Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, составлена эта программа обучения математике с применением экономики.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Элементы экономики на уроках математики" для 7 класса коррекционной школы»
Рассмотрено Утверждаю на методическом совете директор школы 2.09.17 года , протокол № 1 Л.М. Калашникова
ПРОГРАММА КУРСА
«Элементы экономики на уроках математики»
для 7 класса
Составитель:
учитель математики ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 6" Брусенцова Светлана Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, составлена эта программа обучения математике с применением экономики.
. Эта программа для учащихся седьмого класса школы для детей с нарушением интеллекта направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Основная цель её – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Задачи:
формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
В программе представлены четыре раздела: «Наши семьи», «Наука экономика. Потребности и возможности», «Натуральное и товарное хозяйство», «Наш микрорайон» общий объем курса -34 часа, 1 час в неделю.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
отличать экономические термины от неэкономических;
объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
решать задачи экономического содержания;
различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
заполнять формы документов на приватизации жилья;
заполнять бланк трудового контракта.
ПРОГРАММА
(1 час в неделю)
ТЕМА: Наши семьи.
Портрет гнома Эконома. Потребности человека. Что такое семья. Обязанности членов семьи. Моя семья отдыхает. «Хочу» и «надо». Делаю выбор. Откуда берутся товары и услуги. Профессии людей. Что мы знаем о наших семьях.
ТЕМА: «Наука экономика. Потребности и возможности»
Науки «Экономика» и «Математика». Потребности людей. Путешествие на необитаемый остров. Ограниченность. Выбор. Умеем ли мы выбирать. Что мы знаем о потребностях.
ТЕМА: Натуральное и товарное хозяйство.
Путешествие в страну натурального хозяйства. Товарное хозяйство. Обмен. Бартер.
ТЕМА: Микрорайон. Кондитерская фабрика. Индивидуальное и конвейерное производство. Упаковка. Общественные услуги. Дерево решений. Наш микрорайон.
Примерное распределение учебного материала по курсу элементы экономики на уроках математики
№ | Тема урока | Количество часов |
I четверть (8 часов) Наши семьи. |
1 | Портрет гнома Эконома. Потребности человека. | 1 |
2 | Что такое семья. Обязанности членов семьи. | 1 |
3 | Моя семья отдыхает. Потребности человека. | 1 |
4 | Обязанности членов семьи. Решение задач. | 1 |
5 | «Хочу» и «надо». Делаю выбор. Умножение на однозначное число. | 1 |
6 | Откуда берутся товары и услуги. Действия с числами, полученными при измерении | 1 |
7 | Профессии людей. Игра «Угадай, какая это профессия» | 1 |
8 | Что мы знаем о наших семьях. Проверь себя. | 1 |
II четверть (8 часов) Наука экономика. Потребности и возможности. |
1 2 | Науки экономика и математика. Потребности людей. | 2 |
3 | Потребности людей. Решение задач. | 1 |
4 | Путешествие на необитаемый остров. | 1 |
5 | Ограниченность. Решение задач | 1 |
6 | Выбор. Умеем ли мы выбирать. Решение задач. | 1 |
7 | Что мы знаем о потребностях. Ребусы. | 1 |
8 | Проверь себя. | 1 |
III четверть (10 часов) Натуральное и товарное хозяйство. |
1 2 | Путешествие в страну натурального хозяйства. | 2 |
3 5 | Товарное хозяйство. Решение задач. | 3 |
6 8 | Обмен. Решение задач. | 3 |
9 | Бартер. Умножение и деление чисел. | 1 |
10 | Проверь себя | 1 |
IV четверть (8 часов) Микрорайон. |
1 | Микрорайон | 1 |
2 | Кондитерская фабрика. Решение задач | 1 |
3 | Индивидуальное и конвейерное производство | 1 |
4 | Упаковка. | 1 |
5 | Общественные услуги. | 1 |
6 | Дерево решений | 1 |
7 | Наш микрорайон. | 1 |
8 | Проверь сеья | 1 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
натуральный ряд чисел от 1 до 1000
название и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма.
Соотношения между единицами стоимости, массы, времени, объёма
Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата», «бюджет» налоги и для чего они нужны.
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями
Решать простые задачи
Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена – количество – стоимость , площадь прямоугольника и длина его сторон
Вычислять площадь и периметр прямоугольника Заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных услуг.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Школа юного экономиста» М.М. Воронина - Волгоград: Учитель. 2015 – 312 с.
«Дидактические материалы к занятиям по экономике: занимательные задания, познавательные истории. М.М. Ворнина – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
Математика, 9 класс А. Антропов – Москва «Просвещение» 2008г.
4.Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. -184 с. – (Коррекционная школа).
5.Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. -152 с. – (Коррекционная школа).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 71 с.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 2012. – 336 с.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика,2003. – 48 с.
Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 35 с.
Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005. – 447 с.