СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.).

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса в 9 классе.»

Малаховская основная общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П.Теличенко» Боковского района




Программа элективного курса

«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»

9 класс

Учитель: Кириленко Елена Сергеевна













2012 год

Пояснительная записка

Актуальность

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов и может быть реализован в объёме 17 часов. В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 9 классов работа с текстом–рассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.

Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)

В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинением–рассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.

Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ГИА в 9 классе в новой форме.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 - 9 класса по разделу «Текстоведение»;

  • совершенствовать умения учащихся на основе работы с текстом;

  • познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;

  • выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;

  • совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе диалога с автором текста, соблюдая этические нормы;

Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)

Обучающие цели:

  • получение целостного представления о языке как национально-культурном феномене, исторически развивающейся системе;

  • Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

Развивающие цели:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • Развитие умений конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми для решения проблем;

  • Развивать умения, связанные с самооцениванием и самоконтролем деятельности с опорой на справочную литературу и критерии оценивания творческой работы (часть С)
    Воспитательные цели:

  • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

  • Воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Ожидаемый результат освоения курса:

Развитие умений:

  • работать с информацией различного рода;

  • формулировать проблемы и находить пути их решения;

  • организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;

  • применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.

  Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста, составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).























Содержание программы

Тема №1

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения».

Тема №2

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. 

Тема №3

Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием.

Тема №4

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии.

Тема №5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Тема №6

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии.

Тема №7

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

Тема №8

Рецензирование и редактирование творческих работ.

Тема №9

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

Тема №10

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

Тема №11

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

Тема №12

Рецензирование и редактирование творческих работ

Тема №13

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

Тема №14-15

Обучающее сочинение по тексту разг. стиля

Тема №16-17

Функциональные особенности официально- делового стиля.



Требования к подготовке учащихся по курсу

«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»



Учащиеся должны уметь:

- работать с информацией различного рода;

- формулировать проблемы и находить пути их решения;

- организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;

- применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.


Учащиеся должны знать:


- основные сведения о языке,

- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.











































Литература для учащихся

  1. Владавская Е.А, Ломилина Н.И, Сигов В.К.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. //.- М. Интеллект-Центр.2005.

  2. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)//-М.: «Экзамен»,2008.

  3. Любичева Е.В. ЕГЭ–2009. Русский язык. На пути к экзамену: сдаём без проблем!//М.Эксмо.2008.

  4. Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык.: сочинение–рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! //М.: Эксмо, 2007.

  5. Нарушевич А.Г. Руссий язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: Пособие для учащихся.//М.: Просвещение, 2009.

  6. Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2006.


Литература для учителя


  1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся// Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие.- М.: КНОРУС,2007

  2. Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту// Русский язык.-2006.-№ 5.

  3. Булавина М.А. Обучение школьников определению функционально-смысловых типов речи//Русская словесность.-2008. № 4.

  4. Соловьёва Н.Н. Сочинение… без шпаргалки.-М.:Материк-Альфа,2004.

  5. Илюшин Л.С.Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся//Уроки Лихачёва: Методические рекомендации для учителей средних школ. /Сост.О.Е.Лебедев.-СПб: Бизнес-пресса, 2006.

  6. ПавловаТ.И. Раннева Н.А.Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие.-Ростов н\Д: Легион,2009.

  7. Работа с текстом на уроках русского языка. Основные подходы к анализу текста. Вып.IX//Авт.-сост. Павлова Т.И.- Ростов-на-Дону.:РО ИПК и ПРО.



















Календарно – тематическое планирование





занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тип занятия (форма учебного занятия)

Дата

Требования к уровню подготовки учащихся

базовые

развитие познавательных умений

формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности

1

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения»

1

Лекция


Знать требования к творческой работе, к сочинению-рассуждению

Понимать необходимость данного курса

Формировать умение создавать устные сообщения на основе афоризмов, высказываний великих о языке

2

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. 

1

Лекция


Знать функциональные стили речи

Уметь определять стили текста, типы речи

Формировать у учащихся трепетное отношение к слову

3

 Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием

1

Практическое занятие


Знать определение, строение текста

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог

Формировать интерес у учащихся работы с художественным текстом

4

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии

1

Практическое занятие


Знать признаки художественного стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте

Уметь создавать собственный текст
заданного типа.

Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

1

Практическое занятие


Знать, что такое рецензия, как правильно писать рецензию

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, текста

Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

6

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии

1

Практическое занятие


Знать признаки текста, особенности текста

Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности

Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации.

7

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

1

Практическое занятие


Знать признаки текста, особенности текста

Уметь создавать собственный текст
заданного типа.

Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

8

Рецензирование и редактирование творческих работ.

1

Практическое занятие


Знать, что такое рецензия, её особенности, как писать рецензию

Уметь создавать собственный текст
заданного типа.

Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

9

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

1

Лекция


Знать научный стиль, его особенности, сферу употребления, жанры

Уметь определять текст научного стиля

Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме

10

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

1

Практическое занятие


Знать признаки текста, особенности текста-описания, ком-

Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности

Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации.

11

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

1

Практическое занятие


Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка

Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать собственный и чужой текст

Формировать умение работы с текстом, определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Анализировать авторские языковые средства.

12

Рецензирование и редактирование творческих работ

1

Практическое занятие


Знать, что такое рецензия, её особенности, как писать рецензию

Уметь редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого

Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации

13

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

1

Практическое занятие


Знать признаки разговорного стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, текста

Формировать умение работы с текстом, определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Анализировать авторские языковые средства.

14-15

Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля

2

Практическое занятие


Знать признаки текста, особенности текста

Уметь создавать собственный текст
заданного типа.

Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

16

Функциональные особенности официально - делового стиля

1

Лекция


Знать признаки официально-делового стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте

Уметь создавать тексты, определять стиль речи, способы и средства связи предложений в тексте

Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме

17

Функциональные особенности официально- делового стиля

1

Практическое занятие


Знать признаки официально-делового стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте

Уметь создавать тексты, определять стиль речи, способы и средства связи предложений в тексте

Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме


Итого:

Практич. занятий:

Лекций:

17

12

5