1. Пояснительная записка.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. Чтобы ребёнок успешно учился, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся, даже в старших классах, не овладевают начальными приёмами логического мышления. Авторская программа коррекционной работы «Элементы логики в системе начального образования» поможет педагогам организовать постепенное и систематическое развитие мышления, которое приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия, памяти и других психических процессов.
Главная особенность предлагаемого курса – его направленность на то, чтобы дать школьникам теоретические знания о приёмах и понятиях логики, а также создать условия для целенаправленного развития и совершенствования логического мышления учащихся, повышение успеваемости и качества освоения основного общего образования, что обусловлено развитием информационных технологий на современном уровне системы образования. В соответствии с ФГОС программа ориентирована на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и апробирована в 1 – 2 классах МОБУ СОШ №8 г. Белорецк.
Педагогическая целесообразность. К 8-9 летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию и обобщению. К третьему классу учащиеся должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Поэтому данная программа рассчитана на учащихся второго класса.
Основное содержание программы представлено теоретическими основами для освоения основных логических приёмов: сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения, подведения под понятие; а также логических понятий: высказывание, род и вид, определение, аналогия. Программа предусматривает систематическое выполнение целенаправленно подобранных логических заданий, решение серии специальных логических задач, что развивает и совершенствует познавательные способности учащихся, а также требует постоянных умственных усилий, активизации знаний, проявления творческой инициативы и познавательной активности. В процессе выполнения подобных заданий школьники овладевают логическими приёмами как определёнными методами познания, глубже осознают полученные знания, их практическую и прикладную ценность.
Актуальность и новизна программы. Мышление младшего школьника в своём развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Низкий уровень развития мыслительных операций учащихся влечёт за собой неуспеваемость по отдельным предметам и общую неуспеваемость.
Программа разработана на основе системы занятий по формированию логического мышления, разработанной В.Ф.Ефимовым, представленной в журнале «ПедСовет» №6 за 1997г. и методического пособия для педагогов и родителей Л.Ф.Тихомировой «Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников». Реализация предлагаемой программы поможет учителю направить обучение на активное развитие мыслительных процессов, сделать обучение развивающим, повысить интеллектуальный уровень детей, успеваемость и качество освоения основной образовательной программы.
Программа уроков логики отличается новым подходом к развитию общих мыслительных способностей учащихся (интеллекта), основанном на изучении теоретических знаний и применении их в практических упражнениях и решении нестандартных логических задач различных видов.
Основная цель программы уроков логики для учащихся начальных классов – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора детей младшего школьного возраста.
Задачи.
Развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей.
Активизировать знания детей, проявление творческой инициативы и познавательной активности.
Организовать осознание учащимися полученных знаний, их практической и прикладной ценности.
Отличительные особенности программы.
Основы логики изучаются на отдельном занятии во внеурочное время, включающем логическую разминку, теоретический материал, практические упражнения по применению приёмов логики, решение логических задач.
Каждая тема имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или нескольких, связанных между собой логических приёмов.
Каждая тема несёт в себе определённое содержание и определённую умственную нагрузку для детей соответственно возрасту, способствующих реализации идеи овладения логическими приёмами, даёт возможность увидеть и осознать практическую и прикладную значимость знания логики.
На каждом уроке представлены задания в интересной для детей данного возраста, нестандартной форме; задания, предполагающие собственную деятельность учащихся.
Контингент – учащиеся 1 – 2-го класса начальной школы, 7 – 9 лет.
Форма и режим занятий. Программа уроков логики рассчитана на 2 года реализации в 1 – 2-м классе начальной школы. Занятия проводятся в форме урока из расчёта 1 час в неделю за счёт занятий внеурочной деятельности.
Требования к знаниям учащихся.
Конечная задача обучения логике заключается в том, чтобы ученик мог:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, слова, числа;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
-определять отношение между предметами типа род-вид;
-осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
-выявлять функциональные отношения между понятиями и явлениями;
-определять отношения между предметами типа часть-целое;
-развивать речь;
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Изменения в уровне логического мышления | Способы отслеживания изменений. |
1. Анализ предметов по их признакам и обобщение результатов. | Проверочная работа №1. Работа рассчитана на 30 минут. Диагностика авторская. (см. приложение) |
2. Выявление функциональных отношений между понятиями и явлениями, применение приёмов классификации, подведения под понятие, аналогии. | Проверочная работа №2. Работа рассчитана на 30 минут. Диагностика авторская. (см. приложение) |
3. Использование операций логического мышления для решения нестандартных задач в незнакомых ситуациях. | Формой подведения итогов реализации программы может быть комплексная олимпиада по математике и русскому языку. Работа составлена автором. (см. приложение) Также возможна защита и презентация учебно-исследовательских работ, выполненных учащимися в течение занятий по данной программе. |
Форма самоуправления.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой незаменимы игровые модели самоуправления. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Самоуправление можно организовать в форме путешествия в страну «Заниматика». Все учащиеся – жители страны, делятся на команды-семьи, имеющие общую фамилию. Примерные названия команд: «Рассуждайкины», «Угадайкины», «Занимайкины», «Умничкины», «Почемучкины».
Деление можно произвести по уровню развития способностей учащихся (высокий, средний, низкий (входной тест см. приложение)) или создать разноуровневые команды по усмотрению педагога. Каждая команда выбирает себе главу команды-семьи – Знайку, который распределяет роли в своей группе. Знайку можно переизбирать каждую четверть или 1 раз в полугодие, чтобы как можно больше детей проявили свои лидерские качества, а также почувствовали ответственность за свои решения. Педагог должен не только объявить правила и организовать распределение ролей, но и грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.
Цели организации ученического самоуправления:
- повышение активности учащихся на занятиях;
- реализация интересов каждого учащегося;
- освоение социальной роли в сфере родственных отношений и обязанностей.
Задачи организации ученического самоуправления:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- формировать толерантность, умение общаться.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - контролирует качество усвоения теоретического материала занятий, организует участие группы в конкурсах, организует консультации для членов своей группы.
Редакционная – оформляет школьную газету с увлекательными заданиями и рейтингом команд-семей.
Культурно-массовая - организует и проводит конкурсы по темам занятий.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений, контролирует посещаемость учебных занятий, следит за выполнением правил, установленных в команде-семье.
Подведение итогов на каждом занятии проводится по командам.
В конце изучения каждой темы проводится рейтинг, как индивидуальный, так и каждой команды. Результаты рейтинга отражаются в классной газете. При подведении итогов учитывается качество выполнения заданий, активность членов команды и дисциплина.
На протяжении занятий по программе педагог с детьми вырабатывает традиции жизни в стране «Заниматика».
Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, чувства неуверенности в своих способностях при выполнении трудных заданий, воспитывать коллективизм.
Такими традициями могут быть:
- помощь и поддержка тех ребят, которым трудно справляться с заданиями, назначение помощника-наставника из числа учащихся;
- поощрение лучших и самых активных жителей страны «Заниматика»;
- награждение и праздники в честь победителей конкурсов и олимпиад.
2. Учебно – тематический план.
1 класс
(32 часа)
№ п/п | Тема. | Всего часов. | Теоретические занятия. | Практические занятия. |
1. | Что такое логика. Признаки предметов. | 1ч | 1ч | |
2. | Признаки животных. | 3ч | 2ч | 1ч |
3. | Составление описаний предметов и животных. | 2ч | 1ч | 1ч |
4. | Признаки чисел. | 3ч | 1ч | 2ч |
5. | Признаки слов. | 3ч | 1ч | 2ч |
6. | Признаки времён года. | 2ч | 1ч | 1ч |
7. | Определение предмета по заданным признакам. | 2ч | 1ч | 1ч |
8. | Сравнение предметов по форме, размеру, цвету. | 3ч | 1ч | 2ч |
9. | Сравнение времён года. | 3ч | 1ч | 2ч |
10. | Классификация предметов. | 2ч | 1ч | 1ч |
11. | Обобщение. | 3ч | 1ч | 2ч |
12. | Противоположность. | 2ч | 1ч | 1ч |
13. | Что лишнее? | 2ч | 1ч | 1ч |
14. | Обобщение изученного за год. | 1ч | 1ч | |
| Итого: | 32ч | 15ч | 17ч |
3. Содержание программы.
Тема №1. Что такое логика? Признаки предметов. (1час)
Основные вопросы: понятие «логики», как учебного предмета; определение признаков предметов.
Практическая работа: практические задания с геометрическими фигурами, решение логических задач по нумерации в пределах 10, логические игры.
Тема №2. Признаки животных.(3часа).
Основные вопросы: определение признаков разных животных, определение животного по заданным признакам.
Практическая работа: составление рассказов о домашних и диких животных, решение логических задач на сложение и вычитание в пределах 10, логические загадки.
Тема №3. Составление описаний предметов и животных.(2 часа).
Основные вопросы: составление описаний окружающих предметов и животных, определение признаков предметов и животных. Определение животного и предмета по его признакам.
Практическая работа: решение логических задач на установление взаимно-однозначного соответствия, задач – шуток, логические игры.
Тема №4. Признаки чисел.(3часа)
Основные вопросы: определение признаков чисел, классификация чисел по их признакам.
Практическая работа: решение логических задач на арифметические действия над числами в пределах20; задач, требующих особых приёмов решения, задач на планирование действий; решение головоломок.
Тема №5. Признаки слов.(3 часа).
Основные вопросы: определение признаков слов, классификация слов по их признакам.
Практическая работа: решение логических задач, связанных с величинами, комбинаторных задач, логические игры.
Тема №6. Признаки времён года.(2часа).
Основные вопросы: описание времени года по заданному плану, определение главных отличительных признаков каждого времени года.
Практическая работа: решение логических задач геометрического содержания, задачи на тренировку внимания, логические игры.
Тема №7. Определение предмета по заданным признакам. (2часа)
Основные вопросы: применение приёма «обобщение»; приёмы простейшего анализа и синтеза.
Практическая работа: решение логических задач геометрического содержания, задач на промежутки, ребусы.
Тема №8. Сравнение предметов. (3часа).
Основные вопросы: сравнение предметов по форме, размеру и цвету; чисел, слов; их классификация.
Практическая работа: решение логических задач, связанных с величинами, задач, требующих особых приёмов решения. Решение головоломок.
Тема №9. Сравнение времён года. (3часа).
Основные вопросы: сравнение времён года по их отличительным признакам, рисование по теме.
Практическая работа: решение логических задач на упорядочивание множеств, задач, решаемых с помощью графов, задач – шуток.
Тема №10.Классификация предметов.(2 часа).
Основные вопросы: знакомство с понятием «определение», составление определений.
Практическая работа: комбинаторные логические задачи, решение логических задач на принцип Дирихле, логические игры.
Тема №11.Обобщение.(3 часа).
Основные вопросы: обучение приёмам обобщения.
Практическая работа: решение логических задач по нумерации двузначных чисел, логические загадки, ребусы, логические игры.
Тема №12. Противоположность.(2 часа).
Основные вопросы: определение противоположных связей между предметами и явлениями.
Практическая работа: решение разных логических задач, головоломок, составление противоположных пар, логические игры.
Тема №13. Что лишнее? (2 часа)
Основные вопросы: выделение общего признака в словах-понятиях и определение лишнего понятия.
Практическая работа: логические задачи на планирование действий, задачи-шутки, логические игры.
Тема №14.Обобщение изученного за год. (1 час).
Основные вопросы: все изученные логические приёмы и понятия за год.
Практическая работа: олимпиада, проверочная работа.
4. Учебно – тематический план.
2 класс
(34 часа)
№ п/п | Тема. | Всего часов. | Теоретические занятия. | Практические занятия. |
1. | Что такое логика. Смысл слов «и», «или», «все», «некоторый», «каждый». | 1ч | 1ч | |
2. | Приём сравнения. | 3ч | 2ч | 1ч |
3. | Понятие «высказывание». | 3ч | 2ч | 1ч |
4. | Приём классификации. | 7ч | 4ч | 3ч |
5. | Приём анализа. | 1ч | 1ч | |
6. | Приём синтеза. | 1ч | 1ч | |
7. | Приём обобщения. Проверочная работа №1. | 2ч | 1ч | 1ч |
8. | Приём подведение под понятие. | 2ч | 1ч | 1ч |
9. | Понятия «род» и «вид». | 5ч | 3ч | 2ч |
10. | Понятие «определение». | 2ч | 1ч | 1ч |
11. | Понятие «аналогия». Проверочная работа №2. | 3ч | 1ч | 2ч |
12. | Что такое «анаграмма», «метаграмма», «шарада»? | 2ч | 1ч | 1ч |
13. | Обобщение изученного за год. Комплексная олимпиада. Презентация учебно-исследователькой работы по теме. | 2ч | | 2ч |
| Итого: | 34ч | 19ч | 15ч |
5. Содержание программы.
В соответствии с ФГОС на занятиях по программе «Элементы логики в системе начального образования» формируются следующие жизненные ценности и отношение к различным сферам жизни:
а) любознательность, стремление активно и заинтересованно познавать окружающий мир;
б) способность владеть основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;
в) готовность самостоятельно выбирать цель действия, строить план действий и отвечать за свои поступки перед командой, семьей и обществом;
г) доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Знания, изучаемые на занятиях.
Тема №1. Что такое логика? Смысл слов «или», «и», «все», «некоторый», «каждый». (1час).
Основные теоретические вопросы: понятие «логики», как учебного предмета. Смысл слов «и», «или», «все», «каждый», «некоторый».
Практическая работа: применение изученных слов для выполнения практических заданий с геометрическими фигурами, решение логических задач по нумерации в пределах 10.
Требования к знаниям: знать смысл слов «и», «или», «все», «некоторый», «каждый», правильно применять их в высказываниях и речи.
Тема №2. Приём «сравнение». (3часа).
Основные теоретические вопросы: понятие «сравнение»; выделение различных свойств предметов; знакомство с понятиями «существенные» и «несущественные» свойства предметов; приёмы сравнения: чисел, равенств, геометрических фигур.
Практическая работа: проверочные работы по изученным темам, решение логических задач на установление взаимно – однозначного соответствия, на упорядочивание множеств, комбинаторных задач. Решение головоломок.
Требования к знаниям: уметь выделять существенные и несущественные свойства предметов; находить отличительные признаки предметов, чисел, равенств, геометрических фигур.
Тема №3. Понятие «высказывание». (3часа).
Основные теоретические вопросы: понятие «высказывание»; виды высказываний: истинные и ложные; отрицание высказываний.
Практическая работа: проверочные работы по изученным темам, решение логических задач на промежутки, задач – шуток.
Требования к знаниям: строить высказывания, определять истинность и ложность высказываний, строить отрицание высказываний.
Тема №4. Приём классификации. (7часов)
Основные теоретические вопросы: понятие «классификация»; оформление классификации в виде схемы; классификация предметов по месторасположению, по значению; классы с одним элементом и без элементов.
Практическая работа: проверочные работы по теме; решение логических задач на арифметические действия над числами в пределах 100; задач, требующих особых приёмов решения, задач на планирование действий; решение головоломок.
Требования к знаниям: выделять существенные и несущественные свойства предметов, на их основе классифицировать предметы, составлять схему классификации, классифицировать предметы по месторасположению и значению, выделять пустые классы и классы, включающие один элемент
Тема №5. Приём простейшего анализа. (1час).
Основные теоретические вопросы: приёмы простейшего анализа – сравнение, выделение одинаковых свойств и различий у предметов и математических объектов, отношений.
Практическая работа: проверочная работа по теме, решение логических задач, связанных с величинами.
Требования к знаниям: уметь выделять существенные признаки предметов, математических объектов, их свойств, отношений; выделять сходства и различия предметов.
Тема №6. Приём простейшего синтеза. (1час).
Основные теоретические вопросы: соединение различных элементов в единое целое, установление связей или общих свойств этих элементов – приём простейшего синтеза.
Практическая работа: проверочная работа по теме, решение логических задач геометрического содержания, задачи на тренировку внимания.
Требования к знаниям: уметь выделять сходства и различия между предметами и объединять элементы в единое целое, устанавливать связи между элементами, отношениями, применять приёмы простейшего анализа и синтеза в решении задач.
Тема №7. Приём обобщения. (2часа)
Основные теоретические вопросы: понятие приёма «обобщение»; приёмы простейшего анализа и синтеза.
Практическая работа: проверочная работа по теме, решение логических задач геометрического содержания.
Требования к знаниям: уметь выделять общие существенные признаки предметов и явлений.
Тема №8. Приём «подведение под понятие». (2часа).
Основные теоретические вопросы: знакомство с приёмом «подведение под понятие», повторение изученных логических приёмов.
Практическая работа: проверочные работы по теме, решение логических задач, связанных с величинами, задач, требующих особых приёмов решения. Решение головоломок.
Требования к знаниям: уметь подводить под данное понятие разные элементы, применять изученные логические приёмы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, подведение под понятие для решения логических задач и головоломок.
Тема №9. Понятия «род» и «вид». (5часов).
Основные теоретические вопросы: знакомство с понятиями «род» и «вид»; узкое, среднее и широкое понятия, отношения подчинения между узким, средним и широким понятиями.
Практическая работа: проверочные работы по теме; решение логических задач на упорядочивание множеств, задач, решаемых с помощью графов, задач – шуток.
Требования к знаниям: уметь различать понятия «род» и «вид»; различать узкое, среднее и широкое понятия; устанавливать отношения подчинения между ними; подбирать узкое понятие к среднему, широкое - к узкому и т.д.
Тема №10. Понятие «определение».(2 часа).
Основные теоретические вопросы: знакомство с понятием «определение», составление определений по формуле.
Практическая работа: проверочные работы по теме, комбинаторные логические задачи, решение логических задач на принцип Дирихле.
Требования к знаниям: знать понятие «определение», формулу составления определений, приводить примеры определений, составлять свои определения.
Тема №11. Понятие «аналогия».(3 часа).
Основные теоретические вопросы: понятие «аналогия», анализ отношений между понятиями, обобщение полученных данных, решение готовых аналогий, составление своих аналогий.
Практическая работа: проверочная работа по теме, решение логических задач по нумерации трёхзначных чисел, составление аналогий.
Требования к знаниям: знать понятие «аналогия», анализировать отношения между понятиями, делать вывод на этой основе, решать готовые аналогии и составлять свои отношения.
Тема №12. Что такое анаграмма, метаграмма, шарада? (2 часа).
Основные теоретические вопросы: что такое анаграмма, метаграмма, шарада? Чем отличаются анаграмма, метаграмма и шарада друг от друга? Решение готовых анаграмм, принцип составления анаграмм, составление собственных анаграмм. Решение метаграмм и шарад.
Практическая работа: проверочная работа по теме, решение разных логических задач, головоломок, составление анаграмм.
Требования к знаниям: знать, что такое анаграмма, решать готовые анаграммы, составлять свои анаграммы.
Тема №13. Обобщение изученного за год. (2 часа).
Основные теоретические вопросы: все изученные логические приёмы и понятия за год.
Практическая работа: комплексная олимпиада по математике и русскому языку; презентация учебно-исследовательских работ учащимися.
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в ходе реализации программы:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ключевые компетенции ( по Хуторскому А.В., докт. пед. наук), которые будут сформированы в процессе реализации программы:
1) Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
2) Ценностно-смысловые – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
3) Компетенции личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
4) Коммуникативные – включают знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь доказывать свою точку зрения, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Жизненный опыт, который позволит освоить определённые программой ценности и отношения:
1) опыт деятельности - использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
2) опыт переживаний – переживание своей жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности, роли в коллективе;
3) опыт социального взаимодействия – использование диалогической и монологической устной и письменной речи, умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач в общении с одноклассниками и педагогом.
6. Список литературы.
1) Литература, используемая для написания программы.
1. Гоголева В.Г. Логическая азбука. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 1998г. – 123с.
2. Ефимов В.Ф. Формирование логического мышления на уроках математики. // ПедСовет. 1997г №6.
3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие. М.: LINKA – PRESS; Издательский центр «Академия», 1998г. – 288с.
4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: «Академия развития, Академия Холдинг», 2003г. 143с.
5. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М: «Просвещение», 1990г. – 140с.
Интернет-ресурсы: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
2) Литература, рекомендуемая для педагогов.
1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы. М.: «Айрис-пресс». 2009г. – 128с.
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. Москва: «Росмэн», 2003г. 78стр.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 238с.
4. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М.: «Вако», 2006г. 232с.
5. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей»», 2002г. - 190с.
6. Серия «Я иду на урок в начальную школу»: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. М: «Первое сентября», 2002г. - 256с. Под ред. Соловейчик М.В.
7. Тарабарина Т. И., Ёлкина Н. В. И учёба, и игра: математика. Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 237с.
8. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методическое пособие. М.: «РОСТ», 2012г. – 244 с.
9. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. М: «Экзамен», 2010г. – 79с.
10. Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие занятия для младших школьников. М.: «Чистые пруды», 2006г. - 30с.
3) Литература, рекомендуемая для детей.
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. Рабочая тетрадь. М.: «Росмэн», 2003г. - 63с.
2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Курс РПС. Рабочие тетради для 1 – 7 классов. М: «РОСТ», 2011г.
3. Холодова О.А., Беденко М.В. Для знаек и всезнаек. Математика. Экспресс –контроль. Рабочие тетради для 1 – 4 классов. М: «РОСТ», 2011г.
4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочие тетради для 1 – 4 классов. М: «РОСТ», 2011г.
16