Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 133»
Мотовилихинского района г. Перми
РАССМОТРЕНО Протокол № 1 заседания методического объединения учителей математики МАОУ «СОШ № 133» г. Перми от ____._____ 2016 года _____________ Т. А. Киселева | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по МР ____________Т.Н. Опанасюк ______.______ 2016 года | УТВЕРЖДЕНО Решением педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2016 Директор _____________ Э. В. Адамова |
Рабочая программа элективного курса
по математике «Математический практикум для обучающихся 9 классов»
Подготовка к ОГЭ
на 2016-2017 учебный год.
Срок реализации: 1 год.
Класс: 9 «А», 9 «Б»
Количество часов: 30 ч – 1 час в неделю
Рабочая программа разработана учителем математики: Делидова Л.В.
Пояснительная записка
Итоговая аттестация за курс основной школы проходит по новой форме. Экзаменационная работа по алгебре состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку достижений уровня базовой подготовки учащихся по алгебре. Часть 2 предназначена для дифференцированной проверки повышенного уровня алгебраической подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 9-го класса к итоговой аттестации по алгебре и включает в себя темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
Данный курс рассчитан для учащихся со средними и слабыми вычислительными способностями. Он дает дополнительную возможность повторить , закрепить и ликвидировать пробелы по материалам 5 – 8 класса.
Курс состоит из 7 разделов на которые отведено 30 часов.
Цели курса:
Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся для успешной сдачи ОГЭ;
Развивать логическое мышление, память, внимание обучающихся;
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усердие и настойчивость для достижения хороших результатов обучения;
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Примерная программа основного общего образования по математике 2004 г
Программа по алгебре 9 кл. - Авторская программа А. Г . Мордковича (Мнемозина – 2009),
Учебный план МАОУ СОШ № 133 г. на 2015-2016 учебный год
Сведения о программе
Программа по элективному курсу по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к углубленному уровню обучения.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 133, рабочая программа по математике рассчитана на 30 часов (1час в неделю).
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,
парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные
Проверка знаний: тестирование
Типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок коррекции знаний
урок – практикум
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:
настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий
четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности
полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы
организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач
применение деятельностного подхода обучения
Содержание программы курса:
Действия с положительными и отрицательными числами (5 часов).
Сложение и вычитание чисел с разными знаками. |
Умножение и деление чисел с разными знаками. |
Совместные действия с положительными и отрицательными числами. |
Формулы сокращенного умножения (4 часа).
Формулы сокращенного умножения. |
Преобразование выражений |
Действия с обыкновенными и алгебраическими дробями.(6 часов).
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. |
Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. |
Умножение и деление обыкновенных дробей. |
Умножение и деление алгебраических дробей. |
Совместные действия с обыкновенными дробями. |
Совместные действия с алгебраическими дробями. |
Тестирование |
Линейные уравнения |
Квадратные уравнения. |
Системы уравнений. |
|
Уравнения и системы уравнений (5 часов).
Линейные уравнения |
Квадратные уравнения. |
Системы уравнений. |
Функции (4 часа).
Область определения и область значения функции. |
Основные свойства и графики функций. |
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года:
В результате изучения математики в основной школе ученик должен
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
' Помимо указанных в данном разделе знаний в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений.
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
Уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
• для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
• при интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
• для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;
• для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Литература и фонд оценочных средств.
Алгебра 7,8, 9 Часть 1 учебник. А.Г. Мордкович;
Алгебра 7,8,9 Часть 2 задачник. А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская;
Математика 5-6 классы. Виленкин Н.
Алгебра 7-9. Тесты. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская;
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра 7.8,9 класс. Л.Ю. Бабушкина;
Сборник задач по алгебре 7-9. М.В. Ткачева, Р.Г. Газарян;
Математика 9 класс. Сборник заданий с ответами. Г.И. Ковалева, Т.Ю. Дюмина.
Алгебра 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов.
ОГЭ 2016 г. Экзамен в новой форме. Алгебра 9 класс. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др.
Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс. В.В. Кочагин, м.н. Кочогина.
Календарно-тематическое планирование.
(1 час в неделю, 30 часов в год)
№ | Раздел | Тема урока | Количество часов | Основные знания и умения | Выполняемая работа |
3 | Действия с положительными и отрицательными числами (5 часов) | Сложение и вычитание чисел с разными знаками. | 1 | Знать правила сложения и вычитания чисел с разными знаками. Уметь выполнять действия с положительными и отрицательными числами. Знать и уметь применять правила умножения и деления чисел с разными знаками. | Решение примеров. |
Умножение и деление чисел с разными знаками. | 1 | Решение примеров |
Совместные действия с положительными и отрицательными числами. | 2 | Решение примеров. |
Тестирование. | 1 | Тест |
2 | Формулы сокращенного умножения (4 часа) | Формулы сокращенного умножения. | 1 | Знать и уметь применять формулы сокращенного умножения. Уметь применять формулы при преобразовании выражений. | Решение заданий |
Преобразование выражений | 2 | Решение заданий |
Тестирование | 1 | Тест |
1 | Действия с обыкновенными и алгебраическими дробями. (6 часов) | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | Знать и уметь применять правила сложения и вычитания обыкновенных и алгебраических дробей. Знать правила умножения и деления дробей. Уметь выполнять совместные действия с дробями. | Решение заданий |
Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | 2 | Решение заданий |
Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | Решение заданий |
Умножение и деление алгебраических дробей. | 1 | Решение заданий |
Совместные действия с обыкновенными дробями. | 1 | Решение заданий |
Совместные действия с алгебраическими дробями. | 1 | Решение заданий |
Тестирование | 1 | Тест |
4 | Уравнения и системы уравнений. (5 часов) | Линейные уравнения | 1 | Знать основные способы решения линейных уравнений. Знать формулы корней квадратного уравнения, теорему Виета и уметь применять их при решении уравнений. | Решение заданий |
Квадратные уравнения. | 1 | Решение заданий |
Системы уравнений. | 2 | Решение заданий |
Тестирование | 1 | Тест |
5 | Функции (4 часа) | Область определения и область значения функции. | 1 | Уметь находить область определения и область значения функции. Знать основные свойства и уметь строить графики функций. | Решение заданий |
Основные свойства и графики функций. | 2 | Решение заданий |
Тестирование | 1 | Тест |
6 | Подготовка к ОГЭ. Работа с тестами. (4 часа) | | 4 | | Итоговое тестирование. |
| | | 30 часов | | |