ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте, где отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы» [4, с. 5].
В документе «Программа воспитания», которая утверждена от 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования приводится модуль «Профориентация». Где отмечается, что совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
• профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков («Проектория»);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования [1, с. 16].
Однако реализуя ФГОС, нельзя не согласиться с тем, что возникает ряд проблем:
во-первых, реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни;
во-вторых, он нуждается в поддержке со стороны взрослых, профессионально такую поддержку может главным образом оказать школа.
Поэтому создание системы профориентационной работы в школе является одним из главных направлений ее деятельности.
Каковы же основные задачи деятельности школы:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности (для учащихся, планирующих продолжить обучение на старшей ступени);
содействие профориентационной поддержке учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, профессии (для учащихся, планирующих продолжить обучение в системе СПО и НПО);
оказание дополнительной профориентационной поддержки некоторым группам школьников, у которых легко спрогнозировать сложности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и трудоустройства (дети-инвалиды, дети группы риска, дети, стоящие на учете в ОДН);
получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения дальнейшего образовательного маршрута;
обеспечение информационной поддержки, знакомство с рынком труда и миром профессий;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями поселка, района.
Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит от использования всех возможных ресурсов (традиционных и вновь появившихся), которыми обладает школа на сегодняшний день.
Главнейшим ресурсом становится введенная в школах система профильного обучения. Переход школ на профильное обучение - это пересмотр опыта профориентационной работы и полное ее обновление, но следует помнить, что прежние достижения в профессиональной ориентации школьников могут быть успешно перенесены и использованы для профориентации школьников [2, с. 2].
Активная работа проводится в образовательных организациях Мариинского муниципального района. Так в проекте «Сто дорог-одна моя» с 2019 года принимает участие 674 уч-ся 1-х кл. т.е. 100 % - й охват первоклассников данным проектом. С 2020 года проект реализуется и вторых классах. Учащиеся принимают участие в Осенней, летней и весенней школе по проектной деятельности в рамках реализации стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов».
В рамках реализации регионального проекта «Молодые профессионалы» проведено изучение общественного мнения обучающихся 8-11 классов в отношении перспектив получения профессионального или высшего образования (в форме электронного тестирования). С 15 марта 2021 года в ГПОУ «Мариинский политехнический техникум» проходил VII Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - 2021.
В соответствии с утвержденным перечнем компетенций и площадок VII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - 2021 в Кузбассе, чемпионат проходит в 7 территориях Кузбасса: Кемерово, Новокузнецк, Тайга, Юрга, Киселёвск, Междуреченск, Мариинск. От Мариинского муниципального района команда представлена в количестве 5 учащихся 8-9-х классов.
Проект по ранней профессиональной ориентации учеников 6-11-х классов
«Билет в будущее», инициатором которого является Президент Российской Федерации В. В. Путин, реализуется с 2018 года. В 2019 году учащиеся Мариинского муниципального района в количестве 40 человек, приняли участие в региональном фестивале профессий «Билет в будущее». Сопровождали учащихся педагоги-профнавигаторы, там же они прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы, методики и инструменты профориентационной работы педагога-навигатора» (Профнавигация) Московского центра непрерывного развития личности и реализации человеческого потенциала. Фестиваль – современная образовательная площадка в формате профессиональных проб, объединяющая ключевых участников рынка труда: школьников 6-11 классов, представителей работодателей, экспертов отраслевых направлений и образовательных организаций. В программу фестиваля были включены: мини-лектории, основная задача которых погружение участников в отрасль; профессиональные пробы, реализуемые в формате кейсовых заданий, где у каждого ученика есть возможность «потрогать профессию руками» через выполнение кейсовых заданий в самых разных индустриях вместе с отраслевыми экспертами;
программа для педагогов-профнавигаторов. Данное мероприятие направлено на профориентацию школьников, выявление профессиональных предпочтений и знакомство с востребованными и перспективными профессиональными направлениями. Оператор проекта — Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».
В Мариинском муниципальном районе в проекте «Билет в будущее» принимали участие 2502 человека (6-11 классы) с 2020 – 2024 гг. Учащиеся, которые являются участниками проекта «Билет в будущее» могут самостоятельно выбирать мероприятия, организуемые учебными заведениями Кемеровской области. Педагоги-навигаторы ведут мониторинг посещения профориентационных мероприятий в течение учебного года.
Эффективным становится взаимодействие с профессиональными учебными заведениями. Профпробами охвачено 87 % школьников 8-11 классов.
В рамках реализации регионального плана проводятся Единые дни профориентации. За период учебного года проводится 5 таких дней (1 сентября, урок Успеха, в ноябре, марте, апреле, мае) всего принимают участие порядка 6230 уч-ся.
Всероссийское образовательное мероприятие «Урок Цифры», в котором ежегодно принимают участие более 5840 уч-ся. На уроках присутствуют представители сбербанка России; представители ГПОУ «Мариинский политехнический техникум»; ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны»; Многофункциональный центр Мариинского муниципального района; ГКУ ЦЗН Мариинского муниципального района.
Количество участников Всероссийского конкурса для обучающихся 8-11 классов «Большая перемена» составило 364 школьника. С 2021 года в конкурсе могут принимать участие дети с 5-10 классы. Конкурс включает 12 номинаций: наука и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), волонтерство («Делай добро!»), историческая память («Помни!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!»), экология («Сохраняй природу!»), урбанистика («Меняй мир вокруг!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»),развитие образовательных технологий («Открывай новое!»), молодежное предпринимательство («Предпринимай!») и специальная номинация («Служи Отечеству!»).
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. И огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации [3, с. 1].
Список литературы:
Методические рекомендации «Примерная программа воспитания», 2020 г.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Профориентация-важное направление. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/09/24/proforientatsiya-vazhnoe-napravlenie-v
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2010 г.