СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Юные друзья природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

                В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, начиная с первого этапа обучения. 

Именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей, так как внеклассная работа учащихся имеет ряд преимуществ. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа внеклассной работы не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие  возможности  для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет. Необходимо заинтересовывать, привлекать учеников к разгадыванию загадок природы, включая его в практическую деятельность во внеурочное время.   

Идея программы: формирование  активно-действенного отношения к природе,    личной ответственности за состояние окружающей среды с младшего школьного возраста.

Целью своей программы я считаю – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

   Задачи программы:

-  Разработать  наиболее приемлемые средства, формы и методы, обеспечивающие познавательную, творческую и деятельностную активность младших школьников.

-  Создать условия для практической и исследовательской деятельности учащихся.

-   формировать интерес к изучению природы родного края; 

-  воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-  углублять знани о родном крае;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

-  формировать представления об охраняемых территориях России и своей республики.

 

 

Основные формы работы

экскурсии

-  целевые прогулки

-  экологические и интерактивные игры в природе

-  экологические акции

-  практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц изготовление кормушек

-  экологические  викторины

-  заочное путешествие

-  экологические праздники

Методы

-  наблюдения и практические работы

-  дидактические игры

-  беседы

-  работа с различными источниками краеведческой информации -   исследовательский метод

-  экологическое моделирование

-  прогнозирование и проектирование

-  фиксирование результатов (дневник наблюдения)

 

Типы занятий

        -   практические

        -   КВНы

        -   встречи

        -   инсценирование

       -  экскурсии

       -   уроки фантазирования и открытых мыслей

 

        Планируемый результат освоения учащимися программы

внеурочной деятельности

 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается  достичь следующих результатов:

 

  1. уровень  результатов
  • В результате проведения мероприятий ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;
  • ученик будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий, прогулок;
  • будет проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • будет пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
  • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить  исследования.

 

 

2 уровень результатов

  • Научатся анализировать объекты окружающего мира;

o   будут принимать участие в природоохранительных делах, осознавая важность участия в этих делах;

o   будут строить общения с животными, растениями, проявляя заботу о них, нежели только для удовольствия;

o   выполнение правил поведения в окружающей среде станет привычным делом.

 

3 уровень результатов

  • Овладеют практическими умениями и навыками рационального природопользования;
  • войдёт в привычку соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить  исследования;
  • будут осознавать важность участия в природоохранительных делах;
  • смогут самостоятельно выбрать объект своей экологической деятельности;
  • создадут сборник творческих работ, портфолио;
  • будут принимать участие в конкурсах экологического направления.

 

Данная  образовательная программа адресована учащимся 1-4 классов.

Периодичность занятий –  1 час в неделю

Мероприятия по реализации программы.

Программа  экологического  воспитания  младших  школьников 1-2 класс

1 раздел.        ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Экологические беседы 1. Мы - друзья природы. 2. Жалеть надо уметь. 3. Удивительное рядом. 4. Наш друг - лес. 5. Звери и птицы зимой. 6. Где живут наши меньшие братья? 7. Как мы помогаем природе?! 8. Растения под нашей защитой. 9. О тех, кого мы не любим. 10. О культуре поведения в природе. 11.  Природа - наш дом. 12. Учитесь доброте. 13. Птицы - наши друзья. 14. Природа и искусство.

-Турнир-викторина "Охраняемые растения  Чувашской республики».

- Конкурс загадок о природе.

- "Мой маленький друг" - о животных, содержащихся дома .

-  Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/.

- Проигрывание экологических ситуаций.

-   Экологические игры: "Тайны лесной тропинки",  "Птичья столовая", "Сбор грибов",

- Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство".

- Экологический КВН.

- Экскурсии: "Тропинки, тайны, голоса".

- Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе /.

-  Устный журнал "В мире природы". Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира".

 

 2 раздел     ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА. - Участие в выставках "Природа и фантазия".

-  Конкурсы экологического рисунка и плаката.

- Стихи и сочинения о природе.

- Выставка "Зимний букет".

- Участие в районных мероприятиях по экологии.

 

3 раздел    ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

- Очистка территории школы  от сушняка.

-  Заготовка кормов для птиц.   Зимняя подкормка для животных.    - "Мастерская  Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/.

- Операция "Первоцвет"..

- Акция:«Цветник у школы»,

- "Мой двор - моя забота". Озеленение класса, школы.

- Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в лесу»

  4 раздел      РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ   МЕРОПРИЯТИЯ -Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/.

- Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы.

 - Праздник Цветов.

-  Праздник птиц.

-  Кукольный экологический театр.

-  Вечер экологической сказки.

-  Утренник "Природа и искусство".

-  Лесной карнавал.

 

Программа   экологического воспитания младших школьников 3-4 класс

 

1 раздел     ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. - Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед. - Организация  экологического  кружка.

 

2 раздел   ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. - Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира.

- Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?".

- "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями.

-  Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Чувашии», "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные края", "Предприятия - загрязнители Чувашской Республики".

 - Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./.

- "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы.

-  Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре приключения, сказки, /

-  Игры: "Леснаяаптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю".

-  Деловые, ролевые игры.

- Компьютерные игры.

-  Тематические беседы.

- Экологические экскурсии.

-Конкурс  проекта:"Поселок будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире". Экскурсии в заповедник, в природу, на предприятия.

- Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".

 

 3 раздел  ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. -   Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов.

- Конкурс  "Природа и фантазия".

-  Конкурсы и выставки рисунков, плакатов.

-  Клуб «Самоделкина» /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/.

-  Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".

 

    4 раздел  ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ. - Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Подкормка птиц и зверей. - Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение класса и школьного двора. - Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии. - Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", " "Красная тетрадка", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота".

- Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в лесу»

 5 раздел    РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. - Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер, -  Вечер "Человек и природа".

- Лесной  карнавал.

-Конкурс "Природа и фантазия".

-Кукольный театр.