СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является вариативной частью ППСЗ  по специальности 38.02.03.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Русский язык и культура речи"»

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Сергиево-Посадский аграрный колледж »
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж »)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

ОГСЭ.05.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ






сПециальности:

38.02.03. Операционная деятельность в логистике(базовая подготовка)





Преподаватель: Копылова Елена Николаевна






г. Сергиев Посад

2017 г






Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Сергиево-Посадский аграрный колледж »
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж »)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе

_________/__________/

«___»________ 20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной)

работе

_________/_____________/

«___»__________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной)

работе

_________/_____________/

«___»__________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной)

работе

_________/_____________/

«___»__________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной Дисциплины

ОГСЭ.05.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ




Преподаватель Копылова Елена Николаевна

Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике(базовая подготовка)

Группа 21-Л, 2 курс


Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии ___________общеобразовательных__________________________________ дисциплин


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/О.А.Ларина/_______________


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________























СОДЕРЖАНИЕ




1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Стр.3-5

2.      СТРУКТУРА И Е СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Стр.6-16

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Стр.17-18

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Стр.19-24




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является вариативной частью ППСЗ по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике ( базовая подготовка) разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения .

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»» в группах СПО общегуманитарного,социально-экономического профиля и технического профиля.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины (знания и умения):

-совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-
ценностное отношение к русской речи;

- способствовать полному и осознан­ному владению системой норм русского литературного языка;

- обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

-совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных
уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамот­ность.



Требования к результатам освоения дисциплины.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК)

(Приложение 1):

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных),за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- соблюдать требования литературной нормы в научной и профессионально-деловой сферах;

- реализовывать языковые средства в соответствии со стилем, формой, жанром и ситуацией общения;

- пользоваться справочниками и нормативными словарями современного русского литературного языка;

- композиционно и логически правильно, грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении

- оформлять письменные тексты;

- продуцировать тексты актуальных речевых жанров научной и профессиональной сфер общения;

- редактировать свою и чужую речь в ситуациях делового и научного общения: исправлять ошибки, допущенные в структуре и языковом оформлении подготовленных высказываний;

-редактировать типичные ошибки в языке деловых бумаг;

- организовывать речь в соответствии с правилами речевого этикета;

- трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей;

- анализировать и оценивать степень эффективности общения;

- определять причины коммуникативных удач и неудач.



В результате освоения дисциплины студенты должны знать:

- содержание понятий «современный русский литературный язык», «культура речи», «функциональный стиль», «норма языка», «речевая ситуация» и др.;

- формы речи, её разновидности, особенности функциональных стилей русского языка;

- основные коммуникативные качества речи;

- основные нормы русского литературного языка;

- особенности функционирования языка в различных стилях;

- нормы речевого этикета в сфере научного и профессионально – делового общения.





1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки студента 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 56 часов;

самостоятельной работы студента 28 часов, практических занятий-26.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

26

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

28



Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме


дифференцированный зачет (в форме проекта)









2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная культура устной и письменной речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение.

Содержание учебного материала


2



Культура речи в аспекте культуры личности, общечеловеческой культуры и профессиональной культуры


2

2


Самостоятельная работа по теме:

Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: «Различия между понятиями «культура языка» и «культура речи»; «Особенности устной и письменной речи»; «Значение словарей в жизни человека»


1


Раздел 2.

Графика и орфография.

Фонетика и орфоэпия.

Содержание учебного материала


6 + 3 с\р


Тема 1.1.

Основные разделы русского языка. Культура речи.

Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

2

2


Практическое занятие

Требования к публичному выступлению. Средства воздействия на слушателей

Невербальные средства воздействия на слушателей


4

3


Самостоятельная работа по теме:

Выполнение упражнений по орфографии и пунктуации.

Работа с орфографическими словарями.

Подготовка речи о профессии ветеринара: выбор темы, цель речи, поиск материала.

Составить план речи публичного выступления

3

3

Тема 1.2.

Фонетика и орфоэпия

Содержание учебного материала


8 + 4 с\р



Орфоэпические нормы русского литературного языка. Работа с орфоэпическими словарями.

Нормы произношения в современном русском языке. Изучение акцентологического минимума.


4

2


Практические занятия

Орфоэпические нормы.

Фонетические средства языковой выразительности.

4

3


Самостоятельная работа по теме

Подготовить сообщение « Типичные орфоэпические ошибки.»

Выполнить задания по теме.

Написать конспекты на тему: «Ударение в именах существительных, прилагательных, глаголах».

Подготовить сообщение «Звукопись как фонетическое средство языковой выразительности»

4

3

Раздел 3.

Лексика

Фразеология.


Тема 1.3.

Лексика


Содержание учебного материала



6


2

Нормативное использование в речи профессиональной лексики.

Лексические нормы. Лексические ошибки.


4


Практическое занятие

Синонимы, антонимы. Омонимы, паронимы

2

3

Самостоятельная работа по теме:

Лексический анализ текста. Работа с лексическими словарями.

Сообщение «Основные виды лексических ошибок.»

Работа по словарям синонимов и антонимов

3

3

1

2

3

4




2



Тема 1.4

Фразеология.

Типы фразеологических единиц, их использование в речи.


Содержание учебного материала




4 +2с\р



2

Фразеологические единицы русского языка. Профессиональная фразеология по ветеринарии.


2


Практическое занятие

Типы фразеологических единиц и их использование в речи. Крылатые слова и выражения.

2


Самостоятельная работа по теме:

Сообщение «Стилистические функции фразеологизмов.»

Выполнить индивидуальные задания

2



Тема 1.5

Языковая норма, ее роль в становлении литературного языка.



Содержание учебного материала



4+2с\р



2

Язык и норма. Виды норм.

2


Практическое занятие

Словообразовательные нормы русского языка.

2


Самостоятельная работа

Выполнить упражнения по теме

Написать сочинение – рассуждение «Язык и норма».

2


Раздел 4.

Морфемика

Содержание учебного материала


6+3с\р




Тема 2.1

Морфемика.



Словообразовательные нормы русского языка.

Словообразовательные ошибки и их устранение.


4


2


Практическое занятие

Морфемы и их функции в слове.

2


Самостоятельная работа

Конспект гласные о-е после шипящих в различных морфемах

Выполнение индивидуальных заданий

Работа по выявлению и объяснению экспрессивных словообразовательных форм в художественных и публицистических текстах

3

2



Тема 2.2

Морфология





Содержание учебного материала



6+ 3с\р



Изменяемые и неизменяемые слова.

Склонение существительных.

Спряжение глаголов.

4

2

Практическое занятие

Морфологические нормы.

2


Самостоятельная работа

Таблица «Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи»

Подготовка презентации на тему «Морфологические нормы русского языка»

Трудные вопросы правописания различных частей речи.

3


1

2

3

4


Тема 2.3

Синтаксис



Содержание учебного материала



4+2с\р


2

Употребление в речи синтаксических конструкций

Типичные ошибки синтаксических конструкций. Способы их исправления.


2

2

Практическое занятие

Синтаксические нормы текста. Тестирование

2

2

Самостоятельная работа по теме:

Выполнение упражнений по теме

Синтаксическое редактирование текста

2

3

Тема 2.4

Пунктуация


Содержание учебного материала


2+1с\р

1

Основы русской пунктуации. Типы знаков препинания.

Основные правила употребления знаков препинания.

2


Самостоятельная работа по теме:

Выполнение упражнения на пунктуацию.


1


Раздел 5.

Речевой этикет

Содержание учебного материала


2+1с\р



Практическое занятие

Ситуации делового общения. Формулы речевого поведения

Формулы речевого этикета.


2


3

Самостоятельная работа по теме:

Рефераты «Особенности деловой речи».


1



Тема 3.2.

Искусство делового общения


Содержание учебного материала


2+1с\р


2

Практическое занятие

Подготовка к деловой беседе. Средство делового общения - телефон.

Деловая беседа. Приемы расположения собеседника к себе.


2



Самостоятельная работа по теме:

Подготовиться к публичному выступлению «Профессия-ветеринар»


1



Тема 3.3.

Оратор и его аудитория

Содержание учебного материала



2+1с\р


2

Практические занятия

Ораторское искусство. Общение с аудиторией. Общение с пациентом.

Общение с аудиторией.


2


3

Самостоятельная работа:

Сообщение. Общение ветеринарного фельдшера с пациентом


1




Уровень освоения:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

ВСЕГО - 84 часа

лекций - 30 часа

практические занятия - 26 часа

самостоятельная работа 28 часов


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.


Технические средства обучения:




1

Ноутбук ASUS

2

Проектор переносной

3

Переносная акустическая стереосистема

4

Переносной экран






3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники



Наименование

Автор(ы)

Издательство, год издания

ОИ1

Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений.

Антонова Е.С., Воителева Т.М.

М.: «Академия», 2014г

ОИ2

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник.


Москва,«Академия»,2012

ОИ3

Орфоэпический словарь русского языка.

Ред. Р.И.Аванесов.

5-е издание

ОИ4

«Русский язык»

Н.А.Герасименко

Москва,«Академия»,2016



Дополнительные источники


Наименование

Автор(ы)

Издательство, год издания

ДИ1

Словарь иностранных слов.


М., 2012

ДИ2

Словарь сочетаемости слов русского языка


М.: 2012 г.

ДИ3

Культура устной и письменной речи делового человека.


М.: 2014 г.

ДИ4

Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы.

Горшко А.И.

М.: 2012 г.

ДИ5

Русский язык и культура речи

КузнецовН.В.

М.: 2014г.

ДИ6


Словарь грамматических трудностей русского языка



М.: 2-е изд.

Интернет – источники:


1

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/


2

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/


3

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/


4


http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/


5

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/




4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Устный опрос

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Устные и письменные упражнения и задания

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

Устные и письменные упражнения и задания

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Устные и письменные упражнения и задания



аудирование и чтение

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Подготовка рефератов

Упражнения по русскому языку


говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Устные задания.

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Устные задания.

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Упражнения по русскому языку


Диктант

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Устный опрос

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Реферат,сообщение

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Устный и письменный опрос

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование, диктант, сочинение, словарный диктант, различные письменные задания