Просмотр содержимого документа
««Профилактика профессионального выгорания»»
«Профилактика профессионального выгорания»
Цель : обучить педагогов приемам и способам снятия внутреннего напряжения, наметить пути выхода из стрессовой ситуации и ухода от нее.
Задачи:
- Научить педагогов видеть в любом деле положительные стороны.
- Показать, как позитивные мысли влияют на наш организм.
- Способствовать развитию позитивного настроения.
Три аспекта профессионального выгорания
- Первый — снижение самооценки.
- Второй — одиночество.
- Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Слагаемые профессионального выгорания
эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация
тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям, возрастает обезличенность и формальность контактов.
Редукция
Сокращение личных достижений. Ощущение неуспешности, неудовлетворенность результатами труда, самообвинение
Симптомы профессионального выгорания
- Усталость
- Бессонница
- Негативное отношение к ученикам
- Пренебрежение обязанностями
- Уменьшение аппетита или переедание
- Усиление агрессивности
- Пассивность (апатия, цинизм, пессимизм)
- Усиление чувства вины
- Уход в болезнь
Факторы, влияющие на профессиональное выгорание
- Недостаточность признания и оценки
- Строгая регламентация при нереальных сроках исполнения
- Работа с немотивированными учащимися, коллегами
- Конфликты
- Нехватка самовыражения, саморазвития, проф.роста
- Личные проблемы.
Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ? "
- "НЕТ" на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни.
- "НЕТ" на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение.
Игра –тренинг «ССВУ»
- Сильная сторона
- Слабая сторона
- Возможности
- Угрозы
Синквейн «Современный учитель»
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Мозговой штурм
(придумайте
несколько способов
снятия стресса)
- Активизация юмора
- Счет до 10
- Смена обстановки
- Концентрация внимания
- Визуализация
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов .
1. Физиологическая саморегуляция .
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
« М ышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
- «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. « М ышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы ф изиологическ ой саморегуляции :
- Различные движения потягивания и расслабления мышц
- Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Способы ф изиологическ ой саморегуляции :
- РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
- длительный сон,
- вкусная еда,
- общение с природой и
животными,
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
- баня, сауна, массаж;
- горячая ванна
с пеной;
3. Способы эмоциональной саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
Способы эмоциональной саморегуляции:
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение книг;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
- Занятие любимым делом - хобби .
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
- Дарите себе подарочки и милые безделушки.
ВЫВОДЫ:
- ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ!
- НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!