации; -реализовать свое право голоса и активного соучастия: в жизни семьи; в жизни школы; в широком общественном жизненном пространстве | Умения: -осознанно отказываться от опасных предложений; Формирование –здоровых ценностей; -здоровых отношений |
Информа- ционно методо- логическая | Знания: - о способах безопасного поведения; - о безопасных способах противостояния | Умение: - предвидеть опасность; -идентифицировать ее, - предотвратить по возможности или уменьшить степень риска, - любых средств переживать конфликты, кризисы и справляться с ними; - справляться со стрессом; - критической рекламы зависимости | Сформированность - самооценки и самоконтроля, - способности к принятию эффективных решений в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций; Умения: -критически оценивать рекламу любых средств зависимости; - укреплять самооценку и доверие к себе. |
Эколо- гическая культура | Знания: - об опасных предметах и веществах; - критерии оценки окружающей среды в различных ее аспектах с позиции безопасной жизнедеятельности; - основные экологические законы; - понимание места и роли человека в отношениях со средой обитания | Умения адаптироваться в социальной среде так, чтобы: -принимать ответственность за свое будущее; - влиять на окружающий мир так, чтобы: его голос был услышан и поддержан; -он поверил в себя, в ценность своего существования и действия; - его самостоятельные волевые усилия и его ответственность были позитивно приняты его ближайшим окружением в семье и школе | Формирование ответственности: - за свое поведение; -за свое здоровье; - за свое будущее |
Культура здоровья | Знания: - о составляющих здоровья и причинах формирования зависимого поведения - знать факторы здорового образа жизни | Приобрести умения: развивать тело и образ мыслей в позитивном направлении | Способность: - самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение; - планировать будущее и осуществлять настоящее в соответствии со следующими принципами: - осознание ценности ЗОЖ; - выбор здоровой жизненной позиции; - умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПРОФИЛАКТИКУ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ.
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
1 | Выявление учащихся, злоупотребляющих ПАВ. Профилактические беседы. | Классные руководители, социальный педагог | сентябрь |
2 | Организация занятости детей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей из семей социально опасном положении досуговой деятельностью. | Классные руководители, учитель физической культуры. | Сентябрь |
3 | Тестирование «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…» 5- 9 классы | социальный педагог, педагог - психолог | октябрь |
4 | Занятия «Скажи « нет!» ПАВ!».5-9 классы. | социальный педагог, педагог - психолог | октябрь |
5 | Мероприятия по профилактике ПАВ в рамках акции "Мы за ЗОЖ". | администрация, классные руководители | ноябрь |
6 | Классный час, посвященный Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает» 7-9 классы. Классный час на «Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики». 6-7 классы. | Фельдшер ФАП, классные руководители, социальный педагог | Ноябрь |
7 | День борьбы со СПИДом: « Умей сказать нет!» 8-9 классы. | педагог- психолог, социальный педагог | 1 декабрь |
8 | Тренинговое занятие «Умей противостоять зависимостям» 7-9 классы. | педагог- психолог | декабрь |
9 | Месячник правовых знаний. | классные руководители, социальный педагог | январь-февраль |
10 | Проведение занятий «Наркотики или ЗОЖ». | мед работник, классные руководители | март |
11 | Всемирный день здоровья. Веселые старты в рамках акции « Спорт против наркотиков» | Классные руководители учителя ФК | 7 апреля |
12 | «Я умею выбирать» -занятие с элементами тренинга безопасного поведения. 5- 6 классы. | классные руководители, педагог- психолог | апрель |
13 | Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ (к Всемирному дню без табака) 5-9 классы. | классные руководители | май |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Показателем эффективности программы является:
- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.
- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использование досуга.
- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта. Педагогам совместно с родителями подростков создать в школе и микрорайоне атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
- все участники проекта получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, познакомиться с медицинскими учреждениями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании).
- данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
- подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:
Социально-психологические занятия с элементами тренинга - один из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.
Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.
Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.
Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.
Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.
“Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.
Сказкотерапия – Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.
Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”) , адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Список литературы:
Полезный выбор. Учебное пособие для 10 и 11 классов по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
Полезный выбор. Учебное пособие для учителя по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
Полезный выбор. Тетрадь для родителей по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
Полезный выбор. Тетрадь для родителей по предупреждению употребления наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
14