ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В.Г. Белинский
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, «святости».
Программа «Лестница успеха» – это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Анализ воспитательной работы за 2015 – 2016 учебный год
В прошедшем учебном году была поставлена воспитательная цель создание условий для творческой самореализации ученика с учетом интересов, склонностей и способностей.
Цель достигалась путем решения следующих задач:
создание условий для формирования здорового образа жизни; полноценного физического развития обучающегося;
приобщения обучающихся к культурным ценностям, в том числе культуре своего Отечества, родного края, воспитание гражданственности и патриотизма;
стимулирование интереса к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике;
создание в классе ситуации успеха;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
развитие классного самоуправления.
Основными направлениями воспитательной работы в 2015 – 2016 учебном году были
Интеллектуально-познавательная деятельность;
Гражданско-патриотическое воспитание;
Спортивно-оздоровительная работа;
Профессиональная ориентация;
Досуг;
Работа с родителями;
Индивидуальная работа.
Для достижения поставленной цели использовались следующие формы работы, средства педагогического влияния, приемы включения учащихся в деятельность и общение:
По времени проведения:
кратковременные;
продолжительные;
традиционные.
По видам деятельности:
учебной;
трудовой;
спортивной.
По количеству участников;
индивидуальные;
групповые.
Результатами решения воспитательных задач стало
- развитие личности в результате социального творчества;
- активное творческое участие в классной деятельности;
- самореализация личности, максимальная реализация ее способностей и творческих возможностей.
В 2015 – 2016 учебном году были проведены следующие мероприятия: Всероссийский урок «Готов к труду и обороне, классный час «Я человек. Я личность. Я гражданин», день учителя, осенний бал, новый год, классный час «День гражданской обороны», классный час «Урок безопасности школьников в сети Интернет», классный час «Травма – это опасно», классный час, посвященный Дню согласия и примирения, 1000- летие святого равноапостольного великого князя Владимира Крестителя Руси, классный час « Вредным привычках НЕТ», классный час «Наши мамы лучше всех», к 70-летие начала Нюрнбергского процесса. «Зло всегда будет наказано», фестиваль патриотической песни, 8 марта, митинг 9 мая.
Социальный паспорт 8 класса 2016 – 2017 учебный год
Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива
Цель и задачи воспитательной работы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни школьника;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 8 класса.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга).
Формы и методы воспитательной работы
Методы:
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
репродуктивный метод;
метод критического мышления.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, представления, выступления, фестивали;
дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми.
Приоритетные направления работы
Общеинтеллектуальное;
Гражданско-патриотическое;
Спортивно-оздоровительное;
Профессиональная ориентация;
Духовно – нравственное;
Семейное воспитание и работа с родителями;
Художественно- эстетическое;
Эколого-биологическое;
Трудовое.
Основные направления
№ п/п | НАПРАВЛЕНИЯ | ЗАДАЧИ |
1. | Общеинтеллектуальное | Формирование потребности в знаниях |
2. | Гражданско-патриотическое | Формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего Отечества и своей непосредственной роли. |
3. | Спортивно-оздоровительное | Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся. Показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. |
4. | Профессиональная ориентация | Дать представление об особенностях наиболее распространенных профессий. |
5. | Духовно – нравственное | Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. |
6. | Семейное воспитание и работа с родителями | Создание атмосферы взаимного доверия. Стимулировать полноценное общение родителей с их детьми. |
7. | Художественно- эстетическое | Развитие творчества учащихся, их смекалки, а также их интересов в различных областях познания. |
8. | Эколого-биологическое | Обучение учащихся пониманию смысла экологии. |
9. | Трудовое | Формирование навыков труда. |
План воспитательной работы
Сентябрь
Месячник пожарной безопасности «Безопасность жизнедеятельности»
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | День знаний | Диагностика уровня воспитанности | | Классный час «Правила движения-закон дорог» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Победа в войне с милитаристской Японией. Скажи войне нет». | Учебная эвакуация «Пожар» | День солидарности в борьбе с терроризмом | Выборы школьного ученического самоуправления. |
Спортивно-оздоровительное | Дежурство по классу. | Классный час «День здоровья, что это значит» | Беседа «Что мы знаем о личной гигиене?» | |
Профессиональная ориентация | Подведение итогов летней практики. | | | |
Духовно - нравственное | Неделя безопасности | Классный час «Наши общие дела» | Классный час по профилактике экстремизма | Подготовка ко дню учителя |
Семейное воспитание и работа с родителями | Заполнение соц. паспорта класса | | Беседы с родителями. | |
Художественно- эстетическое | | | Классный час «Этика общения» | 150 лет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (1866 год) |
Эколого-биологическое | | Классный час «Охраняя природу, ты охраняешь Родину» | | Беседа «Что мы знаем об экологии?» |
Трудовое | Классный час «Без труда ничего не дается» | | Уборка кабинета | |
Октябрь
Месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога»
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | Беседа «Чем опасна дорога?» | Конкурс стенгазет «Осень славная пора». | Беседа о правилах поведения на осенних каникулах. | Международный день школьных библиотек |
Гражданско-патриотическое | | Классный час «День гражданской обороны». | | Классный час «Я человек. Мои права и обязанности» |
Спортивно-оздоровительное | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | Беседа о личной гигиене и соблюдении режима дня. | Беседа «Травма – это опасно для жизни!» | |
Профессиональная ориентация | | | | Классный час «Что мы знаем о профессиях?» |
Духовно-нравственное | | Классный час «Твори добро на радость людям» | | |
Семейное воспитание и работа с родителями | Беседы с родителями | Родительское собрание «Мы за здоровый образ жизни» | | Беседы с родителями (по желанию учителей-предметников) сообщить итоги учебы за 1четверть |
Художественно-эстетическое | Международный день учителя | Конкурс «Цветы и фантазия». | | Осенний бал. |
Эколого-биологическое | Классный час «Сберечь природу-сберечь и себя» | | Классный час «В этом мире мы не одни» | |
Трудовое | | Классный час «Труд красит человека» | | Викторина «Умею ли я правильно трудиться» |
Ноябрь
Месячник охраны здоровья и профилактики алкоголизма, курения и наркомании «Здоровое поколение»
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | | Классный час «Год кино в России» | | 215 лет со дня рождения русского писателя и этнографа Владимира Ивановича Даля (1801 год) |
Гражданско-патриотическое | | День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год) | День народного единства | |
Спортивно-оздоровительное | Классный час «Что нужно есть, чтобы быть сильнее» | | Викторина «Что мы знаем о здоровом образе жизни» | |
Профессиональная ориентация | | | | Классный час «Я выбираю профессию…» |
Духовно-нравственное | Международный день толерантности | | | |
Семейное воспитание и работа с родителями | | Работа по предупреждению неуспеваемости | | Выставление отметок в дневники обучающихся. |
Художественно-эстетическое | | День матери в России | | |
Эколого-биологическое | Игра-путешествие «Экологическая кругосветка» | | Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» беседа | |
Трудовое | | | | Уборка кабинета |
Декабрь
Месячник правового воспитания, профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
поколение»
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | 250 лет со дня рождения русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина (1766 год) | | | День Конституции Российской Федерации |
Гражданско-патриотическое | День Неизвестного Солдата | День героев Отечества | | |
Спортивно-оздоровительное | | | Беседа «Петарды. Чем они опасны» | |
Профессиональная ориентация | | Всероссийская акция «Час кода». Тематический урок информатики | | |
Духовно-нравственное | 25 лет со дня образования Содружества Независимых Государств | | | Международный день инвалидов |
Семейное воспитание и работа с родителями | | Индивидуальная работа с родителями по успеваемости обучающихся. | Подготовка к родительскому собранию «О родительском авторитете» | |
Художественно-эстетическое | | Международный день кино | | Новогодний бал |
Эколого-биологическое | | | | Классный час «29 декабря – Международный день биологического разнообразия. Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Трудовое | | | Генеральная уборка класса и школы. | |
Январь
Месячник профориентационной работы
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | День детского кино | | | |
Гражданско-патриотическое | | Международный день памяти жертв Холокоста | | |
Спортивно-оздоровительное | | | | |
Профессиональная ориентация | | | | Тест: «Как правильно выбрать профессию по душе?» |
Духовно-нравственное | | | | Классный час «Чистые сердцем» |
Семейное воспитание и работа с родителями | | Информирование по итогам полугодия | | Выставление отметок в дневники обучающихся. |
Художественно-эстетическое | | Подготовка к мероприятию «В гостях у сказки» | | Театрализованное представление «В гостях у сказки». |
Эколого-биологическое | | | «Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее». Классный час | Беседа «На пороге экологической катастрофы» |
Трудовое | Диагностика интересов и склонностей. | | | Дежурство по классу |
Февраль
Месячник военно - патриотической работы
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | День российской науки | | | Международныйдень родного языка |
Гражданско-патриотическое | | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | | |
Спортивно-оздоровительное | | | Викторина «А, ну–ка, мальчики» | |
Профессиональная ориентация | | | | Тренинг «Все профессии важны» |
Духовно-нравственное | | | День защитника Отечества | |
Семейное воспитание и работа с родителями | Работа по предупреждению попусков | | Выставление отметок в дневники обучающихся. | |
Художественно-эстетическое | | Подготовка к 23 февраля. | | Праздничная линейка к 23 февраля |
Эколого-биологическое | Беседа: «Сохранить природу– сохранить жизнь» | | | |
Трудовое | | | Уборка кабинета | |
Март
Месячник духовно-нравственного воспитания
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | | Всероссийская неделя детской и юношеской книги | | Всероссийская неделя музыки для детей и юношества |
Гражданско-патриотическое | День воссоединения Крыма с Россией | | Классный час «Что мы знаем о Курской битве» | |
Спортивно-оздоровительное | | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом | | |
Профессиональная ориентация | | | | |
Духовно-нравственное | | | | Классный час «Что такое толерантность» |
Семейное воспитание и работа с родителями | | | Родительское собрание «Книги в жизни школьника» | |
Художественно-эстетическое | | Международный женский день | | |
Эколого-биологическое | | Беседа «Охраняется Красной книгой» | | 22 марта – Всемирный день воды Вода чудесный дар природный…» классный час |
Трудовое | | Генеральная уборка класса | | |
Апрель
Месячник природоохранной и экологической
деятельности
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | С днём юмора – 1 апреля! - викторина | | | Классный час «Познай самого себя» тест |
Гражданско-патриотическое | | День единения народов Беларуси и России | |
|
Спортивно-оздоровительное | | | | День здоровья «Весенний кросс» |
Профессиональная ориентация | | | День местного самоуправления | |
Духовно-нравственное | | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | | |
Семейное воспитание и работа с родителями | | Работа учащихся с учителями-предметниками | | Итоговое родительское собрание |
Художественно-эстетическое | | Блиц – турнир «Умники и умницы» | | |
Эколого-биологическое | День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ | | | |
Трудовое | | | | |
Май
Месячник героико-патриотической работы
«Поклонимся великим тем годам!»
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | День славянской письменности и культуры | | | |
Гражданско-патриотическое | | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год) | | |
Спортивно-оздоровительное | | | | «Правила поведения на каникулах» беседа |
Профессиональная ориентация | | Тест «Кем бы я стал в будущем?» | | |
Духовно-нравственное | | | «Поклонимся великим тем годам» классный час | |
Семейное воспитание и работа с родителями | | Информация по итогам года. Родительское собрание «Психологические и возрастные особенности подростка». | | |
Художественно-эстетическое | Подготовка к праздничному мероприятию. | Участие в митинге, посвящённого Дню Победы | | |
Эколого-биологическое | | | | Викторина «Судьба планеты в наших руках» |
Трудовое | | | | Уборка кабинета |
Июнь
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Общеинтеллектуальное | День Русского языка – Пушкинский день России | | | |
Гражданско-патриотическое | | День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год) | | |
Спортивно-оздоровительное | | | | |
Профессиональная ориентация | | | | |
Духовно-нравственное | | Международный день защиты детей | | |
Семейное воспитание и работа с родителями | | | | |
Художественно-эстетическое | | День России | | |
Эколого-биологическое | | | | |
Трудовое | Летняя трудовая практика | | | |
Ожидаемые результаты
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
Формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
Активизация учебно-познавательной деятельности;
Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях.
Список используемой литературы
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
Методические разработки «В помощь классному руководителю»
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учит
8