СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности Мастерская "Проектная деятельность" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности,  станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности Мастерская "Проектная деятельность" 5 класс»



МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа

Малоярославецкого района

Калужской области







ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


Мастерская

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»




5 класс








Автор программы:

учитель Никонорова Л.А.






Детчино, 2015год






Пояснительная записка


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса - обучающихся, родителей, учителей.

Исследовательская деятельности сегодня очень актуальна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса мастерской «Проектная деятельность»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать навыкам проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

  • Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию принципов: непрерывности дополнительного образования; развития индивидуальности каждого ребенка; системность организации учебно-воспитательного процесса; поддержка одаренности детей.


Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, с посещением библиотеки. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ. Формы учебных занятий:

уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.


Общая характеристика курса

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Проекты по содержанию могут быть:

  • технологические, информационные, комбинированные.

По форме проекты могут быть:

  • индивидуальные, групповые и коллективные.

По продолжительности проекты бывают:

  • краткосрочные и долгосрочные

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Курс формирует умения:

  • исследовательские;

  • социальные;

  • оценочные;

  • информационные;

  • презентационные;

  • рефлексивные;

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

  • Постановка проблемы

  • Тема проекта

  • Цель проекта

  • Задачи проекта

  • Гипотеза

  • План работы

  • Продукт проекта

  • Рефлексия

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Будел ли продолжено исследование, или работа завершена.


Место курса Мастерская «Проектная деятельность» в учебном плане.

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом МОУ Детчинской СОШ на проектную деятельность в 5 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часа внеурочной деятельности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса мастерской «Проектная деятельность»

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;


  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Регулятивные:


  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • различать способ и результат действия.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.


Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

выделять существенные признаки предметов; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии; фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


5 класс (35часов)


Введение


Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретическая часть.


Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.


Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.


Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием, правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.


Этапы работы в рамках исследовательской деятельности


Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.


Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.


Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.


Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.














II. Практическая часть.


Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты


«Математика вокруг нас», «Экология и математика», «Математические сказки, ребусы, кроссворды»

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа с ноутбуками. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

III. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

Подготовка к защите.

  • Психологический аспект готовности к выступлению.

  • Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово

  • Эталон. Оценка. Самооценка.

Защита проектов.

  • Анализ результатов и качества выполнения проекта.

  • Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией лучших проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.























Тематическое планирование.


№ п/п

Наименование раздела.

Тема занятия


Кол-во часов

Понятия

Цели

Основные виды деятельности учащихся

Техническое оснащение

Введение (2 ч.)

1-2

Что такое проект

2

проект, проблема, информация

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.


Участвуют в беседе, задают вопросы

Слайдовая презентация

I. Теоретическая часть (16 ч.)

Способы мыслительной деятельности (7 ч.)


3

Что такое проблема

1

проблема, объект исследования.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.


Участвуют в

Игре «Посмотри на мир чужими глазами».

Документ-камера

4

Как мы познаём мир

1

наблюдение, эксперимент, опыт.


Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.


Игры на внимание.

Слайдовая презентация

5

Удивительный вопрос

1

вопрос, ответ.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.


Участвуют в Игре «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».

Документ-камера

6-7

Учимся выдвигать гипотезы

Школа «почемучек».

2

гипотеза, вопрос, ответ.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.


работают в парах, участвуют в тренинге

«Найди причину».

ноутбуки

8-9

Источники информации

2

источник информации.

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).


Практика: работают с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Учатся Оформлению списка использованных электронных источников.


ПК, проектор, экран, презентация

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)

10

Выбор темы исследования

1

исследование

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.


Выбирают темы исследования

компьютер

11

Цели и задачи исследования

1

Цель, задача

Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования.


Практика

Учатся ставить цели и задачи


12-13

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

эксперимент, анкетирование, анализ, синтез.

Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.


Практика

Участвуют в анкетирование, эксперименте

Ноутбуки, работа с таблицами

14-15

Сбор материала для исследования.

2

способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.



Цели: Знать правила и способы сбора материала.

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.


Практика

Собирают материал для исследования

компьютер

16

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

Анализ, синтез, вывод

Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Практика, работают в группах, учатся анализировать, делать выводы

компьютер

17-18

Обобщение полученных данных.

2

Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.


Цели: Знать способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.


Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Интерактивная доска

II. Практическая часть (13 ч.)


19-20

Работа над проектами

Планирование работы

2

план

Цели: составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

исследовательская работа в группах

выставка книг, интернет-ресурсы

21-23

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

3

Анкета, социальный опрос,

интервью

Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью


Составляют анкеты, проводят интервью в группах.


Работа с таблицами, диаграммами

24-26

Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа в библиотеке с каталогами.

3

каталог

Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта и составлять список литературы по теме исследования.


Экскурсия в библиотеку. Выбирают необходимую литературу по теме проекта.


Библиотечный каталог,

интернет-ресурсы

27-31

Оформление презентации.

Работа в компьютерном классе.

5

презентация

Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации

Практика: Учатся оформлять презентации

Слайдовая презентация

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа)


32-33

Подготовка к защите.

2

Эталон. Отметка.


Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.


Участвуют в Коллективном обсуждении проблем: «Что такое защита»

Интерактивная доска

34-35

Защита проектов.

2

Конференция, оценка. Самооценка.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.


Участие лучших работ в конференции, выступают перед учащимися начальных классов.

ПК, проектор, экран, презентация


















Планируемые результаты


В результате работы по программе курса обучающиеся узнают:


  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • правила классификации и сравнения,

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.


Обучающиеся научатся:


    • выделять объект исследования;

    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

    • работать в группе;

    • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

    • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Технические средства обучения:

компьютер мультимедийный; мультимедийный проектор; интерактивная доска; документ-камера, четыре ноутбука.


Литература и интернет ресурсы


  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

  1. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2010, №2



  1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.

  2. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/


  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html




МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

«Малоярославецкий район»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Малоярославецкий информационно-методический

центр» (МОУ МИМЦ)

ул. Горького,31, г. Малоярославец, 249096

Телефон:(48431) 2-44-05,факс:2-44-05

E-mail:METODISTMAL@KALUGA.RU



РЕЦЕНЗИЯ

на программу курса внеурочной деятельности

мастерская «Проектная деятельность» 5 класс

автор программы Никонорова Любовь Аркадьевна

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа.


Актуальность программы курса внеурочной деятельности мастерская «Проектная деятельность» обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников.

В структурном отношении в программе представлены:

  • пояснительная записка;

  • определены цели и задачи курса;

  • общая характеристика курса;

  • содержание;

  • тематическое планирование;

  • планируемые результаты;

  • технические средства обучения;

  • литература и интернет – ресурсы


Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Программа курса рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ.

Результатом работы должны стать проекты и исследовательские работы учащихся, с выступлением проектов на научно - практических конференциях. Программа содержит приложения в виде требований к оформлению и защите исследовательских работ учащихся с учетом требований ФГОС.


Настоящая программа рекомендована к использованию во внеурочной деятельности.




Директор МОУ МИМЦ Н.М. Давыдова






Приложение 1.

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа


Руководитель Методического совета школы Никонорова Л.А.


Требования к оформлению и защите исследовательских работ учащихся.

1.Работа представляется в печатном виде в текстовом формате Microsoft Office Word (кегль – 14, интервал – 1,5). Нумерация страниц – сквозная (включая приложения). Номер страницы ставится посередине нижнего поля.

2.Общий объем работы не должен превышать 20 страниц, из них введение - до 2 страниц, заключение - до 2 страниц.

3.Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, список литературы и других информационных источников, приложения (если есть).

3.1.На титульном листе сверху указывается полное наименование образовательного учреждения, посередине – тема работы, ниже справа сведения об авторе (ФИО, класс), сведения о руководителе (ФИО, должность), внизу посередине – год и место написания работы.

3.2.Содержание включает в себя названия структурных элементов с указанием номера страницы.

3.3.Во введении обозначаются: актуальность исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза (для исследовательской работы), краткий анализ информационных источников; методы исследования.

3.4.Главы основной части раскрывают основное содержание работы.

3.5.Заключение содержит выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы, перспективы дальнейшей работы над темой (проблемой).

3.6.Список литературы оформляется в алфавитном порядке и содержит все источники, использованные при выполнении работы, на которые есть постраничные сноски.

3.7. При использовании приложения необходимо делать ссылки в основном тексте работы. В приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п.

Образец отзыва руководителя проекта.

ОТЗЫВ

на проект (вид и форма проекта) _______________________________________

___________________________________________________________________

Ф.И.О. учащегося ____________________________________________________

Класс _______ Детчинской средней общеобразовательной школы

На тему ____________________________________________________________

Текст отзыва __________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата _______ Руководитель (подпись) _________________


краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.