СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физике б/у Генденштейн 10класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по физике Генденштейн б/у 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по физике б/у Генденштейн 10класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Лицей № 81»






  1. УТВЕРЖДАЮ
  2. Директор лицея № 81

______ А. А Ятайкина

31.08.15.





ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по УВР

__________ Л.А. Басурматорова

14.06.15.

    1. СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

__________ Н.Э. Фролова

14.06.15.






ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры

естественнонаучных дисциплин

Протокол №_____ от ____.____.15.

Руководитель кафедры

________ И.Л. Грохольская





      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

(курс базового уровня изучения физики)

для 10-11 классов

на 2015-2016 учебный год (10Б класс),

на 2016-2017 учебный год (11Б класс)






  1. Учитель физики _____ Д.В. Фролов








        1. Новосибирск

2015 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по физике базового уровня 10-11 классов(класс информационно-технологического профиля: 10Б — 2015-2016 учебный год, 11Б — 2016-2017 учебный год) составлена и реализуется учителем Фроловым Д.В. на основе программы авторов-составителей Л.Э. Генденштейна и В.И. Зенковского [1]. Инвариантную часть данной рабочей программы определяют федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года [2] и Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10-11 классы) [3].


Общая характеристика учебного предмета


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способстсвует формированию современного научного мировоззрения.

В отличие от основной школы, где изучались физические явления, в 10-11 классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой темы на протяжении всего периода обучения в 10-11 классах внимание учащихся фокусируется на центральной идее темы и её практическом применении, обрашается особое внимание на взаимосвязь теории и практики, на знакомство с методами научного познания окружающего мира, на постановку проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования: физика вооружает обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий:

  • механики,

  • молекулярной физики,

  • электродинамики,

  • электромагнитных колебаний и волн,

  • квантовой физики.


Место учебного предмета в учебном плане лицея

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, из расчёта 2 учебных часа в неделю.


2015-2016 учебный год

10Б КЛАСС

Место учебного предмета «Физика» базового уровня в учебном плане лицея № 81

2 недельных учебных часа (всего 72 часа)

Внеклассная работа по предмету

Из них:

Олимпиады, конкурсы, НПК, индивидуально, экскурсии


Федеральный компонент — 2 недельных учебных часа (всего за учебный год 72 часа)

Компонент лицея — 0 недельных учебных часа (всего за учебный год 0 часов)

2 часа в неделю отводится на изучение предметных тем: «Физика и научный метод познания», «Механика: кинематика, динамика, законы сохранения в механике, ознакомительно — механические колебания и волны», «Молекулярная физика и термодинамика: молекулярная физика, термодинамика», «Электростатика: электрические взаимодействия, свойства электрического поля»

2016-2017 учебный год

11Б КЛАСС

Место учебного предмета «Физика» базового уровня в учебном плане лицея № 81

2 недельных учебных часа (всего 68 часов)

Внеклассная работа по предмету

Из них:

Олимпиады, конкурсы, НПК, индивидуально, экскурсии

Федеральный компонент — 2 недельных учебных часа (всего за учебный год 68 часов)

Компонент лицея — 0 недельных учебных часа (всего за учебный год 0 часов)

2 часа в неделю отводится на изучение предметных тем: «Электродинамика: законы постоянного тока, магнитные взаимодействия; электромагнитное поле; оптика», «Квантовая физика: кванты и атомы; атомное ядро и элементарные частицы», «Строение и эволюция Вселенной: Солнечная система; звёзды, галактики, Вселенная»


Цели изучения физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования


Базовый уровень стандарта учебного предмета «физика» ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Цели:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещеятв и на практике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.








Выбор педагогического инструментария

Одним из приоритетных направлений является компетентностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении. Физика способствует развитию интеллекта, предметных и универсальных компетентностей. Процесс физического образования по данной программе ориентируется на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на научение каждого обучающегося и его развитие. Поэтому актуальна реализация современных педагогических подходов: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и др. Отсюда очевидна необходимость использования активных методов и форм обучения. Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате освоения содержания образования по физике учащиеся получают возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Согласно образовательному стандарту по физике ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Организуются такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний, что позволяет овладеть методами научных исследований физических явлений. Содержание физического образования доступно учащимся, а ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является основой для того, чтобы процесс обучения физике был успешным для всех учащихся. Методика преподавания физики в рамках данной программы учитывает характеристику классного коллектива и ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении, использования ресурсов сети Интернет. При конструировании уроков используются интерактивные способы обучения, элементы исследовательской и проектной деятельности, возможности электронной поддержки УМК, методы реализации комплексного подхода в обучении, развитии у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности. Важную роль играет демонстрационный эксперимент. Во внеурочной работе по физике наряду с привычными формами организации мероприятий учащиеся вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность. Кроме того, используются традиционные виды деятельности: семинары (планирования работы с учебником, таблицами, компьютером и другими средствами информации, пересказа информации, самоконтроля, организации учебного общения), лекции (приемы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовки), познавательная (внутреннюю) деятельность (внимание, запоминание, оперирование образами, представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем; приемы рефлексии). Самостоятельные работы, "подводящие" к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий – измерительные работы, решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.). Самостоятельные работы, связанные с "добыванием" новых знаний на уроке самими учащимися. Ведущий принцип: "не навязывать того, что дети сами в состоянии понять и в чем они без труда могут разобраться", не делать за ученика то, что "он может и должен сделать сам". Организация работы с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам, конкурсам, НПК, проекты, презентации) осуществляется, в основном, посредством индивидуальной работы с учеником на уроке и во внеурочное время. Возможны индивидуальные и групповые мероприятия в каникулярное время (по желанию учащихся и родителей) в каникулярной школе МИФ (математика-информатика-физика) в рамках системы дополнительного образования лицея (программа «Одарённые дети»).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Учебно-методический комплекс


Нормативно-правовое, инструктивно-методическое и программно – методическое обеспечение, регламентирующие и поддерживающие деятельность по реализации программы


«Закон об образовании» М «Творческий центр» 2006г (дополнение Федерального Закона от 12.2007г № 309-ФЗ ст. 7)

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г № 196;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2.№ 1178-02), зарегистрированные в Мингюсте России 05.12.2002г, регистрационный №3997

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательный учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г №1312;

Приказ МО России от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г

Примерная программа по физике для основной и средней (полной) школы, размещена на сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/1485.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»

Письмо МОиН РФ от 01 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 14.08.2009г № 593 // журнал «Вестник образовании России» № 3,5,6 2010г

Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (журнал «Физика в школе» № 6, 2004)

Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Лицей № 81»

Краткосрочная перспективная образовательная программа лицея № 81


Учебно-методический комплект


Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 — 11 классы / [авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский]. - М. : Мнемозина, 2010. - 86 с. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебники, задачники, методические материалы для учителя, самостоятельные и контрольные работы, тетради для лабораторных работ, материалы для подготовки к Единому государственному экзамену «ЕГЭ: шаг за шагом», компакт-диски с анимациями и видеофрагментами.


2015-2016 учебный год

10Б КЛАСС


Выбор учебно-методического комплекта физики объясняется приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год».


ПАКЕТ ОБУЧАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009. - 352 с. : ил. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

ПАКЕТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

* Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев. - М. : Мнемозина, 2009. - 127 с. : ил. Под редакцией Л.Э. Генденштейна

* Физика. 10 кл. : Сборник заданий и самостоятельных работ / Кирик Л.А., Дик Ю.И. - 2-е изд. - М. : Илекса, 2009. - 192 с. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

* Физика. Задачник. 10 — 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011. - 188, [4] с. : ил. - (Задачники «Дрофы»)

ПАКЕТ МОНИТОРИНГОВЫХ И ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

* Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс : учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Э. Генденшейн, В.А. Орлов. - М. : Мнемозина, 2010. - 28 с. : ил.

* Физика. 10 кл. : Сборник заданий и самостоятельных работ / Кирик Л.А., Дик Ю.И. - 2-е изд. - М. : Илекса, 2009. - 192 с. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

* Физика. Задачник. 10 — 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011. - 188, [4] с. : ил. - (Задачники «Дрофы»)

2016-2017 учебный год

11Б КЛАСС


ПАКЕТ ОБУЧАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009. - 272 с. : ил. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

ПАКЕТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

* Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев ; под редакцией Л.Э. Генденштейна - М. : Мнемозина, 2009. - 96 с. : ил.

* Физика. 11 кл. : Сборник заданий и самостоятельных работ / Кирик Л.А., Дик Ю.И. - 2-е изд. - М. : Илекса, 2009. - 192 с. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

* Физика. Задачник. 10 — 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011. - 188, [4] с. : ил. - (Задачники «Дрофы»)

ПАКЕТ МОНИТОРИНГОВЫХ И ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

* Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс : учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Э. Генденшейн, В.А. Орлов. - М. : Мнемозина, 2010. - 29 с. : ил.

* Физика. 11 кл. : Сборник заданий и самостоятельных работ / Кирик Л.А., Дик Ю.И. - 2-е изд. - М. : Илекса, 2009. - 192 с. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

* Физика. Задачник. 10 — 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011. - 188, [4] с. : ил. - (Задачники «Дрофы»)


Оснащение образовательного процесса


Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Физика» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по физике, и соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса, изложенным в письме МОиН РФ от 01 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

    1. Список имеющегося универсального оборудования

Название оборудования

Его назначение

Компьютер у учителя

Составление проекта урока. Подготовка раздаточных материалов к уроку и их распечатка. Проведение виртуального эксперимента. Проведение творческих занятий на конструирование

Модем (подключение к системе ИНТЕРНЕТ)

Взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, обеспечение свежими сопровождающими материалами

Компьютерный класс

Проведение контрольных работ. Активное использование справочного аппарата. Выполнение учащимися творческих заданий на конструирование. Использование вспомогательных компьютерных инструментов при выполнении и обработке результатов выполнения заданий.

Медиакабинет

Проведение лекционных и презентационных занятий

Мультимедиа проектор

Демонстрация иллюстративного материала, в том числе видеофрагментов и анимаций. Визуализация таблиц и других справочных материалов. Визуализация виртуальных экспериментов. Сопровождение докладов и показ презентаций. Вывод на экран материалов для контрольной работы.

Сканер

Добавление материалов на сайт, подготовка учениками собственных проектов, презентаций

Принтер

Распечатка материалов к уроку, подготовка портфолио, подготовка учениками собственных проектов, презентаций

Цифровой фотоаппарат (видеокамера)

Позволяет включать материал выездных практик, непосредственно проводимых экспериментов и наблюдений в творческие детские работы, позволяет осуществлять демонстрационные работы (например, вскрытия) с показом на большом экране в режиме реального времени

Лицей в достаточной степени оснащён современной компьютерной техникой. Имеет три компьютерных кабинета, мультимедийный кабинет для самоподготовки учащихся, в каждом кабинете математики установлено мультимедийное оборудование. Все компьютеры подключены к внутренней локальной сети. Возможность выхода в Интернет имеется практически со всех рабочих мест, что дает возможность использовать не только готовые программные продукты на CD и ресурсы лицейского сервера, но и ресурсы Интернет.

Программно-педагогические средства

Интернет – ресурсы

  • Физика. Виртуальный учебник,

  • Физика в картинках,

  • Электронный задачник по физике,

  • Уроки физики (9кл),

  • Уроки физики (10кл),

  • Живая физика,

  • Открытая физика. Ч 1 и Ч 2,

  • Репетитор по физике,

  • «Лабораторные работы по физике. Виртуальная физическая лаборатория». 10 класс. CD-ROM. Дрофа . 2006г,

  • Фото и видеоколлекция физических экспериментов,

  • Видеозадачи по физике.

  • Свободно распространяемая программа-оболочка для тестирования знаний учащихся: examenator.

  • Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

  • Открытый банк заданий по физике www.mathege.ru

  • Первое сентября http://edu.1september.ru

  • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/

  • Интернет педсовет http://pedsovet.org/

  • Российский образовательный портал http://school.edu.ru

  • Портал Завуч.инфо http://www.zavuch.info/

  • Сайт ЕГЭ по физике. Подготовка к тестированию. http://uztest.ru/

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  • Сайт АлГПА Интернет-фестиваль http://www.uni-altai.ru/festival2009/interakt_desk_2009/

  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

  • Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников:http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

  • Сайты «Энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/












ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Требования к уровню подготовки выпускников по физике – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом по физике, преемственны по ступеням общего образования. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения физики учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольных измерительных материалов по физике для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Т.к. в стандарте базового уровня акцент делается на изучении физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных представлений физики, на формировании у них представлений о физической картине мира, то в содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры.


2015-2016 учебный год

10Б КЛАСС

* должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула, электрическое поле;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах;


* должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике и космонавтике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;


* должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.





2016-2017 учебный год

11Б класс (выпускники)

* должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула, электрическое поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излечения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


* должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике и космонавтике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;


* должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ


2015-2016 учебный год

10Б класс

Содержание учебного материала программы соответсвует Обязательному минимуму содержания образования основных образовательных программ по физике – обобщенное содержание физического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по физике представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум по физике распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования.

В обязательном минимуме по физике прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом итогового контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Обязательный минимум содержания образовательных программ в стандарте включает две компоненты: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть изучены (знаниевая компонента) и перечень видов деятельности, которые должен выполнить ученик (деятельностная компонента). В деятельностную компоненту входят, например, наблюдение, описание и объяснение тех или иных явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований, объяснение устройства и принципа действия приборов и технических объектов.


ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ (2 часа)


Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?


МЕХАНИКА (31 час)


  1. Кинематика (9 часов)


Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.

Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости. При криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.


Демонстрация

Зависимость траектории от выбора системы отсчёта

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

  2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально


  1. Динамика (13 часов)


Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.

Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применениея второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.

Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.

Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.



Демонстрации

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.


Лабораторные работы

  1. Определение жёсткости пружины.

  2. Определение коэффициента трения скольжения.


  1. Законы сохранения в механике (9 часов)


Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.

Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения.

Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.


Демонстрации

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.


Лабораторная работа

5. Изучение закона сохранения механической энергии.


4. Механические колебания и волны (изучается в ознакомительном плане и при подготовке к ЕГЭ)


Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебений. Гармонические колебания.

Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны.

Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.


Демонстрации

Колебание нитяного маятника.

Колебение пружинного маятника.

Связь гармонических колебаний с равномерным движением по окружности.

Вынужденные колебания. Резонанс.

Образование и распространение поперечных и продольных волн.

Волны на поверхности воды.

Зависимость высоты тона звука от частоты колебаний.

Зависимость громкости звука оо амплидуды колебаний.


Лабораторная работа

6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.


МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (22 часа)


  1. Молекулярная физика (12 часов)


Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.

Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур.

Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравненеи Клайперона. Уравнение Менделеева — Клайперона.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.

Состояние вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.


Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изопроцессы.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объёмные модели строения кристаллов.


Лабораторные работы

7. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.

8. Проверка уравнения состояния идеального газа.


  1. Термодинамика (10 часов)


Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

Тепловые двигатели. Холодильники и конденционеры.

Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.

Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.

Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.


Демонстрации

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.


Лабораторные работы

9. Измерение относительной влажности воздуха.

10. Определение коэффициенат поверхностного натяжения.


ЭЛЕКТРОСТАТИКА (9 часов)


  1. Электрические взаимодействия (2 часа)


Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда.

Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.


  1. Свойства электрического поля. (7 часов)


Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости.

Проводники и диэлектрики в элекростатическом поле.

Потенциал электрщстатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля.

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электриченского поля.


Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.


Подведение итогов учебного года (1 час)


Резерв учебного времени (5 часов)





2016-2017 учебный год

11Б класс


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (37 часов)


  1. Законы постоянного тока (10 часов)

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока.

Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения.

Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока.

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.


  1. Магнитные взаимодействия (5 часов)

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.

Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и надвижущиеся заряженные частицы.


Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электроного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.


Лабораторные работы

  1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.


  1. Электромагнитное поле (10 часов)

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.

Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света.

Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.


Демонстрации

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осцилограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.


Лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Изучение устройства и работы трансформатора.


  1. Оптика (12 часов)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.

Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.

Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.

Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.


Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дофракционной решётки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.


Лабораторные работы

  1. Определение показателя преломления стекла.

  2. Наблюдение интерференции и дифракции света.


КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (17 часов)


  1. Кванты и атомы (8 часов)

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров.

Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантвой механикой.


  1. Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов)

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер.

Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной элктростанции. Перспективы и прблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.

Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.


Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счётчик ионизирующих частиц.


Лабораторные работы

  1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

  2. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

  3. Моделирование радиоактивного распада.


СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 часов)


  1. Солнечная система (3 часа)

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца.

Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.


  1. Звёзды, галактики, Вселенная (6 часов)

Разнообразие звёзд. Раастояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд.

Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики.

Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегиние галактик. Большой взрыв.


Подведение итогов учебного года (1 час)

Подготовка к итоговому тематическому оцениванию (3 часа)

Резерв учебного времени (1 час)












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основная форма организации учебного процесса – урок. Чаще используется типология уроков М.И. Махмутова

Типы и виды уроков (по М.И. Махмутову)

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала

1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3 – урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоения и др.)

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок - лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учёта и оценки знаний, умений и навыков)

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачёт; 4 – зачётные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трёх первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач


2015-2016 учебный год

10Б класс


Тематический план


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

из них

Лабораторных работ

Контрольных уроков

10 класс

Повторение курса физики 9 класса

3



Физика и научный метод познания

2



Механика

31

5 часов

3 часа

Глава 1

Кинематика

9

Л.р. № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Л.р. № 2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

к. р. «Кинематика»

Глава 2

Динамика

13

Л.р. № 3 «Определение жёсткости пружины»

л. р. № 4 «Определение коэффициента трения скольжения»

к. р. «Динамика»

Глава 3

Законы сохранения в механике

9

л. р. № 5 «Изучение закона сохранения я механической энергии»

к. р. «Законы сохранения в механике»

Глава 4

Механические колебания и волны (ознакомительно)


л. р. № 6 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»


Молекулярная физика и термодинамика

22

4 часа

2 часа

Глава 5

Молекулярная физика

12

л. р. № 7 «Опытная проверка закона Бойля — Мариотта»

л. р. № 8 «Проверка уравнения состояния идеального газа»

к. р. «Молекулярная физика»

Глава 6

Термодинамика

10

л. р. № 9 «Измерение относительной влажности воздуха»

л. р. № 10 «Определение коэффициента поверхностного натяжения»

к. р. «Термодинамика»


Электростатика

9


1 час

Глва 7

Электрические взаимодействия

2



Глава 8

Свойства электрического поля

7


к. р. «Электростатика»

Обобщение курса и резерв времени

5



2016-2017 учебный год

11Б класс


Тематический план


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

из них

Лабораторных работ

Контрольных уроков

11 класс

Электродинамика

37

6 часов

3 часа

Глава 1

Законы постоянного тока

10

Л.р. № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

к. р. «Законы постоянного тока»

Глава 2

Магнитные взаимодействия

5

Л.р. № 2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»


Глава 3

Электромагнитное поле

10

л. р. № 3 «Изучение явления электромагнитной индукции»

л. р. № 4 «Изучение устройства работы трансформатора»

к. р. «Магнитные взаимодействия» и «Электромагнитное поле»

Глава 4

Оптика

12

л. р. № 5 «Определение показателя преломления стекла»

л. р. № 6 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

к. р. «Оптика»

Квантовая физика

17

3 часа

1 час

Глава 5

Кванты и атомы

8

л. р. № 7 «Наблюдение простого и линейчатого спектров»


Глава 6

Атомное ядро и элементарные частицы

9

л. р. № 8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

л. р. № 9 «Моделирование радиоактивного распада»

к. р. «Квантовая физика»

Строение и эволюция Вселенной

9


1 час

Глва 7

Солнечная система

3



Глава 8

Звёзды, галактики, Вселенная

6


к. р. «Строение и эволюция Вселенной»

Подведение итогов учебного года

1



Подготовка к итоговому оцениванию

3


1 час




Итоговая к.р.

Резерв учебного времени

1






















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 — 11 классы / [авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский]. - М. : Мнемозина, 2010. - 86 с.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Авт. П.Г. Саенко. - М. : Просвещение, 2007.

  4. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009. - 352 с. : ил. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

  5. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009. - 272 с. : ил. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

  6. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев. - М. : Мнемозина, 2009. - 127 с. : ил. Под редакцией Л.Э. Генденштейна.

  7. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев ; под редакцией Л.Э. Генденштейна - М. : Мнемозина, 2009. - 96 с. : ил.

  8. Физика. 10 кл. : Сборник заданий и самостоятельных работ / Кирик Л.А., Дик Ю.И. - 2-е изд. - М. : Илекса, 2009. - 192 с. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

  9. Физика. Задачник. 10 — 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011. - 188, [4] с. : ил. - (Задачники «Дрофы»).

  10. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс : учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Э. Генденшейн, В.А. Орлов. - М. : Мнемозина, 2010. - 28 с. : ил.

  11. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс : учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Э. Генденшейн, В.А. Орлов. - М. : Мнемозина, 2010. - 29 с. : ил.

  12. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2011 : Физика /авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 159, [1] с.: ил. - (Федеральный институт педагогических измерений).

  13. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Методические материалы для учителя. - 2-е изд. - М.: Илекса, 2005. - 304 с.: ил.

  14. Демонстрационный эксперимент по физике : оптика. Атомная физика : кн. Для учителя / С.А. Хорошавин. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с. : ил. - (Библиотека учителя).

  15. Суорц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений : Пер. с англ. В 2-х т. Т.1. - М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. - 400 с., ил.

  16. Суорц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений : Пер. с англ. В 2-х т. Т.2. - М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. - 384 с., ил.

  17. Материалы вступительных экзаменов. Задачи по математике и физике. Под редакцией Н.Х. Розова и А.Л. Стасенко. - М.: Бюро Квантум, 1993. - 320 с. (Приложение к журналу «Квант». Вып. 1).

  18. Мясников С.П., Осанова т. н. Пособие для подгот. Отделений вузов. - 5-е изд. испр. и перераб. - М.: Высш. шк. 1988. - 399 с.: ил.