СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Эрудит"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность, проект, исследование, проблема, информация.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Эрудит"»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Утверждено


приказ № _113/1

«_01.09.2016г.

Рассмотрена на

Протокол №_1___

26.08.2016



«_____»_____________20 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

Эрудит

Направление

Интеллектуальное

Для 5-6классов.





Составитель: Комарова А.Ю.

учитель русского языка и литературы

Штрекер И. А.

учитель биологии и химии

высшая квалификационная категория









2016


Пояснительная записка


Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.  Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.


 Цели: программы: формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка

Задачи:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,

  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.


Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные и метапредметные результаты

Личностные


У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.


Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. класс (35 часов)


Введение


  • Что такое проект.

  • Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

  • Понятия: проект, проблема, информация


I. Теоретический блок .


Способы мыслительной деятельности


  • Что такое проблема.

  • Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

  • Понятия: проблема, объект исследования.

  • Как мы познаём мир.

  • Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

  • Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.


  • Удивительный вопрос.

  • Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

  • Понятия: вопрос, ответ.


  • Учимся выдвигать гипотезы.

  • Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

  • Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.


  • Источники информации.

  • Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

  • Понятия: источник информации.

  • Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  • Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности



Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.


Методы исследования. Мыслительные операции.

  • Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы

  • Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

  • Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

  • Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

  • Сбор материала для исследования.

  • Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

  • Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.


  • Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

  • Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

  • Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

II. Практический блок.


Мы - исследователи. Самостоятельный проект:

«Обитатели аквариума»


  • Планирование работы.

  • Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

  • Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

  • Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.


  • Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

  • Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.


  • Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

  • Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.


III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся


  • Подготовка к защите.

  • Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

  • Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

  • Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.


  • Защита проектов.

  • Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

  • Способы преодоления трудностей.  

  • Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

  • Анализ проектно-исследовательской деятельности.




Ожидаемые результаты на конец 5-го класса:

Ученик  научится: 

1.       видеть проблемы;

2.       ставить вопросы;

3.       выдвигать гипотезы;

4.       классифицировать;

5.       наблюдать;

6.       делать умозаключения и выводы;

7.       структурировать материал;

8.       готовить тексты собственных докладов.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

1.       Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.       Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.       Планировать (составлять план своей деятельности);

4.       Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.       Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.       Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

1) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.             
 2) способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

3) основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

9

2

Раздел 1. Теоретический блок . Способы мыслительной деятельности

8

3

Раздел 2. Практический блок. Мы - исследователи. Самостоятельный проект: «Обитатели аквариума»

9

4

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

9

5

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование (35 часов)


№ п/п

Дата

Наименование раздела.

Тема урока


Приложение

План

Факт

Введение (1 ч.)

1



Что такое проект


I. Теоретический блок (17 ч.)

Способы мыслительной деятельности (8.)


2



Что такое проблема


3



Как мы познаём мир


4



Удивительный вопрос


5-6



Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы.


7-8



Источники информации

Ресурсы Интернета.


Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)

9



Выбор темы исследования


10



Цели и задачи исследования


11-12



Методы исследования. Мыслительные операции.

Способы фиксации материала.

эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

13-14



Сбор материала для исследования.

Способы фиксации материала.


15



Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Анализ, синтез, вывод

16-17



Обобщение полученных данных.

Учимся анализировать.

Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.


II. Практический блок ( 13 ч.)Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 8 ч. )

18-19



Планирование работы над проектом: «Обитатели аквариума». Предмет и методы исследования.



20-21



Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов.

Анкета, социальный опрос,

интервью

22-23



Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Составление каталога.

каталог

24-26



Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

презентация

Исследуем аквариум. (4 часа)


27-28



Аквариум в живом уголке школы.


29-30



Создание бумажного аквариума.

Моделирование из бумаги

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа)


31-32



Подготовка к защите.

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.


33-34



Защита проектов.