СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по Доноведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа по Доноведению»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина




«РАССМОТРЕНА»

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от

«СОГЛАСОВАНА»

Заместитель директора по УВР

_______________ Пигарёва В.М.

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора МОБУ СОШ № 3

им. Ю.А. Гагарина от






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Доноведение»

для обучающихся 4 - А класса

уровень начальное общее образование

учителя высшей квалификационной категории

Хрущ Раисы Николаевны

на 2017/2018 учебный год


















Пояснительная записка

Прогамма курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.


  • Результаты освоения курса «Доноведение»

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;


уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


могут научиться:

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;


  • Содержание курса «Доноведение»


Я и окружающий мир (4ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. 

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.


Человек и природа (15ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. 

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. 

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.   

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.  

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. 


Яркие страницы истории земли Донской (40ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. 

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. 

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. 


Жизнь на Дону (7ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.







Календарно-тематическое планирование учителя Хрущ Р.Н.

Доноведение. 4-А, 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Я и окружающий мир

1-2

Донской край – мой край!

2

05.06.09.17


3-4

Что ты знаешь о роде своём?

2

12.13.09.17


Яркие страницы истории земли Донской



24.05.17

29.05.17

4-5

На казачьем Кругу

2

19,20.09.17


6-7

Донской казак хват, силой, удалью богат

2

26,27.09.17


8-9

Ермак Могучий

2

3,4. 10.17


10-11

Степан Разин.

2

10,11. 10.17


12-14

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

3

17,18,31 10.17


15-16

Таганрог – первый порт России

2

1,7. 11.17


17-18

Крепость Димитрия Ростовского

2

8,14. 11.17


19-20

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

2

15,21. 11.17


21-22

Вместе с Суворовым

2

22,28. 11.17


23-24

Платов Матвей Иванович

2

29.11.17

5.12.17


25-26

Новочеркасск - столица казачьего Дона

2

6,12. 12.17


27-28

Бакланов Яков Петрович

2

13,19. 12.17


29-30

За землю и за волю

2

20,2612.17


31-32

Дон в годы строительства новой жизни

2

27. 12.17


33-35

Дон в годы Великой Отечественной войны.

3

16,17,23. 01.18


36-38

День освобождения родного города (села, станицы)

3

24,30,31. 01.18


39-40

Мирное время на Донской земле.

2

6,7. 02.18


41-42

Волгодонск – город молодости

2

13,14. 02.18


Человек и природа

43-45

Дом, в котором мы живём

3

20,21,27. 02.18


46-47

Экологические проблемы воздуха в родном крае.

2

28, 02.18

6. 03.18


48-49

Экологические проблемы воды в родном крае.

2

7,13. 03.18


50-51

Экологические проблемы почв родного края

2

14,20. 03.18


52-53

Охрана полезных ископаемых родного края.

2

21. 03.18

3. 04.18


54-55

Экологическое равновесие в природе

2

4,10.


56-57

Охранять природу – значит охранять Родину

2

11,1704.18


Жизнь на Дону

58-59

Троица

2

18,24. 04.18


60-61

Ивана Купала

2

2504.18

2. 05.18


62-63

Спасы

2

8,15. 05.18


64-65

Я – гражданин Ростовской области

2

16,22. 05.18


66-67


2

23,29.05.18


68


1

30. 05.18