Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» города Коряжмы
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры гуманитарных наук педагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08. 2016 года Протокол № 1 от 30.08. 2016 г.
Программа элективного курса по обществознанию
«Введение в современные социальные проблемы»
Классы: 9 а
Срок реализации: 2016 - 2017 учебный год
Составитель: Лобанова Татьяна Васильевна,
учитель истории первой
квалификационной категории
Коряжма
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Введение в современные социальные проблемы» предназначена для учащихся 9-х классов. Содержание курса имеет следующие цели:
Углубление учащимися системы знаний о динамично развивающемся современном обществе;
Развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
Формирование учащимися собственной деятельностной позиции при решении социальных проблем.
Концепция курса состоит в том, что в его содержание включены новые, не содержащиеся в базовых программах знания, которые имеют существенное образовательное значение при дальнейшем изучении обществознания в классах социально-экономического профиля. Также содержание курса позволяет осуществить практическую деятельность учащихся в изучаемой области знаний, предоставляющую им возможности для саморазвития.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие личностного образования, становление которого предполагает формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, развитие у подростков социальной активности, а также формирование интеллектуальных умений и навыков.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Четверть | Всего часов | Из них теория | Практические и контрольные |
I | 9 | 6 | 3 |
II | 7 | 4 | 3 |
III | 10 | 6 | 4 |
IV | 8 | 2 | 6 |
год | 34 | 18 | 16 |
Содержание курса:
Человек и его мир (22 часа)
Загадка и природа человека Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Человек ищет смысл жизни. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Потребности и возможности человека
Мировоззрение человека Культура личности и общества. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Человек и общество. Человек и его ближайшее окружение. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Социальные регуляторы поведения человека. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Поведение и деятельность человека Социальная структура общества. Большие и малые социальные группы. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Социальное развитие России в современных условиях.
Гражданин и государство Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Личность гражданина. Личность, ее социализация и воспитание. Личность в семье. Виды семьи, ее функции. Личность и образование. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Правовая культура в сфере бизнеса. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Предпринимательство и закон. Личность и труд. Личность и власть. Я будущий избиратель. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Личность и защита Отечества. Личность и закон. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Ответственность за правонарушения (12 часов)
Правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины правонарушений. Вина и ответственность Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Ответственность несовершеннолетних
Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура Система судов общей юрисдикции. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Если тебя задержала полиция Как не стать жертвой преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
9 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
Наименование раздела | Количество часов | Из них контрольных и практических уроков |
I. Человек и его мир. | 22 | 9 |
II. Ответственность за правонарушение. | 12 | 7 |
Итого | 34 | 16 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
№ урока | Тема урока | Форма работы |
Раздел I. Человек и его мир (22 ч.) |
1 | Загадка и природа человека | Анализ высказывания |
2 | Человек ищет смысл жизни | Индивидуальная самостоятельная работа |
3 | Мировоззрение человека | Творческая работа |
4 | Потребности и возможности человека | Анализ текста |
5 | Человек и общество | Практическая работа |
6-7 | Социальные регуляторы поведения человека | Практическое задание |
8 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Семинар |
9 | Поведение и деятельность человека | Практическое занятие |
10 | Гражданин и государство | Практическая работа |
11 | Личность гражданина | Беседа |
12 | Личность, ее социализация и воспитание | Практические задания |
13 | Личность в семье | Творческие задания |
14 | Виды семьи, ее функции | Семинар |
15 | Личность и образование | Практическая работа |
16 | Правовая культура в сфере бизнеса | Семинар |
17 | Ответственность за нарушение налогового законодательства | Практическая работа |
18 | Предпринимательство и закон | Тренинг |
19 | Личность и труд | Практическая работа |
20 | Личность и власть. Я будущий избиратель | Практическая работа |
21 | Личность и защита Отечества | Семинар |
22 | Личность и закон | Тренинг |
Раздел II. Ответственность за правонарушение (12 ч.) |
23 | Правонарушение | Составление схем |
24 | Причины правонарушений | Беседа |
25 | Вина и ответственность | Практическая работа |
26 | Виды юридической ответственности | Семинар |
27 | Ответственность несовершеннолетних | Практическая работа |
28 | Правопорядок и милиция | Семинар |
29 | Если тебя задержала милиция | Семинар |
30 | Суд и прокуратура | Практическая работа |
31-32 | Как не стать жертвой преступления | Практическая работа |
33-34 | Итоговое занятие | Контрольная работа |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями:
Информационно- поисковой;
Учебно-познавательной;
Коммуникативной;
Рефлексивной;
Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оценка письменных работ учащихся по обществознанию:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
Работа выполнена полностью;
В логических рассуждениях и обосновании решения нет ошибок;
В решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
Отметка «3» ставится, если:
- Допущено более одной ошибки или более двух - трёх недочётов в выкладках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными знаниями, навыками и умениями по данной теме в полной мере;
Работа показала полное отсутствие у обучающихся обязательных знаний, навыков умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена несамостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальноерешение задачи, которые свидетельствуют о высоком обществоведческом развитииобучающихся; за предложенные учащемуся дополнительные задания после оценивания имкаких-либо других заданий.
Оценка устных ответов учащихся по обществознанию:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
Полно раскрыл содержание материала в объёме предусмотренном программой и учебником; ответ соответствует «Требованиям к уровню подготовки учащихся»;
Изложил материал грамотным языком, точно используя обществоведческую терминологию и символику в определённой логической последовательности;
Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять её новой ситуации при выполнении практического задания;
Продемонстрировал знания теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
Допущены один - два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
Допущена ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- Неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к исторической подготовке учащихся» в настоящей программе по обществознанию);
Имелись затруднения или допущены ошибки в определении обществоведческой терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении задания, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;
При достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
Не раскрыто основное содержание учебного материала;
Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
Допущены ошибки в определении понятий, при использовании обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителем;
Ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- За отказ учащегося отвечать вообще или при полном незнании материала.
При выполнении тестовых работ:
Оценка «5» ставится, если 75% правильных ответов;
Оценка «4» ставится, если 50-75% правильных ответов;
Оценка «3»,если 25-50% правильных ответов;
Оценка «2», если 25% и менее.
При выполнении рефератов, сообщений, докладов:
Оценка «5» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован,ученик может ответить на любой заданный вопрос учителем и чётко ориентируетсяв материале своей работы;
Оценка «4» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторойнеполноты раскрытия темы;
Оценка «3» ставится - тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить назаданный учителем вопрос по материалу работы;
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
Литература для учителя
А.Н. Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: «Новый учебник», 2003.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.
Обществознание. 8-9 кл.: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2005.
Обществознание. 8-9 кл. Элективный курс «Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для учащихся
Введение в обществознание: Учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2012.