МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического/методического совета ЦДТ Директор ЦДТ
М.П.
Протокол № ______ от ____________ ___________О.В.Покладова
Приказ №___________
От «____»___________ 20__ г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Непоседы»
Направленность социально - педагогическая
Уровень базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Рассчитана на детей от 13 до 17 лет
Срок реализации (общее количество часов) 144
Ласькова Надежда Анатольевна
педагог дополнительного образования
ст. Петропавловская 2016
“Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить,
а огонь, который надо разжечь”.
Мудрец
Пояснительная записка
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь имеет корни в латинском voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.
Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться добровольцем. Это - человек любого пола, возраста, вероисповедания.
Программа дополнительного образования детей «Непоседы» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности, так как глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Общеразвивающего характера, разработана на основе прогнозирования конечных результатов деятельности педагогов и обучающихся: развитие способностей обучающихся, улучшение показателей социальной адаптации (готовность и успешное обучение в вузах, конкурентоспособность на рынке труда), наличие презентабельных результатов деятельности обучающихся (участие и положительные результаты в городских олимпиадах, научно-исследовательских работах, международных проектах).
Социальное творчество детей и подростков становится сегодня одним из важнейших приоритетов дополнительного образования. Привлечение молодежи к решению важнейших социально значимых задач, стоящих перед страной, будет способствовать формированию активной гражданской позиции юных граждан, росту уверенности в собственных силах и упрочению связей между поколениями.
Сегодня в нашем обществе четко сформировался запрос на добровольчество, на активных и ответственных людей, на инициативу, идущую снизу. «Инновационная экономика характеризуется появлением уникальных подходов, которые называются креативными. Именно, поэтому сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с большой долей неопределенности, изменчивости, как никогда велик.
Создание инновационного общества, модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без приобретения молодежью социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности и получения опыта самостоятельного общественного действия. Важнейшими становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни
Постепенно у молодежи меняется ценностно-смысловая структура сознания, образ детско-юношеских общественных объединений, особенно среди 10-11 летних современных подростков, выглядит достаточно привлекательно, но над его имиджем еще предстоит большая работа.
Разработанная программа поможет обучающимся эффективно адаптироваться в условиях привычной жизни. Также дает возможность самостоятельно проанализировать более широкий спектр тем, сфер и ситуаций общения, отвечающим опыту, интересам, психологической особенности обучающихся. Стержнем курса является формирование устойчивости, ответственности перед обществом. При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности детей, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка.
Новизна дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Непоседы» заключается в следующем: волонтёры помимо добровольческой деятельности могут проявить себя в качестве организаторов и ведущих мероприятий для разных возрастных групп людей, тем самым создать людям хорошее настроение, позитивный душевный настрой и оптимистическое отношение к жизни.
Успех реализации программы дополнительного образования «Волонтёры» зависит от положительного отношения и поддержки к детскому волонтерскому движению со стороны образовательных организаций, педагогического и родительского коллектива, государственных и общественных организаций различного уровня.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. К числу наиболее актуальных вопросов относится формирование социально-активной личности обучающегося, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способен к сотрудничеству, отличается мобильностью и обладает чувством ответственности.
Программа дополнительного образования детей «Непоседы» способствует приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется созданием возможностей для социального и личностного роста обучающегося через многообразие форм деятельности, позволяющих осознать себя как личность, самоутвердится, развить свои интересы и способности.
Волонтерство — эта та сфера деятельности, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Данная программа призвана сформировать у обучающихся объединения «Непоседы», способность вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Цель программы:
Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать определение понятия волонтер, рассказать о роли добровольчества в российском обществе;
- ознакомить обучающихся с волонтерскими ассоциациями России и объединений за рубежом;
- информировать обучающихся о федеральной поддержке добровольческих движений;
- помочь обучающимся понять необходимость социального партнерства в процессе волонтерской работы;
- дать представление о понятиях – план, программа, проект волонтерской организации.
Воспитывающие:
- формировать активную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской деятельностью;
- формировать сплоченный коллектив волонтеров и возродить идею шефства, как средства распространения добровольческого движения;
- привлечь обучающихся к социальной практике;
- повысить уровень знаний подростков о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать у обучающегося качества лидера;
-дать возможность обучающимся самостоятельно решать сложные практические задачи и прогнозировать последствия принимаемых решений;
- развивать у обучающегося навыки правильного, использования методов коллективной работы.
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
-социальная помощь пожилым людям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, инвалидам;
- педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);
- интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);
- досуговая деятельность (организация свободного времени обучающегося); - трудовая помощь;
- вожатская деятельность.
Построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Непоседы» является то, что она направлена на формирование социальной компетенции обучающихся.
В своей программе я использовала ориентирование на применение широкого комплекса интерактивных методов и форм обучения, ориентированных на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе освоения программы – деловые игры, инсценировки, дискуссии, участие в различных акциях и мероприятиях в качестве волонтеров и т.д.
Важнейшей задачей, которая решается через программу,
является формирование у обучающихся навыков социальной и личностной
компетенции, позволяющей им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях
давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Возраст обучающихся.
Программа «Волонтеры» предназначена для обучающихся 13 – 17 лет и рассчитана на 1 год обучения,144 часа занятий (2 раза в неделю по два часа).
Принимаются все желающие, специального отбора нет.
Наполняемость каждой группы — 15 человек.
Сроки реализации программы.
1 год – 144 часа, продолжительность занятий 45 минут, перемена 15 минут, занятие 45 минут.
Форма и режим занятий:
· групповая;
· работа по подгруппам.
Акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, деловая игра, дискуссии, игровые программы, конкурсы, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, мероприятия, праздники, презентации, соревнования и т.д.
Занятия по данной программе строятся из теоретических и практических частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
У обучающихся будет сформирована активная позиция и стремление заниматься волонтерской деятельностью, повысится уровень знаний о здоровом образе жизни, разовьются качества лидера.
Обучающийся научится решать сложные практические задачи и прогнозировать последствия принимаемых решений.
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
- основы, сущность и принципы волонтерства;
- теоретические подходы к созданию добровольческих движений;
- определение понятия добровольческая ассоциация, ее структуры и функции;
- термин – «Социальное партнерство»;
- что такое волонтерская программа и все ее составляющие.
К концу первого года обучающиеся будут уметь:
- эффективно управлять своим временем;
- анализировать проблемные ситуации, выработку решений, планирование и реализацию проектов;
- использовать методы коллективной работы;
- развивать лидерские качества;
- решать сложные практические задачи и прогнозировать отдаленные последствия принимаемых решений.
Метод отслеживания результативности работы:
- анкетирование, тестирование самих обучающихся;
- наблюдения педагога;
- диагностика (начальная, промежуточная и итоговая);
- анализ работы.
Формы подведения итогов
- анкетирование всех обучающихся;
- выпуск отчетных буклетов;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтёров.
Формы и виды контроля
№ вид контроля | Содержание | Форма | Сроки |
1.Предварительный | «Путь, который выбираю Я!» | Игра. | Сентябрь |
2.Текущий | «Я не пью и не курю». | Проект. | Декабрь |
3.Текущий | «Стоп наркотикам». | Социальная акция. | Февраль |
4.Текущий | «Доброе сердце». | Помощь одиноким. | Апрель |
5. Итоговый | «Наши дела». | Фотоотчет. | Май |
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
| Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
| Создание волонтерского объединения. | 4 | 2 | 2 |
3. | История волонтерства. | 14 | 2,5 | 11,5 |
4. | Моделирование жизненных приоритетов. | 36 | 5,5 | 30,5 |
5. | Основы проведения социальных дел. | 12 | 1,5 | 10,5 |
6. | Активирующий блок. | 74 | 9 | 65 |
7. | Итоговое занятие. | 2 | 0,25 | 1,75 |
Итого: | 144 | 21,75 | 122,25 |
Содержание дополнительной общеобразовательной программы:
1.Вводное занятие.
Теория:
Введение в образовательную программу «Знакомство».
Практика:
«Путь, который выбираю Я!» Игра.
2.Создание волонтерского объединения.
Теория:
Выбор символики и атрибутики.
Практика:
Разработка основных принципов работы объединения.
3.История волонтерства.
Теория:
Возникновение и развитие волонтерского движения в России и за рубежом.
Молодежные организации СССР.
Понятие Акции. Международные акции. Акции в России.
Волонтерство, как гражданская инициатива.
Семинар «Разработка основных принципов работы объединения», работа в группах.
Практика:
Изучение основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности.
Тесты на лидерские, организаторские способности.
Акция «Осенняя неделя добра-2016».
Оформление стенгазеты волонтерского отряда «Непоседы».
«Я гражданин России».
Игры на сплочение коллектива.
Акция «Адрес добрых дел».
4.Моделирование жизненных приоритетов.
Теория:
Повышение эффективности. Самодисциплина.
Управление стрессами. Роль волонтерства в решении социальных проблем.
Роль волонтерства в личностном развитии. Сплоченность. Роль волонтерства в личностном развитии. Принципы творческого сотрудничества. Мотивационные ситуации. «Наш выбор - здоровый образ жизни».
Имидж человека. Международный день толерантности.
Практика:
Мастер-класс «Успешная модель жизни».
Лайф-стайл победителей. Тренинг.
Деловая игра «Как все успевать!»
Акция ко дню матери «Фестиваль огней».
Техника НХНП (начни ходить новым путями). Круглый стол.
Техника телефонных переговоров.
Акция ко дню конституции «Основной закон».
Деловое общение. Ролевая игра «Разведка».
Конфликты. Контроль над ними. Круглый стол.
Дел Игра «Эмоции». Флешмоб. Игра «Волонтер-Лидер».
Круглый стол. Игра «Ответственность».
Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы».
Просмотр фильмов и роликов на тему «Путь в пропасть – мгновение…». Анкетирование среди сверстников (по употреблению ПАВ, созданию своего имиджа) совместно с психологом.
Конкурс фоторабот «Доброта спасет мир!»
5.Основы проведения социальных дел.
Теория:
Основы проведения социальных дел.
Практика:
Социальная акция. Разработка и проведение.
Разработка и создание моделей мероприятий. План, программа, проект.
Стратегическое планирование. Игровая программа. Проект «Я не пью и не курю!»
6.Активирующий блок
Теория:
Ваши ровесники в годы ВОВ. Поэты о ВОВ.
Русские обряды и традиции. План мероприятий ко Дню победы.
«О правильном питании».
Практика:
Социальный проект «Я помню – Я горжусь!» Встречи с ветеранами.
Трудовой отряд в помощь ветеранам. Вечер поэзии о ВОВ.
Акция - викторина «Полководцы России». Викторина «История России».
Итоговый. Акция «Улыбнись».
Акция ко дню всех влюбленных «Приятней чувства нет на свете!»
Акции ко дню защитников Отечества «Они сражались за Родину».
Акция «Служу России!» Акция «Подарок ветерану!» Акция «Триколор».
Женский день. Поздравление всем мамам. Масленица. Добрые дела по очистки территории. Весенний форум молодежи «Цветущая весна-2017».
Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Проект «Танцуй ради жизни».
Круглый стол «В наших сердцах!» Круглый стол «Мы им обязаны жизнью!» Акция «Георгиевская лента». Подарок ветерану. Акция «Подарок ветерану». «Парад 9 мая». ЗОЖ «Я не пью и не курю!» Соцопрос.
Большие гонки. Массовая игра. Социальная акция «Стоп, наркотикам!»
Конкурс турникменов. Социальная акция «Быть здоровым – это МОДНО!»
Круглый стол. «Спорт ты мир!» Круглый стол. Тематический день «Смеяться разрешается».
Благотворительные проекты
«Доброе сердце». Помощь одиноким. Территория доверия. Взаимосвязь с детьми с ограниченными возможностями. Благотворительная ярмарка.
Акция – реакция «Весна добра». Флешмоб «Все вместе».
7. Итоговое занятие.
Практика:
Фотоотчет.
Методическое обеспечение.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие у обучаемых 13–17 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, обучаемые способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности (акции, конкурсы, круглый стол) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики, обучаемые постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками, не теряя интереса к предмету. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:
словесные (беседа, лекция);
наглядные: (видеолекторий, просмотр и обсуждение специализированных краткометражных фильмов, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
практические (уличная акция, трудовой десант, круглый стол, приобретение навыков).
При организации работы объединения «Непоседы» используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки, буклеты, специальную и дополнительную литературу, фотоотчет (фотоальбом), «Наши дела» объединения «Непоседы».
Техническое оснащение занятий включает в себя:
• парты;
• стулья:
• интерактивная доска;
• учебные пособия.
Для лучшего усвоения программы необходимы: фотоаппарат, принтер (цветной).
Подготовка к занятию.
За каждым обучающимся закрепляется постоянное рабочее место - стол или парта. К занятию учащиеся готовятся заранее: приготавливают все необходимое, повторяют технику безопасности. В конце каждого занятия записывают, что необходимо принести для работы на следующее занятие. По окончанию занятия приводят в порядок свои столы и помещение.
Материально - техническое оснащение занятий:
Итогом работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Непоседы»:
Список литературы для педагога:
Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности / Кови Стивен Р.; Пер. с англ. – 6-е изд. – М.: Альпина Паблишер 2011. - 374
Парабеллум А., Мрочковский Н., Толкачев А., Горячо О. Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту. – СПб.: Питер, 2012.-352с.: ил
«Секреты жизненного успеха» http: // www.gora4o.ru /
«Школа победителей» :http: // 4winners.ru /
Флеш-карта: Деловые, развивающие игры, коллективные упражнения.
Список литературы для детей.
Журнал «Не буду зависим».
Детская энциклопедия. Скажи жизни «Да» 2007. № 2.
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 20026.
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.