Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору для 5-6 классов "Азбука логического мышления"»
Азбука логического мышления.
Программа курса по выбору для 5-6 классов.
Пояснительная записка
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако, какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно и логически мыслящих специалистах всегда была и остаётся актуальной. Поэтому перед современной школой встает проблема не просто подготовки учащихся к самостоятельной жизни, а в значительной степени подготовки их к самообразованию и саморазвитию.
Логика - наука о законах и формах правильного мышления. Логика учит мыслить четко, лаконично, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям, помогает отделить главное от второстепенного, классифицировать разнообразные понятия, подобрать формы доказательства истинных суждений и опровержение ложных. Знание логики повышает культуру мышления, помогает развивать умственные способности, правильно строить свои мысли и верно их выражать, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность профессиональной речи
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Систематическое изучение науки логики — один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.
Курс «Азбука логического мышления» предназначен для учащихся 5-6 классов и направлен на развитие личностных, общепредметных и общеинтеллектуальных умений.
Цели курса.
1. Пробудить интерес к логике как науке; показать значимость логики не только в математике, но и других сферах деятельности человека; дать учащимся представления о понятиях и законах логики.
2. Сформировать умения и навыки сравнения, анализа, классификации, обобщения изучаемого материала.
3. Научить ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать и доказывать суждения.
Задачи курса.
Познакомить учащихся с основными понятиями логики (формами и законами мышления).
Сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержении.
Научить учащихся применять полученные логические знания в процессе изучения математики, информатики и других школьных предметов.
выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач.
Планируемые результаты.
Изучение данного курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.
В личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- понимать смысл поставленной задачи;
выстраивать аргументацию;
приводить примеры и контрпримеры;
умение распознавать логически некорректные задания;
отличать гипотезу от факта;
способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и методах логики как универсальном языке науки и технике;
умение находить в различных источниках необходимую информацию для решения поставленных проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации и аргументации;
В предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам курса;
умение работать с текстом, грамотно применять терминологию и символику;
умение проводить классификацию, логические обоснования, доказательство и опровержение различных суждений;
выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных умозаключениях;
умение применять полученные результаты, методы для решения задач практического характера.
Тематическое планирование.
5 класс |
№ | Тема занятия | Кол. час. |
1 | Предмет и значение логики. | 1 |
2 | Логика в математике | 1 |
3 | Ребусы. | 1 |
4-5 | Числовые ребусы | 2 |
6-7 | Магические квадраты. | 2 |
8 | Поиск закономерностей. | 1 |
9 | Логика высказываний. | 1 |
10 | Понятие. Суждение. Умозаключение. | 1 |
11 | Искусство доказательства и опровержения. | 1 |
12 | Доказательство от противного. | 1 |
13 | Гипотеза. | 1 |
14 | Метод исключения (метод предположения). | 1 |
15-17 | Олимпиадные задачи и их особенности. | 3 |
18-19 | Делимость и остатки. | 2 |
20-21 | «Раскраски» | 2 |
22-23 | Логические игры. | 2 |
24 | Логические задачи. | 1 |
25-26 | Метод здравых рассуждений. | 2 |
27 | Метод логических квадратов (таблиц). | 1 |
28 | Метод блок-схем. | 1 |
29 | Метод графов. | 1 |
30-31 | Круги Эйлера. | 2 |
32-33 | Страницы геометрии. | 2 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого | | 34 |
6 класс |
№ | Тема занятия | Кол.час. |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2-3 | Понятие.Суждение.Умозаключение. | 2 |
4-5 | Метод доказательства и опровержения. | 2 |
6-8 | Олимпиадные задачи и методы их решения. | 3 |
9 | Поиск закономерностей. | 1 |
10 | Метод исключения. | 1 |
11 | Метод предположений. | 1 |
12-13 | Задачи на доказательство. | 2 |
14-15 | Геометрические задачи. | 2 |
16-17 | Логика высказываний. | 2 |
18-20 | Логические задачи. | 3 |
21-22 | Диаграммы Эйлера-Венна. | 2 |
23-24 | Принцип Дирихле. | 2 |
25-26 | Табличный метод решения задач. | 2 |
27-28 | Метод многоугольников (графов). | 2 |
29-30 | Алгоритм Евклида. | 2 |
31-32 | Делимость и остатки. | 2 |
33-34 | Защита проектов «Элементы математической логики» | 2 |
Итого | | 34 |