МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
Рассмотрено и рекомендовано на заседании ШМО классных руководителей Рекомендовано к утверждению. Руководитель ШМО: Агеева В.Г. _________ Протокол № ______ от «1»сентября 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ-СОШ №.1 р.п.Степное Думчева Н.А..______________ «___»____________2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ- СОШ №.1 р.п.Степное Исакина Н.Ю. _______________ Приказ № ______ от «___»_______________2015г. |
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа кружка
познавательно-исследовательской деятельности
«Лаборатория научных забав»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)
срок реализации программы - 1 год
Руководитель проекта:
В.Г.Агеева
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ-СОШ №1
2015-2016 уч. год.
Пояснительная записка
Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Гуманистические технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатом проверки;
применяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
Принципы обучения:
доступности, использование доступного материала детям;
наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
последовательности, изложение материала идет последовательно;
систематичности, в определенной последовательности, системе;
индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Актуальность
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Цель программы
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи программы
Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Воспитание положительное отношения к объектам живой и неживой природы
Формирование представлений о здоровом образе жизни, расширение знания об организме человека.
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения
Развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления
Развитие познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развитие умения выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
Активизация речи и обогащение словарного запаса детей.
Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.
Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
Воспитание положительного отношения к объектам живой и неживой природы
Обучение решению прогнозных исследовательских задач, развитие навыков диалектического мышления.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Освоение программного материала кружка рассчитано на один учебный год: подготовительная группа (6-7 лет),
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется 1 раз в месяц .
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
-возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы
Методические рекомендации к процедуре диагностирования
1. Дидактическая игра «Интервью».
Цель. Выявить умение задавать вопросы.
2.Дидактическая игра «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».
Цель. Умение ставить проблему.
Д. у. «Почему светит солнце?»
Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.
3.Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною тает снег?»
Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что если.
Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.
4.Упражнение - понаблюдать за живым объектом, а затем описать её.
Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета), чётко формулировать определение понятия.
5.Дидактическая игра «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»
Цель. Развитие внимания и наблюдательности.
Содержание учебного материала.
| Тема | Задачи |
1 Октябрь | Знакомство. «Путешествуем с Колобком» ( с элементами ТРИЗ) | -обучение творческому рассказыванию и умению делать выводы и обобщения с использованием технологии ТРИЗ. -развитие умения действовать согласованно. -развитие связной речи, мышления, воображения, фантазии. - развитие слухового внимания и памяти. -воспитание интереса к чтению, любви к устному народному творчеству, сказкам. - воспитание доброжелательного отношения друг к другу. -совершенствование цветового восприятия. - развитие и тренировка зрительного внимания и памяти. - развитие координации движений. |
2 Ноябрь | Экскурсионное занятие в школе с посещением кабинетов химии, биологии, физики. | Знакомство с пространством школы, привлечение внимания к современному оборудованию с целью обогащения познавательного опыта, сформировать первоначальное представление позиции школьника-исследователя - воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. - формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. |
3 Декабрь | «О чём говорит вулкан?» | -формирование первоначальных представлений о вулканах. - содействие формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе; - развитие творческой исследовательской активности детей; - воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленности, настойчивости, самостоятельности и умения работать в группах -развитие умения действовать согласованно. -развитие связной речи, мышления, воображения, фантазии. - развитие слухового внимания и памяти. - воспитание доброжелательного отношения друг к другу. - развитие координации движений. |
4 Январь | «Вкусен ли снег?» | -систематизировать представления детей о снеге, показать зависимость человека от заболеваний. -развивать познавательную активность, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, обобщение, умение классифицировать по заданному признаку), навыки общения. -воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни, понимание радости жизни без болезней - развитие творческой исследовательской активности детей; - воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленности, настойчивости, самостоятельности и умения работать в группах -развитие умения действовать согласованно. -развитие связной речи, мышления, воображения, фантазии. - развитие слухового внимания и памяти. |
5 Февраль | «Домашние опыты» | -развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. - поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности. - развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); - развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. - воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. - формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. |
6 Март | «Прозрачная тайна» ( изучение свойств воды) | -обучение использованию своих знаний в обсуждении конкретных ситуаций, -развитие воображения, -воспитание культуры ведения обсуждений -развитие креативности и любознательности -развитие умения действовать согласованно. -развитие связной речи, мышления, воображения, фантазии. - развитие слухового внимания и памяти. - воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. |
7 Апрель | Представление проекта «Прозрачная тайна» на школьной научно- практической конференции | -развитие интеллектуального творчества старших дошкольников, привлечение их к исследовательской деятельности. -поддержка одарённых и талантливых детей. -формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями. -активное включение дошкольников в процесс самообразования и саморазвития. |
8 Май | Подведение итогов работы с привлечением родителей «лаборантов» | Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Развитие умение выдвигать гипотезы, сравнивать, обобщать и делать выводы Активизировать речь и обогащать словарный запас детей. Систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов Развитие способностей выражать в творчестве полученные впечатления |
Список используемой литературы
-Альтшуллер Г.С. “Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач”. - Новосибирск: Наука, 1986
-Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А “Садко” - научно-методический цент развивающего образования (сборник материалов)
-Л.Н.Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет»
- Н. Е.Веракса О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
-Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками”. Ульяновск, 1996
О.В.Дыбина и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду)
-Никашин А.И., Страунинг А.М. “Системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии фантазии”
-Савенков А.И. Маленький исследователь. “Как научить дошкольника приобретать знания”. Ярославль: Академия развития, 2002
-Самойлова О.Н. “Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками” Ульяновск 1996
-СидорчукТ.А., Гуткович И.Я., “Методы развития воображения дошкольников”, Ульяновск ,1998
-Тамберг Ю.Г. “Как научить ребенка думать” Учебное пособие. С-пб: Издательство “Михаил Сизов”, 2002
-Страунинг А.М. “Методы активизации мышления”, часть1. “Аспект - ТРИЗ”
Страунинг А.М., Никашин А.И. “Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии”. – Ростов – на – Дону, 1993 г
-Н.А. Рыжова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации)
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
9