Программа
деятельности службы школьной медиации
МАОУ «СОШ № 8» г. Гая Оренбургской области
Пояснительная записка
Актуальность. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.
Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации
завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:
сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Федеральный уровень:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЭ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Региональный уровень:
Письмо Министерства образования Оренбургской области «О направлении методических рекомендаций» №01-23/472 от 01.02.2016 г.
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.11.2015г. № 907-п «Об утверждении положения о службе школьной медиации в Оренбургской области».
Положение о службе школьной медиации в Оренбургской области.
Муниципальный уровень:
Приказ №303 от 27.08.2015 г. «Об организации работы школьных служб примирения (медиации) в образовательных организациях Гайского городского округа».
Приказ №314 от 21.09.2015 г. «Об организации работы школьной службы примирения (медиации)».
Положение о школьной службе медиации.
Цель программы: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска;
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
- обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач.
Принципы реализации программы
Добровольность участия сторон.
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон.
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора.
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
Конфиденциальность процесса медиации.
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и медиатора.
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.
Заглаживание вреда обидчиком.
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
Самостоятельность службы медиации.
Служба медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
Содержание основных понятий
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
Характеристика программных мероприятий.
Сроки реализации программы: 2015-2020 годы
Этапы реализации:
Ι этап – подготовительный (2015-2016)
ΙΙ этап – внедренческий (2016-2019)
ΙΙΙ этап – аналитический (2019-2020)
Основные формы работы
Процесс медиации между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник - медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу.
Исполнители программы:
- заместитель директора по ВР
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- классные руководители, педагоги.
Объем и источники финансирования:
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетного финансирования (субвенции и средства местного бюджета); за счет внебюджетного финансирования (предпринимательская деятельность, благотворительная помощь)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности:
- разрешение конфликтов силами образовательного учреждения;
- изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации;
- профилактика школьной дезадаптации;
- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.
При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп.
Контроль за исполнением программы:
Контроль за исполнением программы осуществляется директором школы.
Материально-техническое оснащение:
Бланки медиатора, бланки для заключения предварительного соглашения, примирительного соглашения, медиативного соглашения.
Компьютер.
Литература, использованная при создании программы:
Максудов Р., Коновалов А. Школьные службы примирения. Идея и технология: Общественный центр «Судебно-правовая реформа» – М., 2009
Коновалов А. Правовая основа служб примирения – М., 2012
Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях. – М.: Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, 2013
Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организация: ФБГУ «Федеральный институт Медиации» - М., 2015
Литература для учителя:
Коновалов А. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство: Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» - М., 2012
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
(Договор об урегулировании спора)
Стороны:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
_________________________________________________________________
В связи с тем, что между Сторонами возник спор (конфликт)
Предмет спора
Суть спора и комплекс затронутых интересов Сторон
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплекс ожиданий Сторон от разрешения спора __________________________________________________________________________________________________________________________________
Запрос на медиацию, отражающий обобщенные ожидания Сторон и сформулированный как цель медиации.__________________________________________________________________________________________________________________________
Стороны решили урегулировать спор (конфликт) посредством медиации и с этой целью заключили Соглашение о проведении процедуры медиации (дата).
В рамках Соглашения о проведении процедуры медиации
Медиатор
________________________________________________________________
Провел (_____) медиативных сессий.
В ходе медиации Сторонам помогали их эксперты и консультанты
3.1.___________________________________________________________________
3.2.___________________________________________________________________
В процессе медиации в результате переговоров и обсуждения затронутых интересов и ожиданий Стороны согласовали свои позиции и приняли решение заключить Медиативное соглашение.
Стороны договорились о следующем:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обязательства Сторон:
Первая сторона ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая сторона ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Условия выполнения обязательств:
Первая сторона __________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая сторона____________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки выполнения обязательств:
Первая сторона____________________________________________________
Вторая сторона____________________________________________________
Условия соблюдения конфиденциальности:
Медиатор не вправе без согласия Сторон разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации, ставшую ему известной при ее проведении
Вся информация, представленная в ходе медиации устно, письменно или каким-либо другим путем, имеет конфиденциальный характер и не должна в дальнейшем использоваться для причинения ущерба Сторонам, а также разглашаться в ходе любого текущего или будущего судебного разбирательства.
Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе добровольности и добросовестности Сторон.
Медиативное соглашение, достигнутое Сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством РФ.
Согласовано, составлено в____________ экземплярах
и подписано
Дата_________________
Стороны:
Первая сторона ________________________________
Вторая сторона ________________________________
СОГЛАШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ
Ниже подписавшиеся
Медиатор______________________________________________________________________________
Стороны спора (в алфавитном порядке)
1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
соглашаются о ниже следующем.
Предмет спора
Суть спора и комплекс затронутых интересов Сторон
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции медиатора:
Медиатор, проконсультировавшись со Сторонами и их представителями, обязуется в установленном порядке выполнять следующие действия:
посещать любые встречи с любой Стороной (всеми Сторонами) до заключения соглашения о проведения медиации, если стороны захотят, или если Медиатор решит, что это необходимо, и Стороны согласятся;
изучать перед началом медиации документы, предоставленные Сторонами;
председательствовать во время переговоров;
аккумулировать информацию от Сторон и их консультантов относительно подготовки любого соглашения, нацеленного на разрешение спора
Медиатор не может в течение срока действия данного договора представлять ни одну из Сторон и действовать в интересах одной из Сторон.
Медиатор проведет необходимые приготовления к медиации, в том числе:
завершит оформление договора о проведении процедуры медиации;
обеспечит согласование со всеми Сторонами принципов разделения затрат;
организует подходящее место проведения встречи и согласует дату и продолжительность переговоров;
организует обмен информацией и документацией между Сторонами;
обеспечивает индивидуальную или совместную встречу со Сторонами при возникновении вопросов, связанных с медиацией;
контролирует процесс подготовки и проведения медиации
Обязательства Сторон в процессе коммуникации
Стороны договариваются о:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Договоренности по проведению медиации:
Место и время проведения процедуры медиации согласуются Медиатором со всеми Сторонами
Медиатор председательствует во время переговоров и определяет их структуру
Запрещается ведение видео или аудиозаписи
Если стороны не приходят к разрешению конфликта в ходе медиации, то Медиатор по просьбе Сторон составляет резюме, включающее рекомендации по поводу дальнейших действий Сторон в урегулировании конфликта
Соглашение, достигнутое в ходе медиации, вступает в силу, если оно оформлено в письменном виде и подписано Сторонами
Любая Сторона имеет право в любое время отказаться от участия в медиации, незамедлительно проинформировав об этом решении Медиатора и другие Стороны.
Медиация завершается при следующих обстоятельствах:
Заключено письменное соглашение, разрешающее спор
Одна из Сторон отказалась участвовать в медиации;
Медиатор, по собственному усмотрению, объявляет о завершении медиации или отказывается в ней участвовать.
Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации:
При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации ставшую ему известной при ее проведении, без согласия Сторон.
В случае, если Медиатор получил от одной Стороны информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой Стороне только с согласия проинформировавшей его Стороны.
Вся информация, представленная в ходе медиации устно, письменно или каким-либо другим путем, имеет конфиденциальный характер и не должна в дальнейшем использоваться для причинения ущерба Сторонам, а также разглашаться в ходе любого текущего или будущего судебного разбирательства.
Оплата деятельности по проведению процедуры медиации:
Оплата деятельности, связанной с процедурой медиации Медиатора, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, осуществляется Сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отзывы
В конце проведения процедуры медиации Медиатор может попросить стороны оставить отзывы о его работе. Это делается для подтверждения сертификата о профессиональной компетенции Медиатора и в целях его (ее) профессионального развития. По просьбе Медиатора и в описанных целях Стороны оставляют свои отзывы в анкете, предоставленной им Медиатором.
Дополнительные условия по требованию Сторон.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи
Медиатор___________________________________
Стороны
1.__________________________________________
2.__________________________________________
Бланк медиатора.
Сторона | № 1 | № 2 |
ФИО | | |
Предмет спора | | |
Позиционные интересы | | |
Ожидания | | |
Контактная информация: Телефон паспортные данные электронная почта | | |
Дополнительная информация ( в т.ч. досудебный или судебный спор и информация о третьей стороне ) | | |