5
Министерство образования и науки
Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Плесецкий торгово-промышленный техникум»
(ГБпоу АО «ПТПТ»)
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора ГБПОУ АО «ПТПТ»
__________________ Осов С.Ф.
«___»_____________2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.01. Основы материаловедения
Савинский 2015
Рабочая учебная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) по ППКРС 08.01.08 (270802.10) Мастер отделочных строительных работ, входящей в укрупнённую группу профессий СПО 08.00.00 (270800) Строительство.
Организация-разработчик: ГБПОУ АО «ПТПТ»
Разработчик:
Хакимулина Надежда Олеговна – мастер производственного обучения, преподаватель.
Программа рассмотрена на заседании методической комиссии преподавателей и рекомендована к утверждению
Протокол заседания № ____ от «_____»_________________ 2015г.
Председатель ____________________М.Б.Еремеева
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 17 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 19 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 08.01.08 (270802.10) Мастер отделочных строительных работ, входящей в укрупнённую группу профессий СПО 08.00.00 (270800) Строительство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих 13450 Маляр, 19727 Штукатур на базе основного общего образования без предъявления требований к стажу работы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина Основы материаловедения входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.
ГОСТы на строительные материалы.
Техника безопасности при работе с известью.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося - 86 часа,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.
Из них инвариатной части
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 44 часа,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 14 часов.
Из них вариативной части
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (работы) | 2 |
практические занятия | 1 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
Конспектирование литературы Подготовка к контрольной работе Подготовка к лабораторной работе Подготовка к практической работе | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Основы материаловедения
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов. | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Строительные материалы для штукатурных работ. | | 46 | |
Тема 1.1. Классификация и свойства строительных материалов. | Значение и задачи дисциплины. | 4 | 1 |
Роль строительных материалов для штукатурных работ и строительства. | 2 |
Применение в строительстве новых синтетических материалов. | 1 |
Классификация строительных материалов. | 2 |
Понятие о строении материалов. | 1 |
Понятие о твёрдом материале. | 1 |
Понятие о коллоидно-дисперсных системах. | 1 |
Стандартизация строительных материалов. | 1 |
Физические свойства: плотность, объёмная масса, пористость и т.д. | 2 |
Механические свойства: прочность, упругость, твёрдость и т.д. | 2 |
Химические свойства: растворимость, кислотостойкость, щелочестойкость и т.д. | 2 |
Самостоятельная работа. Составление кроссворда. Составление классификации свойств. | 4 | |
| Зачёт № 1 по теме 1.1. | 2 | |
Тема 1.2. Минеральные и органические вяжущие. | Классификация вяжущих материалов. | 10 | 1 |
ГОСТы вяжущих материалов. | 2 |
Понятие глина. | 1 |
Свойства глины. | 2 |
Применение глины. | 2 |
Понятие гипсовых вяжущих. | 1 |
Виды гипсовых вяжущих. | 1 |
Свойства гипсовых вяжущих. | 2 |
Получение гипсовых вяжущих. | 1 |
Применение гипсовых вяжущих. | 1 |
Сроки схватывания (твердение гипса). | 2 |
Производство воздушной извести. | 1 |
Виды воздушной извести. | 1 1 |
Не гашенная молотая известь. |
Гидратная известь (пушонка). | 1 |
Гашение извести. | 2 |
Хранение и транспортировка извести. | 2 |
Техника безопасности при работе с известью. | 2 |
Понятие цемент, портландцемент. | 1 |
Свойства цементов. | 2 |
Марка цемента. | 1 |
Густота цемента. | 1 |
Сроки схватывания. | 2 |
Активные минеральные добавки. | 1 |
Подготовка сырья (2 способа). | 1 |
Разновидности портландцемента. | 1 |
Органические добавки. | 1 |
Понятие природный битум. | 1 |
Применение битумов. | 1 |
Классификация дёгтевых вяжущих веществ. | 1 |
Свойства дёгтевых вяжущих веществ. | 1 |
Применение дёгтевых вяжущих веществ. Искусcтвенные полимерные вяжущие: полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилацетат, кумароноинденовые полимеры, перхлорвинил. | 1 1 |
Природные полимерные вяжущие: Природная смола. Сосновая канифоль. | 1 |
Самостоятельная работа. Составление таблиц на тему: «Минеральные и органические вяжущие». Составление кроссворда. Решение теста 1 и 2 уровня. | 6 | |
Лабораторная работа № 1 по теме 1.2. Изучение основных свойств строительных материалов. | 2 | |
Тема 1. 3. Строительные растворы. | Общие сведения о заполнителях. | 11 | 1 |
Классификация заполнителей. | 2 |
Виды тяжёлых заполнителей. | 1 |
Виды лёгких заполнителей. | 1 |
Виды наполнителей для мастик. | 1 |
Виды известковых растворов, их применение. | 2 |
Виды растворов для зимних работ, их применение. | 2 |
Классификация растворов для цветных декоративных штукатурок. | 2 |
Применение и назначение растворов. | 2 |
Растворы для подготовительного слоя. | 2 |
Полимерные добавки. | 2 |
Самостоятельная работа. Составление таблиц на тему: «Строительные растворы». Составление кроссворда. Решение теста 1 и 2 уровня. | 6 | |
Контрольная работа № 1 по теме 1.3. | 1 | |
Раздел 2. Строительные материалы для малярных работ. | | 42 | |
Тема 2. 1. Пигменты. | Общие сведения о пигментах. | 3 | 1 |
Свойства пигментов. | 2 |
Применение пигментов. | 1 |
Виды белых и чёрных пигментов. | 1 |
Виды цветных пигментов. | 1 |
Самостоятельная работа. Тест 1 и 2 уровня. | 4 | |
Тема 2. 2. Вспомогательные материалы. | Обивочные материалы: штукатурная дрань, её виды и применение. | 3 | 1 |
Виды гвоздей, их назначение и применение. | 1 |
Изоляционные материалы: виды гидро - и пароизоляционных материалов; тепло – и звукоизоляционные материалы. | 1 |
Вспомогательные материалы для обойных. | 1 |
Вспомогательные материалы для отделочных. | 1 |
Вспомогательные материалы для малярных работ. | 1 |
Виды живописи, их состав и применение. | 1 |
Самостоятельная работа. Тест 1 уровня. | 2 | |
Тема 2.3. Материалы для оклейки стен. | Понятие клеевые материалы. | 8 | 1 |
Назначение клеевых материалов. | 1 |
Свойства клеевых материалов. | 2 |
Классификация клеевых материалов. | 1 |
Разновидности клеевых материалов. | 1 |
Понятие обоев. | 1 |
Назначение обоев. | 1 |
Классификация обоев. | 1 |
Свойствам обоев. | 2 |
Марка обоев. | 1 |
Выборы обоев в зависимости от типа помещения. | 1 |
Освещение и цветовая гамма обоев. | 1 |
Разновидности обоев. | 1 |
Виды обоев на бумажной и тканой основе. | 1 |
Обои на основе серпянки. | 1 |
Стеклообои и прочие декоративные покрытия. | 1 |
ГОСТы на обои. | 2 |
ГОСТы на клей. | 2 |
Контрольная работа № 2 по теме 2.3. | 1 | |
Практическая работа № 1. Определение пригодности строительных материалов. | 2 | |
Самостоятельная работа. Тест 2 уровня. | 2 | |
Тема 2.4. Окрасочные материалы. | Понятие олифа. | 12 | 1 |
Классификация олифы. | 1 |
Применение олифы. | 1 |
Свойства ЛКМ. | 2 |
Законы смешения цветов. | 1 |
Маркировка ЛКМ. | 1 |
Индексы вяжущего. | 1 |
Цифровые индексы назначения краски. | 1 |
Типы водных красок. | 1 |
Известковые краски. | 1 |
Преимущества известковых красок и меловых. | 2 |
Понятие колер. | 1 |
Эмульсионные краски. | 1 |
Виды эмалевых, маслянных и алкидных красок. | 1 |
Состав и применение эмалевых, маслянных и алкидных красок. | 1 |
Разновидности эмали. | 1 |
Нитроцеллюлозные ЛКМ. | 1 |
Синтетические ЛКМ на основе смол. | 1 |
Классификация ЛКМ. | 1 |
Самостоятельная работа. Составление таблиц. Составление кроссворда. Решение теста 1 и 2 уровня. | 4 | |
Итого: | 88 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы материаловедения.
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, электронные презентации занятий, интерактивная доска.
Материалы:
Наборы образцов строительных материалов.
Альбомы образцов обоев.
Дидактические материалы:
Тесты по всем темам программы.
Плакаты по всем темам.
Стандарты.
Сертификаты.
Оборудование кабинета:
Стенды:
Современные строительные материалы,
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Материаловедение для штукатуров, облицовщиков и мозаичников: Учебное пособие для учащихся колледжей и средних профессионально-технических училищ. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
Андрианов. Р.А. Лабораторные работы по материаловедению для штукатуров, маляров и облицовщиков: Учебное пособие для средне профессиональных технических училищ. – 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: «Высшая школа», 1983.
Михайлова И. и др. Современные строительные материалы. – М.: издательство Эксмо, 2005.
Мороз М. Н. Маляр. Технология и организация работ: Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
Журнал «Застройщик» 1\2002. НП «Научно-техническое содружество «Стройинформ», 2002.
Чмырь В.Д. Материаловедение для маляров. – М.: «Высшая школа», 1978.
Шепелев А.М. Штукатурные работы. – М.: «Высшая школа»,1979.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Определять основные свойства материалов. | Отчёт о выполнении лабораторной работы № 1, наблюдение за выполнением лабораторной работы № 1, практическое занятие. |
Определять пригодность строительных материалов. |
Знания: | |
Общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения. | Устный и письменный опрос, контрольная работа, отчёт о выполнении самостоятельной работы, тестирование по темам. |
ГОСТы на строительные материалы. |
Техника безопасности при работе с известью. |
Итоговая аттестация по дисциплине (промежуточная аттестация) в форме дифференцированного зачёта. |