МБОУ Первомихайловская СОШ, Татарского района, Новосибирской области
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. учебным процессом Директор школы
_________ _________
«___»__________ 2017 г. «___»__________ 2017г.
Составитель: учитель биологии
Кривенко В.Н.
Календарный план
По дисциплине «Самопознание» для учащихся 5 -7 классов на 2016-2017уч.г.
№ п/п | | 5 класс | 6 класс | 7 класс | |
1. | Учебных занятий | 35 | 35 | 35 |
6. | Всего часов | 35 | 35 | 35 |
Календарный план составлен на основании программы
«Самопознание» 2017г.
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей ___________________
Протокол № __1__ «___»__________2017 г.
Первомихайловка,2017
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ (5-7 классы)
Пояснительная записка
Данная программа «Самопознание» авторская составлена для учащихся
5-7 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.
Основные цели: стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях; содействовать формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников.
Программа для 5-7 классов обеспечивает преемственность в изучении предмета от средней ступени школы.
В ней определены основные задачи :
- ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;
- заложить основы культуры общения учащихся;
- содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;
- помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;
- стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;
- формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях.
Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-6 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.
Назначение первого раздела «Радость познания» заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.
Второй раздел «Учимся общению» призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.
Третий раздел «Быть человеком» вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.
Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.
В последующих классах перечисленные содержательные линии сохраняются, но базовое содержание предмета «Самопознание» в 7 классе группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».
Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.
Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.
Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении. Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Тематическое планирование второго раздела «Человек и общество» направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.
В рамках третьего раздела «Мир и человек» предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.
В четвёртом разделе «Мир человечества» особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.
Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.
Содержание курса
6 класс (35 часов,1ч . в неделю)
Содержание предмета «Самопознание» в 6- классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.
Назначение первого раздела
«Радость познания»-8 ч .
Заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.
Второй раздел
«Учимся общению» -8 ч.
Призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.
Третий раздел
«Быть человеком»- 8 ч.
Вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.
Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» -8 ч.
Помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.
Итоговый урок(зачёт) -3 ч.
6 класс (35 часа, 1 час в неделю)
Названия разделов | № урока | Темы уроков | Содержательная основа |
I Радость познания (8 ч) | 1-2 | Путь познания | Сущность процесса познания. Целеустремлённость, трудолюбие как необходимые качества на пути познания. Познание – необходимое условие самосовершенствования. |
3-4 | Возможности человека | Созидательная активность человека как необходимое условие познания своих возможностей. Вера в свои силы. Пути развития способностей. |
5-6 | Вера в себя | Самосовершенствование. Самореализация. Вера в себя как условие личностного и профессионального становления человека. |
7-8 | В стремлении к красоте | Красота человека. Духовно-нравственная основа человека. Красота как отражение гармонии человека с миром. Благородство мыслей, чувств, поступков как отражение истинной красоты человека. |
II Учимся общению (8 ч) | 9-10 | Взаимоотношения в классе | Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путём. Уважение друг к другу – основа взаимоотно-шений в классе. |
11-12 | Об отзывчивости и равнодушии | Отзывчивость как ценностное качество человека. Равнодушие – болезнь души, противоположное отзывчивости качество. Человек в стремлении к нравственному выбору. |
13-14 | Родственные узы | Родные люди – опора человека в жизни. Ответственность человека за поддержание прочных связей между членами семьи. Проявление заботы и внимания к членам своей семьи. |
15-16 | Жить в мире с людьми | Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установление мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим. |
III Быть человеком (8 ч) | 17-18 | Я и мир вокруг | Взаимосвязь человека и окружающего мира. Позитивное восприятие окружающего мира. Мир как источник открытий для человека. |
19-20 | Природа - бесценный дар | Природа как часть окружающего мира. Ценность природы для человека. Забота человека о природе. Гармония в отношениях человека и природы. |
21-22 | Искусство быть здоровым | Здоровье как отражение гармонии тела и духа. Здоровый образ жизни. Ответственность человека за сохранение своего здоровья. |
23-24 | Найти своё призвание | Призвание человека. Цель жизни. Смысл жизни. Служение обществу. Вера в себя. |
IV Как прекрасен этот мир! (8 ч) | 25-26 | В поиске истины | Истина как важнейшая человеческая ценность. Познание истины – путь развития и становления личности. Значение труда в постижении истины. |
27-28 | Времён связующая нить | Значение культурного наследия в познании себя и мира. Духовные основы культурного наследия. Культурное наследие родного края. Причинно-следственные связи между различными явлениями мировой культуры. |
29-30 | Духовное богатство человека | Духовное самосовершенствование. Духовное наследие человечества. Труд души. |
31-3233 | Радость творчества | Обобщение изученного. Ценность творчества. Жизнетворчество. Творческий труд. |
| -34-35 | Творческий отчёт Как прекрасен этот мир | Итоговое повторение |
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Название раздела | Кол-во уроков | Название темы | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата провед. Фактич. |
I Радость познания | 1 | Мир самопознания | 1 | | |
2 | Самопознание – процесс всей жизни | 1 | | |
3 | Мир моих чувств | 1 | | |
4 | Управление эмоциями | 1 | | |
5 | От мечты к открытию | 1 | | |
6 | Мечта как способ познания мира | 1 | | |
7 | Характер человека | 1 | | |
8 | Воспитание характера | 1 | | |
II Учимся общению | 9 | Мир человеческих взаимоотношений | 1 | | |
10 | Чуткость к окружающим людям | 1 | | |
11 | Дружба мальчиков и девочек | 1 | | |
12 | Дружба, взаимопонимание в коллективе | 1 | | |
13 | Человек в коллективе | 1 | | |
14 | Достойное поведение в коллективе | 1 | | |
15 | Мир и согласие между людьми | 1 | | |
16 | Поступки на благо людей | 1 | | |
III Быть человеком | 17 | Мир семьи | 1 | | |
18 | Уважение к близким людям | 1 | | |
19 | О доверии | 1 | | |
20 | Значение доверия в жизни человека | 1 | | |
21 | Быть трудолюбивым | 1 | | |
22 | Труд – способ реализации человеческих возможностей | 1 | | |
23 | Красота души человека | 1 | | |
24 | Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире | 1 | | |
IV Как прекрасен этот мир! | 25 | Природа – источник вдохновения | 1 | | |
26 | Природа в творчестве людей | 1 | | |
27 | Учимся понимать красоту природы | 1 | | |
28 | Красота природы в красках | 1 | | |
29 | Учимся слышать музыку природы | 1 | | |
30 | Звуки природы | 1 | | |
31 | Радость творчества | 1 | | |
32 | Творческая личность | 1 | | |
| 33 | Итоговое повторение | 1 | | |
34/35 | Творческие отчёты « Как прекрасен этот мир» | 2 | | |
5 класс
(18 часа, 0,5 часа в неделю)
Название раздела | Кол-во уроков | Название темы | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата провед. Фактич. |
I Радость познания | 1 | Мир самопознания | 1 | | |
2 | Мир познания себя. Познание всей жизни. | 1 | | |
3 | Мир моих чувств | 1 | | |
4 | Управление эмоциями | 1 | | |
5 | От мечты к открытию | 1 | | |
6 | Мечта как способ познания мира | 1 | | |
7 | Характер человека | 1 | | |
8 | Воспитание характера | 1 | | |
II Учимся общению | 9 | Мир человеческих взаимоотношений | 1 | | |
10 | Чуткость к окружающим людям | 1 | | |
11 | Дружба мальчиков и девочек | 1 | | |
12 | Дружба, взаимопонимание в коллективе | 1 | | |
13 | Человек в коллективе | 1 | | |
14 | Достойное поведение в коллективе | 1 | | |
15 | Мир и согласие между людьми | 1 | | |
16 | Поступки на благо людей | 1 | | |
III Быть человеком | 17 | Творческий отчёт «Мир семьи» | 1 | | зачёт |
| 18 | Мир семьи | 1 | | |
| | Радость познания | 1 | | |
Содержание курса
5класс (18 часов,0,5 ч . в неделю)
Содержание предмета «Самопознание» в 5- классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.
Назначение первого раздела
«Радость познания»-8 ч .
Заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.
Второй раздел
«Учимся общению» -8 ч.
Призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.
Третий раздел
«Быть человеком»- 1 ч.
Вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.
Итоговый урок(зачёт) -1 ч.
Название раздела | Кол-во уроков | Название темы, содержание |
I Радость познания | 1-2 | Мир самопознания | Внутренний мир человека. Окружающий мир. Самопоз-нание как процесс длиною в жизнь. Счастье человека. |
3-4 | Мир моих чувств | Эмоции и чувства человека. Человек и его настроение. Управление эмоциями. Пути выхода из конфликта. Улыбка. |
5-6 | От мечты к открытию | Мечты и желания. Мечта и фантазия. Высота устремлений. Мечта как способ познания мира. |
7-8 | Характер человека | Отличительные черты личности. Сильный характер. Дисциплина. Воспитание характера. Единство слов и поступков. |
II Учимся общению | 9-10 | Мир человеческих взаимоотношений | Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уваже-ние к себе и другим. |
11-12 | Дружба мальчиков и девочек | Культура взаимоотношений между учащимися противо-положного пола. Дружба, взаимопонимание в коллек-тиве. Общее дело. |
13-14 | Человек в коллективе | Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе. |
15-16 | Мир и согласие между людьми | Уважение к культуре, истории и религии разных народов как основа мира и согласия между людьми. Мирное разрешение вопросов. Поступки на благо людей. |
III Быть человеком | 17-18 | Мир семьи | Семья как необходимое условие счастья человека. Уважение к близким людям. Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи. |
5 класс(18 часов, 0,5 часа в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 5 класса:
- осознает значимость и содержание понятий: самопознание, внутренний мир человека, взаимопонимание, уважение, дружба, любовь, доверие, согласие, семья, коллектив, единение с природой, творчество;
- различает позитивные и негативные качества, эмоции и чувства человека;
- осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;
- проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;
- умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;
- понимает значимость физического и духовного здоровья, здорового образа жизни; стремится избегать вредных привычек;
- осознает необходимость рационального использования свободного времени;
- проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;
- ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;
- старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;
- стремится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
- умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей;
- имеет представление о культуре взаимоотношений между представителями противоположного пола.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 5 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 5 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 6 класса:
- осознает значимость и содержание понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство;
- имеет расширенное представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;
- осознает неповторимость своей индивидуальности, умеет с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;
- умеет быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявляет сострадание к людям через оказание реальной помощи;
- умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознает негативность ссор, конфликтов, умеет преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
- понимает важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; старается избегать вредных наклонностей и привычек;
- осознает необходимость продуктивной организации личного досуга, умеет планировать свое время;
- проявляет интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
- умеет свободно выражать свои мысли и чувства, умеет быть объективным в оценке себя;
- умеет ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; умеет выслушать и понять другого человека;
- умеет достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управляет своим эмоциональным состоянием, сдерживает негативные эмоции, побуждения;
- умеет принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывает их;
- умеет отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;
- имеет представление о многообразии социальных ролей человека с учетом гендерного различия;
- умеет идентифицировать свои поступки с поступками окружающих людей и оценивать их; умеет различать в жизни интересных людей то ценное, что помогает стать лучше.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 6 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 6 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 7 класса:
- осознает значимость и содержание понятий: духовное развитие, красота человеческого духа, достоинство, счастье, общение, согласие, гражданская позиция, позитивное мышление, гармония жизни, свобода, творчество, смысл жизни;
- умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
- умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
- знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
- умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
- умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
- понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
- умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
- умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
- понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
- осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
- умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
- умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 7 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 7 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему
Календарно-тематическое планирование
6 класс
(35 часа, 1 час в неделю)
Названия разделов | № урока | Темы уроков | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата провед. Фактич. |
I Радость познания (8 ч) | 1 | Путь познания | 1 | | |
2 | Путь к духовному совершенствованию | 1 | | |
3 | Возможности человека | 1 | | |
4 | Путь развития способностей | 1 | | |
5 | Вера в себя | 1 | | |
6 | Самореализация | 1 | | |
7 | В стремлении к красоте | 1 | | |
8 | Красота- гармония человека с миром | 1 | | |
II Учимся общению (8 ч) | 9 | Взаимоотношения в классе | 11 | | |
10 | Уважение друг к другу –основа взаимоотношений в классе | 1 | | |
11 | Об отзывчивости и равнодушии | 1 | | |
12 | Человек в стремлении к членам своей семьи | 1 | | |
13 | Родственные узы | 1 | | |
14 | Проявление заботы и внимания к членам своей семьи | 1 | | |
15 | Жить в мире с людьми | 1 | | |
16 | Проявление доброты и чуткости К окружающим | 1 | | |
III Быть человеком (8 ч) | 17 | Я и мир вокруг | 1 | | |
18 | Мир источник открытий для человека | 1 | | |
19 | Природа - бесценный дар | 1 | | |
20 | В гармонии человека с природой | 1 | | |
21 | Искусство быть здоровым | 1 | | |
22 | Здоровый образ жизни | 1 | | |
23 | Найти своё призвание | 1 | | |
24 | Вера в себя | 1 | | |
IV Как прекрасен этот мир! (8 ч) | 25 | В поиске истины | 1 | | |
26 | | 1 | | |
27- | Времён связующая нить | 1 | | |
28 | Культурное наследие родного края | 1 | | |
29- | Духовное богатство человека | 1 | | |
30 | Духовное наследие человечества | 1 | | |
31 | Радость творчества | 1 | | |
32 | Творческий труд | 1 | | |
| 33 | Итоговое повторение | 1 | | |
34/35 | Творческие отчёты «Быть человеком | 1 | | |
Содержание курса
«Самопознание»
7 класс (35 часа. 1ч. в неделю)
Содержание предмета «Самопознание» в 7 классах группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».
Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.
Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.
Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении.
Темы первого раздела «Быть человеком»-8ч.
Ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Тематическое планирование
второго раздела «Человек и общество»-8ч.
Направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.
В рамках третьего раздела «Мир и человек»-8ч.
Предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.
В четвёртом разделе «Мир человечества»-9 ч.
Особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.
Итоговый урок (зачёт)-2 ч.
Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.
7 класс (35 часа, 1 час в неделю)
Названия разделов | № урока | Темы уроков | Содержательная основа |
I Быть человеком (8 ч) | 1-2 | Разум и воля | Разумный человек. Разум и чувства. Человек с сильной волей. Познание своих возможностей. Путь к духовному совершенствованию. Разум и воля в ценностном постижении жизни. |
3-4 | Внешняя привлекательность и внутренний мир человека | Отражение внутреннего мира человека в его внешних чертах. Добро и красота. Роль человека в создании собственной красоты. Красота человеческого духа. |
5-6 | О достоинстве человека | Достоинство в процессе становления личности. Самоуважение. Чувство собственного достоинства. Качества характера, подчёркивающие достоинство человека. |
7-8 | Счастье человека | Счастье человека. Позитивное мировосприятие. Полнота жизни. Составляющие счастья. |
II Человек и общество (8 ч) | 9-10 | Тепло человеческого общения | Основа человеческого общения. Ценностное отношение к себе и другим. Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе. |
11-12 | Семейные ценности | Семейные ценности как часть общечеловеческих ценностей. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Уважение и любовь между близкими людьми. Доверие в семье. |
13-14 | Этика взаимоотношений в коллективе | Сплочённый коллектив. Чувство долга. Личная ответственность за создание здорового коллектива. Ценности коллектива. |
15-16 | Гражданская позиция человека | Гражданин страны. Добросовестное отношение к обязанностям как проявление любви к Родине. Общественная активность человека. |
III Мир и человек (8 ч) | 17-18 | Картина мира | Место человека в мире. Восприятие мира челове-ком. Создание своего образа мира. Любовь как постижение мира. |
| 19-20 | Энергия позитивной мысли | Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Мысль чело-века как выражение своего понимания мира. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве. |
21-22 | Мировосприятие человека | Восприятие мира как основа мировоззрения человека. Связь духовного мира человека с окружа-ющим его миром. Актив-ная жизненная позиция. |
23-24 | Созвучие с окружающим миром | Любовь к окружающему миру. Основа гармоничных отношений человека с окружающим миром. Чело-век на Земле. Человек во Вселенной. |
IV Мир человечества (8 ч) | 25-26 | Духовный мир человека | Гармония жизни. Человеч-ность. Составляющие ду-ховного мира человека. Проявления духовного ми-ра человека в жизни. Пути обогащения духовного мира. |
27-28 | Человек и человечество | Задачи человека как представителя человечес-тва на земле. Значение деятельности человека в сохранении духовно-куль-турного наследия челове-чества. Нравственный долг поколения. |
29-30 | Человек созидающий | Созидательная деятель-ность человека. Творчество как основа созидательной деятельности. Внутренняя свобода человека. Воплощение любви. |
31-32 | Жизнь во имя любви | Обобщение изученного. Истинная ценность жизни. Познание себя через любовь. |
| 33 | Итоговое повторение | 34/35 Творческий отчёт «Моё творчество». Мир человечества. Быть человеком |
| | | |