ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Целями изучения курса «Изучаем украинский» в 5 классе являются:
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре украинского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к украинскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь а определяет ряд практических задач.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно плану учреждений РФ на изучение курса в 5 классе выделяется 1 час в неделю
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Место курса «Изучаем украинский» в системе общего образования является важным, т.к. он средство общения для детей, изучающих крымскотатарский язык, как родной, со сверстниками. Изучение украинского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения украинского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к украинскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах украинского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Украинский язык является для учащихся важным в процессе обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, каналом социализации личности. Успехи в изучении украинского языка часто определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разделылы программы | № занятия | Тема занятия | Виды деятельности или формы организации занятий | Формирование УУД |
| | | | Кол во часов | |
Введение – 1ч. | 1 | Сказочное царство слов | Конкурс | 1 | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Фонетика – 1ч. | 2 | Звуки не буквы | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. |
Орфоэпия – 2ч. | 3 | Банты и шарфы | Игра со словами | 1 | Личностные: оптимистически воспринимать мир; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь. |
4 | На сцене гласные | Лингвистическая игра | 1 |
Графика – 2ч. | 5 | Как возникла письменность? | Творческая работа | 1 | Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь |
6 | Память и грамотность | Заучивание отрывков произведений | 1 |
Морфемика - 2ч. | 7 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | 2 | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | |
Лексикология – 8ч. | 9 | Где же хранятся слова? | Работа со словарями | 1 | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Экскурсия | 1 |
11 | Добрые слова | Игра | 1 |
12 | На карнавале слов | Игра | 1 |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Сочинение стихотворений | 1 |
| 14 | Слова-антонимы | Игра | 1 |
15 | Экскурсия в прошлое | Экскурсия по виртуальному музею | 1 |
16 | Полёт в будущее | Игра | 1 |
Орфография – 3ч. | 17 | Кто командует корнями? | Тренировочные упражнения | 3 | Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией;Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию. |
18 | Кто командует корнями? | Игра | |
19 | Кто командует корнями? | Работа с текстами | |
Морфология – 2ч. | 20 | Что рассказали части речи о себе | Игра | 2 | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
21 | Что рассказали части речи о себе? | Игра | |
Культура речи – 12ч. | 22 | Королевство ошибок | Сочинение сказок | 2 | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. |
23 | Королевство ошибок | Театрализованная постановка ситуаций | |
24 | Крылатые слова | Беседа, работа с текстами | 1 |
25 | В Стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок | 2 |
26 | В Стране Сочинителей | Сочинение загадок. Конкурс рисунков | |
27 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение анаграмм | 2 |
28 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение метаграмм | |
29 | Шарады и логогрифы | Составление шарад | 2 |
30 | Шарады и логогрифы | Составление логогрифов | |
31 | Откуда пришли наши имена | Конкурс рисунков | 1 |
32-33 | Экскурсия в сельскую библиотеку«Знакомство с творчеством крымских поэтов» | Экскурсия | 2 |
Подведение итогов – 3ч. | 34 | КВН по языку | КВН | 2 | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. |
35 | КВН по языку | Контроль по типу портфолио | |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
7. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного курса «Изучаем украинский»
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
6. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
8. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Программа для общеобразовательных учебных заведений О.Н.Хорошковской. Київ Видавничий дім «Освіта» 2012 р
Литература и средства обучения
Литература
Словари по украинскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по украинскому языку.)
5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
Классная доска.
TV
DVD
Ноутбук