СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                  

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания»

Программа патриотического воспитания младших школьников.

Введение

Программа «Патриотическое воспитание детей младшего

школьного возраста» разработана в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Программа является:

∙ социально-педагогической;

∙ организационно-педагогической;

∙ межотраслевой

Реализация данной программы предполагает:

формирование ведущих интегративных качеств личности;

непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

практическую деятельность;

содержание просвещения гуманитарной культуры;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.

Содержательные линии программы

Образовательная - содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие

культурные, исторические, географические особенности Краснодарского края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности

региональной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей

Краснодарского края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений,

самообразования средствами краеведческого Творческая - предусматривает развитие творческих

способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого

компонента.

Принципы

Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.

Принцип культуросообразности.

Природосообразности воспитания.

Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.

Прикладная направленность.

Интегративность.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциация населения и потере для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Социально-экономические условия жизни в малых городах ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического! воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования в малых городах привели к ограничению средств развития сельского школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие в малых городах перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение горожан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, малые города практически сравнялась с крупным городом, т.е нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более! высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает! и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.


Цели и задачи программы

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).

Задачи:

Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

Формирование ведущих интегративных качеств личности.

Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Сроки реализации программы

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

класс «Мой дом - моя семья».

класс «Моя школа. Мой город».

класс «Гулькевичский район».

класс «Краснодарский край—частица России»

Технологии:

∙ Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

∙ Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

∙ Организация экскурсий в музеи и места русской славы; Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

∙Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, города;

• Проектная деятельность.
Формы работы:

• Мероприятия, посвященные важным историческим датам;
∙ Деловые игры;

∙ Классные часы;

∙ Беседы, диспуты, викторины;

∙ Исследовательская деятельность;

∙ Коллективные творческие дела;

∙ Смотры-конкурсы, выставки;

∙ Соревнования;

∙ Экскурсии, поездки, походы; Трудовые дела;

• Тренинг


Содержание программного материала

1 ступень «Мой дом - моя семья»

Задачи:

1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребенка
2. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.

2 ступень «Моя школа. Мой город»

Задачи:

1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;

2. Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления c историей школы и биографиями почётных выпускников, уважаемых жителей города;

3. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;

4. Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося городской школы, жителя Гулькевичского района.

На данной ступени работа ведётся по двум направлениям «Моя школа» и «Мой город». Содержание! работы по первому направлению включаете себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

По второму направлению «Мой город»: история жизни г. Гулькевичи и интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения на природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

3 ступень «Гулькевичский район»

Задачи:

1. Воспитание люби к Гулькевичскому району- месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома. Содержание программного материала: история Гулькевичского района, исторические памятники,

памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно - промышленная деятельность района, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.

Правила поведения в музее, театре. Активное участие в районных творческих конкурсах.

4 ступень «Краснодарский край- частица России»

Задачи:

1. Утверждение национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Краснодарского края, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и| убеждений;

Содержание программного материала: Россия - наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Краснодарский край - частица России. История Краснодара в истории России. Архитектурные и| культурные памятники Краснодара и Краснодарского края.. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли ярославской.


Основные мероприятия по реализации программы в 1- 4классе


Название мероприятия

Форма

Кол-во часов

Каждый год

1

Русь, Россия, Родина моя

Праздник

1

2

День матери


1

3

Семейный праздник


1

4

Праздник игры и игрушки


1

5

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

1

6

Праздник урожая

Игра-соревнование

1

7

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

1

8

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

1

9

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

1

10

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

1

11

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

1

12

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

1

13

Красота родной природы

Фотовыставка

1

14

Папа, мама, я - спортивная семья.

Спортивный праздник.

1

15

Режим дня.

Беседа.

1

16

История школы

Экскурсия в школьный музей.

1

17

Составим правила поведения в школе.

Аналитическая беседа

1

18

Вот мой городок, вот мой дом родной.

Игра-путешествие.

1

19

Интересные люди года.

Мини проект.

1

20

Сельские профессии

Деловая игра.

1

21

Святые места Краснодарского края

Экскурсия, мини проект.

1

22

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1

23

Подарок школе.

Трудовое дело.

1

24

Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.

Трудовое тело.

1

25

Приветствие ветеранов ВОВ.

Выступление, подарки.

1

26

Береги природу.

Конкурс плакатов, рисунков

1

27

Изучаем родную природу.

Уроки окружающего мира.

1

28

Учись учиться.

Беседа.

1

29

День Защитника Отечества.

Праздник, игра-соревнование.

1

30

История храма г. Гулькевичи


1

31

Зов леса.

Спортивно-интеллектуальная игра.

1

32

Погост, селение, городища.

Беседа.

1

33

История храма г. Гулькевичи

Экскурсия, беседа.

1

34

Гулькевичский район на карте Краснодарского края.

Игра-путешествие по карте.

1