СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка декоративно- прикладного творчества. Тема кружка: полхов-майданская матрёшка.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

БПОУ «Саргатский индустриально-педагогический колледж»























Программа кружка декоративно-прикладного искусства

«Русская матрешка»













Разработал:

студент 21 группы

специальности 050146

Преподавание в начальных классах

Опенышев Виктор Константинович

2016 г.

Ступень обучения начальное общее образование 1 класс

Количество часов 18 часов уровень базовый

Составил Опенышев Виктор Константинович

Продолжительность освоения – 1 четверть.

Возрастной диапазон начала освоения программы – 6-7 лет.

Направление – художественно-эстетическое.


«Пусть ребенок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открылась красота нравственных ценностей.»

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ



Пояснительная записка


Когда появились первые матрешки на Руси? Этот вопрос интересует всех, кого волнует история нашей страны и народа. Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. 

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. 

В те далекие времена игрушки мастерили из всего, что давала природа: листьев, прутьев, сучков, плодов, цветов. Были эти игрушки очень недолговечны. До наших дней сохранились в основном глиняные игрушки.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству школьника. В народном декоративно- прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на произведениях народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания дошкольника и развития его художественно – творческих способностей.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы:

- расширить знания младших школьников о русской матрешке как виде ДПИ;

- формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи программы:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладного искусства.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;

-Знакомить учащихся с историей русской матрешки

- Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.

-Развивать творческую и познавательную активность.

- Формировать практические навыки, умение передавать единство формы и декора матрешки.

Основные формы работы.

Основной формой работы являются внеурочные кружковые занятия, на которых предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретический материал излагается в форме беседы с использованием наглядностей:

- видеосюжеты;

- иллюстрации;

- презентации;

- макеты русских матрешек.

Совокупность разнообразных форм, смены деятельности и красочной наглядности позволяют замотивировать детей для практической работы.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Содержание программы.

Содержание программы «Русская матрешка» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства.

Программа способствует:

  1. Расширению знания о русском народном прикладном промысле – изготовлении матрешки.

  2. Приобретению опыта изготовления и выполнения традиционной росписи Полхов-Майданской матрешки.

  3. Приобретению опыта работы у детей с различными материалами

В основу программы положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;

  • связи с жизнью;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • единство и целостность субъект - объектных отношений;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).

Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.

Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

Программа «Русская матрешка» разработана на 1 четверть занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Согласно учебному плану на проведение занятий в кружке выделяется 18 часов.

В 1 классе 18 часов – 2 часа в неделю (9 учебных недель)

Допускается изменение и перераспределение часов при составлении календарно- тематического плана на выходные дни.

Календарно – тематический план.



Номер

раздела

Название разделов

Количество часов

всего

1 класс




Теор.

Прак.

I.

Введение: правила техники безопасности

1

1

-

II.

Полхов-Майданская матрешка.

17

3

14


Итого

18

4

14





Схема методики проведения занятий.



- беседы;

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- выставки детских работ в школе, селе; выставки лучших работ– в районе;

- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;

- видео уроки;

- экскурсии;

- экспериментирование с материалами;

- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный

  • практическая работа

  • физкультминутки

  • подведение итогов, анализ, оценка работ

  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур, необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.

Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах ДПИ в школе.

Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.

Формы контроля.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Методы оценки результативности программы:

практические материалы.

  • организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце четверти организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

  • выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете);

  • Портфолио достижений учащихся.

Методы оценки результативности программы:

  • практические материалы.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Русская матрешка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные универсальные учебные действия:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.



Регулятивные универсальные учебные действия:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные универсальные учебные действия:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия:



- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.





Предметные результаты.

-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства.

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.



Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.



Учащиеся должны знать:

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

- понятие скульптуры ее типы и виды;

- историю возникновения и развития Полхов-Майданской матрешки.

- особенности построения композиции Полхов-Майданской матрешки элементы ее росписи.

- общие понятия построения объемно-пространственной композиции.

- сведения о дереве и папье-маше, как о материалах, используемых при изготовлении Полхов-Майданской матрешки.

- технология выполнения Полхов-Майданской матрешки способом папье-маше;

Учащиеся должны уметь:



  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики Полхов-Майданской матрешки;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

  • моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

  • пользоваться средствами выразительности языка скульптуры, декоративно-прикладного искусства,

  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского народного творчества, изображающие природу, человека, явления;

  • понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;

  • в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

  • учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусств;

  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

  • наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

  • добывать необходимую информацию (устную и графическую).

  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

  • определять основные конструктивные особенности изделий;

  • подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

  • соблюдать общие требования дизайна изделий;

  • планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Содержание программы 1 класс.



Первая четверть (18 ч.)

Первый год обучения, в том числе и первая четверть направлены на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности (1час).

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Полхов-Майданска матрешка (17 ч.)

  1. Вводное занятие по программе «Русская матрешка».

Теория: История возникновения матрешки. Разновидности матрешек.

Практическая часть: Рисование наброска Полхов-Майданской матрешки.

  1. ИсторияПолхов-Майданской матрешки.

Теория: «Родители» Полхов-Майданской матрешки.

Практическая часть: Рисование Полхов-Майданской матрешки пластилином.

  1. Особенности формы Полхов-Майданской матрешки.

Теория: особенности формы Полхов-Майданской матрешки.

Практическая часть: лепка из пластилина Плхов-Майданской матрешки.

  1. Особенности декорирования Полхов-Майданской матрешки.

Теория: изучение технологии грунтования Полхов-Майданской матрешки.

Практическая часть: грунтование матрешки.

  1. Изучение элементов росписи Полхов-Майданской матрешки.

Теория: изучение элементов росписи полховский- майдан.

Практическая часть: роспись матрешки при помощи гуаши.

  1. Заключительное занятие по разделу Полхов-Майданска матрешка.

Выставка детских работ. Сочинение сказок про Полхов-Майданскую матрешку.

  1. Театрализованное представление «Девичий хоровод».

Инсценировка, театр матрешек, ярмарка матрешек с приглашением гостей.

Технические средства обучения:

- компьютер;

-экран.




















Список литературы:

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно –методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления матрешек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.

3. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. - 112с., ил.

4. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с.





Список литературы для детей

Основная литература:

  1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. /Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

  2. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 48с. – (Город мастеров)