СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Юный информатик»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юный информатик» предназначен для учащихся VI класса, которые изучают базовый курс информатики. Программа внеурочной деятельности  рассчитана на 32 часа (1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики. 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Юный информатик»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воздвиженская средняя школа





Принято педагогическим советом

Протокол № _________________________

Утверждено приказом №____________

Директор школы _______________ Т. М. Смирнова







Программа курса внеурочной деятельности

«Юный информатик»

Срок реализации 1 год






Составила:

Учитель информатики

Е. В. Братчикова








с. Воздвиженское

2016 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Кружок «Юный информатик» предназначен для учащихся VI класса, которые изучают базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 32 часа

(1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.

Основные цели курса:

- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;

- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;

- развивать у учащихся информационную культуру;

- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;

- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

- формирование практических навыков работы на компьютере;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный информатик»

в 6 классе

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • владением основами информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

  1. Общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  2. поиск и выделение необходимой информации;

  3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  4. знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

  5. умение структурировать знания;

  6. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  7. рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  9. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  10. определение основной и второстепенной информации;

  11. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  12. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

  13. умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

  1. Универсальные логические действия:

    1. анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

    3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    4. подведение под понятия, выведение следствий;

    5. установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений;

    6. выдвижение гипотез и их обоснование;

  1. Действия постановки и решения проблем:

  1. формулирование проблемы;

  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  2. определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  3. постановка вопросов

  4. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  5. разрешение конфликтов

  6. выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  7. умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  8. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  9. формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

  10. формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

  11. формирование умения работать в парах и малых группах;

  12. формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

  1. ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

  2. использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,

  3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

  5. вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

  6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль), справочную литературу, ИКТ

  7. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.




Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Формы занятий:

- рассказ;

- беседа;

- работа в парах;

- работа малыми группами;

- презентации;

- работа с электронными карточками;

- игра;

- учебный проект.

Формы контроля:

- тестирование;

- викторины.

Основные разделы:

- Работа с ПК и введение в информатику.

- Компьютер и программное обеспечение.

- Графический редактор.

- Текстовый редактор Microsoft Word.

- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.

- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

- Рисунки и фотографии.

- Звуки и видеоизображение.

- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.

- Компьютерные телекоммуникации.

- Программа Microsoft Publisher.


Содержание

Техника безопасности и организация рабочего места.

1.Объекты окружающего мира. 1 час

Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов.

2. Компьютерные объекты. 1 час

Файлы и папки. Размер файла. Объекты ОС.

Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами ОС».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

3. Отношение объектов и их множеств. 1 час

Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Отношение «входит в состав»

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».

4. Разновидности объектов и их классификация. 1 час

Отношение является «разновидностью». Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора»

5. Системы объектов. 1 час

Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».

6. Персональный компьютер как система. 1 час

Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».

7. Как мы познаём окружающий мир. 1 час

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».

8. Понятие как форма мышления. 1 час

Понятие. Как образуются понятия. Определение понятий.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

9. Информационное моделирование. 1 час

Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. Практическая работа №8 «Создаем графические модели».

10. Знаковые информационные модели. 2 часа

Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели.

Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».

11. Табличные информационные модели. 4 часа

Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты - свойства» ОС.

Таблица типа «объекты – объекты - один» ООО.

Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».

12. Графики и диаграммы. 2 часа

Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».

13. Схемы. 2 часа

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».

14. Что такое алгоритм. 1 час

Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.

15. Исполнители вокруг нас. 1 час

Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация.

16. Формы записи алгоритмов. 1 час

17. Типы алгоритмов.4 часа

Линейные алгоритмы.

Алгоритмы с ветвлением.

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

18. Управление исполнителем Чертежник. 3 часа

Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником.

Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов.

Цикл повторять n раз.

Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект».

19. Итоговый зачет. 1 час




















Тематическое планирование

занятия

дата

Название темы, занятия

Кол-во часов

Форма занятий


ТБ и организация рабочего места.

1

Рассказ


Объекты окружающего мира.

1

практическая работа, рассказ


Файлы и папки. Размер файла. Объекты ОС.


1

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами ОС».


Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

1

практическая работа



Отношение объектов и их множеств.


1

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».

Разновидности объектов и их классификация.


1

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора»

Системы объектов. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

1

Рассказ

Персональный компьютер как система.

1

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».


Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление


1

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»., рассказ

Понятие как форма мышления.


1

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты», беседа

Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. модели».

1

Практическая работа №8 «Создаем графические, беседа

Словесные описания. Научные описания. Художественные описания.


1

Презентация

Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».


Математические модели.


1

работа с электронными карточками

Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».

Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты - свойства» ОС.

1

презентация

Таблица типа «объекты – объекты - один» ООО.


1

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».


Вычислительные таблицы.


1

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре», работа в парах

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

1

практическая работа, работа в группах


Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

1

Тестирование, презентация


Наглядное представление о соотношении величин.


1

Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

1

Презентация

беседа


Использование графов при решении задач.

1

Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».


Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.

1

Презентация

беседа



Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация.

1

Презентация

Беседа

тестирование



Формы записи алгоритмов.

1

Презентация

тестирование

Линейные алгоритмы.


1

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»


Алгоритмы с ветвлением.


1

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»


Алгоритмы с повторениями.


1

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»


Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником.

1

Презентация


Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов.

1

Презентация

беседа

Цикл повторять n раз.

1

Презентация

Беседа

Тестирование


Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект».

1

практическая работа


Итоговый зачет

1

проект













Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.


Список литературы

1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 192 с., илл.

2. Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое посо­бие для учителя.

3. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.- 87 с., илл.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2013..

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)