ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор ГБПОУ «НИУ»
_________ Сарбаева Т.В.
ПРОГРАММА
Кружка информатики «Пиксель»
на 2015-2016 учебный год
Возраст участников кружка 14-20 лет
Количество часов: 180
Разработал:
мастер п\о
Титов Е.О.
Нижний Новгород
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
2. План программы по тематическим разделам…………………………….6
3. Учебно-тематический план ……………………………………………….7
4.Содержание программы и ожидаемый результат ………………………10
5. Материально-техническое обеспечение…………………………………13
6. План мероприятий ………………………………………………………...14
7. Методическое обеспечение……………………………………………….15
8.Список литературы…………………………………………………………16
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе образование играет очень значительную роль в становлении и развитии карьеры. Чем профессиональней человек, тем на больший успех он может рассчитывать. Безусловно, практический опыт значит не мало, однако теоретически «неподкованный» человек вряд ли сможет избежать многих ошибок. В результате можно констатировать, что значение образования никак нельзя преуменьшать.
Также не секрет, что современное общество просто немыслимо без персональных компьютеров и ноутбуков. При этом разработаны миллионы различных программ «на любые случай жизни». Однако, как можно быстро и качественно получить требуемые теоретические знания о пользовании компьютером? В этом случае программа дополнительного образования по информатике будет самым лучшим вариантом.
Перед системой дополнительного образования стоит проблема подготовки не только подрастающего поколения, но также уже взрослых людей к профессиональной деятельности и жизни в высокоорганизованной информационной среде. Человек должен быть способен активно и эффективно использовать возможности этой среды, обеспечить себе равноправный доступ к информационным ресурсам и услугам.
Программа объединения «Пиксель» разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса.
Творческое объединение «Пиксель» рассматривается как курс, развивающий знания обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий.
Цели информатизации обучающихся профессионального образования:
1. Развитие личности обучающихся посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры обучающихся.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в среде профессионального образования. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности обучающихся.
3. Повышение уровня обученности и воспитанности в среде профессионального образования при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья обучающихся.
В основу представляемой программы объединения «Пиксель» положены такие принципы как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном подготовки по информационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали, как важнейший фактор структуризации в методике обучения информационным технологиям: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для дальнейшего научного обобщения в профессиональной деятельности.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у обучающихся обобщённых способов деятельности, укрепления навыков самостоятельной работы).
Занятия в объединении «Пиксель» направлены на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- расширение представлений о сферах деятельности, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание ценностных основ информационной культуры обучающихся, уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, работе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В качестве основных задач на занятиях объединения ставится:
- изучение архитектуры, сервиса, ПО и администрирования;
- освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Предполагается, что при выполнении проектных заданий у обучающихся сформируются следующие умения и навыки:
-·умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-·участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
-·создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-·умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
-·умение применять графические редакторы для создания и редактирования рисунков и фотографий;
-·овладение умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
-·поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
-·знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Основные формы работы:
1. Лекции
2. Решение ситуационных задач
3. Работа со справочной литературой
4. Презентации
5. Практические занятия
2. ПЛАН ПРОГРАММЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ РАЗДЕЛАМ
№ раздела | | Перечень тем | Кол-во часов |
1 | 1.1 | Настройка профиля Администратора АРМ | 12 |
1.2 | Офисный пакет программ | 8 |
2 | 2.1 | Основы работы с текстовой информацией | 16 |
2.2 | Основы работы с электронными таблицами | 18 |
2.3 | Основы работы с электронными презентациями | 12 |
3 | 3.1 | Основы работы с векторной графикой | 50 |
3.2 | Основы работы с растровой графикой | 64 |
Всего учебных часов | Теоретические занятия | 46 |
Практические занятия | 134 |
Итого: | 180 |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | № занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | 20 | |
Тема 1.1. Настройка профиля Администратора АРМ | Теоритические занятия: | 4 | |
1 | Интерфейс операционной системы Windows XP | 2 | 1 |
2 | Структура окна и главное меню в операционной системе Windows XP | 2 | 2 |
Практические занятия: | 8 | |
1 | Основная настройка операционной системы | 6 | 3,4,5 |
2 | Оптимизация системы | 2 | 6 |
Тема 1.2. Офисный пакет программ | Теоритические занятия: | 4 | |
1 | Компьютерные сети | 2 | 7 |
2 | Стандартный пакет программ | 2 | 8 |
Практические занятия: | 4 | |
1 | Работа в локальной компьютерной сети | 4 | 9,10 |
2 | Установка программного обеспечения для очистки системы |
3 | Установка программного обеспечения для архивации файлов и папок |
4 | Установка пакета MS Office |
5 | Установка пакета OpenOffice |
8 | Установка программного обеспечения для чтения и записи дисков |
9 | Установка программного обеспечения для сканирования изображений |
10 | Установка программного обеспечения для чтения текстовых файлов |
11 | Установка мультимедии |
12 | Установка браузера |
Раздел 2 | 46 | |
Тема 2.1. Основы работы с текстовой информацией | Теоритические занятия: | 10 |
1 | Назначение текстового редактора | 2 | 11 |
2 | Основные настройки и интерфейс MS Word | 2 | 12 |
3 | Форматирование документов в MS Word | 2 | 13 |
4 | Основные настройки и интерфейс OpenOffice Writer | 2 | 14 |
5 | Форматирование документов в OpenOffice Writer | 2 | 15 |
Практические занятия: | 6 | |
1 | Создание отчета в текстовом редакторе по настройке MS Word | 2 | 16 |
2 | Создание отчета в текстовом редакторе по настройке OpenOffice Writer | 2 | 17 |
3 | Создание отчета в текстовом редакторе по основным комбинациям клавиш | 2 | 18 |
Тема 2.2. Основы работы с электронными таблицами | Теоритические занятия: | 10 | |
1 | Назначение электронных таблиц | 2 | 19 |
2 | Основные настройки и интерфейс MS Excel | 2 | 20 |
3 | Способы обработки данных в MS Excel | 2 | 21 |
4 | Основные настройки и интерфейс OpenOffice Calc | 2 | 22 |
5 | Способы обработки данных в OpenOffice Calc | 2 | 23 |
Практические занятия: | 8 | |
1 | Ввод данных в MS Excel | 2 | 24 |
2 | Ввод данных в OpenOffice Calc | 2 | 25 |
3 | Обработка данных в MS Excel | 2 | 26 |
4 | Обработка данных в OpenOffice Calc | 2 | 27 |
Тема 2.3. Основы работы с электронными презентациями | Теоретические занятия: | 6 | |
1 | Назначение электронных презентаций | 2 | 28 |
2 | Основные настройки и интерфейс MS Power Point | 2 | 29 |
4 | Основные настройки и интерфейс OpenOffice Impress | 2 | 30 |
Практические занятия: | 6 | |
1 | Создание презентации в MS Power Point | 2 | 31 |
2 | Создание презентации в OpenOffice Impress | 2 | 32 |
3 | Редактирование электронных презентаций | 2 | 33 |
Раздел 3 | 114 | |
Тема 3.1. Основы работы с векторной графикой | Теоретические занятия: | 6 |
1 | Форматы файлов векторной графики | 2 | 34 |
2 | Векторная графика, особенности векторной графики | 2 | 35 |
3 | Программное обеспечение для работы с векторной графикой | 2 | 36 |
Практические занятия: | 44 | |
1 | Установка и настройка программного обеспечения для работы с векторной графикой CorelDRAW | 2 | 37 |
2 | Рабочая среда и интерфейс пользователя | 4 | 38,39 |
3 | Панель инструментов | 2 | 40 |
4 | Работа с объектами | 4 | 41,42 |
5 | Работа со слоями | 4 | 43,44 |
6 | Основные инструменты модификации | 4 | 45,46 |
7 | Работа с текстом | 4 | 47,48 |
8 | Создание отдельных объектов | 4 | 49,50 |
9 | Создание изображения из нескольких объектов | 4 | 51,52 |
10 | Создание коллажей | 4 | 53,54 |
11 | Создание календарей | 4 | 55,56 |
12 | Создание рекламной продукции | 4 | 57,58 |
Тема 3.2. Основы работы с растровой графикой | Теоретические занятия: | 6 | |
1 | Форматы файлов растровой графики | 2 | 59 |
2 | Растровая графика, особенности растровой графики | 2 | 60 |
3 | Программное обеспечение для работы с растровой графикой | 2 | 61 |
Практические занятия: | 58 | |
| Установка и настройка программного обеспечения для работы с растровой графикой CorelPthotoPaintShopPro | 2 | 62 |
| Рабочая среда и интерфейс пользователя | 2 | 63 |
| Панель инструментов | 2 | 64 |
| Работа со слоями | 10 | 65-69 |
| Основные инструменты | 6 | 70-72 |
| Работа с текстом | 4 | 73,74 |
| Основы ретуширования изображения | 4 | 75,76 |
| Работа с фоном | 2 | 77 |
| Базовая коррекция изображения | 4 | 78,79 |
| Цветокоррекция изображения | 4 | 80,81 |
| Художественная обработка изображения | 10 | 82-86 |
| Создание коллажей и рекламной продукции | 8 | 87-90 |
Всего | 180 | |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1
Тема 1.1.
Настройка профиля Администратора АРМ
Тема «Настройка профиля Администратора АРМ» включает в себя:
- знание профиля администратора, его назначение, отличие от профиля пользователя, способы его настройки для оптимальной работы;
- умение правильно настраивать профиль администратора для дальнейшего использования АРМ в профессиональной деятельности.
Тема 1.2.
Офисный пакет программ
Тема «Офисный пакет программ» включает в себя:
- знания принципа работы и назначения компьютерных сетей, офисный пакет программы, его состав и назначение;
- умение работать в компьютерных сетях и устанавливать пакеты программ.
Раздел 2
Тема 2.1.
Основы работы с текстовой информацией
Тема «Основы работы с текстовой информацией» включает в себя:
- знание назначения текстовых редакторов, их виды, основные настройки для работы, основные форматы текстовых документов;
- умение настраивать и работать в текстовых редакторах.
Тема 2.2.
Основы работы с электронными таблицами
Тема «Основы работы с электронными таблицами» включает в себя:
- знание назначения электронных таблиц, их виды, основные настройки для работы и способы обработки данных в электронных таблицах;
- умение настраивать, вводить данные и обрабатывать их в электронных таблицах.
Тема 2.3.
Основы работы с электронными презентациями
Тема «Основы работы с электронными презентациями» включает в себя:
- знание назначения электронных презентаций, их виды, основные настройки и принципы работы с ними;
- умение настраивать программы для создания электронных презентаций, создавать электронные презентации разных видов и редактировать их.
Раздел 3
Тема 3.1.
Основы работы с векторной графикой
Тема «Основы работы с векторной графикой» включает в себя:
- знание понятия, принципы работы и форматы файлов векторной графики, программное обеспечение для работы с векторной графикой;
- умение настраивать и работать в программном обеспечении для работы с векторной графикой, умение создавать коллажи, календари рекламную продукцию в программном обеспечении для работы с векторной графики.
Тема 3.2.
Основы работы с растровой графикой
Тема «Основы работы с растровой графикой» включает в себя:
- знание понятия, принципы работы и форматы файлов растровой графики, программное обеспечение для работы с растровой графикой;
- умение настраивать и работать в программном обеспечении для работы с растровой графикой, умение ретушировать фотографии, делать художественную обработку, создавать коллажи и рекламную продукцию в программном обеспечении для работы с растровой графики.
Применение полученных знаний:
самостоятельное создание проекта на выбор:
- презентация
- альбом фотографий
- текстовые документы и таблицы
- рекламные буклеты
- календарь
- коллаж
- художественная фотография
Ожидаемый результат
По окончанию курса обучающийся должен знать:
1. Устройство персонального компьютера и его составляющих
2. Назначение и состав оперативной системы Windows XP
3. Интерфейс операционной системы Windows XP
4. Форматы файлов
5. Назначение и принцип работы текстового редактора
6. Назначение и принцип работы электронных таблиц
7. Назначение и принцип работы электронных презентаций
8. Основы компьютерной графики
По окончанию курса обучающийся должен уметь:
1. Разбирать персональный компьютер на составляющие
2. Работать с устройствами ввода и вывода информации
3. Устанавливать и конфигурировать операционную систему
4. Настраивать профиль администратора автоматизированного рабочего места
5. Устанавливать и настраивать офисный пакет программ
6. Осуществлять работу с текстовой информацией
7. Осуществлять работу с электронными таблицами
8. создавать и редактировать электронные презентации
9. Выполнять работу в программном обеспечении для векторной графики
10. Выполнять работу в программном обеспечении для растровой графики
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование учебного кабинета:
автоматизированные рабочие места обучающихся;
мультимедиапроектор
комплект учебно-методической документации;
колонки
комплект справочной и нормативной документации;
сканер
информационные стенды;
наглядные пособия по основным разделам курса;
методические пособия для проведения практических занятий.
Технические средства обучения:
Программное обеспечение:
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Электронные средства образовательного назначения
Программное обеспечение локальных сетей
Программное обеспечение для чтения и записи дисков
Программное обеспечение для сканирования текстов и изображений
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПИКСЕЛЬ»
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п\п | Наименование мероприятий | Время проведения |
1. | Участие во всех мероприятиях ГБПОУ «НИУ» | В течение года |
2. | Участие в районных, городских, областных конкурсах | В течение года |
3. | Проведение мастер-классов | В течение года |
4. | Организация показа презентаций по итогам выполненных работ | В конце года |
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
.
Цель программы – содействовать формированию у членов учебно-творческого коллектива отчётливых представлений и базовых знаний о выбираемой специальности дальнейшего обучения, освоению форм и методов обучения.
В свою очередь, занятия носят характер лекций и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых обучающиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой.
Реализация программы осуществляется на площади ГБПОУ «Нижегородское индустриальное училище» в компьютерном кабинете. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.
Необходимость приобщения обучающихся к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации, прежде всего в части работы с аудио- и видеоинформацией.
Новизной и особенностью программы, отличающей её от других программ близкой направленности, помимо содержательной связи с учебными дисциплинами, является ориентация на осуществление в учебно-творческих коллективах. В рамках учебной программы училища все обучающиеся изучают курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Настоящая программа дополнительного образования опирается на знания, полученные при изучении этого курса, содержательно связана с ним, но представляет собой самостоятельную программу. При реализации программы основной упор сделан на практическую работу обучающихся, в том числе с учётом их индивидуальных интересов.
Обучение ведётся в форме семинаров и практических занятий, в том числе индивидуальных. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, игра, общение, творчество.
Используются следующие методы обучения:
Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(литература предназначена преподавателям и обучающимся)
MICROSOFT POWERPOINT XP. Шаг за шагом + CD (Русская версия): Практическое пособие с подробными пошаговыми описаниями и учебными файлами. – М., 2011.
Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. – СПб., 2012.
Гурский Ю. Эффективная работа: трюки и эффекты в CorelDRAW 11 (+CD). – СПб., 2009.
Гусев В.С. Поиск в Internet: Самоучитель. – М., 2010.
Колесниченко О., Шишигин И. Аппаратные средства на PC. Наиболее полное руководство в подлиннике. 5-е изд. – СПб., 2005.
Милчев М. Цифровые фотоаппараты. 2-е изд. – СПб., 2013.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. – СПб., 2005.
Пауэлл Т. WEB-дизайн. 2-е изд. – СПб., 2014.
Яворских Е.А. Звук на персональном компьютере: Самоучитель. – СПб., 2013.
17