Пояснительная записка
Начальное техническое моделирование – это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.
Настоящая программа разработана как курс «Начальное техническое моделирование» и является одним из вариантов дополнительного образования детей 10-11- летнего возраста, дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством.
В основе ФГОС НОО лежит создание благоприятных условий для обучения и развития обучающихся: ребенок должен уметь с легкостью применять на практике тот материал, который он получает в процессе обучения. Таким образом, теперь приоритет отдается практической и исследовательской деятельности учащихся.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, включают действия постановки и решения проблем, обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сверстниками и взрослыми. Развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) – одна из основных задач образования по стандартам второго поколения.
Данная программа:
- открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление;
- развивает конструкторско-художественные способности, чувство красоты через связь с природой;
- расширяет кругозор; подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне;
- формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике и астрономии;
- позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.
Главная цель программы – формирование интереса к техническому творчеству, создание условий для всестороннего развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Задачи:
- развитие интереса к миру техники;
- выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;
- возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
- формирование эстетических и художественных черт личности через технический дизайн;
- выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей;
- развитие коммуникативных навыков;
- закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта, архитектуры, искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена
- развитие УУД (умения учащихся работать с дополнительной литературой, осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию).
Основополагающие педагогические принципы программы:
-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип наглядности;
- опора на интерес ребенка;
- индивидуальный темп движения;
- гуманистичность.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого начал в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
В основу предлагаемой программы заложен принцип использования знаний и умений не по прошествии временного срока или окончании определенного курса, а на третьем-четвертом занятии. Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты: готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета технического моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут быть им успешно решены; познавательный интерес к техническому моделированию как науке. Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Знать основные функции ученика и учителя на занятии.
Знать основные правила общения, уметь их применять.
Знать правила поведения на занятии, уметь их применять.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.
Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
Знать правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму, приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.
Метапредметные результаты:
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умения моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты:
- работа с чертежами, объединение предметов в единое целое
- умение выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые действия по заданному алгоритму;
- умение находить приемы решения заданий логического характера, умение использовать знаково-символические средства для решения задач; строить ось симметрии, отображать фигуры относительно оси симметрии.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставка работ учащихся в образовательном учреждении. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Выставка позволит обменяться опытом, технологией, оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Методы и приемы образовательной деятельности:
- репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),
-графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление),
-метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа),
-проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей),
- игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, конструкторы, соревнования, викторины),
-наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),
-создание творческих работ для выставки,
-разработка сценариев праздников, игр.
На занятиях объединения НТМ создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Условия реализации программы.
Занятия кружка проводятся в отдельном кабинете. Имеются образцы для работы: модели автомобилей, летающие, плавающие модели, модели транспортной техники. В кабинете имеются шкафы для хранения инструментов, материалов. Столы и стулья рассчитаны для занятий учащихся начальных классов.
Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики и автомобилестроения, наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей (судо-, авиа -, ракето- и автомодели), выполненные педагогом, фото и видеоматериалы.
Все теоретические сведения и практические работы объединены в небольшие разделы, каждый из которых содержит справочный материал по конкретной группе объектов.
Практическая часть включает работы разной степени сложности, что позволяет каждому ребенку сделать свой собственный выбор и испытать ситуацию успеха.
В программу входят элементы дизайна.
К работе в кружке дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.
На занятиях в кружке можно выявить связи со следующими школьными предметами:
-математика (геометрические формы и геометрические тела) и др.,
-технология (навыки работы с различными инструментами),
-история (знания по истории развития техники),
-ОБЖ (изучение техники безопасной работы в кружке, правил поведения на улице),
-изобразительное искусство (декоративно-прикладная и художественно-конструкторская деятельность).
Режим проведения занятий:
В понедельник и пятницу с 14 часов по 1 часу. Всего 30 часов. (С февраля по май 2016 года)
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности в кружке начального технического моделирования | 1 | 1 | | |
2 | Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы | 3 | 1 | 2 | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
3 | Графическая подготовка | 3 | 1 | 2 |
4 | Летающие модели | 5 | 1 | 4 |
5 | Автомобили | 5 | 1 | 4 | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
6 | Сельскохозяйственная техника | 6 | 1 | 5 |
7 | Плавающие модели. | 6 | 4 | 5 |
8 | «Путешествие в Техноград» | 1 | 1 | | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория Техника безопасности на занятиях в кружке НТМ. Беседа о значении технического творчества в развитии детей. Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей
Раздел 2. Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы.
Теория: Знакомство с материалами, инструментами, ТБ.
Практика: Учимся чертить линии, работать с копировальной бумагой. Организация рабочего места. Рабочие операции: разметка, раскрой, обработка, сборка моделей, изготовление кубика. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям
Раздел 3. Графическая подготовка.
Теория: Чертежные инструменты и принадлежности.
Практика: Линии чертежа, правила и приемы чтения чертежа плоских деталей, изготовление чертежа пирамиды.
Основные графические знания и умения, работа с чертежами. Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление пингвина, кита или зебры.
Раздел 4. Летающие модели.
Теория: Технология изготовления простейших летающих моделей самолетов и планеров. Работа над чертежами моделей самолета.
Практика: Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеющейся бумагой. Изготовление моделей самолетов при помощи сгибания бумаги. Изготовление модели «Летающее крыло», «Утка», «Тандем», «Дельта», «Дископлан», «Стрела», «Молния».
Раздел 5. Автомобили.
История создания автомобиля. Назначение и виды автотранспорта.
Теория: Технология изготовления макетов и моделей автомобилей. Работа над чертежами.
Практика: Понятие о машинах, механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях. Особенности изготовления колес. Элементы технической эстетики. Изготовление простейших моделей грузовика, изготовление чертежа, сбор и оформление модели. Изготовление модели легкового автомобиля по распечаткам из компьютера. Изготовление моделей «Москвич», «Инкассаторская», «Автобус», «Камаз», «Жигули», «Джип», «Рено», «Запорожец».
Раздел 6. Сельскохозяйственная техника
Теория: Беседа « Сельскохозяйственная техника на полях нашей области.
Практика: Технология изготовления колес большого и малого диаметров и «гусениц». Изготовление чертежей простейших моделей трактора «Беларусь», экскаватора, крана со стрелой, прицепа для трактора.
Раздел 7. Плавающие модели.
Теория: Беседа «Как появились корабли», виды судов.
Практика: Технология изготовления простейших судомоделей. Техника безопасности при работе. Работа над чертежами Изготовление лодки-плоскодонки, лодки с треугольным дном, лодки с парусом. Изготовление чертежа корпуса и надстроек катера. Сбор модели, оформление катера. Конкурс – викторина на звание «Лучший моделист - конструктор».
Раздел 8. Итоговое занятие
Теория: Путешествие в «Техноград» - итоговое занятие. Вручение сертификатов, благодарственных писем.
Календарный учебный график
№ п/п | планируемая дата | фактическая дата | форма занятия | количество часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
1 | 1 февраля | | Рассказ учителя | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности в кружке начального технического моделирования | Кабинет «Дружба» | Наблюдение |
2 3 4 | 4 февраля 8 февраля 11 февраля | | Рассказ учителя, беседы, групповая, индивидуальная работа учащихся | 3 | Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы | Кабинет «Дружба» | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
5 6 7 | 15 февраля 18 февраля 22 февраля | | Рассказ учителя, беседы, групповая, индивидуальная работа учащихся | 3 | Графическая подготовка | Кабинет «Дружба» | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
8 9 10 11 12 | 25 февраля 29 февраля 6 марта 7 марта 10 марта | | Беседы, групповая, индивидуальная работа учащихся | 5 | Летающие модели | Кабинет «Дружба» | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
13 14 15 16 17 | 14 марта 21 марта 24 марта 4 апреля 7 апреля | | Рассказ учителя, беседы, групповая, индивидуальная работа учащихся | 5 | Автомобили | Кабинет «Дружба» | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
18 19 20 21 22 23 | 11 апреля 14 апреля 18 апреля 21 апреля 25 апреля 28 апреля | | Рассказ учителя, беседы, групповая, индивидуальная работа учащихся | 6 | Сельскохозяйственная техника | Кабинет «Дружба» | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
24 25 26 27 28 29 | 2 мая 5 мая 9 мая 12 мая 16 мая 19 мая | | Рассказ учителя, беседы, групповая, индивидуальная работа учащихся | 6 | Плавающие модели. | Кабинет «Дружба» | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей |
30 | 23 мая | | Подведение итогов | 1 | «Путешествие в Техноград» | Кабинет «Дружба» | Выставка работ, грамоты. |
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
– название и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов;
– название основных частей изготавливаемых макетов и моделей;
– название и назначение инструментов ручного труда, правила пользования ими;
– элементарные свойства бумаги и картона, доступные способы их обработки;
– простейшие правила организации рабочего места;
– правила разметки по шаблонам;
– способы соединения деталей из бумаги и картона;
– необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Уметь:
– выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;
– определять основные части изготавливаемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;
– узнавать и называть плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела;
– правильно пользоваться ручными инструментами;
– организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
– бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов;
– правильно выполнять изученные технологические операции;
– соблюдать правила безопасности труда.
Оборудование
Материалы: альбомная бумага, цветная бумага, цветной картон, ватман, бумага масштабно-координатная, калька, гуашь, клей ПВА, пластилин, проволока разного диаметра, скотч.
Инструменты: ножницы, кисти клеевые, кисти акварельные, линейки, треугольники, трафареты, лекала, ластики, карандаши, фломастеры, маркеры,
Литература
1. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Ресурсы удаленного доступа
avia-model.com Модели самолетов
mirpodelki.ru Всё своими руками
only-paper.ru Военная техника
igrushka.kz Модели из бумаги