муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от | «СОГЛАСОВАНА» Заместитель директора по УВР _______________ Пигарёва В.М. | «УТВЕРЖДЕНА» Приказом директора МОБУ СОШ № 3 им. Ю.А. Гагарина от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Доноведение»
для обучающихся 4 - А класса
уровень начальное общее образование
учителя высшей квалификационной категории
Хрущ Раисы Николаевны
на 2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Прогамма курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Я и окружающий мир (4ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (15ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (40ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (7ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Календарно-тематическое планирование учителя Хрущ Р.Н.
Доноведение. 4-А, 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Я и окружающий мир |
1-2 | Донской край – мой край! | 2 | 05.06.09.17 | |
3-4 | Что ты знаешь о роде своём? | 2 | 12.13.09.17 | |
Яркие страницы истории земли Донской | | | 24.05.17 29.05.17 |
4-5 | На казачьем Кругу | 2 | 19,20.09.17 | |
6-7 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 2 | 26,27.09.17 | |
8-9 | Ермак Могучий | 2 | 3,4. 10.17 | |
10-11 | Степан Разин. | 2 | 10,11. 10.17 | |
12-14 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 3 | 17,18,31 10.17 | |
15-16 | Таганрог – первый порт России | 2 | 1,7. 11.17 | |
17-18 | Крепость Димитрия Ростовского | 2 | 8,14. 11.17 | |
19-20 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 2 | 15,21. 11.17 | |
21-22 | Вместе с Суворовым | 2 | 22,28. 11.17 | |
23-24 | Платов Матвей Иванович | 2 | 29.11.17 5.12.17 | |
25-26 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 2 | 6,12. 12.17 | |
27-28 | Бакланов Яков Петрович | 2 | 13,19. 12.17 | |
29-30 | За землю и за волю | 2 | 20,2612.17 | |
31-32 | Дон в годы строительства новой жизни | 2 | 27. 12.17 | |
33-35 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 3 | 16,17,23. 01.18 | |
36-38 | День освобождения родного города (села, станицы) | 3 | 24,30,31. 01.18 | |
39-40 | Мирное время на Донской земле. | 2 | 6,7. 02.18 | |
41-42 | Волгодонск – город молодости | 2 | 13,14. 02.18 | |
Человек и природа |
43-45 | Дом, в котором мы живём | 3 | 20,21,27. 02.18 | |
46-47 | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | 2 | 28, 02.18 6. 03.18 | |
48-49 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 2 | 7,13. 03.18 | |
50-51 | Экологические проблемы почв родного края | 2 | 14,20. 03.18 | |
52-53 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 2 | 21. 03.18 3. 04.18 | |
54-55 | Экологическое равновесие в природе | 2 | 4,10. | |
56-57 | Охранять природу – значит охранять Родину | 2 | 11,1704.18 | |
Жизнь на Дону |
58-59 | Троица | 2 | 18,24. 04.18 | |
60-61 | Ивана Купала | 2 | 2504.18 2. 05.18 | |
62-63 | Спасы | 2 | 8,15. 05.18 | |
64-65 | Я – гражданин Ростовской области | 2 | 16,22. 05.18 | |
66-67 | | 2 | 23,29.05.18 | |
68 | | 1 | 30. 05.18 | |