УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 31» г. БРЯНСКА
Рассмотрено: на заседании методического объединения школы. Руководитель МО ____________А.А. Магильная Протокол №_____ от «____»__________2024 г. | Согласовано: зам. директора по УВР МБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» г. БРЯНСКА ____________Зеленина И. В. «____»_________ 2024 г. | Утверждаю: директор МБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» г. БРЯНСКА _________________ О. Л. Бурцева Приказ №_____ от «___»__________2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
10 класс
Учитель: Д.Б. Ворочай
Брянск
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Экономический практикум» в 10 классе разработана в соответствии:
- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015г., регистрационный № 35850);
-федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска;
- Программ для обучающихся школ VIII вида сборник М. Б. Бгажнокова предмет математика и авторы: М.Н. Перова, Б.Б. Горский, А.П. Антронов, М.Б. Ульянцева.
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. Основная часть которого–социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально дифференцируемого к ним подхода. Школьникам в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены доступные понятия, практические задания, виды самостоятельных работ, направленные на повышение интеллектуального уровня. Составленная программа будет реализована в условиях классно - урочной системы.
Цель данной программы является: максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на разных этапах обучения
Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида математика решает следующие задачи:
1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности).
2. Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Формирование элементарных представлений об экономике.
Обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций.
3.Формирование умений делать экономический выбор,
принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином».
4.Освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Рабочая программа по учебному предмету «Экономический практикум» в 10 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Курс построен на применении проблемно- поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с интеллектуальной недостаточностью с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. Учитель предлагает учащимся наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора.
№ п/п | Программное содержание | Кол-во | Методические рекомендации для учителя. |
1. | Введение. Понятие об экономике. Экономика семьи. Значение математических знаний и умений их применение на практике для экономики семьи. Нумерация натуральных чисел. Нумерация арабская и римская. Повторение мер стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | 4 | Дать понятие о том, что экономика — это практическая наука, позволяющая решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи. Составление и решение задачи на определение дохода семьи в месяц и тп. |
2. | Таблица сложения. Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. Нахождение суммы и разности чисел. Понятия «дороже — дешевле», «больше на … меньше на …», «выгод- но — невыгодно». | 6 | Потребности, запросы, нужды членов семьи в современном обществе. Потребности физические, материальные, духовные. Задача на составление статей расходов на семью на месяц, на день. Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи. Задача на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов. |
3. | Таблица умножения. Умножение на однозначные числа. Умножение на двузначные числа. Таблица деления. Деление на однозначные и двузначные числа без остатка и с остатком. Понятия «больше в … раз — меньше в … раз». | 6 | Принципы выбора способов разумного расходования денег, времени, продуктов экономики. Рассуждения на тему «Время — деньги». Задачи на определение выгоды путем сравнения полученных результатов от: покупки единого проездного билета; покупки товара мелким оптом; покупки более дорогих и качественных вещей и т.п. |
4. | Процент. Нахождение процента от числа и числа по проценту. | 4 | Задачи на: нахождение суммы подоходного налога от заработной платы; нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд; нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз; вычисление дохода по различным видам вкладов в сбербанк; определение выгоды от пользования дисконтной картой |
5 | Меры массы. Единицы измерения величины массы. Измерительные приборы. Соотношение мер массы. Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее — легче». | 4 | Выполнение упражнений на преобразование мер массы. Выполнение упражнений на сравнение величин массы. Решение примеров. Решение задач на сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта. |
6 | Меры длины. Единицы измерения длины. Измерительные инструменты. Соотношение мер длины. Преобразование мер длины. Понятия «длиннее - короче», «выше -ниже», «уже — шире». | 4 | Выполнение упражнений на преобразование мер длины. Выполнение упражнений на сравнение мер длины. Решение задач с практическим содержанием. |
7 | Меры площади. Единицы измерения величины площади. Измерительные инструменты. Соотношение мер площади. Преобразование мер площади. Понятия «больше — меньше». | 5 | Выполнение упражнений на преобразование мер площади. Выполнение упражнений на сравнение площадей. Решение задач на: определение площади пола, стены, потолка, окна; определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта; определение стоимости этого материала; определение выгодности приобретения стройматериалов в зависимости от массы упаковки того или иного товара. |
8 | Меры объема. Единицы измерения величины объема. Способы измерение объема в быту. Соотношение мер объема. Преобразование мер объема. Понятия «больше- меньше» | 5 | Дать понятие о том, что объем не зависит от формы предмета. Для этого необходимо произвести практические работы по демонстрации этого факта. Решение практических задач, |
9 | Меры времени Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда. Измерительные приборы. Определение времени по часам. Соотношение мер времени. Преобразование мер времени. Понятия «быстрее — медленнее», «раньше — позже». | 6 | Выполнение упражнений на преобразование мер времени. Выполнение упражнений на сравнение величин времени. Решение задач на вычисление: возраста по дате рождения и текущему году; возраста на момент окончания школы; затрат времени необходимого на дорогу в какое-либо место; подсчет времени до определенной даты; и т. п. |
10 | Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа = 15 мин, без четвер- ти час = до … осталось 15 мин, полчаса до …, полчаса спустя, после …. | 4 | Выполнение упражнений на сравнение и преобразование дробей. Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач на: определение доли от целого |
11 | Десятичные дроби. Запись, чтение, сравнение десятичных дробей. Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. | 6 | Выполнение упражнений на преобразование десятичных дробей, выражающих меры длины, массы, стоимости, времени. Выполнение упражнений на сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. |
12 | Повторение и обобщение. | 14 | Решение задач на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне. Решение задач на определение оплаты по больничному листу в зависимости от стажа работы. Расчет средней Расчет средней заработной платы в день для проведения расчетов выплат за отпуск. |
| Итого | 68 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих ценностей и социальных ролей;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
− сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
− проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- Знакомство с элементарными экономическими терминами;
- обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой;
- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;
- обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
Достаточный уровень:
Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами.
Нахождение суммы подоходного налога от заработной платы.
Нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд.
Нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз.
Вычисление дохода по различным видам вкладов.
Определение площади пола, стены, потолка, окна.
расчет покупки в зависимости от стоимости погонного и квадратного метра.
Вычисление возраста по дате рождения и текущему году;
расчет выхода на работу после отпуска.
Определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.
Расчет необходимых затрат для поездки на отдых;
вычисление срока годности продукта.
Критерии оценки предметных результатов
Письменный ответ:
Оценка «5» - выполнил работу без ошибок;
Оценка «4» - допустил в работе 1 или 2 ошибки;
Оценка «3» - допустил в работе 5 ошибок;
Оценка «2» - не ставится.
Практическая работа:
оценка «5» ставится, если:
обучающийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач;
работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок.
оценка «2» - не ставится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (18 часов)
№ п/п темы | Тема урока. | Количество часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Введение. | 4 | | |
1 | Понятие об экономике. Экономика семьи. | 1 | | Устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека. |
2 | Значение математических знаний и умений их применение на практике для экономики семьи. | 1 | | Проводить анализ местных и непроизводственных объектов; представляют ли они государственную или частную собственность; составлять документы на передачу собственности(доверенность на пользование, акт дарения, завещательное распоряжение); анализировать реальные сюжеты о мошенничество в сфере торговли приватизационным жильём. |
3 | Нумерация натуральных чисел. Нумерация арабская и римская. | 1 | | Заполнять бланк Трудового контракта, ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов, решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платы при сдельной и повременной работе. |
4,5 | Повторение мер стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | 2 | | Объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой. |
| Таблица сложения. | 6 | | |
6 | Математические действия на сложение мер стоимости. | 1 | | Различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет); |
7 | Математические действия на вычитание мер стоимости. | 1 | | Принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда; |
8 | Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. | 1 | | Проверочная работа |
9 | Нахождение суммы и разности чисел. | 1 | | Решать задачи экономического содержания. |
10 | Понятие «дороже — дешевле». | 1 | | Различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики. |
11 | Понятие «больше на … меньше на …» Понятие «выгодно — невыгодно». | 1 | | Называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения. |
| Таблица умножения. | 6 | | |
12 | Умножение на однозначные числа. | 1 | | Участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте. |
13 | Умножение на двузначные числа. | 1 | | Используя калькулятор. Работа с учебником. Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию». |
14 | Деление на однозначные и двузначные числа без остатка. | 1 | | Используя калькулятор. Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги» |
15 | Обобщение изученного за I четверть | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». |
16 | Контрольная работа. Работа над ошибками. | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам». |
II четверть (14 часов)
№ п/п темы | Тема урока. | Количество часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Процент. | 4 | | |
1-2 | Нахождение процента от числа. | 2 | | Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». Используя калькулятор. |
3-4 | Нахождение числа по проценту. | 2 | | Используя калькулятор. Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». |
| Меры массы. | 4 | | |
5 | Единицы измерения величины массы. Измерительные приборы. | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Инфляция». |
6 | Соотношение мер массы. | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». |
7 | Преобразование мер массы. | 1 | | Используя калькулятор. Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора». |
8 | Понятия «тяжелее — легче». | 1 | | Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» |
| Меры длины. | 4 | | |
9 | Единицы измерения длины. Измерительные инструменты. | 1 | | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
10 | Соотношение мер длины. | 1 | | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
11 | Преобразование мер длины. | 1 | | Используя калькулятор |
12 | Понятия «длиннее - короче», «выше -ниже», «уже — шире». | 1 | | Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер» |
13 | Обобщение изученного за II четверть | 1 | | |
14 | Контрольная работа. Работа над ошибками. | 1 | | Используя калькулятор. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» |
III четверть (20часов)
№ п/п темы | Тема урока. | Количество часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Меры площади. | 5 | | |
1 | Единицы измерения величины площади. Измерительные инструменты. | 1 | | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
2 | Соотношение мер площади. | 1 | | |
3 | Преобразование мер площади. | 1 | | Используя калькулятор |
4 | Понятия «больше — меньше». | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию». |
5 | Проверочная работа по теме «Меры площади» | 1 | | Проверочная работа. Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. |
| Меры объема. | 5 | | |
6 | Единицы измерения величины объема. Способы измерение объема в быту. | 1 | | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). |
7 | Соотношение мер объема. | 1 | | Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора». |
8 | Преобразование мер объема. | 1 | | Используя калькулятор. Экономические потребности Выбор. Цена выбора. |
9 | Понятия «больше- меньше» | 1 | | Рабочая сила. Цена рабочей силы. Трудовой контракт. Зарплата. |
10 | Проверочная работа по теме «Меры объема» | 1 | | Проверочная работа |
| Меры времени | 6 | | |
11 | Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя. Измерительные приборы. | 1 | | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия. |
12 | Сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. | 1 | | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия. |
13 | Соотношение мер времени. | 1 | | |
14 | Преобразование мер времени. | 1 | | Используя калькулятор |
15 | Понятия «быстрее -медленнее», «раньше - позже». | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». |
16 | Проверочная работа по теме «Меры времени» | 1 | | Проверочная работа. Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия. |
| Обобщение изученного за III четверть | 4 | | |
17 | Обобщающий урок. | 1 | | Решение задач экономического содержания. |
18-19 | Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2 | | Используя калькулятор |
20 | Итоговый урок. | 1 | | |
IV четверть (16 часов)
№ п/п темы | Тема урока. | Количество часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Обыкновенные дроби. | 4 | | |
1 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. | 1 | | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
2-3 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | | Легкие случаи. Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги» |
4 | Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа = 15 мин, без четверти час = до … осталось 15 мин, полчаса до …, полчаса спустя, после …. | 1 | | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
| Десятичные дроби. | 6 | | |
5 | Запись, чтение, сравнение десятичных дробей. | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда». |
6 | Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. | 1 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции». |
7-8 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2 | | Используя калькулятор. Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам» |
9-10 | Умножение и деление десятичных дробей. | 2 | | Используя калькулятор. Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». |
11 | Проверочная работа по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | | Проверочная работа. Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
| Повторение и обобщение. | 5 | | |
12-13 | Обобщение изученного за год. | 2 | | Решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта» |
14-15 | Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками. | 2 | | Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». |
16 | Итоговый урок. | 1 | | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006 год
Интернет-сайты:
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
http://www.exponenta.ru/ – Образовательный математический сайт