СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по математике "Решение текстовых задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа факультатива по математике "Решение текстовых задач"

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива по математике "Решение текстовых задач"»

МБОУ Переснянская СШ








Программа факультатива по математике

«Решение текстовых задач»






учитель: Ранчугова И.Н.
























Пояснительная записка


Этот факультативный курс направлен в первую очередь на учащихся, которые хотят расширить и углубить свои знания по математике, хорошо и качественно подготовиться к экзаменам. Факультатив поможет обучающимся систематизировать уже известные знания по решению задач и открыть для себя новые методы решения данных задач, нужно добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а его глубоко осознанного понимания.

Курс содержит 6 тем. Первая тема «Текстовые задачи и методы их решения» является вступительной. При ее раскрытии выделяются основные этапы решения текстовых задач. Стоит обратить внимание обучающихся на значимость письменного оформления. Следующие темы-«Задачи на движение», «Задачи на проценты», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу»,- закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. Последняя тема «Нестандартные способы решения текстовых задач» выходит за рамки школьной программы и значительно совершенствует умения учащихся в решении текстовых задач.

Всего на выполнение занятий отводится 34 часа. Провести занятия можно в форме обзорных лекций, семинаров, уроков закрепления, самопроверки, взаимопроверки, групповой работы, тестирования, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением. Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его важность в повседневной жизни.

Цели курса:

развитие уровня умения решать текстовые задачи,

формирование логического мышления и математических способностей учащихся,

расширение знаний учащихся по предмету.

Задачи курса:

формирование устойчивого интереса обучающихся к математике;

расширение и углубление знаний учащихся по теоретическим вопросам;

вырабатывание у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и справочной литературой;

развитие и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;

расширение знаний учащихся о культурно - исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;

выполнение индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;

помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.


Ожидаемые результаты:

1. уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения;

2. уметь применять полученные математические знания при решении задач;

3. уметь использовать дополнительную математическую литературу;

4. научиться рассуждать, наблюдать, обобщать, анализировать, делать выводы.


Содержание курса


Текстовые задачи и техника их решения (4 ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическим приемом. Решение текстовой задачи методом составления уравнения, неравенства или системы. Решение текстовой задачи с помощью графика.


Задачи на движение (6 ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.


Задачи на проценты (6 ч)

Решение задач на проценты с помощью пропорции. Алгоритм решения задач методом составления уравнений. Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста. Процентные расчеты в банковской сфере деятельности.



Задачи на сплавы, смеси, растворы (6 ч)

Формула массовой доли растворенного вещества. Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.


Задачи на работу (6 ч)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.



Нестандартные способы решения текстовых задач (6 ч)

Нестандартные способы решения обычных задач и задач олимпиадной и конкурсной тематики, специальные приемы их решения : переформулировка задачи, использование делимости и диофантовых уравнений, метод подобия.



Тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

Текстовые задачи и техника их решения

4


2

Задачи на движение


6


3

Задачи на проценты


6


4

Задачи на сплавы, смеси, растворы


6


5

Задачи на работу


6


6

Нестандартные способы решения текстовых задач

6




Используемая литература


  1. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 368 с.

  2. Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. 3000 конкурсных задач по математике. – М.: Айрис-пресс, 2003

  3. Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на состав­ление уравнений. – М.: Наука, 1990.

  4. Расулов К. М., Василенков В. П., Елисеев Ю. Г.Смоленские математические олимпиады школьников.- Смоленск, 1995

  5. А. Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики./ Математика 2005г.

  6. А. Л. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи.- www.mccme.ru

Г. Б. Остер, Задачник. – М.: «Росмэн», 1994.

  1. Л.В.Кузнецова «Сборник задач для письменного экзамена к итоговой аттестации в 9 кл.» /  Л.В.Кузнецова и др. – М. ; «Дрофа»,2002

  2. Алгебра, 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 класс, Неискашова Е.В., 2009.

  3. http://le-savchen.ucoz.ru/load/9

  4. http://hijos.ru/izuchenie-matematiki/algebra-10-klass/6-tekstovye-zadachi/