Пояснительная записка.
В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, начиная с первого этапа обучения.
Именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей, так как внеклассная работа учащихся имеет ряд преимуществ. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа внеклассной работы не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет. Необходимо заинтересовывать, привлекать учеников к разгадыванию загадок природы, включая его в практическую деятельность во внеурочное время.
Идея программы: формирование активно-действенного отношения к природе, личной ответственности за состояние окружающей среды с младшего школьного возраста.
Целью своей программы я считаю – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
- Разработать наиболее приемлемые средства, формы и методы, обеспечивающие познавательную, творческую и деятельностную активность младших школьников.
- Создать условия для практической и исследовательской деятельности учащихся.
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять знани о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей республики.
Основные формы работы
- экскурсии
- целевые прогулки
- экологические и интерактивные игры в природе
- экологические акции
- практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц изготовление кормушек
- экологические викторины
- заочное путешествие
- экологические праздники
Методы
- наблюдения и практические работы
- дидактические игры
- беседы
- работа с различными источниками краеведческой информации - исследовательский метод
- экологическое моделирование
- прогнозирование и проектирование
- фиксирование результатов (дневник наблюдения)
Типы занятий
- практические
- КВНы
- встречи
- инсценирование
- экскурсии
- уроки фантазирования и открытых мыслей
Планируемый результат освоения учащимися программы
внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
- уровень результатов
- В результате проведения мероприятий ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;
- ученик будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
- будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий, прогулок;
- будет проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- будет пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
- научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования.
2 уровень результатов
- Научатся анализировать объекты окружающего мира;
o будут принимать участие в природоохранительных делах, осознавая важность участия в этих делах;
o будут строить общения с животными, растениями, проявляя заботу о них, нежели только для удовольствия;
o выполнение правил поведения в окружающей среде станет привычным делом.
3 уровень результатов
- Овладеют практическими умениями и навыками рационального природопользования;
- войдёт в привычку соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования;
- будут осознавать важность участия в природоохранительных делах;
- смогут самостоятельно выбрать объект своей экологической деятельности;
- создадут сборник творческих работ, портфолио;
- будут принимать участие в конкурсах экологического направления.
Данная образовательная программа адресована учащимся 1-4 классов.
Периодичность занятий – 1 час в неделю
Мероприятия по реализации программы.
Программа экологического воспитания младших школьников 1-2 класс
1 раздел. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Экологические беседы
1. Мы - друзья природы.
2. Жалеть надо уметь.
3. Удивительное рядом.
4. Наш друг - лес.
5. Звери и птицы зимой.
6. Где живут наши меньшие братья?
7. Как мы помогаем природе?!
8. Растения под нашей защитой.
9. О тех, кого мы не любим.
10. О культуре поведения в природе.
11. Природа - наш дом.
12. Учитесь доброте.
13. Птицы - наши друзья.
14. Природа и искусство.
-Турнир-викторина "Охраняемые растения Чувашской республики».
- Конкурс загадок о природе.
- "Мой маленький друг" - о животных, содержащихся дома .
- Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/.
- Проигрывание экологических ситуаций.
- Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Птичья столовая", "Сбор грибов",
- Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство".
- Экологический КВН.
- Экскурсии: "Тропинки, тайны, голоса".
- Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе /.
- Устный журнал "В мире природы". Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира".
2 раздел ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Участие в выставках "Природа и фантазия".
- Конкурсы экологического рисунка и плаката.
- Стихи и сочинения о природе.
- Выставка "Зимний букет".
- Участие в районных мероприятиях по экологии.
3 раздел ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
- Очистка территории школы от сушняка.
- Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных.
- "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/.
- Операция "Первоцвет"..
- Акция:«Цветник у школы»,
- "Мой двор - моя забота". Озеленение класса, школы.
- Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в лесу»
4 раздел РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
-Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/.
- Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы.
- Праздник Цветов.
- Праздник птиц.
- Кукольный экологический театр.
- Вечер экологической сказки.
- Утренник "Природа и искусство".
- Лесной карнавал.
Программа экологического воспитания младших школьников 3-4 класс
1 раздел ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
- Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед.
- Организация экологического кружка.
2 раздел ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
- Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира.
- Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?".
- "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями.
- Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Чувашии», "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные края", "Предприятия - загрязнители Чувашской Республики".
- Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./.
- "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы.
- Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре приключения, сказки, /
- Игры: "Леснаяаптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю".
- Деловые, ролевые игры.
- Компьютерные игры.
- Тематические беседы.
- Экологические экскурсии.
-Конкурс проекта:"Поселок будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире".
Экскурсии в заповедник, в природу, на предприятия.
- Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".
3 раздел ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
- Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов.
- Конкурс "Природа и фантазия".
- Конкурсы и выставки рисунков, плакатов.
- Клуб «Самоделкина» /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/.
- Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".
4 раздел ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
- Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Подкормка птиц и зверей.
- Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение класса и школьного двора.
- Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.
- Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", " "Красная тетрадка", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота".
- Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в лесу»
5 раздел РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
- Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер,
- Вечер "Человек и природа".
- Лесной карнавал.
-Конкурс "Природа и фантазия".
-Кукольный театр.