Программа
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Дети Земли»

Программу разработала:
учитель начальных классов
Иванова А. В.
Содержание
-
| Пояснительная записка | 3 |
-
| Цели и задачи программы | 4 |
-
| Паспорт программы | 5 |
-
| Принципы, на которых основывается построение программы | 7 |
-
| Адресация программы | 8 |
-
| Актуальность программы | 8 |
-
| Направления деятельности по реализации программы | 9 |
-
| Основные этапы по реализации программы | 11 |
-
| Участники программы. Кадровое обеспечение. | 12 |
-
| Работа с педагогическими кадрами в лагере | 13 |
-
| Функциональные обязанности сотрудников | 13 |
-
| Прогнозируемый результат | 13 |
-
| План оздоровительной работы в лагере | 15 |
-
| Материально-техническое обеспечение | 16 |
-
| План мероприятий | 17 |
-
| Режим дня | 19 |
-
| Список литературы | 20 |
-
| Приложение №1 | 21 |
-
| Приложение №2 | 22 |
Пояснительная записка
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.
Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.
Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.
В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе - примета нашего времени (девичьи хороводы, игры, песни, загадки; праздник "Купалы": значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например "Гори, гори ясно" и др.)
Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.
Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.
Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.
Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.
Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений и т.д.
Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей.
Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
С целью организации летнего отдыха детей на базе Ляпуновской школы организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за смену принять 80 учащихся. Возраст детей от 6,5 до 16 лет. Продолжительность смены 18 дней.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
* Продолжение учебного процесса в условиях лета;
* Проблема летней занятости детей;
* Укрепление здоровья учащимися.
Цели и задачи программы
Цели:
организация отдыха учащихся в летний период;
укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей;
развитие творческих способностей детей;
формирование личности учащихся, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде и активно участвовать в охране природы.
Задачи:
Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей.
Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;
Укрепление здоровья детей;
Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
Воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;
Воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающей среде.
Паспорт программы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Дети Земли»
1. | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Дети Земли» |
2. | Организация – исполнитель программы | |
3. | Краткое содержание программы | Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены – 18 дней. В лагере формируется 4 отряда. Количество детей 80 человек. Основные направления деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Дети Земли»: 1.Экологическое направление 2.Художественно – эстетическое направление 3. Патриотическое направление 4.Физкультурно–оздоровительное направление |
6. | Цель программы | организация отдыха учащихся в летний период; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей; формирование личности учащихся, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде и активно участвовать в охране природы. |
7. | Задачи программы | 1. Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей. 2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. 3.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества. 4.Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой; 5.Укрепление здоровья детей; 6.Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; 7.Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем. 8.Воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой; 9.Воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающей среде. |
8 | Ожидаемые результаты программы | будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений; будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы; будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни; будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе; будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности; |
9 | Авторы программы | Иванова А.В. |
10 | Сроки реализации программы | 2017 год |
Принципы, на которых основывается построение программы:
Принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип расширения индивидуального экологического пространства. В соответствии с этим принципом основные экологические понятия, экологические проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.
Адресация программы
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены – 18 дней. В лагере формируется 4 отряда. Количество детей 80 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся начальных классов МКОУ Ляпуновской средней общеобразовательной школы в возрасте 7-11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном коллективе.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
– Уставом МКОУ «Ляпуновской средней общеобразовательной школы»
– Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха обучающихся»
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском лагере.
Актуальность программы
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Доказано, что если ребёнок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Летний пришкольный лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, особенно когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях, т.е. летний отдых сегодня – это ещё и социальная защита, поэтому обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Многие учащиеся нашей школы живут в неполных семьях. Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Ключевые проблемы:
Растет количество семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Ухудшение физического и психического здоровья детей и подростков.
Низкий уровень культуры здоровья детей и подростков, их неграмотность в вопросах здоровья.
Недостаточное использование родительского ресурса в пропаганде ЗОЖ.
Направления деятельности по реализации программы
1.Экологическое направление .
Задачи экологической деятельности:
воспитать бережное отношение к природе
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
2. Художественно – эстетическое направление
Задачи художественно-эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
Формы организации художественно-эстетической деятельности:
3. Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
4.Физкультурно–оздоровительное направление
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Основные этапы по реализации программы
Программа рассчитана на реализацию в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания сроком на 1 год (июнь 2017 год).
I этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Земли»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Дети Земли»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
IV этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
организация дальнейшего взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Земли» с социумом.
Участники программы. Кадровое обеспечение.
Участниками программы являются дети младшего и среднего школьного возраста.
Подбор педагогических сотрудников для работы в лагере осуществляется на добровольной основе из числа педагогов школы. Подготовку педагогического коллектива к реализации программы проводят авторы программы.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели – организовывают работу отрядов;
- Вожатые – помощники воспитателей;
Работа с педагогическими кадрами в лагере
- ознакомление педколлектива с должностными обязанностями и нормативно - правовыми документами;
- проведение ежедневных летучек для решения производственных вопросов;
- обеспечение методической помощи лагерных воспитателей и вожатых.
Функциональные обязанности сотрудников
Начальник лагеря:
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
создает план работы пришкольного оздоровительного лагеря;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
- руководит работой воспитателей.
Воспитатель:
- обеспечивает реализацию плана работы
- обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
- несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Прогнозируемый результат
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребенка:
будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;
- увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
- у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в лагере, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
При хорошей организации питания, под медицинским наблюдением и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
План оздоровительной работы в лагере
№ | Мероприятие | Ответственный |
1 | Ежедневное проведение спортивных мероприятий, регулярное включение в утреннюю зарядку специальных физических упражнений, направленных на исправление осанки и комплексов упражнений на укрепление различных групп мышц. | Начальник лагеря |
2 | Витаминизация пищи (в меню включены различные фруктовые соки, фрукты, свежие овощи, так же будет регулярно осуществляться обязательная витаминизация третьих блюд) | Начальник лагеря, повара |
3 | Проведение бесед и мероприятий о здоровом образе жизни | воспитатели |
4 | Проведение инструктажей по технике личной безопасности в различных жизненных ситуациях. | воспитатели |
5 | В целях приобщения к здоровому образу жизни и занятиям спортом в план работы включены тематические спортивные дни. | воспитатели |
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится мониторинг, анкетирование в начале и конце смены. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Материально-техническое обеспечение
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Классные комнаты | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка в случае плохой погоды. | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели. |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания. | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели |
Школьный двор | Отрядные дела, игры путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет школы | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинские работники ОВП |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Материальная база школы | Заведующая пищеблоком |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
План мероприятий
Дата | Название мероприятия | Ответственные |
1 день 5 июня | 1.Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. 2.Медицинский осмотр 3.Операция «Уют» 4.Выборы актива, изготовление эскиза эмблемы отрядов). 5.Игровая программа «Страна детства» 6.Трудовой десант. | |
2 день 6 июня | 1.Минутка здоровья «Здоровое питание. Правила поведения за столом и столовой» 2.Подготовка к открытию площадки. 3. Открытие летнего оздоровительного лагеря. Большая игровая программа. 4..Игры на свежем воздухе. 5.Трудовой десант. | |
3 день 7 июня | 1.Минутка здоровья «Берегите глаза» 2. Комический футбол. 3. «Троица» (фольклорный праздник) 4. Конкурс «Мир красоты» 5..Трудовой десант. | |
4 день 8 июня | 1.Минутка здоровья «Экология и организм человека» 2. Игра-практикум «Моя безопасность» 3. Спортивные игры на свежем воздухе. 4. Трудовой десант | |
5 день 9 июня | 1. Минутка здоровья «Режим дня» 2. Спортивно-образовательные игры «Защитники, вперед» 3. Конкурс рисунков на асфальте «Мы дети России» 4. Трудовой десант | |
6 день 10 июня | 1.Минутка здоровья «Зарядка и её значение» 2. Конкурс «Самая лучшая зарядка» 3. Выставка рисунков «Я сберегу природу» 4. «Мозайка» (дискотечная программа) 5. Трудовой десант. | |
7 день 12 июня | 1.Минутка здоровья: игры на свежем воздухе 2. «Россия – это ты и я» (концертная программа) 3. Игры на свежем воздухе. 4. Трудовой десант. | |
8 день 13 июня | 1.Минутка здоровья «Режим дня» 2. «Безопасное колесо» 3. Конкурс знатоков «Самый умный Знайка по ПДД» 4.Просмотр мультфильмов по ПДД» 5.Трудовой десант. | |
9 день 14 июня | 1 Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» 2.Выставка и защита экологических поделок. 3. Дефиле «Сказочный костюм» (из бросового материала) 4. Трудовой десант | |
10 день 15 июня | 1. Минутка здоровья «Здоровые зубки» 2.Игра «Детектив-шоу». 3.«12 записок». 4. Трудовой десант. | |
11 день 16 июня | 1.Минутка здоровья «Хитрые витаминки» 2. «Мягкая игрушка» (игровая программа) 3. Игры на свежем воздухе. 4. Трудовой десант. | |
12 день 17 июня | 1.Минутка здоровья «Предметы личной гигиены» 2. Конкурс «Самый лучший флешмоб» 3. Просмотр экологических мультфильмов. 4.Игры на свежем воздухе. 5. Трудовой десант. | |
13 день 19 июня | 1. Минутка здоровья «Закаляйся» 2. Развлекательная программа «Ужасный праздник». 3. «Мультляндия» 4. Игры на свежем воздухе. 5. Трудовой десант | |
14 день 20 июня | 1. Мероприятие «Мы за мир во всём мире!» 2. «Я внимательный пешеход» (игра – викторина) 3. «Злая спичка» 4. Трудовой десант. | |
15 день 21 июня | 1. Минутка здоровья «Закаляйся» 2. День Ивана Купала (дискотека) 3. Игры на свежем воздухе. 4. Трудовой десант. | |
16 день 22 июня | 1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» 2.Траурный митинг «Память» 3.Просмотр фильмов о войне. 4. Трудовой десант. | |
17 день 23 июня | 1.Минутка здоровья «Вредные привычки, не мои ли вы сестрички?» 2. Игра «Школа юного разведчика» 3. Шашечный турнир. 4. Трудовой десант. | |
18 день 24 июня | 1.Минутка здоровья «Госпожа Гигиена в вашем доме» 2. Искатели клада. 3. Закрытие лагеря. 4. Трудовой десант. | |
Режим дня
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
9.00 - 9.10 – приём детей в лагерь.
9.10 – 9.20 – утренняя зарядка.
9.20 – 9.50 – завтрак.
9.50 – 10.30 – игры на свежем воздухе.
10.30 – 12.30 – мероприятие по плану.
13. 00 – 13.50 – обед.
13.50 – 14.50 – мероприятие по плану.
15.00 – отправка детей домой.
Литература
1.Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
2.Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
3.Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВА-КО, 2004. - 192с.
4.Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
5.Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
6.Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2017. – 208с.
7.Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
8.Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
9.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
10.Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 224с.
11.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 176с.
12.Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2011.
13.Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
14.Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Яро-славль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
15.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2003.
Программу составила: Иванова А.В.__________(Иванова А.В.)
Программу проверила:
Приложение № 1.
Анкета «Как мы жили»
(проводится в конце смены)
Дорогой друг! Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно. |
Фамилия, имя |
Возраст (сколько тебе лет) |
Команда |
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере? |
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)? |
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)? |
Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их |
Самым трудным для меня в лагере было |
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) |
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) |
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать |
Приложение № 2.
Мониторинг настроения.
Для мониторинга настроения существуют поляны. Ежедневно на поляну настроения каждый участник наклеивает цветок такого цвета, которое соответствует его настроению.

ВЕСЁЛОЕ
ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ
ГРУСТНОЕ
14