СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация адресованная педагогам. Главная цель которой - профилактика суицида.  В презентации приводятся первичные признаки, мотивы  суицидальной склонности ребенка, а также методы противодействия и профилактики.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения»

 « Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»       Педагог-психолог: Солодкая И.Б.

« Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»  

Педагог-психолог: Солодкая И.Б.

В прошлом году в России покончили жизнь самоубийством 270 детей и подростков. Число попыток суицида среди подростков выросло на 13%. «Россия занимает третье место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно в России происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди подростков, из которых 1,5 тысячи оканчиваются смертью. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место в Европе».

В прошлом году в России покончили жизнь самоубийством 270 детей и подростков.

Число попыток суицида среди подростков выросло на 13%.

«Россия занимает третье место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно в России происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди подростков, из которых 1,5 тысячи оканчиваются смертью.

По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место в Европе».

  В последнее время участились случаи суицида среди детей и подростков в Ханты-Мансийском округе . По данным доклада уполномоченного по делам ребенка в регионе:  55% случаев — отравление медикаментами, 28% — самопорезы, 9% — прыжок с высоты, 7% — повешенье, 1% — переохлаждение. Пять суицидов закончились летальным исходом .

В последнее время участились случаи суицида среди детей и подростков в Ханты-Мансийском округе . По данным доклада уполномоченного по делам ребенка в регионе:

55% случаев — отравление медикаментами,

28% — самопорезы,

9% — прыжок с высоты,

7% — повешенье,

1% — переохлаждение.

Пять суицидов закончились летальным исходом .

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидент  – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Суицид умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Суицидент человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Суицидальное поведение  Весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность; фрустрация, негативное восприятие окружающего; отсутствие осознанного стремления к жизни .

Суицидальное поведение

Весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов:

  • социокультурных особенностей воспитания;
  • неблагоприятного социального окружения;
  • совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность; фрустрация, негативное восприятие окружающего;
  • отсутствие осознанного стремления к жизни .
Виды суицидов Демонстративный : разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут.  Аффективный : совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток.  Истинный : имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой .

Виды суицидов

  • Демонстративный : разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут.
  • Аффективный : совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток.
  • Истинный : имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой .

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте Несформированное понимание смерти Отсутствие идеологии Ранняя половая жизнь Дисгармония в семье Саморазрушаемое Реакция протеста Депрессия

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте

Несформированное понимание смерти

Отсутствие идеологии

Ранняя половая жизнь

Дисгармония в семье

Саморазрушаемое

Реакция протеста

Депрессия

Группа риска подростков, склонных к суициду: Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания). 7

Группа риска подростков, склонных к суициду:

  • Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
  • Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
  • Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
  • Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

7

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:   1 . Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

1 . Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания, нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов

6. Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов

 Как правило, суицид не происходит  без предупреждения.  Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят, либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Как правило, суицид не происходит

без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят, либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Признаки готовящегося самоубийства Словесные  признаки . Часто говорит о своем душевном состоянии. Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.  Поведенческие признаки .  Приведение дел в порядок. Прощание. Демонстрируют радикальные перемены.  Ситуационные признаки.  Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю.

Признаки готовящегося самоубийства

Словесные признаки . Часто говорит о своем душевном состоянии. Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки . Приведение дел в порядок. Прощание. Демонстрируют радикальные перемены.

Ситуационные признаки. Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю.

Поведенческие ключи Отчаяние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе. Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью. Скудные планы на будущее. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей. 7

Поведенческие ключи

  • Отчаяние и плач.
  • Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
  • Нехватка жизненной активности.
  • Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
  • Повышение или потеря аппетита.
  • Вялость и апатия.
  • Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
  • Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
  • Приведение в порядок своих дел.
  • Отказ от личных вещей.
  • Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
  • Суицидальные попытки в прошлом.
  • Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
  • Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
  • Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
  • Скудные планы на будущее.
  • Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

7

Вербальные (речевые) ключи:   Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми. 7

Вербальные (речевые) ключи:

  • Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
  • Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
  • Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

7

Ситуационные ключи:   Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция. Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность.  7

Ситуационные ключи:

  • Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
  • Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
  • Недавняя перемена места жительства.
  • Семейные неурядицы.
  • Неприятности с законом.
  • Коммуникативные затруднения.
  • Проблемы со школой или занятостью.
  • Социальная изоляция.
  • Хроническая, прогрессирующая болезнь.
  • Нежелательная беременность.

7

     Быть ребенком - это стресс   Главная цель сегодняшнего семинара понять и помочь подростку не переступить так рано грань между жизнью и смертью.      7

Быть ребенком - это стресс Главная цель сегодняшнего семинара понять и помочь подростку не переступить так рано грань между жизнью и смертью.  

7

Как предотвратить суицид?  Необходима профилактическая работа специалистов (психолога, социального педагога), классных руководителей.

Как предотвратить суицид?

Необходима профилактическая работа специалистов (психолога, социального педагога), классных руководителей.

7

7

  Все это кризисные явления подросткового возраста: половое созревание, неравномерность психофизиологического развития, формирование самооценки, самосознания и в связи с ними – изменения в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая детей, чаще всего подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он не может найти и опору, поддерживающую его в жизни.

  • Все это кризисные явления подросткового возраста: половое созревание, неравномерность психофизиологического развития, формирование самооценки, самосознания и в связи с ними – изменения в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
  • Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая детей, чаще всего подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он не может найти и опору, поддерживающую его в жизни.

Роль педагога в работе с такими подростками помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений).

Роль педагога в работе с такими подростками

  • помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений).
Что в поведении подростка  должно насторожить учителя   Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам из-за проблем в подготовке к итоговой аттестации. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон. Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам из-за проблем в подготовке к итоговой аттестации. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон. Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. 7

Что в поведении подростка должно насторожить учителя

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам из-за проблем в подготовке к итоговой аттестации. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон. Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам из-за проблем в подготовке к итоговой аттестации.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

7

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми. Несчастная любовь или разрыв романтических отношений. Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства). Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

7

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ  Советы для педагогов  Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса.  Эти действия включают две основных стратегии: – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе,  - повышение самооценки, самоуважения у ребенка.                                                                                                                                                                                                      

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ Советы для педагогов

Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса.

Эти действия включают две основных стратегии:

постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе,

- повышение самооценки, самоуважения у ребенка.                                                                                                                                                                                                     

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ   Предоставлять реальную возможность в достижении успеха. Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания. Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков. Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему. Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.  7

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

  • Предоставлять реальную возможность в достижении успеха.
  • Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания.
  • Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков.
  • Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему.
  • Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания
  • Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

7

Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество. Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта. 7
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других.
  • Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

7

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка.            Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения.  Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка. 

        Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения.

Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни .

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни .

Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.

Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может

обратиться к людям, которым доверяет:

родителям, классному руководителю, психологу.

Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде.

1. Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу.

2. Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима.

3. Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания.

4. Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным.

5. Постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.

6. Не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы.

7. Привести конструктивные способы ее решения.

Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Рекомендации педагогам застенчивого ребенка  1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.  2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.  3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.  4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

Рекомендации педагогам застенчивого ребенка

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

Не только расслышать, но и понять и помочь. Если сделать это вовремя, то, сколько жизней детей и подростков мы сможем сохранить.

Не только расслышать, но и понять и помочь. Если сделать это вовремя, то, сколько жизней детей и подростков мы сможем сохранить.