
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой.
Кружок рассчитан на учащихся 8-10 классов, 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Время проведения кружка четверг 14.00-16.00
Цель курса:
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:
Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
Изучение истории и культуры России и родного края.
Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Формы работы
-экскурсии
-викторины
-конкурсы рисунков
-встречи с интересными людьми
-участие в конкурсах
-выставки
-уход за памятниками
Работа краеведческого кружка «Следопыт» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Содержание тем
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час
Вводное занятие, знакомство с программой кружка.
1. Население.8 часов
Национальный состав поселка. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
2. Современное состояние поселка. 10часов
Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники поселка.
Художественное ремесло. Народные умельцы.Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Детский сад. Почта. Сберкасса. Сбор материала. Социальный практикум.
3.Школьный музей.10 часов
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
4. Изучение родного края. 20 часов
Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.
Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.
5. Военно-патриотическая работа 20 часов
Составление буклетов и презентаций по афганской войнесбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов. Оформление стенда по теме « Земляки – участники войны»
6. Итоговое занятие 1 час.
Итого- 70 часов.
Учебно- тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Население | 8 | 2 | 6 |
3. | Современное состояние поселка. | 10 | 2 | 8 |
4 | Изучение родного края | 20 | 3 | 17 |
5 | Военно-патриотическая работа | 20 | 5 | 15 |
6 | Школьный музей | 10 | 1 | 9 |
7 | Итоговое занятие | 1 | | |
| Итого | 70 | 14 | 56 |
Календарно- тематический план.
Дата | Тема занятий | Кол-вочасов |
Корректировка |
| Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие | 1 | |
| Население | 8 | |
| Общая характеристика населения поселка. | 2 | |
| Национальный состав поселка | 2 | |
| Основные фамилии. | 2 | |
| Особенности быта, традиций. | 2 | |
| Современное состояние поселка | 10 | |
| Численность населения поселка. | 2 | |
| Состояние хозяйства. Кустарные промыслы. | 2 | |
| Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение. | 2 | |
| Учреждения культуры. Праздники поселка. | 2 | |
| Предприятия. История организаций и учреждений. | 2 | |
| Школьный музей | 10 | |
| Знакомство с экспонатами школьного музея. | 2 | |
| История Визимьярской школы в стенах школьного музея | 2 | |
| Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | 2 | |
| Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | 1 | |
| Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате | 1 | |
| Экскурсия в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов «Что предметы старины рассказать тебе должны?» | 1 | |
| Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов) | 1 | |
| Изучение родного края | 20 | |
| Территория и границы родного края. Понятие «родной край» | 2 | |
| Сбор материала по истории села | 4 | |
| История края | 2 | |
| Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками предприятий. | 4 | |
| Беседа «наше поселок: прошлое и современность» | 1 | |
| Краеведческая викторина «История поселка в названиях» | 1 | |
| Родной край сегодня, перспективы его развития. | 2 | |
| Поисковая деятельность Сбор материала о знаменитостях поселка | 2 |
|
| Экскурсия на предприятия. МП «Русь», ООО «Венера» | 2 |
|
| Военно-патриотическая работа | 20 |
|
| Герой – это слово особое… (сбор материалов об участниках локальных войн) | 2 | |
| «По волнам памяти».Составление буклетов и презентаций по афганской войне | 2 |
|
| Сбор информации об герое Гражданской войны Ф.К.Потапове. | | |
| Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны» | | |
| Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов) | 4 |
|
| Оформление выставки «Письма с фронта» | 2 | |
| Трудовой десант. Уборка территорий у памятника | 4 | |
| Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках ВОв | 4 |
|
| День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия для односельчан и гостей | | |
| Выставка «Эхо той войны» | 1 | |
| История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОВ | 1 |
|
| Итоговое занятие | 1 | |
Литература:
Килемарский район. Сборник документальных очерков./ Составитель Сануков К.Н. – Йошкар-Ола, 2006.
Через годы, через расстояния.//Айгишев П.А. - Йошкар-Ола, 2006.
Марийский лес.//Тресцов Б.И. - Йошкар-Ола, 1997.
Иванов Н.В. География Республики Марий Эл. – Йошкар Ола, 2004г.
Памятники природы Марийской республики. Йошкар Ола, 1989г.
Список членов кружка «Следопыт»
Бадертдинова Наталья- 9 класс
Бдеян Луиза – 10 класс
Борисов Андрей -9 класс
Будалаева Юлия – 9 класс
Гуляев Максим – 9 класс
Демакова Дария – 8 класс
Зыкова Карина – 10 класс
Лежнина Александра – 10 класс
Макаева Мария – 8 класс
Попова Валерия - 9 класс
Семенов Иван- 9 класс
Смирнов Никита- 10 класс
Тахавеев Рустэм- 9 класс
Хлебников Сергей- 10 класс
Чеснокова Екатерина- 8 класс
Расписание занятий.
Четверг 14.00 – 16.00