СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Литературное чтение" для учащихся 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 1-4 класс (УМК «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа».
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели рабочей программы:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи реализации программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова.
Изучение предмета "Литературное чтение" решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса.
Раздел "Круг детского чтения" включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел "Виды речевой и читательской деятельности" включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Увеличивается скорость чтения, вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формирование навыка беглого, осознанного чтения ведется работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках чтения совершенствуется представление о текстах, учащиеся сравнивают художественные, деловые и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержание текста, овладевают умение делить текст на части, озаглавливать, составлять план, различать главную и дополнительную информацию текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее(основной мысли) читаемого произведения , об основных жанрах произведений( рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров( загадка, пословица, считалка, прибаутка).
дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный, выборочный и краткий.
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел "Опыт творческой деятельности" раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (словом) используется жизненный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие в процессе чтения. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие произведения. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования , инсценирования и декламации. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к творчеству писателей.
Место курса "Литературное чтение" в учебном плане
Курс "Литературное чтение" в 3 классе рассчитан на 136ч ( 4ч в неделю, 34 учебные недели). Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. (2013г)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литератуы;
4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;
8)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
11)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной формах.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;
4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения ,репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание программы
Содержательные линии | Требования ФГОС к планируемым результатам по предмету | |
| Базовый уровень ( обучающийся научится) | Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться) |
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя Отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста. Умение работать с разными видами информации Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий.
| - осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; - употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему; - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; - рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм - пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). - осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; - находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; - пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. | - понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения. - пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ. - участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения; - формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; - делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей. - домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла. - выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.). - находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). - готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
|
Творческая деятельность Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
| - сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; - писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием. - пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. - сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. | - пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; - составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов). - подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. - писать отзыв на прочитанную книгу. |
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения. Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые, волшебные, литературные(авторские). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре.
| - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; - соотносить с пословицами и поговорками; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. - осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства. - находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). | сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. |
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого и других классиков детской литературы и зарубежной литературы, доступной для детского восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения
| - ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника; - выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги, грамотно использовать понятия: “сюжет”, “герои”, “персонажи”, “образ”, “эпизод”, “репродукция”, “эпиграф” и др.; - находить разделы “Твой город”, “Проверь себя”, ориентироваться в заданиях учебника по значкам; - пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания “Прочитай дополнительно”; - дополнительно ознакомиться с произведениями в хрестоматии; - представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов. | - различать тематику книг, понимать назначение различных книг; - ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы; - определять особенности произведений зарубежной литературы; - рассказывать ( в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах; - ориентироваться в публичной библиотеке; - называть одно периодическое детское литературно – художественное издание.
|
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
| - наизусть не менее 15 стихотворений; - названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; - элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация). уметь: - повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; - соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;определять тему и главную мысль произведения; - воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике; - подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом; - отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание; - раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им; - делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного; - сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы; - ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). - овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
Содержание учебного предмета
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности учащихся
№ | Тематическое планирование | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | Самое великое чудо на свете | 5 | Знать:- структуру учебника; - приёмы ориентирования в учебнике; -историю создания книг; -отличия рукописной и печатной книги. Уметь:- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация); - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
2 | Устное народное творчество | 14 | Знать: -виды сказок и их структуру;
Уметь:- приводить примеры произведений фольклора
|
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | Знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты. Уметь:-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий; - понимать образные выражения, используемые в произведениях. |
4 | Великие русские писатели | 24 | Знать:- названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; Уметь:- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов; - выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать текст; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; -аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | Знать:- названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. Уметь:-отвечать на вопросы по содержанию произведения; -характеризовать выразительные средства; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
6 | Литературные сказки | 8 | Знать:-названия, основное содержание изученных литературных произведений; - отличие литературной сказки от фольклорной; - имена, фамилии их авторов; Уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные; - восстанавливать авторский текст по опорным словам; - соотносить пословицы с характеристикой героя произведения |
7 | Были-небылицы | 104 | Знать:- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. - отличие литературной сказки от фольклорной; Уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения -воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; -передавать их содержание по вопросам; - уметь различать жанры художественных произведений. |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | Знать:- названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. Уметь:- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; -читать стихотворные произведения наизусть. |
9 | Люби живое | 16 | Знать :-основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. Уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); - уметь пересказывать текст; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | Знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: ритм, рифма; - изобразительные художественные средства. Уметь: - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
11 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 | Знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений; Уметь: -участвовать в диалоге при обсуждении произведения; -строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) - участвовать в литературных играх (инсценирование); -оценивать события, героев произведения; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии). |
12 | По страницам детских журналов | 8 | Знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; - названия нескольких детских периодических изданий; - отличие журналов от книги. Уметь: - читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; -читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; -создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; - ориентироваться в журналах. |
13 | Зарубежная литература | 8 | Знать: -названия, основное содержание изученных литературных Произведений, их авторов. Уметь: -самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); - инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; -проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; - создавать письменные ответы на поставленные вопросы; -выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; -четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
| ИТОГО | 136 | |
Календарно – тематическое планирование.
| Тема | Дата | Домашнее задание | Характеристика деятельности | Формируемые УУД | |
1 | Самое великое чудо на свете. (5 часов) |
|
| Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | ЛУУД: -посещать по – своему желанию би блиотеку для подготовки к урокам чтения, самостоятельно выполнять домашнее зада ние по литературному чтению;проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. РУУД: формулировать учебную задачу и стараться её выполнить, читать в соответст вии с целью чтения, анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления. ПУУД:- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности. КУУД:- строить рассуждения и доказатель ство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе. | |
2,3 | Рукописные книги Древней Руси. |
| Читать, с.6-7. Читать, с.8-9 | |||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. |
| Рисунок | |||
5 | Обобщение по разделу ”Самое великое чудо на свете”. |
| Вопросы с. 12 | |||
|
| Устное народное творчество. (14 часов) |
| |||
|
|
| Читать, с.14-15 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.. | ЛУУД: - находить произведения УНТ про изведения писателей и поэтов других наро дов, читать их, знакомить с ними учащихся, находить общее с русской культурой, осоз навать общность нравственных ценностей, осознанно готовиться к урокам литературно го чтения, выполнять задания, формулиро вать вопросы и задания для одноклассни ков, предлагать варианты литературно – тво рческих работ, находить необычные поворо ты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения. ПУУД: Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуа льные творческие способности. Выявлять основную мысль произведения, формулиро вать её на уровне обобщения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фикса ции смысла произведения, Проявлять инди видуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихот ворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. РУУД:- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, пери одически сверяя свои учебные действия с заданной задачей, Оценивать свои достиже ния и результаты сверстников в группе (па ре) по выработанным критериям и выбран ным формам оценивания. КУУД:- Анализировать причины успеха/ не успеха с помощью оценочных шкал и зна ковой системы («+» и «-», «?»). Фиксиро вать причины неудач в устной форме в гру ппе или паре. Предлагать варианты устране ния причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. | |
6,7 | Русские народные сказки. |
| Рисунок, с.16-17 | |||
8,9 | Докучные сказки. |
| Читать, с.18-19. Пересказ, с.20-12 | |||
10,
11,
12 | Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. |
| Читать, с.22-23, вопросы 1-3. Читать, с.24-25, вопросы 4-6. Читать, с.26-27, вопросы 7-9 | |||
13, 14 | “Иван царевич и серый волк”. Русская народная сказка. |
| Читать, с.29-34. Читать, с.35-38 | |||
15,
16,
17 | “Сивка - Бурка”. Русская народная сказка. Тест.
|
| Читать, с.40-45, вопросы 1-2. Читать, с.46-49, вопросы 3-4. С.50, вопросы 5-8 | |||
18,
19 | Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя. Стр. 51 – 55. |
| Кроссворд, с.51. Вопрос 11, с.54 | |||
|
| Поэтическая тетрадь 1. (11 часов) |
| |||
20, 21 | Как научиться читать стихи. Я Смоленский. |
| Читать, с.60. Вопрос1, с.61 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты. | ПУУД: - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, РУУД: - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, КУУД: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы ЛУУД:- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. | |
22 | Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза” “Листья” |
| Выр.чтение, с.62-63 | |||
23,
24 | А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”. |
| Выр.чтение, с.64. Выр.чтение, с. 65 | |||
25 | И.С. Никитин”Полно, степь моя”. |
| Читать,с.66-67, вопрос 4 | |||
26 | И С. Никитин”Встреча зимы”. |
| Выр.чтение, с.68-71 | |||
27 | И.З. Суриков “Детство”. |
| Выр.чтение, с.72-75 | |||
28 | И.З. Суриков ”Зима”. |
| Наизусть, с.76 | |||
29,30 | Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1. |
| Вопрос 5, с.78. Вопрос 10, с.80 | |||
| Великие русские писатели. (24 часа) |
|
|
| ||
31,32 | А.С. Пушкин .Отрывки из романов. |
| Рисунок,с81-83 | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. | ЛУУД: Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил. ПУУД: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.), КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
| |
Выр.чтение, с.84-87 | ||||||
33 | А.С.Пушкин “Зимнее утро”. |
| Выр.чтение, с.88-91 | |||
34,35,36,
37,
38 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
| Читать,с.92-97 Читать,с.98-105 Читать, с.106-114. Читать, с.115-121. Читать, с.122-128. | |||
39 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». |
| Выр.чтение, с.134-135 | |||
40 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». |
| Выр.чтение, с.136-137 | |||
42 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». |
| Выр.чтение, с.138-139 | |||
43 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
| На выбор наизусть, с.144 | |||
44, 45 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс». М. Ю. Лермонтов. «Осень». |
| Выр.чтение, с.146. Выр.чтение, с.147 | |||
46 | Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). |
| Вопросы 1-2, с.150-151 | |||
47,
48 | Л. Н. Толстой. «Акула». |
| Читать, с.152-155. План рассказа, с.156 | |||
49,
50 | Л. Н. Толстой. «Прыжок». |
| Читать, с.156-159. Вопросы 4-6, с.159 | |||
51 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». |
| Читать, с.160-162, вопрос 2 | |||
52 | Л. Н. Толстой. «Какая быв ает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». |
| Читать, с.162-163, вопросы 1-5 | |||
53,54 | Литературный праздник (обобщение «Великие русские писатели»). |
| Вопрос 4, с.164 Вопросы 14-17, с.166 | |||
| Поэтическая тетрадь 2. (6 часов) |
|
|
| ||
55 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». |
| Выр.чтение, с.168-170 | Прогнозировать содержа ние раздела, восприни мать стихи на слух, сле дить за выражением и раз витием чувств в лириче ских произведениях, объяснять смысл непонят ных слов с помощью сло варя, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | ЛУУД: Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. ПУУД: Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. РУУД: Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) | |
56,
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». |
| Читать, с.170-171. Вопросы 1-3, с.172 | |||
58 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». |
| Выр. Чтение, с.173 | |||
59 | И. А. Бунин. «Детство». «По левые цветы», «Густой зелё ный ельник у дороги…». |
| Выр.чтение на выбор, с. 174-177 | |||
60 | Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2») |
| Вопрос 8, с.178 | |||
| Литературные сказки. (8 часов) |
|
|
| ||
61 | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». |
| Вопрос 1, с.182 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.. | ЛУУД: Посещать по своему желанию биб лиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чте ния. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.). ПУУД: Определять основную идею произ ведения (эпического и лирического), осоз навать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения, КУУД: Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Анализировать причи ны успеха/неуспеха с помощью оценочны х шкал и знаковой системы («+» и «-», «?» | |
62,
63 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
| Читать, с.183-185. Читать, с. 186-187, вопросы 3-6 | |||
64,
65 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». |
| Читать, с.188-190. Читать, с.181-195. | |||
66,
67 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». |
| Читать, с. 196-201. Читать, с.202-206 | |||
68 | Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя. Стр. 209 - 212. |
| Кроссворд, с.213 | |||
| Были- небылицы.(10 часов) |
|
|
| ||
69,70,71 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». |
| Читать, с.6-8. Читать, с.7-8. Пересказ, с.9-11. | Прогнозировать содержа ние раздела, определять особенности сказки и рас сказа, различать вымышле нные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное от ношение к поступкам геро ев, находить средства худ ожественной выразитель ности в прозаическом тек сте, составлять план для краткого и полно го перес каза, передавать текст под робно и кратко, выбороч но, определять характерис тики героев с опорой на текст, рассказывать о про читанных книгах, самосто ятельно придумывать ска зочные и реальные исто рии, находить в тексте сло ва и выражения, подтверж дающие вы сказанную мы сль, читать выразительно | ЛУУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. ПУУД: Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её, Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. РУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. КУДД: Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
| |
72,73,74 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». |
| Читать, с.12-15. Читать, с. 16-18 Пересказ, с.20-24 | |||
75,76 | А. Куприн. «Слон». |
| Читать, с.25-33. Пересказ, с. 34-40 | |||
77,78 | Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя. стр. 42 – 44.
|
| Вопрос 7, с.43. Вопрос 9, с.44 | |||
| Поэтическая тетрадь 1 . (6 часов) |
|
|
| ||
79,
80 | Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». |
| Читать, с. 46,47, вопрос 2. Читать, с. 48-49, вопросы 1-4 | Прогнозировать содержа ние раздела, читать выра зительно, отражая настрое ние, находить в стихотво рении яркие образные сло ва и выражения, сравни вать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | ПУУД: Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их наз начение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное ЛУУД: Сознательно расширять свой лич ный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. РУУД: Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. КУУД: Находить нужную информацию че рез беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопе дии для детей, через сеть Интернет, СМИ. | |
81,
82 | А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона» |
| Читать, с.50-51, вопрос 14. Выр.чтение, с. 51-54 | |||
83 | С. Есенин. «Черёмуха». |
| Наизусть, с.55 | |||
84 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Проверь себя. Стр.56. |
| Вопрос 6, с. 56 | |||
| Люби живое. (16 часов ) |
|
|
|
| |
85,86 | М. Пришвин. «Моя Родина». (Из воспоминаний). |
| Читать, с.58-59. Рисунок | Прогнозировать содержа ние раздела, планировать работу на уроке, исполь зуя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, опре делять жанр произведе ния, составлять план, расс казывать о герое, исполь зуя текст, определять ос новную мысль текста, сравнивать свои наблюде ния за жизнью животных с рассказом автора, перес казывать произведения на основе плана, придумы вать свои рассказы о жи вотных, проверять состав ленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | ЛУУД: Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. ПУУД: Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. РУУД: Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре КУУД: Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. | |
87,88 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». |
| Читать, с. 60-65 Вопросы 8-10, с. 66 | |||
89,
90 | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». |
| Читать, с. 68-70, вопрос 4. Читать, с. 70-72, вопрос 3 | |||
91,92 | В. Бианки. «Мышонок Пик». |
| Читать, с. 73-78 Читать, с. 79-81, вопрос 1 | |||
93,94 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». |
| Читать, с. 83-89 Читать, с.90-96 | |||
95,96 | В. Л. Дуров. «Наша Жучка». |
| Вопрос 6, с.97 Рисунок | |||
97 | В. П. Астафьев. «Капалуха». |
| Читать, с. 98-102, вопросы 7-8 | |||
98,99 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». |
| Читать, с. 102-104. Читать, с. 105-106, вопрос 4 | |||
100 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». |
| Рисунок | |||
| Поэтическая тетрадь 2. (8 часов) |
|
|
| ||
101102 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». |
| Выр.чтение, с.110 Выр.чтение, с.111 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать. | ЛУУД: Находить необычные сравнитель ные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, ПУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. КУУД: Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, | |
103 | А. Барто. «Разлука», «В театре». |
| Пересказ, с.112-115 | |||
104 | С. В. Михалков. «Если». |
| Пересказ, с.116-117 | |||
105106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». |
| Выр.чтение, с.118 Выр.чтение, с.119 | |||
107 108 | Урок «Крестики-нолики». (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2») |
| Рисунок, с.120-121 вопрос 6, с. 122 | |||
| Проект: ”Праздник поэзии”. Оценка достижений. |
| Проект | |||
|
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (12 часов) |
| |||
109 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
| Читать, с.124-128, вопросы 4,6 | Прогнозировать содержа ние раздела, объяснять смысл название темы, под бирать книги соответству ющие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, соотно сить пословицу с содержа нием, отвечать на вопро сы, придумывать свои воп росы, наблюдать за осо бенностями речи героев, понимать особенности юмористических расска зов, определять отноше ние автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения. | ЛУУД: Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, ПУУД: Проявлять индивидуальные творче ские способности при составлении расска зов, небольших стихотворений, басен, в про цессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. РУУД: Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть) | |
110 | А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». |
| Читать, с. 129-143 | |||
111
112 | М. Зощенко «Золотые слова», |
| Читать, с. 144-149. Читать, с.150-153, вопрос 3 | |||
113
114 | М. Зощенко «Великие путешественники». |
| Читать, с.154-159. Пересказ, с. 160-164 | |||
115
116 | Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». |
| Пересказ, с. 164-169. Читать, с.170-171 | |||
117
118 | В. Ю. Драгунский. «Друг детства». |
| Читать, с. 172-175 Пересказ. | |||
119
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверь себя. Проверочная работа №9 по разделу. |
| Кроссворд, с. 176-177. Рисунок, с. 178-179 | |||
|
| По страницам детских журналов. (8 часов) |
| |||
121
122 | Ю. Ермолаев. «Проговорился», |
| Выр.чтение, с.180 Вопросы 1-7, с.181 | Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения. | ЛУУД: Осознанно готовиться к урокам ли тературного чтения, выполнять задания, фо рмулировать свои вопросы и задания для од ноклассников. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуа льную) для подготовки к урокам чтения. ПУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. РУУД: Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). КУУД: Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, | |
123 | Ю Ермолаев “Воспитатели”. |
| Читать, с. 181-183 | |||
124 125 | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». |
| Читать, с. 183-186. Рисунок. | |||
126 | Р. Сеф. «Весёлые стихи». |
| Читать, с. 186-188, вопрос 4 | |||
127 128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). Проверь себя. |
| Сообщение. Рисунок. | |||
| Зарубежная литература. (8 часов) |
|
|
| ||
129
130 | Мифы Древней Греции. |
| Читать, с. 190-194. Читать, с. 195-199, вопросы 1-3 | Прогнозировать содержа ние раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух ху дожественные произведе ния, составлять рассказ о творчестве писателя ( с по мощью учителя), переска зывать выборочно произ ведение, сравнивать сказ ки разных народов, сочи нять свои сказки, опреде лять нравственный смысл сказки с помощью учите ля, рассказывать о прочи танных книгах зарубеж ных писателей, выражать своё мнение, проверять се бя и самостоятельно оце нивать свои достижения. | ЛУУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников, КУУД: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. ПУУД: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. РУУД: Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её | |
131
132 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». |
| Читать, с. 200-209. Читать, с. 210-215. | |||
133 134 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». |
| Рисунок. Кроссворд. | |||
135 | Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса). |
| Рисунок. | |||
136 | Детская литература. Проверка техники чтения. Список литературы на лето. |
|
|