Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воздвиженская средняя школа
Принято педагогическим советом
Протокол № _________________________
Утверждено приказом №____________
Директор школы _______________ Т. М. Смирнова
Программа курса внеурочной деятельности
«Юный информатик»
Срок реализации 1 год
Составила:
Учитель информатики
Е. В. Братчикова
с. Воздвиженское
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Кружок «Юный информатик» предназначен для учащихся VI класса, которые изучают базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 32 часа
(1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.
Основные цели курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный информатик»
в 6 классе
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
владением основами информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | Регулятивные УУД: |
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
| ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль), справочную литературу, ИКТ Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- викторины.
Основные разделы:
- Работа с ПК и введение в информатику.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Графический редактор.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- Рисунки и фотографии.
- Звуки и видеоизображение.
- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
- Компьютерные телекоммуникации.
- Программа Microsoft Publisher.
Содержание
Техника безопасности и организация рабочего места.
1.Объекты окружающего мира. 1 час
Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов.
2. Компьютерные объекты. 1 час
Файлы и папки. Размер файла. Объекты ОС.
Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами ОС».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
3. Отношение объектов и их множеств. 1 час
Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Отношение «входит в состав»
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».
4. Разновидности объектов и их классификация. 1 час
Отношение является «разновидностью». Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора»
5. Системы объектов. 1 час
Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».
6. Персональный компьютер как система. 1 час
Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».
7. Как мы познаём окружающий мир. 1 час
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
8. Понятие как форма мышления. 1 час
Понятие. Как образуются понятия. Определение понятий.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
9. Информационное моделирование. 1 час
Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. Практическая работа №8 «Создаем графические модели».
10. Знаковые информационные модели. 2 часа
Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели.
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
11. Табличные информационные модели. 4 часа
Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты - свойства» ОС.
Таблица типа «объекты – объекты - один» ООО.
Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
12. Графики и диаграммы. 2 часа
Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
13. Схемы. 2 часа
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
14. Что такое алгоритм. 1 час
Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.
15. Исполнители вокруг нас. 1 час
Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация.
16. Формы записи алгоритмов. 1 час
17. Типы алгоритмов.4 часа
Линейные алгоритмы.
Алгоритмы с ветвлением.
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
18. Управление исполнителем Чертежник. 3 часа
Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником.
Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов.
Цикл повторять n раз.
Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект».
19. Итоговый зачет. 1 час
Тематическое планирование
№ занятия | дата | Название темы, занятия | Кол-во часов | Форма занятий |
-
| | ТБ и организация рабочего места. | 1 | Рассказ |
-
| | Объекты окружающего мира. | 1 | практическая работа, рассказ |
-
| | Файлы и папки. Размер файла. Объекты ОС. | 1 | Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами ОС». |
-
| | Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». | 1 | практическая работа |
-
| | Отношение объектов и их множеств. | 1 | Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора». |
-
| | Разновидности объектов и их классификация. | 1 | Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора» |
-
| | Системы объектов. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». | 1 | Рассказ |
-
| | Персональный компьютер как система. | 1 | Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора». |
-
| | Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление | 1 | Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»., рассказ |
-
| | Понятие как форма мышления. | 1 | Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты», беседа |
-
| | Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. модели». | 1 | Практическая работа №8 «Создаем графические, беседа |
-
| | Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. | 1 | Презентация Практическая работа №9 «Создаем словесные модели». |
-
| | Математические модели. | 1 | работа с электронными карточками Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки». |
-
| | Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты - свойства» ОС. | 1 | презентация |
-
| | Таблица типа «объекты – объекты - один» ООО. | 1 | Практическая работа №11 «Создаем табличные модели». |
-
| | Вычислительные таблицы. | 1 | Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре», работа в парах |
-
| | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. | 1 | практическая работа, работа в группах |
-
| | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. | 1 | Тестирование, презентация |
-
| | Наглядное представление о соотношении величин. | 1 | Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». |
-
| | Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | 1 | Презентация беседа |
-
| | Использование графов при решении задач. | 1 | Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья». |
-
| | Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм. | 1 | Презентация беседа |
-
| | Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация. | 1 | Презентация Беседа тестирование |
-
| | Формы записи алгоритмов. | 1 | Презентация тестирование |
-
| | Линейные алгоритмы. | 1 | Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» |
-
| | Алгоритмы с ветвлением. | 1 | Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» |
-
| | Алгоритмы с повторениями. | 1 | Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию» |
-
| | Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником. | 1 | Презентация |
-
| | Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | Презентация беседа |
-
| | Цикл повторять n раз. | 1 | Презентация Беседа Тестирование |
-
| | Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект». | 1 | практическая работа |
-
| | Итоговый зачет | 1 | проект |
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Список литературы
1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 192 с., илл.
2. Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое пособие для учителя.
3. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.- 87 с., илл.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2013..
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)