МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. АРКАДАКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МБОУ-СОШ №1
МБОУ-СОШ№1 _______________Марченко Н. С./
__________ /Хаванская Ю.В../ Приказ № 294 от
«31 » августа 2016 г. « 31 » августа 2016 г.
Рабочая программа педагога
кружка «Кисточка»
7х классов
Учитель: Жданова Ирина Сергеевна
«Рассмотрено» «Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета руководитель ШМО
Протокол № 1 от
« 31 » августа 2016 г. _________/Елисеева Е.И./
Протокол № 1 от
«31»августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Кисточка» по изобразительному искусству для 7-х общеобразовательных классов составлена с использованием авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы» Автор-составитель Б. М. Неменский. Москва. Просвещение, 2010 год.
Направленность программы .
«Кисточка» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 4-х годичной. Программа составлена на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы.
Состоит в том, что в процессе работы по данной программе учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, о красоте природы и человеческих чувств. А так же знакомятся с творчеством наиболее выдающихся мастеров изобразительного искусства, посещают, как музеи родного края, так и совершают заочные путешествия по музеям России и мира. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством при общении детей к изучению народных традиций родной страны. Приобретённые умения и навыки воспитанники демонстрируют, выставляя свои работы.
Цель программы:
Формирование понимания значимости высокой духовности через мастерство, для воспитания творческой и созидающей личности, профессионально востребованной современным обществом.
Задачи программы:
Обеспечить воспитанников знаниями, направленными на освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления.
Содействовать воспитанию формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
Данная программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства, постижение роли художника в синтетических искусствах.
Программа предусматривает разные формы организации занятий:
интеграция в базовые образовательные дисциплины;
занятия в кружках;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
проведение экскурсий;
организация тематических выставок;
участие в социальных акциях.
На внеурочную деятельность художественно- эстетического направления выделено 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Первый год обучения (70 часов)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятий | Планируемые результаты обучения |
1 | Вводная часть | 2ч | У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт воз можность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. | беседы, устные выступления учащихся, рефераты, лекции, групповые и индивидуальные проекты, участие их в концертах и театральных постановках, выставках творческих работ. | Личностные результаты 1.формирование понятия представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира; 2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов ; 3) развитие творческого потенциала , активизация воображения и фантазии; 4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; 5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Метапредметные результаты 1)освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2)развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. 3)развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; 4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другую. 5) развитие интереса к искусству разных стран и народов; 6) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Предметные результаты освоения программы должны отражать: 1)формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; 2)индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах; 3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей ; 4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей; 5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов; 6)умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; 7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства. |
2 | Основы рисунка | 4ч |
3 | Основы цветоведения | 7ч |
4 | Орнамент. Стилизация | 6ч |
5 | Основы декоративно-прикладного искусства | 14ч |
6 | Жанры изобразительного искусства | 16ч |
7 | Тематическое рисование | 6ч |
8 | Конкурсы, акции, экскурсии | 15ч |
| | | | | |
Тематический план курса.
№ | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | теория | Практических работ |
1 | Вводная часть | 2ч | 1 | 1 |
2 | Основы рисунка | 4ч | 1 | 3 |
3 | Основы цветоведения | 7ч | 1,5 | 5,5 |
4 | Орнамент. Стилизация | 6ч | 1,5 | 4,5 |
5 | Основы декоративно-прикладного искусства | 15ч | 4ч | 11ч |
6 | Жанры изобразительного искусства | 36ч | 9ч | 25ч |
| Итого | 70ч | 18ч | 52ч |
Результатом практической деятельности по программе «Кисточка» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. | 1.Вводная часть | 2 | 2.09 | |
2 | Вводная часть | 1 | 7.09 | |
| 2.Основы рисунка | 4ч | | |
3 | Выразительные средства линии | 1 | 9.09 | |
4 | Выразительные средства линии | 1 | 14.09 | |
5 | Линия и пятно | 1 | 16.09 | |
6 | Линия и пятно | 1 | 21.09 | |
| 3. Основы цветоведения. | 7ч | | |
7 | Воспоминания о лете (три основных цвета) | 1 | 23.09 | |
8 | Воспоминания о лете (три основных цвета) | 1 | 28.09 | |
9 | Воспоминания о лете (три основных цвета) | 1 | 30.09 | |
10 | Маковое поле (красный, зелёный цвет) | 1 | 5.10 | |
11 | Маковое поле (красный, зелёный цвет) | 1 | 7.10 | |
12 | Бабочка (фиолетовый, синий, белый) | 1 | 12.10 | |
13 | Бабочка (фиолетовый, синий, белый) | 1 | 14.10 | |
| Орнамент. Стилизация | 6ч | | |
14 | Геометрический орнамент | 1 | 19.10 | |
15 | Геометрический орнамент | 1 | 21.10 | |
16 | Растительный орнамент | 1 | 26.10 | |
17 | Растительный орнамент | 1 | 28.10 | |
18 | Орнамент с животными. | 1 | 9.11 | |
19 | Орнамент с животными. | 1 | 11.11 | |
| 5.Основы декоративно-прикладного искусства. | 15ч | | |
20 | Народные промыслы Городец | 1 | 16.11 | |
21 | Народные промыслы Городец | 1 | 18.11 | |
22 | Народные промыслы Городец | 1 | 23.11 | |
23 | Народные промыслы Хохлома. | 1 | 25.11 | |
24 | Народные промыслы Хохлома | 1 | 30.11 | |
25 | Народные промыслы Хохлома | 1 | 7.12 | |
26 | Народные промыслы Гжель | 1 | 9.12 | |
27 | Народные промыслы Гжель | 1 | 14.12 | |
28 | Народные промыслы Гжель | 1 | 16.12 | |
29 | Народные промыслы Каргопольская роспись | 1 | 21.12 | |
30 | Народные промыслы Каргопольская роспись | 1 | 23.12 | |
31 | Народные промыслы Каргопольская роспись | 1 | 11.01 | |
32 | Народные промыслы Каргопольская роспись | 1 | 13.01 | |
33 | Экскурсия | 1 | 18.01 | |
34 | Экскурсия | 1 | 20.01 | |
| 6.Жанры изобразительного искусства | 36ч | | |
35 | Пейзаж. | 1 | 25.01 | |
36 | Пейзаж. | 1 | 27.01 | |
37 | Пейзаж. | 1 | 1.02 | |
38 | Натюрморт | 1 | 3.02 | |
39 | Натюрморт | 1 | 8.02 | |
40 | Натюрморт | 1 | 10.02 | |
41 | Натюрморт | 1 | 15.02 | |
42 | Портрет | 1 | 17.02 | |
43 | Портрет | 1 | 22.02 | |
44 | Портрет | 1 | 24.02 | |
45 | Портрет | 1 | 1.03 | |
46 | Анималистический жанр | 1 | 3.03 | |
47 | Анималистический жанр | 1 | 10.03 | |
48 | Анималистический жанр | 1 | 15.03 | |
49 | Анималистический жанр | 1 | 17.03 | |
50 | Сказка | 1 | 22.03 | |
51 | Сказка | 1 | 24.03 | |
52 | Сказка | 1 | 5.04 | |
53 | Праздник | 1 | 7.04 | |
54 | Праздник | 1 | 12.04 | |
55 | Праздник | 1 | 14.04 | |
56 | Знакомство с творчеством Васнецова | 1 | 19.04 | |
57 | Знакомство с творчеством Васнецова | 1 | 21.04 | |
58 | Знакомство с творчеством Шишкина. | 1 | 26.04 | |
59 | Знакомство с творчеством Шишкина | 1 | 28.04 | |
60 | Заочное путешествие«Третьяковская галерея» | 1 | 3.05 | |
61 | Заочное путешествие«Третьяковская галерея» | 1 | 5.05 | |
62 | Участие в социальных акциях | 1 | 10.05 | |
63 | Участие в социальных акциях | 1 | 12.05 | |
64 | Экскурсии | 1 | 17.05 | |
65 | Экскурсии | 1 | 19.05 | |
66 | Экскурсии | 1 | 24.05 | |
67 | Экскурсии | 1 | 26.05 | |
68 | Экскурсии | 1 | 26.05 | |
69 | Участие в конкурсах Оформление выставок | 1 | 31.05 | |
70 | Участие в конкурсах Оформление выставок | 1 | 31.05 | |
Учебно-методический комплекс.
Методическая литература для учителя.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5-8 кл. Изд. «Титул», 2013г.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. 5-8 кл. Изд. «Титул», 2013г.
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. 5-8 кл. Изд. «Титул», 2013г.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5-8 кл. Изд. «Титул», 2013г.
Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В.Компанцева. Русское искусство.1(5)2015г.
Художественная галерея. 1-62 выпуск.
Книги: Мир Леонардо. Кустодиев. Третьяковская галерея.
Энциклопедический словарь юного художника, «Педагогика», Москва, 2013г.
Методическая литература для учащихся.
Изобразительное искусство 5-8 класс в 4 томах. // Титул. Обнинск, 2014 г.
Комарова Т.С. Рисование. //АСТ. М., 2013г.
Рисуем 50… . Серия книг. Попурри. Минск. 2013г.
Учимся рисовать. Серия книг. Харвест. Минск, 2013 г.
Энциклопедия для детей. Искусство. // Аванта+, 2013 г.
Энциклопедический словарь юного художника. // Педагогика, 2013г.
Юному художнику. Книга для чтения. //Изд. Академии художеств, 2012г