МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОРОНХОЙСКАЯ СОШ»
Программа факультативного курса по экологии
«Человек и природа»
9 класс
Разработала: Пестерева Татьяна Владимировна
Учитель биологии
с. Хоронхой
2011 год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для учащихся 9 класса с использованием учебника Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Экология 9кл. На изучение отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа. Программа отражает главные проблемы экологии, взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы.
Кроме теоретического курса имеются задания практического характера. Некоторые из них имеют выраженный дискуссионных характер и не требуют однозначных ответов, в их решениях главным является выработка учащимися собственной позиции и мнения.
Выполнение практических работ предусматривает развитие практических навыков, т.е постановка цели работы, проведение опытов, наблюдение и формулирование вывода.
Предусматривает целенаправленное формирование экологических понятий, способствует воспитанию культуры взаимоотношений Человека с Природой.
Целью данного курса является:
вызвать интерес учащихся, а также желание и стремление продолжить изучение биологии и экологии в других учебных заведениях.
сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения в окружающей природной среде.
расширить объем интереса к природе.
развить личностно – значимое отношение к познанию природы, понимая и уважая её, определить место человека в окружающем мире.
формирование экологического целесообразного поведения личности.
Задачи курса:
Познакомить учащихся с современными проблемами;
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и практические способности в процессе изучения проблем современной экологии;
Воспитать убежденность в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного обращения к ней;
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью.
Раскрыть значение среды обитания как фактора, обеспечивающего жизнь человека и влияющего на его здоровье;
Проводить мониторинг конкретного участка среды обитания, обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;
Основное содержание
Раздел 1. Современное состояние природной среды (1 час)
Раздел 2. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы (5 час)
Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха.
Раздел 3. Почва – биокосная система (7 час)
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Эрозия почв: причины и последствия. Загрязнение почвы. Рациональное использование и охрана земель.
Раздел 4. Вода – основа жизненных процессов биосферы (3 час)
Дефицит пресной воды и его причины. Загрязнение природных вод. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения.
Раздел 5. Экологические проблемы и их решение (1 час)
Экологические проблемы биосферы.
Раздел 6. Экология и здоровье (1 час)
Химические загрязнения среды и здоровье человека.
Раздел 7. Охрана окружающей среды (3 час)
Экология как научная основа природопользования. Современные проблемы охраны природы. Основы рационального управления природными ресурсами и их использования.
Раздел 8. Семинар (1 час)
Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | лабораторные |
1 | Современное состояние природной среды. | 1 | 1 | - |
2 | Атмосфера – внешняя оболочка биосферы | 5 | 3 | 2 |
2.1 | Загрязнение атмосферы. | 1 | | |
2.2 | Практическая работа №1 «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды». | 2 | - | 2 |
2.3 | Практическая работа №2 «Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта». | 2 | - | 2 |
2.4 | Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. | 1 | 1 | - |
2.5 | Меры по охране атмосферного воздуха. | 1 | 1 | - |
3 | Почва – биокосная система. | 7 | 5 | 2 |
3.1 | Значение почвы и ее плодородия для человека. | 1 | 1 | - |
3.2 | Современное состояние почвенных ресурсов. | 1 | 1 | - |
3.3 | Эрозия почв: причины и последствия. | 1 | 1 | - |
3.4 | Загрязнение почвы. | 1 | 1 | - |
3.5 | Практическая работа №3 «Определение кислотности снега». | 2 | - | 2 |
3.6 | Практическая работа №4 «Выявление химических загрязнителей в снегу» | 2 | - | 2 |
3.7 | Рациональное использование и охрана земель. | 1 | 1 | - |
4 | Вода – основа жизненных процессов биосферы. | 3 | 3 | - |
4.1 | Дефицит пресной воды и его причины. | 1 | 1 | - |
4.2 | Загрязнение природных вод. | 1 | 1 | - |
4.3 | Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. | 1 | 1 | - |
5 | Экологические проблемы и их решение. | 1 | 1 | - |
5.1 | Экологические проблемы биосферы. | 1 | 1 | - |
6 | Экология и здоровье. | 1 | 1 | - |
6.1 | Химические загрязнения среды и здоровье человека. | 1 | 1 | - |
7 | Охрана окружающей среды. | 3 | 3 | - |
7.1 | Экология как научная основа природопользования | 1 | 1 | - |
7.2 | Современные проблемы охраны природы. | 1 | 1 | - |
7.3 | Основы рационального управления природными ресурсами и их использования. | 1 | 1 | - |
8 | Семинар «Антропогенное взаимодействие на биосферу» | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 26 | 8 |
Практикум
Практическая работа № 1 «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды»
Цель работы:
Оборудование: водный термометр; емкость на 0,5 л; вода; 0,2 н раствор соляной кислоты; 10 – 20 листьев разных видов растений.
Ход работы
Работа выполняется учащимися попарно. Используются по возможности листья разных видов растений.
Листья, выдержанные в воде при температуре 35 – 37 градусов Цельсия не менее получаса (для размягчения тканей), поместите на 20 минут в 0,2 н раствор соляной кислоты. Кислота с легкостью проникает в поврежденные клетки, вследствие чего мертвые и поврежденные ткани окрасятся в коричневый цвет.
Осмотрите листья у разных растений. Рассчитайте долю (в процентах) поврежденных тканей на листе. Сделайте выводы.
Сделайте выводы о правильности подбора зеленых насаждений по видовому составу, учитывая, что на поверхности листьев взрослых растений разных видов может оседать за летний период следующее количество пыли: у ивы – до 35 кг; у клена, тополя – до 30 кг; у сирени – до 2 кг; у акации – до 0,2 кг.
Практическая работа №3 «Определение кислотности снега»
Цель работы:
Оценить кислотность снеговых выпадений.
сравнить показатели кислотности на разных участках микрорайона.
Оборудование: пробоотборники (пластмассовые бутылки с отрезным дном диаметр 10-15 см, высота 60-80см) или школьный снегомер, ёмкость для снега(полиэтиленовые пакеты), лопатки, литровые банки, воронки, фильтры, весы, мерный цилиндр, блокнот, карандаш, индикаторная бумага.
Ход работы
Отлейте 10мл снегового фильтра в стакан.
Опустите в стакан индикаторную бумагу и определите кислотность фильтрата.
Отчётное задание
Участок | pH |
1.Жилой массив | 5,7 |
2.Школьный двор | 5,5 |
3.Парк отдыха | 5,6 |
4.Промышленная площадка | 5,8 |
5.Побережье реки Селенги | 5,5 |
Практическая работа №4 «Выявление химических загрязнителей в снегу»
Цель работы:
Определить наличие в снегу химических соединений загрязняющего характера;
Научиться проводить качественные реакции.
Найти взаимосвязь между продуктивностью растений и загрязнением среды.
Оборудование: пробоотборники(пластмассовые бутылки с отрезным дном, диаметр 10-15см, высота60-80см), ёмкости для снега (полиэтиленовые пакеты), литровые банки, фильтр, химическая посуда, спиртовка, карандаш по стеклу, спальная булавка, реактивы( хлорид бария, ацетат свинца, марганцовокислый калий, нитрат серебра, щелочь, карбонат аммония, концентрированная кислота, сульфидная соль( Na2S).
Ход работы:
Взять пять проб снегового фильтра по 100 мл, отметить номер участка каждой ёмкости.
Провести качественные реакции на выявление загрязнителя.
№ | Химические соединения | Исследуемые участки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | SO42- | | | | | |
2 | SO32- | | | | | |
3 | S2- | | | | | |
4 | Cl- | | | | | |
5 | NH4- | | | | | |
6 | Na+ | | | | | |
7 | Fe3+ | | | | | |
8 | Cu2+ | | | | | |
SO42- 10 мл пробы прибавить 1мл хлорида бария. При содержании SO42- возникает помутнение.
SO32-. К 10мл пробы прибавить слабый раствор марганцовокислого калия при содержании SO32- розовый цвет исчезает.
S2-. К 10мл пробы добавить нитрат серебра. Если содержится S2-,то появится слабое помутнение.
Cl-. К 10мл пробы добавить ацетат свинца. При наличии Cl- выпадает осадок черного цвета.
NH4+. К 10мл пробы добавить раствор щелочи сильной концентрации и подогреть. При наличии NH4+ появится запах аммиака, а если подержать у пробирки смоченную в воде индикаторную бумагу её розовый лакмус станет синим, а бесцветный финолфталеин-розовым.
Na+. Каплю раствора на стеклянной палочке или металлической булавке опустить в пламя спиртовки. Если присутствует Na+, то наблюдается ярко-жёлтая окрашивание пламени.
Fe³+. К 10мл пробы добавить несколько капель концентрированного раствора роданида калия. При наличии Fe³+ появится бледно-бурый цвет.
Cu² . К 20мл пробы добавить сульфидную соль. Зелёно-бурый осадок говорит о присутствии Cu².
Практические задания к семинару по теме «Антропогенное взаимодействие на биосферу»
Сплав срубленных деревьев по рекам: экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоющую технику и т.д.). Почему экологи выступают против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке? Почему в таких реках исчезают рыба и другие водные организмы?
Предложите мероприятия, введение которых позволит уменьшить
загрязнение вод и суши нефтью.
Зимой для таяния ледяной корки на дорогах часто используют соль. Это способствует значительному сокращению дорожно – транспортных происшествий. Какие изменения происходят в водоемах и в почве рядом с дорогой? Как и почему может измениться состояние деревьев и травы рядом с дорогой?
Как вы думаете, будут ли обнаружены химические вещества, используемые для обработки полей, ив рыбе, выловленной в соседнем пруду?
Назовите процессы, в ходе которых углерод в виде углекислого газа поступает в атмосферу.
Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?
Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; в то время как лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано?
Программно – методические материалы
Обязательная литература:
Криксунов Е.А. Экология 9 кл. Москва: «Дрофа», 1998 г.
Дополнительная литература:
Протопопова И.В. Современная экология. Издательство БЭЛИН. Улан – Удэ, 1999 г.
Прядко К.А. Понятия и определения. Экология. Издательский дом «Литература», 2006 г.
Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10 (11) кл.
Журналы «Биология в школе»