СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по профориентации "Мой выбор"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по профориентации поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые представляют профессии к личности кандидата.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по профориентации "Мой выбор"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.


Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________


Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____


Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016 г.


Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Мой выбор»

9 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна

















2016-2017 учебный год

Пояснительная записка


Программа по направлению «Мой выбор» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  • Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

  • Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  • Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.


Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, встреч с представителями учебных заведений Удмуртской Республики, изучением учебных заведений, находящихся на территории Республики. Практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Общее количество часов – 34.

Ожидаемые результаты:

  • формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  • формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  • принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  • создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.



Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

  2. Принцип исследовательской позиции.

  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.































Учебно- тематический план

п/п

Наименование темы

Всего часов

Лекции

Практика

Семинар

Формы контроля

1

Вводное занятие

1

1




2

Система образования в РФ

1

1



Составление списка форм профессионального образования

3

Образовательные учреждения Удмуртии

1




СПО, ВУЗы

4

Профессиональная готовность.

2

1

1


Определение профессиональной готовности

5

Классификация профессий.

1


1


Заполнение таблицы классификации профессий

6

Классификация профессий. Типы профессий.

1



1

Подготовка сообщений

7

Классификация профессий. Технологические специальности

1



1

Составление списков технологических специальностей

8

Профессии по типу «Человек – человек». Социологические специальности.

1

1

1


Подготовка презентации

9

Профессии по типу «Человек – техника»

2

1

1


Подбор материала

10

Профессии по типу «Человек – знаковая система»

2

1


1

Подбор материала, подготовка сообщений

11

Профессии по типу «Человек – художественный образ»

1



1

Участие в дискуссии

12

Профессии по типу «Человек – природа»

1


1


Составление списка профессий

13

Здоровье и выбор профессии.

1



1

Факторы, влияющие на выбор профессии

14

Здоровый образ жизни как подготовка к будущему труду

1





15

Темперамент и выбор профессии.

1


1


Определение типа темперамента

16

Виды темперамента

1





17

Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии.

1


1


Составление списков учебных заведений

18

Мотивы выбора профессии.

1

1



Участие в дискуссии

19

Ошибки в выборе профессии. Определения уровня самооценки

1

1


1

Определять уровень самооценки

20

Профессиональные интересы, склонности и способности.

1

1



Определять личные профессиональные интересы и склонности

21

Понятие и личном профессиональном плане, его составлении. Профессиональные и жизненные планы.

1

1



Составлять личный профессиональный план

22

Занятость населения. Безработица. Государственная служба занятости населения.

1

1



Запись определений

23

Профессиональная готовность. Перспективы изменения мира профессий.

1



1

Определение профессиональной готовности

24

Конкуренция, конъюнктура рынка. Развитие предпринимательства. Банки данных о рабочей силе.

1

1



Определять пути профессионального и служебного роста.

25

Как достичь успеха в профессии.

1


1


Составление резюме

26

Профессии, востребованные в районе

1



1


27

Профессии, востребованные в Республике

1


1



28

Практическая работа. Как написать резюме

1


1



29

Трудовой кодекс РФ

1


1



30

Заключение трудового договора

1



1


31

Мой выбор. Защита творческих проектов

1



1



ИТОГО:

34

14

12

8




Список литературы


  1. Е.Н. Прощицкая «Выбирайте профессию» М. « ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991г

  2. Шевченко Ю.А. « Край удивительных профессий»- М. 1981

  3. Климов Е.А. « Как выбирать профессию»- М. 1991г

  4. Газарян С.С. «ТЫ выбираешь профессию» -М, 1985г

  5. Сборники для поступающих

  6. Буклеты учебных заведений.