СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по краеведению. Программа расчитана на 70 часов

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»






Пояснительная записка.


В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена

В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися


Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой.

Кружок рассчитан на учащихся 8-10 классов, 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.

Время проведения кружка четверг 14.00-16.00


Цель курса: 

1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.


Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:


Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.


Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.


Изучение истории и культуры России и родного края.


Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.


Формы работы

-экскурсии

-викторины

-конкурсы рисунков

-встречи с интересными людьми

-участие в конкурсах

-выставки

-уход за памятниками


Работа краеведческого кружка «Следопыт» осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:


- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Сообщения.

- Беседы – встречи.

- Конкурсы.

- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.

- Презентации.

- Конференции.



Ожидаемый результат:

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
-   способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах





























Содержание тем

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

1. Население.8 часов

Национальный состав поселка. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

2. Современное состояние поселка. 10часов

Численность населения. Состояние хозяйства.

Кустарные промыслы. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.

Учреждения культуры. Праздники поселка.

Художественное ремесло. Народные умельцы.Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Детский сад. Почта. Сберкасса. Сбор материала. Социальный практикум.

3.Школьный музей.10 часов

Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.


4. Изучение родного края. 20 часов

Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.

Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.


5. Военно-патриотическая работа 20 часов

Составление буклетов и презентаций по афганской войнесбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов. Оформление стенда по теме « Земляки – участники войны»


6. Итоговое занятие 1 час.


Итого- 70 часов.






Учебно- тематический план

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Население

8

2

6

3.

Современное состояние поселка.

10

2

8

4

Изучение родного края

20

3

17

5

Военно-патриотическая работа

20

5

15

6

Школьный музей

10

1

9

7

Итоговое занятие

1




Итого

70

14

56



Календарно- тематический план.


Дата

Тема занятий


Кол-вочасов




Корректировка



Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие

1



Население

8



Общая характеристика населения поселка.

2



Национальный состав поселка

2



Основные фамилии.

2



Особенности быта, традиций.

2



Современное состояние поселка

10



Численность населения поселка.

2



Состояние хозяйства. Кустарные промыслы.

2



Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.

2



Учреждения культуры. Праздники поселка.

2



Предприятия. История организаций и учреждений.

2



Школьный музей

10



Знакомство с экспонатами школьного музея.


2



История Визимьярской школы в стенах школьного музея



2



Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической


2



Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической


1



Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате

1



Экскурсия в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов «Что предметы старины рассказать тебе должны?»


1



Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов)


1



Изучение родного края

20



Территория и границы родного края. Понятие «родной край»


2



Сбор материала по истории села

4



История края


2



Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками предприятий.


4



Беседа «наше поселок: прошлое и современность»

1



Краеведческая викторина «История поселка в названиях»

1



Родной край сегодня, перспективы его развития.

2



Поисковая деятельность Сбор материала о знаменитостях поселка

2






Экскурсия на предприятия. МП «Русь», ООО «Венера»

2






Военно-патриотическая работа

20






Герой – это слово особое… (сбор материалов об участниках локальных войн)

2



«По волнам памяти».Составление буклетов и презентаций по афганской войне

2






Сбор информации об герое Гражданской войны Ф.К.Потапове.




Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны»




Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов)

4






Оформление выставки «Письма с фронта»

2



Трудовой десант. Уборка территорий у памятника

4



Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках ВОв

4






День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия

для односельчан и гостей




Выставка «Эхо той войны»

1



История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОВ

1





Итоговое занятие

1




Литература:



  1. Килемарский район. Сборник документальных очерков./ Составитель Сануков К.Н. – Йошкар-Ола, 2006.

  2. Через годы, через расстояния.//Айгишев П.А. - Йошкар-Ола, 2006.

  3. Марийский лес.//Тресцов Б.И. - Йошкар-Ола, 1997.

  4. Иванов Н.В. География Республики Марий Эл. – Йошкар Ола, 2004г.

  5. Памятники природы Марийской республики. Йошкар Ола, 1989г.

































Список членов кружка «Следопыт»



  1. Бадертдинова Наталья- 9 класс

  2. Бдеян Луиза – 10 класс

  3. Борисов Андрей -9 класс

  4. Будалаева Юлия – 9 класс

  5. Гуляев Максим – 9 класс

  6. Демакова Дария – 8 класс

  7. Зыкова Карина – 10 класс

  8. Лежнина Александра – 10 класс

  9. Макаева Мария – 8 класс

  10. Попова Валерия - 9 класс

  11. Семенов Иван- 9 класс

  12. Смирнов Никита- 10 класс

  13. Тахавеев Рустэм- 9 класс

  14. Хлебников Сергей- 10 класс

  15. Чеснокова Екатерина- 8 класс



Расписание занятий.

Четверг 14.00 – 16.00