СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа компетентностного подхода и ее реализация

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы в условиях вечерних школ.

Работа по реализации программы компетентностного подхода, целью которой является создание социально-педагогических условий повышения качества образования и создание условий для модернизации образования в школе, на основании перспективного плана была запланирована  на три года.

Просмотр содержимого документа
«программа компетентностного подхода и ее реализация»

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА  В МБВСОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. НИЖНЕУДИНСК»  НА 2012 – 2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МБВСОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. НИЖНЕУДИНСК» НА 2012 – 2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Работа по реализации программы компетентностного подхода, целью которой является создание социально-педагогических условий повышения качества образования и создание условий для модернизации образования в школе, на основании перспективного плана была запланирована нами на три года.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

  • Работа по реализации программы компетентностного подхода, целью которой является создание социально-педагогических условий повышения качества образования и создание условий для модернизации образования в школе, на основании перспективного плана была запланирована нами на три года.
Сроки реализации:   Этапы реализации: I этап.  (2012-2013) На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой компетентностных моделей, разработка критериев, показателей, способов отслеживания сформированности компетентности выпускников. II этап.(2013-2014) На этом этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают изменение содержания обучения, методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий, направленных на решение проблем реализации компетентностного подхода. III этап(2014-2015). На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, завершение исследований на основе компетентного подхода.

Сроки реализации:

  • Этапы реализации:
  • I этап. (2012-2013) На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с
  • разработкой компетентностных моделей, разработка критериев, показателей,
  • способов отслеживания сформированности компетентности выпускников.
  • II этап.(2013-2014) На этом этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают изменение содержания обучения, методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий, направленных на решение проблем реализации компетентностного подхода.
  • III этап(2014-2015). На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, завершение исследований на основе компетентного подхода.
Подводя итоги первого этапа реализации перспективного плана были решены следующие задачи:   1.Повышение уровня профессиональной компетентности учителя (курсы повышения квалификации). 2.Создание методической библиотеки учителя по компетентностному подходу. 3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся.

Подводя итоги первого этапа реализации перспективного плана были решены следующие задачи:

1.Повышение уровня профессиональной компетентности учителя (курсы повышения квалификации).

2.Создание методической библиотеки учителя по компетентностному подходу.

3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся.

Подводя итоги первого этапа реализации перспективного плана были решены следующие задачи:   4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся. 5.Разработка предложений по определению и выбору образовательных технологий направленных на развитие компетенций и личностных качеств выпускников. 6.Проведение методических семинаров, тематических педсоветов по вопросам компетентностного подхода. 7.Организация и проведение опроса заинтересованных сторон по выстраиванию образа выпускника. 8.Разработка компетентностной модели выпускника на основе выявленного социального заказа.

Подводя итоги первого этапа реализации перспективного плана были решены следующие задачи:

4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся.

5.Разработка предложений по определению и выбору образовательных технологий направленных на развитие компетенций и личностных качеств выпускников.

6.Проведение методических семинаров, тематических педсоветов по вопросам компетентностного подхода.

7.Организация и проведение опроса заинтересованных сторон по выстраиванию образа выпускника.

8.Разработка компетентностной модели выпускника на основе выявленного социального заказа.

1.Повышение уровня профессиональной компетентности учителя (курсы повышения квалификации).   -Классный руководитель: новые векторы деятельности (по ФГОС второго поколения). -Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС второго поколения. -Разработка модульных программ и организация процесса обучения на основе компетентностного подхода . -Разработка модульных программ профессиональной подготовки, средств объективного контроля в форме тестовых заданий и организация процесса обучения на основе компетентностного подхода.

1.Повышение уровня профессиональной компетентности учителя (курсы повышения квалификации).

  • -Классный руководитель: новые векторы деятельности (по ФГОС второго поколения).
  • -Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС второго поколения.
  • -Разработка модульных программ и организация процесса обучения на основе компетентностного подхода .
  • -Разработка модульных программ профессиональной подготовки, средств объективного контроля в форме тестовых заданий и организация процесса обучения на основе компетентностного подхода.

2.Создание методической библиотеки учителя по компетентностному подходу.

  • Батрова О. Ф. Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 1.
  • Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. - № 1. -– Библиогр.: 9 назв.
  • Волкова О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ : дайджест // Психология обучения. – 2009. - № 2.
  • Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ // Там же. – 2008. - № 6.
  • Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.
  • Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентстном подходе в образовании // Шк. технологии. – 2007. - № 5.
  • Карпенко О. М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании // Инновации в образовании. – 2004. - № 6. - – Библиогр.: 12 назв.
  • Копыця Е. А. Компетентностный подход и обновление содержания СПО // Среднее проф. образование. - 2007. - № 10 .
  • Осмоловская И. М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования // Право и образование. – 2008. - № 4. – Библиогр.: 11 назв.
  • Радионова Н. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. – 2009. - № 4/5. – С.7-14.
  • Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. -2005 N 7. – Библиогр.: 6 назв.
  • Шаронова С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании : (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исслед. – 2008. - № 1. – Библиогр.: 6 назв.
3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся.   Качества Методы и формы диагностики компетенции социального взаимодействия:  с обществом, общностью, коллективом.   Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой), методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко   с обществом, общностью, коллективом. Потребность в общении, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко,   с обществом, общностью, коллективом. Тест Кеттелла. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120, методика диагностики доминирующей «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко.  

3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся.

  • Качества
  • Методы и формы диагностики
  • компетенции социального взаимодействия:
  • с обществом, общностью, коллективом.
  •  
  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой), методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко
  •  
  • с обществом, общностью, коллективом.
  • Потребность в общении, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко,
  •  
  • с обществом, общностью, коллективом.
  • Тест Кеттелла. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120, методика диагностики доминирующей «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко.
  •  
3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся. Коммуникативность Тест руки Вагнера (Hand Test)   Формирование нравственных норм Методика «Как поступать»    С семьей. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла конфликты и их погашение, сотрудничество.   Методика диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации, тест оценки поведения, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) социальная мобильность.   Тренинг толерантности. «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций». Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым Диагностика принятия других (по шкале Фейя)    

3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся.

  • Коммуникативность
  • Тест руки Вагнера (Hand Test)
  •  
  • Формирование нравственных норм
  • Методика «Как поступать»
  •  
  • С семьей.
  • Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла
  • конфликты и их погашение, сотрудничество.
  •  
  • Методика диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации, тест оценки поведения,
  • сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) социальная мобильность.
  •  
  • Тренинг толерантности.
  • «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций». Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым
  • Диагностика принятия других (по шкале Фейя)
  •  
  •  

3.Подготовка методов, форм, средств диагностики оценивания ключевых компетенций учащихся.

  • компетенции в общении
  • Тест «Общительность», тест «Уровень коммуникативного контроля в общении», тест «Ведущая репрезентативная система»,
  • устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста. 
  • Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)
  • Опросник Д.Кейрси (типология Майерс-Бриггс),
  • Аудирование речи. Построение инд.профиля аудитора.
  • Оценка свойств говорящего с помощью метода «карта контроля состояния речи».
  • Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения.
  • Психографологические характеристики письменной речи.
  •  
  • Деловая переписка; делопроизводство, бизнес, язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
  • Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М.Гуревича в модификации Г.В.Резапкиной)
  •  
  • Учебные, предметные компетенции
  • Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] - Томск: Пеленг, 1993. - 295 с.
4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся.   Алгоритм. А) Разработка компетентностной модели выпускника(образ, эталон, информационная система отражающая структуру образовательного процесса, идеальная цель) на основе социального заказа заинтересованных сторон (гос-во. общество, родители, ученики, учителя). Конкретизация требований к выпускникам по учебным предметам . В ходе завершения находится матрица компетенций по предметам. Каждый предмет формирует те или иные качества, компетенции. Матрица компетенций позволяет увидеть ценность каждого предмета в развитии ключевых компетенций учащихся.

4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся.

  • Алгоритм.
  • А) Разработка компетентностной модели выпускника(образ, эталон, информационная система отражающая структуру образовательного процесса, идеальная цель) на основе социального заказа заинтересованных сторон (гос-во. общество, родители, ученики, учителя). Конкретизация требований к выпускникам по учебным предметам .
  • В ходе завершения находится матрица компетенций по предметам. Каждый предмет формирует те или иные качества, компетенции. Матрица компетенций позволяет увидеть ценность каждого предмета в развитии ключевых компетенций учащихся.
4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся Б) Разработка порядка перевода результатов измерения в шкалу по баллам. Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся:   1.Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.   2. Актуальные компетентности, включают в себя такие характеристики, как: - Готовность к проявлению (актуализации) компетентности (мотивационный аспект); -Владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); - Опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий аспект); - Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); - Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности;

4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся

  • Б) Разработка порядка перевода результатов измерения в шкалу по баллам.
  • Требования и критерии оценки уровня
  • сформированности ключевых компетентностей учащихся:
  •  
  • 1.Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.
  •  
  • 2. Актуальные компетентности, включают в себя такие характеристики, как:
  • - Готовность к проявлению (актуализации) компетентности (мотивационный аспект);
  • -Владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
  • - Опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий аспект);
  • - Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
  • - Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности;
4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся 3. Уровнень сформированности ключевых компетентностей учащихся должны быть конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены как для бинарной (да \ нет), так и для операциональной системы оценки.   Критерии оценки: 0 баллов – отсутствует 1 балл – присутствует в незначительной степени 2 балла – присутствует в полном объеме Карты – характеристики развития компетентностей учащегося и параметров, входящих в структуру каждой компетенции, разрабатываются учителями школы. В) Создание мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся.(изучение степени сформированности).

4.Разработка системы, критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся

  • 3. Уровнень сформированности ключевых компетентностей учащихся должны быть конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены как для бинарной (да \ нет), так и для операциональной системы оценки.
  •  
  • Критерии оценки:
  • 0 баллов – отсутствует
  • 1 балл – присутствует в незначительной степени
  • 2 балла – присутствует в полном объеме
  • Карты – характеристики развития компетентностей учащегося и параметров,
  • входящих в структуру каждой компетенции, разрабатываются учителями школы.
  • В) Создание мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся.(изучение степени сформированности).
    5.Разработка предложений по определению и выбору образовательных технологий направленных на развитие компетенций и личностных качеств выпускников.   кейс технологии (учебно-познавательные, информационно-аналитические) интеллект-карта (информационно-аналитические, проблемно-регулятивные) проблемное обучение (проблемно-регулятивные, учебно-познавательные, культурно-личностные) модульное обучение (учебно-познавательные, культурно-личностные, проблемно-регулятивные)  игровые технологии (учебно-познавательные, социально-коммуникативные)

5.Разработка предложений по определению и выбору образовательных технологий направленных на развитие компетенций и личностных качеств выпускников.

  • кейс технологии (учебно-познавательные, информационно-аналитические)
  • интеллект-карта (информационно-аналитические, проблемно-регулятивные)
  • проблемное обучение (проблемно-регулятивные, учебно-познавательные, культурно-личностные)
  • модульное обучение (учебно-познавательные, культурно-личностные, проблемно-регулятивные)
  • игровые технологии (учебно-познавательные, социально-коммуникативные)
6.Проведение методических семинаров, тематических педсоветов по вопросам компетентностного подхода.   «Современные педагогические методики определения качества знаний, умений и компетентностей обучающихся» . «Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель – учитель, учитель – ученик». «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС». «Профессиональные компетенции педагогической деятельности в ФГОС. Основные понятия содержащиеся в ФГОС» «Деятельностный урок и его особенности».

6.Проведение методических семинаров, тематических педсоветов по вопросам компетентностного подхода.

  • «Современные педагогические методики определения качества знаний, умений и компетентностей обучающихся» .
  • «Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель – учитель, учитель – ученик».
  • «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС».
  • «Профессиональные компетенции педагогической деятельности в ФГОС. Основные понятия содержащиеся в ФГОС»
  • «Деятельностный урок и его особенности».
7.Организация и проведение опроса заинтересованных сторон по выстраиванию образа выпускника.  8.Разработка компетентностной модели выпускника на основе выявленного социального заказа.   Модель выпускника понимается нами как образ ожидаемого результата образовательной деятельности.

7.Организация и проведение опроса заинтересованных сторон по выстраиванию образа выпускника. 8.Разработка компетентностной модели выпускника на основе выявленного социального заказа.

  • Модель выпускника понимается нами как образ ожидаемого результата образовательной деятельности.
Выпускник МБВСОУ ЦО должен 1.  Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана. 2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

Выпускник МБВСОУ ЦО должен

  • 1.  Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.
  • 2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.
Выпускник МБВСОУ ЦО должен 3. Овладеть ключевыми компетентностями: - компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности , основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; - компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); - компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта); - компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.); - компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).  

Выпускник МБВСОУ ЦО должен

  • 3. Овладеть ключевыми компетентностями: - компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности , основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • - компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • - компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);
  • - компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);
  • - компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).  
Выпускник МБВСОУ ЦО должен: В целом в «модели» выпускника нашей школы выделяем 4 составляющих: широкая образованность, ориентация на саморазвитие, способность к творчеству, социальная адаптация.

Выпускник МБВСОУ ЦО должен:

  • В целом в «модели» выпускника нашей школы выделяем 4 составляющих: широкая образованность, ориентация на саморазвитие, способность к творчеству, социальная адаптация.
Выпускник МБВСОУ ЦО должен: Идеальную  «модель выпускника» МБВСОУ ЦО  определяем умением самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) в разных жизненных ситуациях, быть социально интегрированной и мобильной личностью,  способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Выпускник МБВСОУ ЦО должен:

  • Идеальную  «модель выпускника» МБВСОУ ЦО  определяем умением самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) в разных жизненных ситуациях, быть социально интегрированной и мобильной личностью,  способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Выпускник МБВСОУ ЦО должен: Если выпускник нашей школы начнет понимать ценность образования как средства развития культуры личности, то он сможет объективно оценивать свои дальнейшие учебные достижения, поведение, черты своей личности, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Выявление идеальных характеристик выпускника, на которые должен ориентироваться педагог, является одним из условий эффективной работы вечерней (сменной) общеобразовательной школы, основной «несовершеннолетний» контингент которой составляют подростки «группы риска».

Выпускник МБВСОУ ЦО должен:

  • Если выпускник нашей школы начнет понимать ценность образования как средства развития культуры личности, то он сможет объективно оценивать свои дальнейшие учебные достижения, поведение, черты своей личности, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
  • Выявление идеальных характеристик выпускника, на которые должен ориентироваться педагог, является одним из условий эффективной работы вечерней (сменной) общеобразовательной школы, основной «несовершеннолетний» контингент которой составляют подростки «группы риска».
Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Школьные мероприятия в рамках реализации программы

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!