Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа кружка
«Занимательный русский язык»
( 7 класс)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Бондарева И.Г.
Пояснительная записка
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их творческих способностей.
Занятия в кружке способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. Участие в кружках вооружает учащихся новинками использования научно-популярной литературы по языкознанию при подготовке или докладов для учащихся. В этом состоит большая общественная значимость школьной кружковой работы по русскому языку.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи кружка.
Цель кружка: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи кружка:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
№ п / п. | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Понемногу о многом (поговорим о грамматике) | |
2-3 | Можно ли писать без букв? | |
4-5 | Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные. | |
6-7 | Увлекательное около нас | |
8-9 | Слово и его жизнь | |
10 | Что такое слово? | |
11-13 | Игра-состязание: «Кто быстрее и точнее» | |
14-15 | Многозначные слова | |
16 | Клуб веселых человечков | |
17-18 | Как рождаются и живут слова | |
19-21 | Бывают ли у слов родственники? | |
22-23 | Крылатые слова | |
24 | Можно ли сломать язык? | |
25 | Сказал то же, да не одно и то же. | |
26-27 | «Тезки наоборот» | |
28-29 | О словах разных, одинаковых, но разных | |
30-32 | Это интересно | |
33-35 | В руках умелых слово творит чудеса. | |
36-38 | Почему мы так говорим? (по теме «Фразеологический оборот») | |
39 | Прочь с дороги! | |
40-41 | Р/р. Написание рассказа (каждое слово начинается с одной и той же буквы). | |
42-43 | Подберите слова. | |
44-45 | Творческие работы | |
46-47 | Наш язык богат и могуч. | |
48-49 | Друг и враг мой язык | |
50 | Язык и речь-чудо из чудес | |
51 | О славянах и других народах | |
52-54 | Звукопись | |
55-56 | Письмо | |
57 | Алфавит | |
58-59 | «Хитрый» звук йот | |
60-62 | Чудеса с парными согласными | |
63 | «Пульс» в слове | |
64-65 | Строение слога | |
66 | Полногласие | |
67-68 | Умники и умницы | |
69 | Полисемия | |
70-71 | Омонимия | |
72-73 | Синонимы | |
74-75 | Синонимическая викторина | |
76-77 | Конкурс эрудитов | |
78 | Жизнь слова | |
79-80 | Пунктуация | |
81 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке | |
82-83 | Словообразование: смотри в корень! | |
84-85 | Словообразование: служебные морфемы | |
86-87 | Словообразование: приставки | |
88-89 | Словообразование: соединительные гласные | |
90-91 | Умники и умницы | |
92 | Морфология | |
93-94 | Существительные: категория числа | |
95-96 | Существительные: категория падежа | |
97 | Преданность прилагательных | |
98 | Живость глаголов | |
99 | Глаголы труда | |
100-101 | Употребление глагольных форм | |
102-103 | Умники и умницы | |
104 | Что такое грамматика? | |
105-106 | Конкурс на лучшие ситуативные рассказы | |
107 | Беседа о видных лингвистах | |
108 | Тайны словаря | |
109 | Загадки грамматики | |
110-111 | Решаем анаграммы. | |
112 | Что означает ваша фамилия | |
113 | Происхождение отчеств. Прозвища. | |
114 | Корень- сердце слова | |
115-116 | Конкурс эрудитов | |
117 | Пословицы и поговорки | |
118-119 | Конкурс на лучшее составление пословиц | |
120 | В разнообразии приставок таится разнообразие смысла | |
121 | Как работает суффикс | |
122-123 | Конкурс сочинений | |
124 | Увлекательное около нас | |
125 | Из истории слов и выражений | |
126 | Споры о языке | |
127 | Страницы этимологии. Имена, которые нам дают. | |
128-129 | Игра «Четвертый лишний» | |
130 | Старое и новое в русском языке | |
131 | Лингвистическая игра | |
132 | Игры со словами. | |
133 | Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. | |
134 | Игры с буквами. | |
135 | Разгадываем ребусы. | |
136 | Перевертыши. | |
137 | Метаграммы, или превращение мухи в слона. | |
138-139 | Викторина «Знаешь ли ты русский язык» | |
140 | Итоговое занятие | |
Список использованной литературы
1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1996.
2. Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.
3. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 2000.
5. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
6. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.