Приложение 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 С. ПОКРОВСКОГО
«Утверждаю»
«Согласовано»
Зам.директора по ВР Директор МКОУ №10
___________/Гладких Т.М./ __________/ М.Е.Калугина
«___» ______________2017 г. Приказ № ____ от ____________


(1 год)
(10-12 лет)
Составил:
Пожидаев В.О.-учитель физической культуры
Пояснительная записка.
«Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой и может существовать рост духовной
культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность туристско-краеведческой деятельности (ТКД) как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью. Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют как детского, так и взрослого коллектива (родители) сплочению класса вокруг классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, ведущих такую работу, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управлением детским коллективом и каждым учащимся. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия. Программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов разработана с учетом тесной связи ее с учебно-воспитательной работой школы, работой с объединениями учащихся. Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;
- Типового положения об ОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г.№196;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- приказа Министерства образования и науки РФ» от 09.03.2004 г. № 1312(с изменениями от 03.06.2011г. №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ» от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»;
- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 г. №61-01/5898 «О внесении изменений в базисный учебный план»;
- Устава МКОУ СОШ «Покровской СОШ №10 »;
Интегрированная образовательная программа общего и дополнительного образования «Начала туризма и краеведения» разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения)..
Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность, за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы (8-10 лет) и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
Цель программы внеурочной туристско - краеведческой деятельности:
- Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность младших школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача.
- Формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни
- Создание « школы движений» включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры и географии, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.
- Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
Объект:
Учащиеся 2-3 классов
Предмет: программа внеурочной деятельности «Начала туризма и краеведения»
Место курса в учебном плане:
Итого: 70 часов за год, 2часа в неделю.
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские (проблемное обучение, групповое , индивидуальное, дефференцированное);
- Здоровьесберегающие
- ОФП, экскурсии в природную среду, экологическое воспитание личности.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой; групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы, наглядный, ТСО.
Основные формы организации учебных занятий:
- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);
- Соревновательные ( соревнования, конкурсы, эстафеты);
- Сюжетно – ролевая игра;
- Занятие - путешествие, экскурсия, ПВД, туристический поход
Планируемые результаты реализации программы
Развитие УУД Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека. к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; - интерес к изучению истории и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки. Учащиеся получат возможность для формирования:
- экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях;
- уметь самостоятельно устанавливать палатки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу экологическое мышление.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- понимать
- «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
- изучать «Кодекс туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма ( пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спорт. Площадке, в природной среде;- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.
Содержание программы
Вводное занятие -1 час
Экскурсия в природу -2 час
Туризм и краеведение - 2 часа
Быт и кухня юного туриста -4 часов
Топография и ориентирование на местности - 8 часа
Преодоление препятствий -8ч.
Туристские узлы -8 ч.
Безопасность юного турист - 4 ч.
Туристская атрибутика - 2 ч.
Установка 2-х местной палатки-8 ч.
Установка 4-х местной палатки-8 ч.
Укладка рюкзака – 4ч.
Походы выходного дня - 3 ч.
Отчет о походе - 2 ч.
Туристские игры и ОФП юного туриста - 6 ч.
Итого за год: 70 часов, 2часа в неделю.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Задачи занятия | Характеристика учебной деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата | |
1 | Вводное занятие: беседа о правилах безопасности на занятиях по ОФП в спортивном зале. Туризм и его значение в духовном и физическом развитии ученика. | Разучить комплекс ОРУ № 1. Обучать эстафетному бегу (веселые туристские эстафеты). | Понимать значение правил ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены. Понимать пользу физической активности (различные формы). Проявлять интерес к предпоходной подготовке к походу .Осознание своего места в детском коллектив. | 1 | | |
2-3 | Быт юного туриста | Обучить первоначальным навыкам туриста. ОФП. Воспитывать позитивное отношение детей друг к другу. Учить самостоятельности. Изучить Главу II« Кодекс туриста». | Знать отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. | 2 | | |
4-5 | Кухня юного туриста | Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбирать и ухаживать за туристической посудой, готовить пищу на костре. Изучить « Кодекс туриста». Учет навыков и умений по бытовой подготовке туриста | Составлять походное меню, иметь представление о каллорийности продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. Под руководством руководителя готовить пищу на костре. Ситуационная игра «Туристическое кафе». С помощью руководителя готовить фито напитки по традиционным рецептам. Объяснять свое отношение к природе, понимать способы защиты природы, ценить дары природы, использовать лекарственные травы для приготовления тонизирующих напитков. Показательные выступления (командные). | 2 | | |
6-7 | Экскурсия в природу. | Обучить эстетическому восприятию природных пейзажей. | Уметь художественно изображать окружающую природу. Конкурс рисунков | 2 | | |
8-9 | Туризм и краеведение. | Беседа о развитии туризма в нашей местности. Экскурсия в природу. Беседа «Интересные страницы родного края. Экскурсия в краеведческий музей. | Обсуждать труд людей, создающих материальные блага для отдыха и оздоровления людей, понимать значение активного образа жизни, ценить перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной. Ценить знания и опыт, накопленные людьми, уметь слушать и участвовать в беседе с экскурсоводом. Обсуждать следующую экскурсию по интересным местам. | 2 | | |
10-13 | Ориентирование на местности | Обучить ориентированию на местности по природным признакам. Научить определять стороны горизонта. | Применять на практике знания для ориентирования, знать природные ориентиры. Ориентироваться на местности по природным признакам. Определять стороны горизонта по Полярной звезде. | 4 | | |
14-17 | Топография | Познакомить с топографическими знаками. Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы» | Узнавать топографически знаки, игра «Топографическое лото». Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей топографической карте. | 4 | | |
18- 25 | Преодоление препятствий: бег по кочкам; 2 ч кросс; 3 ч полоса с препятствиями. 3Ч | Обучить преодолению полосы препятствий. | Уметь лазить и перелезать оказывать помощь-страховку товарищу, знать виды препятствий и правила их преодоления. | 8 | | |
26- 33 | Туристские узлы и их назначение. узел «стремя»; 3ч узел «встречный»; 3ч | Обучить простым узлам Игра «Узелок завяжется- узелок развяжется». | Уметь вязать простые узлы «стремя»; «встречный»;. | 8 | | |
34-37 | Безопасность юного туриста. | Обучить отдельным элементам оказания медицинской помощи в походных условиях. Беседа о правилах безопасности в походе. Развивать двигательные качества силу, быстроту, выносливость, ловкость. | Знать правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; спецснаряжением; правила обращения с местными жителями; правила гигиены туриста. Уметь самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. | 4 | | |
38-39 | Туристская атрибутика
| Познакомить детей с атрибутами туристов | Хранить флаг, вести дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». | 2 | | |
40-55 | Установка 2-4 местных палаток. | Знакомство с устройством и состоянием палаток. Учить устанавливать 2-4 местные палатки. | Знать основные этапы установки палатки. Выполнять правила последовательного сбора палатки. Уметь самостоятельно находить оптимальное место для установки палатки. | 8 8 | | |
56-59 | Укладка рюкзака.
| Познакомить детей с рюкзаком, его устройством. | Уметь самостоятельно подбирать нужные вещи для похода и правильно укладывать их. | 4 | | |
60-62 | Походы выходного дня
| Закрепить первоначальные навыки и умения по туризму | Применять на практике теоретические знания, в походных условиях. Преодоление туристического маршрута. | 3 | | |
63-68 | Туристские игры | Научить детей совместно и индивидуально придумывать подвижные игры и эстафеты, загадки, краеведческие викторины. Игры, шуточные конкурсы | Демонстрировать навыки и умения на практике при укладке рюкзака установке палатки, разведении костра, приготовлении пищи. | 6 | | |
69-70 | Фотоотчет о состоявшемся походе. | Научить детей составлению простого отчета о состоявшемся походе, фотоотчет. | Участвовать в совместной подготовке итогового отчета и фотоотчета о совершённом походе. | 2 | | |
| Итого за год: 70 часов, 2 часа в неделю. | |