1. Пояснительная записка
Актуальность: Когда-то людям казалось, что растений и животных на Земле несчитано, и они никогда не переведутся. Да и теперь многие продолжают думать, что природа всё вынесет: поступают с ней как заблагорассудится. Животных убивают не только для того, чтобы прокормиться, а и ради потехи, чтобы показать свою удаль. Леса вырубают и выжигают, травы и цветы вытаптывают, рвут на букеты, которые потом выбрасывают. Человек натворил столько бед на планете Земля, что стало понятно лишь экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе станут залогом выживания человека на нашей планете.
Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.
Новизна программы: Экологическая и природоохранная подготовка воспитанников строиться на продуманном сочетании учебных, практических занятий и общественной деятельности, в непринуждённой форме воспитанники усваивают информацию в окружении живой природы, в процессе непосредственного соприкосновения с ней. Практические занятия вне природы включают элементы декоративно-прикладного и художественного творчества, с использованием разных техник. Данная программа включает занятия, которые сопровождают научно-исследовательскую и проектную деятельность воспитанников, от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки докладов к их защите. Природа раскрывается не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же, как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности.?
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях. После выполнения каждого вида обязательных работ проводится собеседование с воспитанниками.
Текущий контроль основан
- на небольших самостоятельных работах проблемного характера
- заполнении карточек для опроса воспитанников;
- отслеживании хода научной работы;
- тестовых заданиях;
- лабораторных и полевых практиках.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения программы проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы (8-10класс) или проекта: статьи в газету, листовки, эссе, стихотворные произведения, личные фото- и художественные выставки по разделам и темам (6-10 класс).
Подведение итогов по программе – в процессе собеседований на последних двух итоговых занятиях, обобщаются все достижения каждого ребёнка, т.е. что было запланировано, что реализовано (результаты) и планы на будущее.
Ожидаемые результаты:
- Выставки;
- Победы в конкурсах;
- Проекты;
- Публикации;
- Выпуск экологических листовок и газет.
Курс данной программы позволяет:
- заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью,
- реализовать свои способности каждому ребёнку,
- позволяет овладеть знаниями по обработке научно – популярных текстов,
- узнать о принципах выбора методов исследования,
- научится создавать научные презентации к своим работам.
- обучающиеся учатся самостоятельности и индивидуальности при выполнении исследований.
Программа способствует:
- гармоничному развитию личности,
- поддержке талантливой молодёжи,
- занятости детей в свободное время,
- организует полноценный досуг,
- способствует физическому развитию и оздоровлению детей,
- повышению престижа объединения,
- презентабельным результатам,
- раннему профессиональному ориентированию.
2. Учебно – тематический план
2.1 Первый год обучения
8 – 11лет.
2.2. Содержание программы
Первый год обучения?
2.3 Второй год обучения
12-13лет.
2.4. Содержание программы
Второй год обучения
I. ВВЕДЕНИЕ. (2)
II.ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. (145)
III. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (33)
- Введение (2часа)
Знакомство с ребятами, знакомство с программой. Личностный тест на отношение обучающегося к природе.
- Земля – наш общий дом (145часов)
1.Удивительные способности животных. Удивительные глаза. Глаза животных устроены просто удивительно и они очень ловко пользуются своим зрением. Четырёхглазая рыба. Мир глазами хамелеона. Особенное зрение жука-скакуна. «Тепловидящие» змеи. Есть, чтобы видеть. Зрение в темноте. Ультразвуковой слух. Летучие мыши. Охота по слуху. Тактика уклонения ночных бабочек. Ультразвуковое оружие. Говорящие жирафы и слоны. Тонкий нюх и совершенный вкус. Сверхъестественное обоняние ночных бабочек. Шелковый запах тутового шелкопряда. Смертельный обман паука-шаровика. Мухи и пчёлы чувствуют вкус лапками, рыбы всем телом ощущают вкус воды, в которой плавают. Животный мир выдвигает новые стратегии, чтобы понять вкус окружающего мира.
2.Экзотические чувства разнообразных животных. Слушающие кожей. Плавающие «слепцы» (пещерные рыбки). Видящие третьим глазом. Слушающие лёгкими. Киты выбрасываются на берег. Самые большие в мире млекопитающие – киты – прекрасно ориентируются в просторах океанов, но иногда они трагически ошибаются. Изменения береговой линии. Магнитные колебания.
3.Предчувствие землетрясений; предсказатели погоды
Многие животные перед землетрясением ведут себя беспокойно. Наблюдения показывают, что различные животные способны ощущать ранние признаки приближающегося землетрясения. Миграции. Миграционные карты птиц, загадки разгаданные учёными. Странная еда ( поедание самих себя). Нашествия саранчи. Массовые миграции в поисках пищи.
4.Возвращения скитальцев. Домашние любимцы, если они потерялись, способны пройти тысячи миль и преодолеть границы между странами.
5. Животные-гипнотизёры. На охоте некоторые хищники используют тактику, которая останавливает их жертву до того самого момента, когда можно схватить её.
6.Отбрасывающие органы. Некоторые животные имеют необыкновенную способность терять часть своего тела, чтобы не быть пойманными. Хлопоты с хвостом. Талант к воссозданию (регенерация или восстановление морских звёзд).
7.Общение животных. Обезьяны разговаривают на языке жестов. Поющие киты (способ общения). Говорящие птицы. Сила мысли. Люди узнают себя в зеркале, а животные так не могут – так считалось раньше. Игра «Угадай животное». Ребятам выдаются карточки с животными, рыбами и птицами. Учитель даёт описание и предлагает узнать животное.
8.Сны животных. Во время фазы быстрого сна животные видят сны. Постоянные сны ехидны. Эмоции животных. Животные, может быть, не испытывают эмоции, как люди, но они, несомненно, демонстрируют радость и удовольствие. Горе и скорбь у животных. Животные-телепаты. Собаки, знающие, когда их хозяин возвращается. Животные, вспоминающие старых друзей. Тайна предчувствия телефонного звонка. Предчувствие несчастья.
9.Животные, использующие орудия
Природа снабжает животных набором разнообразных орудий, чтобы рыбачить с помощью перьев, прощупывать нужное веточками и разбивать что-то прочное камнями.
10.Верность животных и животные-спасатели. Собачья верность, ожидающий на станции. Спасающие дельфины заботливые коровы и героические лошади..Животные-лекари. Животные – знатоки целебных трав. Медицина и птицы.
11. Тестовые задания. Анкета интереса.
12. Концерт.
- Природоохранная деятельность (24часа)
1.Природа и мы. Природа – наш главный врач. Бальнеология – наука, изучающая лечебное действие на наш организм природных факторов: воздуха, минеральной воды, климата. Иммунитет. Организм защищает себя от инородного вторжения. Можно ли потерять или приобрести иммунитет. Движение – жизнь. Мышечный голод опасен для нашего организма так же, как недостаток кислорода. С чего начинать доброе утро? Таблетки здоровья. Витамины и витаминки. Откуда берут витамины. Всегда ли нам хватает тех витаминов, которые есть. Витаминная азбука. «Жаворонки» и «совы». Как мы спим и что видим во сне. «Жаворонки» и «совы» - прототипы в животном мире. Потребность в сне меняется с возрастом. Недосыпание вредно для всего организма.
2.Гении и вундеркинды. Вся история цивилизации дала человечеству всего около 400 человек, про которых можно сказать «гении». Вундеркинды – чудо-дети с яркими способностями.
3.Болезни цивилизации. Гиподинамия – недостаток движения. Стресс – универсальная реакция организма на опасность. Ожирение – угроза здоровью. Обычные яды. Алкоголь и курение – совершенно обычные яды, к которым мы настолько привыкли, что уже не замечаем их.
4.Загрязнения окружающей среды
Кислотные дожди. Мусорные свалки. Разливы нефти. Гибель растений и животных.
5.Озоновые дыры
Борьба с загрязнениями атмосферы. Какое будущее нас ожидает?
6.Новые болезни человечества
Плохие санитарно-гигиенические условия – основные причины эпидемиологических заболеваний. СПИД и вакцина против СПИДа.
7.Им необходима наша помощь. Исчезающие виды.
Истребление бизонов. Утрата мест обитания. Гибель растительного покрова. «Мы не унаследовали землю у своих родителей – мы взяли её в аренду у своих детей».
8. «Заповедными тропами». ООПТ.
9. Заключительное занятие.
Перспективы на ближайшие 50 лет. Сочинения ребят о том, что ожидает нашу планету в будущем.
4 Учебно – тематический план
Третий год обучения (14 – 16лет.)
4.1 Содержание программы
Третий год обучения.
I. ВВЕДЕНИЕ. (8)
II.ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. (153)
1. Научно – исследовательская деятельность.
2. Территория Югры.
III. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (19)
( 14 – 16лет.)
1.Введение (8часов)
Экология как наука о взаимоотношениях природных компонентов, её значение. Цели, задачи и методы исследования экологических процессов в природе.
Экологические понятия и термины: биосфера, экосистема, биотоп, сообщество, популяция, живые и неживые компоненты, экологические факторы. Знакомство с деятельностью ученых-экологов.
Полевая практика: наблюдения, эксперименты в природе, записи, зарисовки, фотофиксирование, закладка площадок, лабораторные работы.
2.Земля – наш общий дом (153часов)
1)Научно – исследовательская деятельность (86часов)
Введение в исследовательскую деятельность. Взаимосвязи природа-общество-человек. Необходимость научно – исследовательской деятельности (для воспитанника, для природы и для общества).
Обработка научно – популярных и научных текстов, классификация объектов. Аргументация. Принципы выбора методов исследования и необходимого оборудования, языковые особенности при написании научно – исследовательской работы.
Последовательность проведения научно – исследовательской работы. Выбор темы, постановка целей и задач. Подбор методов, обсуждение результатов исследования, наблюдений и экспериментов, формулирование выводов.
Поиск литературы по проблеме. Разница между рефератом и научной работой, решаем проблему плагиата. Цитирование и составление списка литературы.
Типы презентаций научно – исследовательской работы: текст работы и текст доклада, метод оформления стендового доклада, компьютерная презентация.
Доступные методы исследований: гербаризация растений, наблюдение, эксперимент, зарисовка и фотофиксирование, метод закладки пробных площадок, лабораторные исследования и др.
Экскурсии, походы, экспедиции. Коллективные и индивидуальные исследования в ходе практических занятий. Написание реферата, статьи для экологической газеты объединения по результатам изучения научной литературы по выбранной теме. Доклад – обобщение и систематизация изученного материала на полевой конференции или в экспедиции по выбранной теме.
Индивидуальная исследовательская работа.
Анализ текста научно – исследовательской работы, критика и самокритика.
Определение главной идеи научно – исследовательской работы. Логика построения исследования от постановки задач до выводов. Оценка способов аргументации и достоверность выводов. Спорные моменты.
Соответствие целей и методов в научно – исследовательской работе. Статистически достоверный результат.
Версии, предположения, гипотезы. Работа над версионным анализом. Однозначный результат или вариативность.
Работа с микроскопом. Фиксирование результатов, полученных при работе с микроскопом. Точное фиксирование хода исследования, описание всего оборудования и принципов его работы, реактивов. Объяснение, почему выбраны из известных, именно эти или иные методы. При многоступенчатости эксперимента необходима характеристика для каждой ступени, фиксирование всех исследований, в том числе и промежуточных результатов (процесс, получаемые продукты), на фото или видео.
Обсуждение полученных результатов, сравнение их с литературными данными вообще, и установленными для местности, где проходили исследования. Достоверность и всеобъёмность собранных данных по изучаемой теме. Приложение к научно – исследовательской работе: таблицы, диаграммы, рисунки, фото, видео. Знание всех научных терминов своей работы, умение уложить суть своей работы как в 2-3 мин., так и дать развёрнутый ответ. Составление доклада. Правильность выбора подачи своей презентации (слайды и анимация), чёткость, лаконичность ответов на вопросы, ориентация в своей работе. Актуальность и практическая значимость каждой исследовательской работы.
Практическая работа: Написание научно – исследовательской работы, статьи или эссе, выполнение проекта. Создание таблиц, диаграмм, презентаций. Обработка литературных источников и собранных материалов.
2)Территория Югры.(67часов)
Таёжный край - наш северный дом, в котором мы живём, Югра – среда обитания сибиряка. Климат. Реки. Животный и растительный мир. Лесные ресурсы. Сезонные изменения в природе. Особенности каждого времени года. Определение работ по полевой практике для каждого времени года.
Практическая работа: художественное и декоративно – прикладное творчество: создание поделок или панно из бросового материала, рисунки растений и животных ХМАО.
Лесные экосистемы, как компонент биосферы.
Экологические функции лесов в биосфере. Строение леса. Ярусы и подьярусы. Коренные леса, производные леса. Древостой, подрост, всходы, самосев, подлесок, живой напочвенный покров, лесная подстилка, лесные почвогрунты. Лесная фауна. Дифференциация деревьев. Важнейшие хвойные лесообразующие породы ХМАО: лиственница сибирская, сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедровая), ель сибирская, пихта сибирская, кедр сибирский. Важнейшие лиственные лесообразующие породы ХМАО: берёза, осина, ива.
Уничтожение и деградация лесов и растительности. Отрицательное влияние деятельности человека (вырубка). Атмосферные загрязнения. Пожары. Уничтожение растительности: выкашивание трав, пал, неумеренные сборы лекарственного сырья, ягод, грибов, строительная и сельскохозяйственная деятельность и др. Гибель лесов – одна из наиболее серьёзных экологических проблем.
Лес, как среда обитания животных. Климатические, кормовые, защитные, гнездо – пригодные условия леса для животных.
Лес и здоровье человека: лечебное действие леса. Лес в формировании этических качеств человека: красота природы, неповторимость запахов трав и цветов, отдых, охота с фотоаппаратом. Охрана лесов.
Практическая работа: Сбор материалов для создания статей, экологических газет и листовок, оформления стендов и альбомов. Обработка научной литературы. Экскурсии в лес. Обработка литературных источников и собранных материалов.
Экология растений и животных.
Роль животного мира в биосфере. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц: дятел, глухарь, кукушка, поползень, сова, рысь, волк, олень, лисица, куница, медведь, заяц, белка, бурундук, соболь, горностай и др. Главные причины сокращения численности и вымирания животных.
Общая характеристика растительных ресурсов ХМАО: сорные, ядовитые, лекарственные, пищевые, редкие. Роль растений в природе и в жизни человека. Сохранение численности и популяционно-видового состава растений.
Практическая работа: Сбор материалов для создания статей, научно – исследовательских работ, сообщений, экологических газет и листовок, оформления стендов и альбомов, проведение диспутов. Обработка литературных источников и собранных материалов.
- Природоохранная деятельность (19часов)
Общая характеристика особо охраняемых природных территорий (ООПТ). ООПТ ХМАО. Красная книга. Категории редкости растений и животных. Основные правила поведения в природе. Охрана природы. Комплекс природоохранных мер: борьба с лесными пожарами; защита растений от вредителей и болезней; полезащитное лесоразведение; охрана растительных сообществ. Охрана и привлечение птиц. Охрана животных. Охрана хозяйственно ценных и редких растений. Что можем сделать мы?
Практическая работа: уборка пришкольного участка, рейды по уборке экологической тропы. Сбор материалов для создания статей, научно – исследовательских работ, экологических газет и листовок, оформления стендов и альбомов. Полевая практика: наблюдения, эксперименты, записи, зарисовки, фотофиксирование. Обработка литературных источников и собранных материалов. Конференция по защите научно-исследовательских работ и других проектов.
4. Организационно – методические указания по проведению занятий:
5. Условия реализации программы
6. Список литературы используемой учителем.
. Андреева, Е.К. Союз с природой / Е.К.Андреева. – М.: Изд-во Знание, 1985.
2. Гагарин, А.В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». / А.В. Гагарин // Биология в школе. – 2003. - №3
3. Гордеев, Ю.И. Самаровский Чугас – остров древних кедров / Ю.И.Гордеев.- Ханты-Мансийск, 1999.
4. Добринский, Л.Н. Экология \Ханты-мансийского автономного округа / Л.Н. Добринский, В.В. Плотников. – Тюмень, 1996.
5. Дополнительное образование детей: коллектив. Монография / [Е.Б. Евладова и др.]. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.
6. Земли Тюменской травы целебные / [Л.Н. Сурина и др.]. – Тюмень: Изд-во Слово, 2003.
7. Кортиков, В.Н. Полная энциклопедия лекарственных растений / В.Н.Кортиков, А.В.Кортиков. – Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2002.
8. Симонова, Л.П. Загадки как средство экологического образования / Л.П. Симонова // Начальная школа. – 2003. - №12.
9. Тарасов, А.И. Эколого – ботанические экскурсии в природу / А.И. Тарасов. – Ханты-Мансийск: Изд-во Полиграфист, 1995.
11. Экологическое образование и воспитание: Программно – методическое пособие / Под. ред. Г.Ф. Реневой. – Ханты-Мансийск: ГП Полиграфист, 2004.
12. Исследовательская работа школьников, научно – методические и информационно – публицистические журналы /под. Ред. А.Обухова 2004 – 2008гг.
13. Полевая практика по природоведенью. Филоненко-Алдексеева А.Л. учебное пособие для вузов М: ВЛАДОС 2000.
14.Книга природы. Дмитриев Ю. М: «Детская литература». 1990.
15. Пробуждение души Халфин Ю.А. М: Знание 1985.
16.Экология леса. Иванова Н.А. Ханты-Мансийск 2006
17.Охрана природы. Константинов В.М. М: ACADEMA 2000.
18.Экология, окружающая среда и человек. Новиков Ю.В. М: 2002.
19.Педагогическое проектирование в сфере экологического образования. Гребенюк Г. Н. Екат.: Изд. Дом учителя 2004.
20. Экология. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии ДРОФА 2002.
21. Как учить экологии Суравегина И.Т. М: «просвещение» 1995.
22.Практикум по курсу «Основы экологии» Пугал Н.А. Москва
23. Лабораторный практикум по экологии Голубкина Н.А. Москва 2009.
24. Основы экологии. Учебное пособие Валова В.Д. Москва 2005
25. Нестандартные формы уроков Биологии и экологии в школе М: изд. ГНОМ и Д 2001
26. Ботаника Анцышкина А.М. М: МИА 2006
27. Использование природных ресурсов и охрана природы Галай Е.И. Минск: «Амалфея» 2008.
28. Разнообразие почв и биоразнообразие в лесных экосистемах средней тайги М: наука 2006.
29. Региональные программы по Экологии Х-Мансийск 2005.
30. Всё о цветах лесов, полей и рек С-П: СЗКЭО «КРИСТАЛ» М: «ОНИКС»2008.
Список литературы, рекомендуемый для учащихся:
- Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.
- Я познаю мир (экология), Москва – АСТ 1999г.
- Я познаю мир (животные), Москва – АСТ 2000г.
- Знаете ли вы? Г.П. Шалаева, Москва - 1998г.
- Природа и человек. В.И.Сивоглазов, Москва, просвещение - 1997г.
- Мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия школьника
- Живая природа. Дэвид Эттенборо. Москва, мир книги 2001г.
- Растительный мир нашей Родины, В.В.Петров, Москва, просвещение – 1991г.
- Экологический букварь, А.Грешневиков, Москва, ЭКОС – информ, 1995г.
- Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г.
- Красная книга ХМАО.
- Красная книга Тюменской области.
- Красная книга России.
- Сборник лабораторных работ.
- Методическая литература по полевым практикам.
- Исследовательская работа школьников, научно – методические и информационно – публицистические журналы /под. Ред. А.Обухова 2004 – 2008гг.
- Тарасов, А.И. Эколого – ботанические экскурсии в природу / А.И. Тарасов. – Ханты-Мансийск: Изд-во Полиграфист, 1995.