СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программ по самопознанию 5-7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа самопознание предназначена для учащихся 5-7 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Программ по самопознанию 5-7 класс»


МБОУ Первомихайловская СОШ, Татарского района, Новосибирской области





«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. учебным процессом Директор школы

_________ _________

«___»__________ 2017 г. «___»__________ 2017г.





Составитель: учитель биологии

Кривенко В.Н.



Календарный план



По дисциплине «Самопознание» для учащихся 5 -7 классов на 2016-2017уч.г.



п/п


5

класс

6 класс

7 класс


1.

Учебных занятий

35

35

35

6.

Всего часов

35

35

35



Календарный план составлен на основании программы

«Самопознание» 2017г.

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей ___________________

Протокол № __1__ «___»__________2017 г.







Первомихайловка,2017

ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ (5-7 классы)

Пояснительная записка

Данная программа «Самопознание» авторская составлена для учащихся

5-7 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.

Основные цели: стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях; содействовать формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников.

Программа для 5-7 классов обеспечивает преемственность в изучении предмета от средней ступени школы.

В ней определены основные задачи :

- ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;

- заложить основы культуры общения учащихся;

- содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;

- помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;

- стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;

- формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях.

Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-6 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.

Назначение первого раздела «Радость познания» заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.

Второй раздел «Учимся общению» призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.

Третий раздел «Быть человеком» вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.

Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.

В последующих классах перечисленные содержательные линии сохраняются, но базовое содержание предмета «Самопознание» в 7 классе группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».

Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.

Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении. Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Тематическое планирование второго раздела «Человек и общество» направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.

В рамках третьего раздела «Мир и человек» предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.

В четвёртом разделе «Мир человечества» особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.

Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.






























Содержание курса

6 класс (35 часов,1ч . в неделю)

Содержание предмета «Самопознание» в 6- классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.


Назначение первого раздела

«Радость познания»-8 ч .

Заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.


Второй раздел

«Учимся общению» -8 ч.

Призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.


Третий раздел

«Быть человеком»- 8 ч.

Вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.


Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» -8 ч.

Помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.


Итоговый урок(зачёт) -3 ч.














6 класс (35 часа, 1 час в неделю)

Названия разделов

урока

Темы уроков

Содержательная

основа

I Радость познания

(8 ч)

1-2

Путь познания

Сущность процесса познания. Целеустремлённость, трудолюбие как необходимые качества на пути познания. Познание – необходимое условие самосовершенствования.

3-4

Возможности человека

Созидательная активность человека как необходимое условие познания своих возможностей. Вера в свои силы. Пути развития способностей.

5-6

Вера в себя

Самосовершенствование. Самореализация. Вера в себя как условие личностного и профессионального становления человека.

7-8

В стремлении к красоте

Красота человека. Духовно-нравственная основа человека. Красота как отражение гармонии человека с миром. Благородство мыслей, чувств, поступков как отражение истинной красоты человека.

          1. II Учимся
          2. общению

(8 ч)

9-10

Взаимоотношения в классе

Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путём. Уважение друг к другу – основа взаимоотно-шений в классе.

11-12

Об отзывчивости и равнодушии

Отзывчивость как ценностное качество человека. Равнодушие – болезнь души, противоположное отзывчивости качество. Человек в стремлении к нравственному выбору.

13-14

Родственные узы

Родные люди – опора человека в жизни. Ответственность человека за поддержание прочных связей между членами семьи. Проявление заботы и внимания к членам своей семьи.

15-16

Жить в мире с людьми

Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установление мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим.

III Быть

человеком

(8 ч)

17-18

Я и мир вокруг

Взаимосвязь человека и окружающего мира. Позитивное восприятие окружающего мира. Мир как источник открытий для человека.

19-20

Природа - бесценный дар

Природа как часть окружающего мира. Ценность природы для человека. Забота человека о природе. Гармония в отношениях человека и природы.

21-22

Искусство быть здоровым

Здоровье как отражение гармонии тела и духа. Здоровый образ жизни. Ответственность человека за сохранение своего здоровья.

23-24

Найти своё призвание

Призвание человека. Цель жизни. Смысл жизни. Служение обществу. Вера в себя.

IV Как прекрасен

этот мир!

(8 ч)

25-26

В поиске истины

Истина как важнейшая человеческая ценность. Познание истины – путь развития и становления личности. Значение труда в постижении истины.

27-28

Времён связующая нить

Значение культурного наследия в познании себя и мира. Духовные основы культурного наследия. Культурное наследие родного края. Причинно-следственные связи между различными явлениями мировой культуры.

29-30

Духовное богатство человека

Духовное самосовершенствование. Духовное наследие человечества. Труд души.

31-3233

Радость творчества

Обобщение изученного. Ценность творчества. Жизнетворчество. Творческий труд.


-34-35

Творческий отчёт

Как прекрасен этот мир

Итоговое повторение



5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы

Кол-во

часов

Дата

провед.

по плану

Дата провед.

Фактич.


I Радость познания

1

Мир самопознания

1



2

Самопознание – процесс всей жизни

1



3

Мир моих чувств

1



4

Управление эмоциями

1



5

От мечты к открытию

1



6

Мечта как способ познания мира

1



7

Характер человека

1



8

Воспитание характера

1




II Учимся общению

9


Мир человеческих взаимоотношений

1



10

Чуткость к окружающим людям

1



11


Дружба мальчиков и девочек

1



12

Дружба, взаимопонимание в коллективе

1



13

Человек в коллективе

1



14

Достойное поведение в коллективе

1



15


Мир и согласие между людьми

1



16

Поступки на благо людей

1



III Быть человеком

17

Мир семьи

1



18

Уважение к близким людям

1



19

О доверии

1



20

Значение доверия в жизни человека

1



21

Быть трудолюбивым

1



22

Труд – способ реализации человеческих возможностей

1



23

Красота души человека

1



24

Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире

1



IV Как прекрасен этот мир!



25


Природа – источник вдохновения

1



26


Природа в творчестве людей

1



27


Учимся понимать красоту природы

1



28

Красота природы в красках

1



29


Учимся слышать музыку природы

1



30

Звуки природы

1



31


Радость творчества

1



32

Творческая личность

1




33


Итоговое повторение

1



34/35

Творческие отчёты

« Как прекрасен этот мир»


2





5 класс

(18 часа, 0,5 часа в неделю)


Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы

Кол-во

часов

Дата

провед.

по плану

Дата провед.

Фактич.


I Радость познания

1

Мир самопознания


1



2

Мир познания себя. Познание всей жизни.

1



3

Мир моих чувств


1



4

Управление эмоциями


1



5

От мечты к открытию


1



6

Мечта как способ познания мира


1



7

Характер человека


1



8

Воспитание характера


1




II Учимся общению

9


Мир человеческих взаимоотношений


1



10

Чуткость к окружающим людям

1



11


Дружба мальчиков и девочек


1



12

Дружба, взаимопонимание в коллективе


1



13

Человек в коллективе

1



14

Достойное поведение в коллективе

1



15


Мир и согласие между людьми

1



16

Поступки на благо людей

1



III Быть человеком

17

Творческий отчёт «Мир семьи»

1


зачёт


18

Мир семьи

1





Радость познания

1







Содержание курса

5класс (18 часов,0,5 ч . в неделю)

Содержание предмета «Самопознание» в 5- классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.


Назначение первого раздела

«Радость познания»-8 ч .

Заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.


Второй раздел

«Учимся общению» -8 ч.

Призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.


Третий раздел

«Быть человеком»- 1 ч.

Вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.


Итоговый урок(зачёт) -1 ч.

Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы, содержание


I Радость познания

1-2

Мир самопознания

Внутренний мир человека. Окружающий мир. Самопоз-нание как процесс длиною в жизнь. Счастье человека.

3-4

Мир моих чувств

Эмоции и чувства человека. Человек и его настроение. Управление эмоциями. Пути выхода из конфликта. Улыбка.

5-6

От мечты к открытию

Мечты и желания. Мечта и фантазия. Высота устремлений. Мечта как способ познания мира.

7-8

Характер человека

Отличительные черты личности. Сильный характер. Дисциплина. Воспитание характера. Единство слов и поступков.


II Учимся общению

9-10

Мир человеческих взаимоотношений

Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уваже-ние к себе и другим.

11-12

Дружба мальчиков и девочек

Культура взаимоотношений между учащимися противо-положного пола. Дружба, взаимопонимание в коллек-тиве. Общее дело.

13-14

Человек в коллективе

Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе.

15-16

Мир и согласие между людьми

Уважение к культуре, истории и религии разных народов как основа мира и согласия между людьми. Мирное разрешение вопросов. Поступки на благо людей.


III Быть человеком

17-18

Мир семьи

Семья как необходимое условие счастья человека. Уважение к близким людям. Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи.


        1. 5 класс(18 часов, 0,5 часа в неделю)



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 5 класса:

- осознает значимость и содержание понятий: самопознание, внутренний мир человека, взаимопонимание, уважение, дружба, любовь, доверие, согласие, семья, коллектив, единение с природой, творчество;

- различает позитивные и негативные качества, эмоции и чувства человека;

- осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;

- проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;

- умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;

- понимает значимость физического и духовного здоровья, здорового образа жизни; стремится избегать вредных привычек;

- осознает необходимость рационального использования свободного времени;

- проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;

- ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;

- старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;

- стремится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

- умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей;

- имеет представление о культуре взаимоотношений между представителями противоположного пола.


Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 5 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 5 класса.

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.












Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 6 класса:

- осознает значимость и содержание понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство;

- имеет расширенное представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;

- осознает неповторимость своей индивидуальности, умеет с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;

- умеет быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявляет сострадание к людям через оказание реальной помощи;

- умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознает негативность ссор, конфликтов, умеет преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;

- понимает важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; старается избегать вредных наклонностей и привычек;

- осознает необходимость продуктивной организации личного досуга, умеет планировать свое время;

- проявляет интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;

- умеет свободно выражать свои мысли и чувства, умеет быть объективным в оценке себя;

- умеет ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; умеет выслушать и понять другого человека;

- умеет достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управляет своим эмоциональным состоянием, сдерживает негативные эмоции, побуждения;

- умеет принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывает их;

- умеет отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;

- имеет представление о многообразии социальных ролей человека с учетом гендерного различия;

- умеет идентифицировать свои поступки с поступками окружающих людей и оценивать их; умеет различать в жизни интересных людей то ценное, что помогает стать лучше.

Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 6 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 6 класса.

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 7 класса:

- осознает значимость и содержание понятий: духовное развитие, красота человеческого духа, достоинство, счастье, общение, согласие, гражданская позиция, позитивное мышление, гармония жизни, свобода, творчество, смысл жизни;

- умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;

- умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;

- знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;

- умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;

- умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;

- понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;

- умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;

- умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);

- понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;

- осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;

- умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;

- умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.


Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 7 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 7 класса.

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему



Календарно-тематическое планирование

6 класс

(35 часа, 1 час в неделю)


Названия разделов

урока

Темы уроков

Кол-во

часов

Дата

провед.

по плану

Дата провед.

Фактич.

I Радость познания

(8 ч)

1

Путь познания

1



2

Путь к духовному совершенствованию

1



3


Возможности человека

1



4

Путь развития способностей

1



5

Вера в себя

1



6

Самореализация

1



7


В стремлении к красоте

1



8

Красота- гармония человека с миром

1



          1. II Учимся
          2. общению

(8 ч)

9


Взаимоотношения в классе

11



10

Уважение друг к другу –основа взаимоотношений в классе

1



11



Об отзывчивости и равнодушии

1



12

Человек в стремлении к членам своей семьи

1



13


Родственные узы

1



14

Проявление заботы и внимания к членам своей семьи

1



15


Жить в мире с людьми

1



16

Проявление доброты и чуткости

К окружающим

1



III Быть

человеком

(8 ч)

17

Я и мир вокруг

1



18

Мир источник открытий для человека

1



19


Природа - бесценный дар

1



20

В гармонии человека с природой

1



21


Искусство быть здоровым

1



22

Здоровый образ жизни

1



23


Найти своё призвание

1



24

Вера в себя

1



IV Как прекрасен

этот мир!

(8 ч)

25


В поиске истины

1



26


1



27-


Времён связующая нить

1



28

Культурное наследие родного края

1



29-


Духовное богатство человека

1




30

Духовное наследие человечества

1



31


Радость творчества

1



32

Творческий труд

1




33


Итоговое повторение

1



34/35

Творческие отчёты

«Быть человеком


1






Содержание курса

«Самопознание»

7 класс (35 часа. 1ч. в неделю)

Содержание предмета «Самопознание» в 7 классах группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».

Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.

Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении.

Темы первого раздела «Быть человеком»-8ч.

Ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Тематическое планирование

второго раздела «Человек и общество»-8ч.

Направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.

В рамках третьего раздела «Мир и человек»-8ч.

Предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.

В четвёртом разделе «Мир человечества»-9 ч.

Особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.

Итоговый урок (зачёт)-2 ч.

Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.


        1. 7 класс (35 часа, 1 час в неделю)

Названия разделов

урока

Темы уроков

Содержательная основа

I Быть человеком

(8 ч)

1-2

Разум и воля

Разумный человек. Разум и чувства. Человек с сильной волей. Познание своих возможностей. Путь к духовному совершенствованию. Разум и воля в ценностном постижении жизни.

3-4

Внешняя привлекательность и внутренний мир человека

Отражение внутреннего мира человека в его внешних чертах. Добро и красота. Роль человека в создании собственной красоты. Красота человеческого духа.

5-6

О достоинстве человека

Достоинство в процессе становления личности. Самоуважение. Чувство собственного достоинства. Качества характера, подчёркивающие достоинство человека.

7-8

Счастье человека

Счастье человека. Позитивное мировосприятие. Полнота жизни. Составляющие счастья.

          1. II Человек и общество

(8 ч)

9-10

Тепло человеческого общения

Основа человеческого общения. Ценностное отношение к себе и другим. Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе.

11-12

Семейные ценности

Семейные ценности как часть общечеловеческих ценностей. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Уважение и любовь между близкими людьми. Доверие в семье.

13-14

Этика взаимоотношений в коллективе

Сплочённый коллектив. Чувство долга. Личная ответственность за создание здорового коллектива. Ценности коллектива.

15-16

Гражданская позиция человека

Гражданин страны. Добросовестное отношение к обязанностям как проявление любви к Родине. Общественная активность человека.

III Мир и человек

(8 ч)

17-18

Картина мира

Место человека в мире. Восприятие мира челове-ком. Создание своего образа мира. Любовь как постижение мира.


19-20

Энергия позитивной мысли

Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Мысль чело-века как выражение своего понимания мира. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве.

21-22

Мировосприятие человека

Восприятие мира как основа мировоззрения человека. Связь духовного мира человека с окружа-ющим его миром. Актив-ная жизненная позиция.

23-24

Созвучие с окружающим миром

Любовь к окружающему миру. Основа гармоничных отношений человека с окружающим миром. Чело-век на Земле. Человек во Вселенной.

IV Мир человечества (8 ч)

25-26

Духовный мир человека

Гармония жизни. Человеч-ность. Составляющие ду-ховного мира человека. Проявления духовного ми-ра человека в жизни. Пути обогащения духовного мира.

27-28

Человек и человечество

Задачи человека как представителя человечес-тва на земле. Значение деятельности человека в сохранении духовно-куль-турного наследия челове-чества. Нравственный долг поколения.

29-30

Человек созидающий

Созидательная деятель-ность человека. Творчество как основа созидательной деятельности. Внутренняя свобода человека. Воплощение любви.

31-32

Жизнь во имя любви

Обобщение изученного. Истинная ценность жизни. Познание себя через любовь.


33

Итоговое

повторение

34/35 Творческий отчёт «Моё творчество». Мир человечества. Быть человеком