Малаховская основная общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П.Теличенко» Боковского района
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов и может быть реализован в объёме 17 часов. В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 9 классов работа с текстом–рассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.
Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)
В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинением–рассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.
Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ГИА в 9 классе в новой форме.
Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста, составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).
Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения».
Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.
Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием.
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии.
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии.
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
Рецензирование и редактирование творческих работ.
Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.
Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.
Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса
Обучающее сочинение по тексту разг. стиля
Функциональные особенности официально- делового стиля.
- применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.
- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия (форма учебного занятия) | Дата | Требования к уровню подготовки учащихся |
базовые | развитие познавательных умений | формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности |
1 | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» | 1 | Лекция | | Знать требования к творческой работе, к сочинению-рассуждению | Понимать необходимость данного курса | Формировать умение создавать устные сообщения на основе афоризмов, высказываний великих о языке |
2 | Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. | 1 | Лекция | | Знать функциональные стили речи | Уметь определять стили текста, типы речи | Формировать у учащихся трепетное отношение к слову |
3 | Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием | 1 | Практическое занятие | | Знать определение, строение текста | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог | Формировать интерес у учащихся работы с художественным текстом |
4 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии | 1 | Практическое занятие | | Знать признаки художественного стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте | Уметь создавать собственный текст заданного типа. | Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
5 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | 1 | Практическое занятие | | Знать, что такое рецензия, как правильно писать рецензию | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, текста | Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
6 | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии | 1 | Практическое занятие | | Знать признаки текста, особенности текста | Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности | Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации. |
7 | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 1 | Практическое занятие | | Знать признаки текста, особенности текста | Уметь создавать собственный текст заданного типа. | Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
8 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 1 | Практическое занятие | | Знать, что такое рецензия, её особенности, как писать рецензию | Уметь создавать собственный текст заданного типа. | Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
9 | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | 1 | Лекция | | Знать научный стиль, его особенности, сферу употребления, жанры | Уметь определять текст научного стиля | Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме |
10 | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | 1 | Практическое занятие | | Знать признаки текста, особенности текста-описания, ком- | Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности | Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации. |
11 | Обучающее сочинение по тексту научного стиля | 1 | Практическое занятие | | Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка | Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать собственный и чужой текст | Формировать умение работы с текстом, определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Анализировать авторские языковые средства. |
12 | Рецензирование и редактирование творческих работ | 1 | Практическое занятие | | Знать, что такое рецензия, её особенности, как писать рецензию | Уметь редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого | Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации |
13 | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса | 1 | Практическое занятие | | Знать признаки разговорного стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, текста | Формировать умение работы с текстом, определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Анализировать авторские языковые средства. |
14-15 | Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля | 2 | Практическое занятие | | Знать признаки текста, особенности текста | Уметь создавать собственный текст заданного типа. | Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
16 | Функциональные особенности официально - делового стиля | 1 | Лекция | | Знать признаки официально-делового стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте | Уметь создавать тексты, определять стиль речи, способы и средства связи предложений в тексте | Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме |
17 | Функциональные особенности официально- делового стиля | 1 | Практическое занятие | | Знать признаки официально-делового стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте | Уметь создавать тексты, определять стиль речи, способы и средства связи предложений в тексте | Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме |
| Итого: Практич. занятий: Лекций: | 17 12 5 | | | | | |