Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Сергиево-Посадский аграрный колледж »
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж »)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОГСЭ.05.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
сПециальности:
38.02.03. Операционная деятельность в логистике(базовая подготовка)
Преподаватель: Копылова Елена Николаевна
г. Сергиев Посад
2017 г
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Сергиево-Посадский аграрный колледж »
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж »)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/__________/ «___»________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»__________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»__________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»__________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной Дисциплины
ОГСЭ.05.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Преподаватель Копылова Елена Николаевна
Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике(базовая подготовка)
Группа 21-Л, 2 курс
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии ___________общеобразовательных__________________________________ дисциплин
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/О.А.Ларина/_______________
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | Стр.3-5 |
2. СТРУКТУРА И Е СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | Стр.6-16 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | Стр.17-18 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | Стр.19-24 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является вариативной частью ППСЗ по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике ( базовая подготовка) разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения .
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»» в группах СПО общегуманитарного,социально-экономического профиля и технического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины (знания и умения):
-совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-
ценностное отношение к русской речи;
- способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка;
- обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
-совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных
уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК)
(Приложение 1):
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных),за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать требования литературной нормы в научной и профессионально-деловой сферах;
- реализовывать языковые средства в соответствии со стилем, формой, жанром и ситуацией общения;
- пользоваться справочниками и нормативными словарями современного русского литературного языка;
- композиционно и логически правильно, грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении
- оформлять письменные тексты;
- продуцировать тексты актуальных речевых жанров научной и профессиональной сфер общения;
- редактировать свою и чужую речь в ситуациях делового и научного общения: исправлять ошибки, допущенные в структуре и языковом оформлении подготовленных высказываний;
-редактировать типичные ошибки в языке деловых бумаг;
- организовывать речь в соответствии с правилами речевого этикета;
- трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей;
- анализировать и оценивать степень эффективности общения;
- определять причины коммуникативных удач и неудач.
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
- содержание понятий «современный русский литературный язык», «культура речи», «функциональный стиль», «норма языка», «речевая ситуация» и др.;
- формы речи, её разновидности, особенности функциональных стилей русского языка;
- основные коммуникативные качества речи;
- основные нормы русского литературного языка;
- особенности функционирования языка в различных стилях;
- нормы речевого этикета в сфере научного и профессионально – делового общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 56 часов;
самостоятельной работы студента 28 часов, практических занятий-26.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
самостоятельная работа студента (всего) | 28 |
| |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
Итоговая аттестация в форме | дифференцированный зачет (в форме проекта) |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная культура устной и письменной речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение. | Содержание учебного материала | 2 | |
| Культура речи в аспекте культуры личности, общечеловеческой культуры и профессиональной культуры | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа по теме: Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме: «Различия между понятиями «культура языка» и «культура речи»; «Особенности устной и письменной речи»; «Значение словарей в жизни человека» | 1 | |
Раздел 2. Графика и орфография. Фонетика и орфоэпия. | Содержание учебного материала | 6 + 3 с\р | |
Тема 1.1. Основные разделы русского языка. Культура речи. | Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм. | 2 | 2 |
| Практическое занятие Требования к публичному выступлению. Средства воздействия на слушателей Невербальные средства воздействия на слушателей | 4 | 3 |
| Самостоятельная работа по теме: Выполнение упражнений по орфографии и пунктуации. Работа с орфографическими словарями. Подготовка речи о профессии ветеринара: выбор темы, цель речи, поиск материала. Составить план речи публичного выступления | 3 | 3 |
Тема 1.2. Фонетика и орфоэпия | Содержание учебного материала | 8 + 4 с\р | |
| Орфоэпические нормы русского литературного языка. Работа с орфоэпическими словарями. Нормы произношения в современном русском языке. Изучение акцентологического минимума. | 4 | 2 |
| Практические занятия Орфоэпические нормы. Фонетические средства языковой выразительности. | 4 | 3 |
| Самостоятельная работа по теме Подготовить сообщение « Типичные орфоэпические ошибки.» Выполнить задания по теме. Написать конспекты на тему: «Ударение в именах существительных, прилагательных, глаголах». Подготовить сообщение «Звукопись как фонетическое средство языковой выразительности» | 4 | 3 |
Раздел 3. Лексика Фразеология. Тема 1.3. Лексика | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки. | 4 | |
Практическое занятие Синонимы, антонимы. Омонимы, паронимы | 2 | 3 |
Самостоятельная работа по теме: Лексический анализ текста. Работа с лексическими словарями. Сообщение «Основные виды лексических ошибок.» Работа по словарям синонимов и антонимов | 3 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | 2 | |
Тема 1.4 Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. | Содержание учебного материала | 4 +2с\р | 2 |
Фразеологические единицы русского языка. Профессиональная фразеология по ветеринарии. | 2 | |
Практическое занятие Типы фразеологических единиц и их использование в речи. Крылатые слова и выражения. | 2 | |
Самостоятельная работа по теме: Сообщение «Стилистические функции фразеологизмов.» Выполнить индивидуальные задания | 2 | |
Тема 1.5 Языковая норма, ее роль в становлении литературного языка. | Содержание учебного материала | 4+2с\р | 2 |
Язык и норма. Виды норм. | 2 | |
Практическое занятие Словообразовательные нормы русского языка. | 2 | |
Самостоятельная работа Выполнить упражнения по теме Написать сочинение – рассуждение «Язык и норма». | 2 | |
Раздел 4. Морфемика | Содержание учебного материала | 6+3с\р | |
Тема 2.1 Морфемика. | Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и их устранение. | 4 | 2 |
Практическое занятие Морфемы и их функции в слове. | 2 | |
Самостоятельная работа Конспект гласные о-е после шипящих в различных морфемах Выполнение индивидуальных заданий Работа по выявлению и объяснению экспрессивных словообразовательных форм в художественных и публицистических текстах | 3 | 2 |
Тема 2.2 Морфология | Содержание учебного материала | 6+ 3с\р | |
Изменяемые и неизменяемые слова. Склонение существительных. Спряжение глаголов. | 4 | 2 |
Практическое занятие Морфологические нормы. | 2 | |
Самостоятельная работа Таблица «Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи» Подготовка презентации на тему «Морфологические нормы русского языка» Трудные вопросы правописания различных частей речи. | 3 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.3 Синтаксис | Содержание учебного материала | 4+2с\р | 2 |
Употребление в речи синтаксических конструкций Типичные ошибки синтаксических конструкций. Способы их исправления. | 2 | 2 |
Практическое занятие Синтаксические нормы текста. Тестирование | 2 | 2 |
Самостоятельная работа по теме: Выполнение упражнений по теме Синтаксическое редактирование текста | 2 | 3 |
Тема 2.4 Пунктуация | Содержание учебного материала | 2+1с\р | 1 |
Основы русской пунктуации. Типы знаков препинания. Основные правила употребления знаков препинания. | 2 | |
Самостоятельная работа по теме: Выполнение упражнения на пунктуацию. | 1 | |
Раздел 5. Речевой этикет | Содержание учебного материала | 2+1с\р | |
| Практическое занятие Ситуации делового общения. Формулы речевого поведения Формулы речевого этикета. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа по теме: Рефераты «Особенности деловой речи». | 1 | |
Тема 3.2. Искусство делового общения | Содержание учебного материала | 2+1с\р | 2 |
Практическое занятие Подготовка к деловой беседе. Средство делового общения - телефон. Деловая беседа. Приемы расположения собеседника к себе. | 2 | |
Самостоятельная работа по теме: Подготовиться к публичному выступлению «Профессия-ветеринар» | 1 | |
Тема 3.3. Оратор и его аудитория | Содержание учебного материала | 2+1с\р | 2 |
Практические занятия Ораторское искусство. Общение с аудиторией. Общение с пациентом. Общение с аудиторией. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: Сообщение. Общение ветеринарного фельдшера с пациентом | 1 | |
Уровень освоения:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
ВСЕГО - 84 часа
лекций - 30 часа
практические занятия - 26 часа
самостоятельная работа 28 часов
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1 | Ноутбук ASUS |
2 | Проектор переносной |
3 | Переносная акустическая стереосистема |
4 | Переносной экран |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
№ | Наименование | Автор(ы) | Издательство, год издания |
ОИ1 | Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. | Антонова Е.С., Воителева Т.М. | М.: «Академия», 2014г |
ОИ2 | Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. | | Москва,«Академия»,2012 |
ОИ3 | Орфоэпический словарь русского языка. | Ред. Р.И.Аванесов. | 5-е издание |
ОИ4 | «Русский язык» | Н.А.Герасименко | Москва,«Академия»,2016 |
Дополнительные источники
№ | Наименование | Автор(ы) | Издательство, год издания |
ДИ1 | Словарь иностранных слов. | | М., 2012 |
ДИ2 | Словарь сочетаемости слов русского языка | | М.: 2012 г. |
ДИ3 | Культура устной и письменной речи делового человека. | | М.: 2014 г. |
ДИ4 | Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. | Горшко А.И. | М.: 2012 г. |
ДИ5 | Русский язык и культура речи | КузнецовН.В. | М.: 2014г. |
ДИ6 | Словарь грамматических трудностей русского языка | | М.: 2-е изд. |
Интернет – источники:
1 | http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ |
2 | http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ |
3 | http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ |
4 | http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ |
5 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ |
| |
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Устный опрос |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | Устные и письменные упражнения и задания |
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | Устные и письменные упражнения и задания |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | Устные и письменные упражнения и задания |
аудирование и чтение |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | Подготовка рефератов Упражнения по русскому языку |
говорение и письмо |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | Устные задания. |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | Устные задания. |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | Упражнения по русскому языку Диктант |
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | Устный опрос |
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | Реферат,сообщение |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
связь языка и истории, культуры русского и других народов; | Устный и письменный опрос |
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование, диктант, сочинение, словарный диктант, различные письменные задания |