СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Литературное чтение",3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Литературное чтение" для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа "Литературное чтение",3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 1-4 класс (УМК «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа».

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,

  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.


Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова.

Изучение предмета "Литературное чтение" решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Общая характеристика курса.

Раздел "Круг детского чтения" включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел "Виды речевой и читательской деятельности" включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. Увеличивается скорость чтения, вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формирование навыка беглого, осознанного чтения ведется работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках чтения совершенствуется представление о текстах, учащиеся сравнивают художественные, деловые и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержание текста, овладевают умение делить текст на части, озаглавливать, составлять план, различать главную и дополнительную информацию текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее(основной мысли) читаемого произведения , об основных жанрах произведений( рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров( загадка, пословица, считалка, прибаутка).

дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел "Опыт творческой деятельности" раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (словом) используется жизненный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие в процессе чтения. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие произведения. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования , инсценирования и декламации. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к творчеству писателей.


Место курса "Литературное чтение" в учебном плане

Курс "Литературное чтение" в 3 классе рассчитан на 136ч ( 4ч в неделю, 34 учебные недели). Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. (2013г)



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Результаты изучения курса

Личностные результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литератуы;

4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;

8)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

11)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

12) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной формах.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;

4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения ,репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

















Содержание программы


Содержательные линии

Требования ФГОС к планируемым результатам по предмету


Базовый уровень

( обучающийся научится)

Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться)

Виды речевой и читательской деятельности


Умение слушать Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя

Отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста. Умение работать с разными видами информации

Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий.



- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.




Творческая деятельность

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.



- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика





Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения. Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые, волшебные, литературные(авторские). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре.



- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

- соотносить с пословицами и поговорками;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого и других классиков детской литературы и зарубежной литературы, доступной для детского восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения







- ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги, грамотно использовать понятия: “сюжет”, “герои”, “персонажи”, “образ”, “эпизод”, “репродукция”, “эпиграф” и др.;

- находить разделы “Твой город”, “Проверь себя”, ориентироваться в заданиях учебника по значкам;

- пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания “Прочитай дополнительно”;

- дополнительно ознакомиться с произведениями в хрестоматии;

- представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов.

- различать тематику книг, понимать назначение различных книг;

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы;

- определять особенности произведений зарубежной литературы;

- рассказывать ( в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах;

- ориентироваться в публичной библиотеке;

- называть одно периодическое детское литературно – художественное издание.


В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:


- наизусть не менее 15 стихотворений;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;определять тему и главную мысль произведения;

- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).



Содержание учебного предмета


В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.


Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности учащихся


Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной

деятельности учащихся

1

Самое великое чудо на свете

5

Знать:- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

Уметь:- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

2

Устное народное творчество

14

Знать: -виды сказок и их структуру;

  • различные произ­ведения устного народного творче­ства;

Уметь:- приводить примеры произве­дений фольклора

  • (пословицы, загадки, сказки);

  • читать осознанно текст;

  • определять тему, главную мысль произведения;

  • пересказывать текст.

3

Поэтическая тетрадь 1

11

Знать: -названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

Уметь:-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- находить в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

- понимать образные выражения, используемые в произведениях.

4

Великие русские писатели

24

Знать:- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

Уметь:- заучивать стихо­творения с по­мощью иллюст­рации и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед ау­диторией (с пред­варительной са­мостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языко­вом материале, со­блюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать осознанно текст художествен­ного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить при­меры художествен­ных произведений разной тематики по изученному мате­риалу;

-аргументировать свою позицию с привлечением текста произве­дения.

5

Поэтическая тетрадь 2

6

Знать:- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Уметь:-отвечать на вопросы по содер­жанию произведе­ния;

-характеризо­вать выразительные средства;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- заучивать сти­хотворение с помощью иллю­страций и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).

6


Литературные сказки

8

Знать:-названия, основное содержание изучен­ных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

Уметь:

-составлять не­большое монологи­ческое высказывание с опорой на автор­ский текст;

- оценивать собы­тия, героев произве­дения;

-создавать неболь­шой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной ли­тературы (сказка, рассказ, басня),

сказ­ки народные и лите­ратурные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения

7

Были-небылицы

104

Знать:- названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

Уметь: -составлять небольшое моноло­гическое высказы­вание с опорой

на авторский текст;

- оценивать собы­тия, героев произ­ведения

-воспринимать на слух и понимать художест­венные произве­дения

разных жанров;

-передавать их содержа­ние по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

8

Поэтическая тетрадь 1

6

Знать:- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Уметь:- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни;

- читать вслух текст, соблюдая правила произно­шения и соответст­вующую интона­цию;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть.

9

Люби живое

16

Знать :-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия.

Уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

10

Поэтическая тетрадь 2

8

Знать: -названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Уметь: - читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору)

- вырази­тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).

11

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

Знать: -названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- по­нимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

Уметь: -участвовать в диало­ге при обсужде­нии произведе­ния;

-строить небольшие мо­нологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событи­ях)

- участ­вовать в литера­турных играх (инсценирова­ние);

-оценивать собы­тия, героев произ­ведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни для высказывания оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении (герое произведения, со­бытии).

12

По страницам детских журналов

8

Знать: -названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

Уметь: - читать вслух текст, построенный на изученном язы­ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осоз­нанно текст худо­жественного про­изведения «про се­бя»;

-создавать не­большие пись­менные ответы на поставлен­ный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах.

13

Зарубежная литература

8

Знать: -названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных

Произведений, их авторов.

Уметь: -самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.


ИТОГО

136


















Календарно – тематическое планирование.



Тема

Дата

Домашнее задание

Характеристика деятельности

Формируемые УУД

1

Самое великое чудо на свете. (5 часов)



Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

ЛУУД: -посещать по – своему желанию би блиотеку для подготовки к урокам чтения, самостоятельно выполнять домашнее зада ние по литературному чтению;проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

РУУД: формулировать учебную задачу и стараться её выполнить, читать в соответст вии с целью чтения, анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

ПУУД:- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

КУУД:- строить рассуждения и доказатель ство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

2,3

Рукописные книги Древней Руси.


Читать, с.6-7.

Читать, с.8-9

4

Первопечатник Иван Фёдоров.


Рисунок

5

Обобщение по разделу ”Самое великое чудо на свете”.


Вопросы с. 12



Устное народное творчество. (14 часов)





Читать, с.14-15

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты..

ЛУУД: - находить произведения УНТ про изведения писателей и поэтов других наро дов, читать их, знакомить с ними учащихся, находить общее с русской культурой, осоз навать общность нравственных ценностей,

осознанно готовиться к урокам литературно го чтения, выполнять задания, формулиро вать вопросы и задания для одноклассни ков, предлагать варианты литературно – тво рческих работ, находить необычные поворо ты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

ПУУД: Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуа льные творческие способности. Выявлять основную мысль произведения, формулиро вать её на уровне обобщения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фикса ции смысла произведения, Проявлять инди видуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихот ворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

РУУД:- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, пери одически сверяя свои учебные действия с заданной задачей, Оценивать свои достиже ния и результаты сверстников в группе (па ре) по выработанным критериям и выбран ным формам оценивания.

КУУД:- Анализировать причины успеха/ не успеха с помощью оценочных шкал и зна ковой системы («+» и «-», «?»). Фиксиро вать причины неудач в устной форме в гру ппе или паре. Предлагать варианты устране ния причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

6,7

Русские народные сказки.


Рисунок,

с.16-17

8,9

Докучные сказки.


Читать, с.18-19.

Пересказ,

с.20-12

10,


11,


12

Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.


Читать, с.22-23, вопросы 1-3.

Читать, с.24-25, вопросы 4-6.

Читать, с.26-27, вопросы 7-9

13,

14

“Иван царевич и серый волк”. Русская народная сказка.


Читать, с.29-34.

Читать, с.35-38

15,


16,


17

“Сивка - Бурка”. Русская народная сказка. Тест.



Читать, с.40-45, вопросы 1-2.

Читать, с.46-49,

вопросы 3-4.

С.50, вопросы 5-8

18,


19

Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя. Стр. 51 – 55.


Кроссворд, с.51.

Вопрос 11, с.54



Поэтическая тетрадь 1. (11 часов)


20,

21

Как научиться читать стихи. Я Смоленский.


Читать, с.60.

Вопрос1, с.61

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты.

ПУУД: - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

РУУД: - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

КУУД: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

ЛУУД:- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

22

Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза” “Листья”


Выр.чтение, с.62-63

23,


24

А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”.


Выр.чтение, с.64.

Выр.чтение,

с. 65

25

И.С. Никитин”Полно, степь моя”.


Читать,с.66-67, вопрос 4

26

И С. Никитин”Встреча зимы”.


Выр.чтение, с.68-71

27

И.З. Суриков “Детство”.


Выр.чтение, с.72-75

28

И.З. Суриков ”Зима”.


Наизусть, с.76

29,30

Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1.


Вопрос 5, с.78.

Вопрос 10, с.80


Великие русские писатели. (24 часа)




31,32

А.С. Пушкин .Отрывки из романов.


Рисунок,с81-83

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

ЛУУД: Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

ПУУД: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.


Выр.чтение, с.84-87

33

А.С.Пушкин “Зимнее утро”.


Выр.чтение, с.88-91

34,35,36,


37,


38

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».


Читать,с.92-97

Читать,с.98-105

Читать,

с.106-114.

Читать,

с.115-121.

Читать,

с.122-128.

39

И. А. Крылов. «Мартышка и очки».


Выр.чтение, с.134-135

40

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна».


Выр.чтение, с.136-137

42

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»».


Выр.чтение, с.138-139

43

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».


На выбор наизусть, с.144

44,

45

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». М. Ю. Лермонтов. «Осень».


Выр.чтение,

с.146.

Выр.чтение, с.147

46

Детство Л. Н. Толстого.

(из воспоминаний писателя).


Вопросы 1-2, с.150-151

47,


48

Л. Н. Толстой. «Акула».


Читать, с.152-155.

План рассказа, с.156

49,


50

Л. Н. Толстой. «Прыжок».


Читать, с.156-159.

Вопросы 4-6, с.159

51

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».


Читать, с.160-162, вопрос 2

52

Л. Н. Толстой. «Какая быв ает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».


Читать, с.162-163, вопросы 1-5

53,54

Литературный праздник (обобщение «Великие русские писатели»).


Вопрос 4, с.164

Вопросы 14-17, с.166


Поэтическая тетрадь 2. (6 часов)




55

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..»,

«Не ветер бушует над бором…».


Выр.чтение, с.168-170

Прогнозировать содержа ние раздела, восприни мать стихи на слух, сле дить за выражением и раз витием чувств в лириче ских произведениях, объяснять смысл непонят ных слов с помощью сло варя, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

ЛУУД: Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

ПУУД: Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

РУУД: Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)

56,


57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».


Читать,

с.170-171.

Вопросы 1-3, с.172

58

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».


Выр. Чтение, с.173

59

И. А. Бунин. «Детство». «По левые цветы», «Густой зелё ный ельник у дороги…».


Выр.чтение на выбор, с. 174-177

60

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)


Вопрос 8, с.178


Литературные сказки. (8 часов)




61

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».


Вопрос 1, с.182

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения..

ЛУУД: Посещать по своему желанию биб лиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чте ния. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

ПУУД: Определять основную идею произ ведения (эпического и лирического), осоз навать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

КУУД: Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Анализировать причи ны успеха/неуспеха с помощью оценочны х шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»

62,


63

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


Читать,

с.183-185.

Читать,

с. 186-187, вопросы 3-6

64,


65

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».


Читать,

с.188-190.

Читать,

с.181-195.

66,


67

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».


Читать,

с. 196-201.

Читать,

с.202-206

68

Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя. Стр. 209 - 212.


Кроссворд, с.213


Были- небылицы.(10 часов)




69,70,71

М. Горький. «Случай с Евсейкой».


Читать, с.6-8.

Читать, с.7-8.

Пересказ,

с.9-11.

Прогнозировать содержа ние раздела, определять особенности сказки и рас сказа, различать вымышле нные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное от ношение к поступкам геро ев, находить средства худ ожественной выразитель ности в прозаическом тек сте, составлять план для краткого и полно го перес каза, передавать текст под робно и кратко, выбороч но, определять характерис тики героев с опорой на текст, рассказывать о про читанных книгах, самосто ятельно придумывать ска зочные и реальные исто рии, находить в тексте сло ва и выражения, подтверж дающие вы сказанную мы сль, читать выразительно

ЛУУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

ПУУД: Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её, Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

РУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

КУДД: Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.


72,73,74

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».


Читать, с.12-15.

Читать, с. 16-18

Пересказ,

с.20-24

75,76

А. Куприн. «Слон».


Читать, с.25-33.

Пересказ,

с. 34-40

77,78

Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя. стр. 42 – 44.




Вопрос 7, с.43.

Вопрос 9, с.44


Поэтическая тетрадь 1 . (6 часов)




79,


80

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»,

«Воробей», «Слон».


Читать, с. 46,47, вопрос 2.

Читать, с. 48-49, вопросы 1-4

Прогнозировать содержа ние раздела, читать выра зительно, отражая настрое ние, находить в стихотво рении яркие образные сло ва и выражения, сравни вать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

ПУУД: Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их наз начение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное

ЛУУД: Сознательно расширять свой лич ный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

РУУД: Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

КУУД: Находить нужную информацию че рез беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопе дии для детей, через сеть Интернет, СМИ.

81,


82

А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона»


Читать, с.50-51, вопрос 14.

Выр.чтение,

с. 51-54

83

С. Есенин. «Черёмуха».


Наизусть, с.55

84

Урок-викторина по теме

«Поэтическая тетрадь 1».

Проверь себя. Стр.56.


Вопрос 6, с. 56


Люби живое. (16 часов )





85,86

М. Пришвин. «Моя Родина».

(Из воспоминаний).


Читать, с.58-59.

Рисунок

Прогнозировать содержа ние раздела, планировать работу на уроке, исполь зуя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, опре делять жанр произведе ния, составлять план, расс казывать о герое, исполь зуя текст, определять ос новную мысль текста, сравнивать свои наблюде ния за жизнью животных с рассказом автора, перес казывать произведения на основе плана, придумы вать свои рассказы о жи вотных, проверять состав ленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

ЛУУД: Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

ПУУД: Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений..

РУУД: Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре

КУУД: Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

87,88

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».


Читать, с. 60-65

Вопросы 8-10, с. 66

89,


90

В. И. Белов. «Малька провинилась»,

«Ещё раз про Мальку».


Читать, с. 68-70, вопрос 4.

Читать, с. 70-72, вопрос 3

91,92

В. Бианки. «Мышонок Пик».


Читать, с. 73-78

Читать, с. 79-81, вопрос 1

93,94

Б. С. Житков. «Про обезьянку».


Читать, с. 83-89

Читать, с.90-96

95,96

В. Л. Дуров. «Наша Жучка».


Вопрос 6, с.97

Рисунок

97

В. П. Астафьев. «Капалуха».


Читать,

с. 98-102, вопросы 7-8

98,99

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».


Читать,

с. 102-104.

Читать, с. 105-106, вопрос 4

100

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».


Рисунок


Поэтическая тетрадь 2. (8 часов)




101102

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».


Выр.чтение, с.110

Выр.чтение, с.111

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать.

ЛУУД: Находить необычные сравнитель ные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,

ПУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

КУУД: Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,

103

А. Барто. «Разлука», «В театре».


Пересказ, с.112-115

104

С. В. Михалков. «Если».


Пересказ, с.116-117

105106

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок».


Выр.чтение, с.118

Выр.чтение, с.119

107 108

Урок «Крестики-нолики».

(обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»)


Рисунок,

с.120-121

вопрос 6, с. 122


Проект: ”Праздник поэзии”. Оценка достижений.


Проект



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (12 часов)


109

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».


Читать,

с.124-128, вопросы 4,6

Прогнозировать содержа ние раздела, объяснять смысл название темы, под бирать книги соответству ющие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, соотно сить пословицу с содержа нием, отвечать на вопро сы, придумывать свои воп росы, наблюдать за осо бенностями речи героев, понимать особенности юмористических расска зов, определять отноше ние автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения.

ЛУУД: Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

ПУУД: Проявлять индивидуальные творче ские способности при составлении расска зов, небольших стихотворений, басен, в про цессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

РУУД: Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть)

110

А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама».


Читать,

с. 129-143

111


112

М. Зощенко «Золотые слова»,


Читать,

с. 144-149.

Читать, с.150-153, вопрос 3

113


114

М. Зощенко «Великие путешественники».


Читать,

с.154-159.

Пересказ,

с. 160-164

115


116

Н. Носов. «Федина задача», «Телефон».


Пересказ,

с. 164-169.

Читать,

с.170-171

117


118

В. Ю. Драгунский. «Друг детства».


Читать,

с. 172-175

Пересказ.

119


120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверь себя. Проверочная работа №9 по разделу.


Кроссворд,

с. 176-177.

Рисунок,

с. 178-179



По страницам детских журналов. (8 часов)


121


122

Ю. Ермолаев. «Проговорился»,


Выр.чтение, с.180

Вопросы 1-7, с.181

Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

ЛУУД: Осознанно готовиться к урокам ли тературного чтения, выполнять задания, фо рмулировать свои вопросы и задания для од ноклассников. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуа льную) для подготовки к урокам чтения.

ПУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

РУУД: Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

КУУД: Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы,

123

Ю Ермолаев “Воспитатели”.


Читать,

с. 181-183

124 125

Г. Остер. «Вредные советы»,

«Как получаются легенды».


Читать,

с. 183-186.

Рисунок.

126

Р. Сеф. «Весёлые стихи».


Читать, с. 186-188, вопрос 4

127 128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). Проверь себя.


Сообщение.

Рисунок.


Зарубежная литература. (8 часов)




129


130

Мифы Древней Греции.


Читать,

с. 190-194.

Читать,

с. 195-199, вопросы 1-3

Прогнозировать содержа ние раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух ху дожественные произведе ния, составлять рассказ о творчестве писателя ( с по мощью учителя), переска зывать выборочно произ ведение, сравнивать сказ ки разных народов, сочи нять свои сказки, опреде лять нравственный смысл сказки с помощью учите ля, рассказывать о прочи

танных книгах зарубеж ных писателей, выражать своё мнение, проверять се бя и самостоятельно оце нивать свои достижения.

ЛУУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

КУУД: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

ПУУД: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

РУУД: Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её

131


132

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».


Читать, с. 200-209.

Читать, с. 210-215.

133 134

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».


Рисунок.

Кроссворд.

135

Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса).


Рисунок.

136

Детская литература. Проверка техники чтения.

Список литературы на лето.