Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Старо-Маслянская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Согласовано : Рассмотрено:
Директор школы: Зам. Директора по УВР: на заседании МО: ___________________ __________________ протокол № от
«__»____________2015г. «__»____________2015г. «__»____________2015г .
Программа
по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Консультанты: Ионина Н.Г.
с. Старая Маслянка, 2015
Паспорт программы
| Наименование программы | Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся. |
1 | Нормативно-правовое обеспечение | Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001); Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000); О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); |
2 | Основные разработчики программы | Руденко В.Н. зам. директора по УВР, учителя-предметники |
3 | Основные исполнители программы | Администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, родители, Управляющий совет. |
4 | Сроки реализации программы | 2015-2018гг |
Пояснительная записка
Цель программы – создание благоприятных условий, обеспечивающих
формирование основ экологической грамотности и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Данная программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; - формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Ограничение и риски программы: ограничения и риски программы предопределены рядом объективных причин. Главная из них - ограниченность и фрагментарность социального и социокультурного опыта подростков, порой полное незнание или искаженное представление о многих важных процессах, явлениях и событиях «большой истории и культуры», принципов и механизмов, действовавших и действующих во «взрослом мире». Важно понимать, что духовно-нравственное становление подростка происходит в его актуальном, реальном, жизненном пространстве, общение с которым ещё не обогатило его критическим опытом освоения знаний.
Чаще всего, подростки получают знания от родителей, друзей, СМИ. Поэтому при разработке программы необходим тщательный анализ работы и направлений социализаций.
К ограничениям и рискам следует отнести так же особенности психологии подростков на ступени основного общего образования. Отмечают существенные различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда – требования к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, не допустить завышенных ожиданий от подростков и общение с ними на не доступном «языке».
Совокупность перечисленных фактов позволяет оценить всю сложность и комплексность стоящих перед основной школой социально-педагогических задач.
Результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Учащиеся должны научиться:
- описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в
окружающем мире, анализировать их, объяснять; называть экологические проблемы в жизни природы и человека; опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения; правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного труда;
- объяснять смысл закона экологии «Всѐ связано со всем»; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью; как следует заботиться о здоровье человека и здоровье
природы: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового
питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного
учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной
активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
- приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья
природы и поведения человека, разнообразия окружающего мира –
природного, мира людей, рукотворного мира; цепочек экологических связей;
экологически предосторожного поведения в окружающей среде; основам
здоровьесберегающей учебной культуре; здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию; противостоянию вредным привычкам; необходимости экономия в быту, предвидения последствий своего поведения для природы и человека; следования законам природы;
- формулировать своими словами, что такое «экологическая культура»,
«биологическое разнообразие»; «экология», «здоровый образ жизни»,
«безопасность»;
- разыгрывать экологические проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;
- планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции); планировать безопасное
поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места
проживания; рефлексировать результаты своих действий для здоровья
человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);
- оценивать результаты по заранее определенному критерию; делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы; - рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если…,
то…; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде,
индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;
- высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;
- организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом
индивидуальных особенностей;
- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием
индифидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы, - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни спроектирована на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей района.
Механизм реализации программы:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Общее количество посадочных мест - 50. Количество обучающихся, получающих питание - 79. Завтрак после второго урока с 10.10 до 10.25. Обед с 12.05 до 12.40
В школе имеется спортивная площадка, оборудованная игровым и спортивным инвентарѐм.
2. Использование возможностей УМК в образовательном процессе.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формирует установку школьников на экологически грамотное поведение, безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью
предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми экологических проблем, проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек – часть природы», «Зависимость жизни человека от природы», «Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека»,
«Экологические проблемы и способы их решения» и др.
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся пишут
изложения и сочинения «Мой режим дня», «Цветы на наших окнах», «Экологические проблемы моего села», обсуждают соблюдение правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. Программа «Технология», интегрируя значение о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребѐнком мира во всѐм его многообразии и единстве.
В курсе «Английский язык» в учебниках ―English 2—4‖ содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot). Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (3кл.).
Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? И др.(3 кл.).
В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Отношение к природе», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» и др.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной
организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на
разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы.
Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная
связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств: компьютерный класс; видео и аудио аппаратура в учебных кабинетах, учебно-методическая и дидактическая база;
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.
В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания,
обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеучебной деятельности.
№ | Внеучебная деятельность | Планируемые результаты (личностные) |
У обучающихся будут сформированны | Обучающиеся получат возможность для формирования: |
1. | Тематические беседы и классные часы, оформление классных уголков по экологии, в ППД и ЗОЖ, проверка сохранности кабинетов | Понятия о правильном режиме дня и отдыха; | Представление об основных компонентах культуры здоровья и экологической культуры. |
2. | Встреча с сотрудниками ГИБДД Абатского района, листок здоровья, стен газеты. | Понятия о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи. | Представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье. |
3. | Походы, веселые старты, учебная эвакуация, беседы. | Понятие о полезности занятия физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях. | Представление о негативных факторах риска здоровью; |
4. | Школьная спартакиада, экскурсии, поездки. | Понятие о гиподинамии и об ее преодолении, о влиянии компьютера на здоровье и зрение; | Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей. |
5. | Учебные эвакуации, беседы, оздоровительный лагерь, дежурство по классу. | Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного обучения. | |
4.Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение
рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального
физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов,
повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья
(на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и
занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, веселые старты, соревнования, олимпиады, походы и т. п.).
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности
| Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) |
У обучающихся будут сформированы: |
1. | Урок – беседа, рассказ, групповая работа. Дополнительные образовательные программы. | Начальные представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье человека; |
2. | Обучение составление режима дня, беседы о гигиене, праздники в классе. День здоровья. | Потребность в выполнении режима дня и правил гигиены. |
3. | Беседы медработников, презентации на уроках, беседы по ПДД, викторины. | Элементарные представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье. |
4. | Учебная эвакуация, беседы, работы с родителями. | Потребность ребенка безбоязненно обращаться к учителю по вопросам состояния здоровья. |
5.Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование экологического мышления, ценности здоровья и здорового образа жизни. Представленные программы предусматривают различные формы организации занятий, а именно: факультативные занятия, экскурсии, проведение конкурсов, соревнований, викторин, организация дней здоровья, игр «Весѐлые старты»,
«Мама, папа, я –спортивная семья», кружок «Здоровячок», «ОФП».
6.Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Просветительская работа с родителями направлена на повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны окружающей среды, охраны и укрепления здоровья детей. В программе представлены виды и формы работы с родителями, обеспечивающие личностные планируемые результаты по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования. При этом программой предусматриваются и результаты работы с родителями обучающихся, как необходимое условие сформированной у обучающихся понимания и принятия ценности здоровья и формирования экологического сознания.
№ | Виды и формы работы с родителями | Планируемые результаты обучающихся (личностные) У обучающихся будут сформированы: | Планируемые результаты с родителями. |
1. | Консультации по предметам, день открытых дверей для родителей. | Понимание обязательности и полезности учения, положительная мотивация, уважительное уважение к учителям и специалистам школы. | Согласованность педагогических и воспитательных воздействий на ребенка со стороны семьи и школы. |
2. | Родительские собрания. | Навык организации режима дня и отдыха. Уважительное отношение к родителям и старшим, потребность в выполнении правил поведения в школе и общественных местах. Серьезное отношение и потребность в чтении; Умение общаться в коллективе класса, толерантность, милосердие. | Повышение педагогической компетентности родителей. Повышение количества инициативных обращений родителей к специалистам школы. Формирование у родителей положительного эмоционального отношения к школе. |
3. | Провидение различных практикумов для родителей. | Умение следить за своим здоровьем. Начальные навыки и умение выхода из трудной жизненной ситуации. Устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды. | Практическое участие родителей в решении вопросов школьной жизни. |
4. | Анкетирование родителей. | Потребность в общении со сверстниками, выбор установки на здоровый образ жизни. Умение попросить совета и помощи у старших, мотивация к учению. | Формирование положительной мотивации родителей к получению педагогических знаний. |
5. | Общешкольные тематические родительские собрания. | Принятие установки на здоровый образ жизни, понимание важности здоровья, экологически сообразного поведения. | Формирование «образа школы» как у родителей, так и у сторонних лиц и организаций. |
6. | Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, организация походов, веселых стартов. | Навык толерантности, коммуникабельности. | Активное участие в делах школы и класса. |
В программе предусмотрена модель «Экология, здоровье, безопасность жизни», которая соответствует методологии системно-деятельностного подхода. В рамках этой общей модели используются следующие организационные модели:
- организационная модель физкультурно-спортивной работы;
- модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения;
- модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ;
- модель организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данные модели предусматривают систему управления работой, функционал отдельных еѐ звеньев, их взаимодействие, сочетание малых и больших, индивидуальных и массовых форм работы, связи с родительской общественностью, дополнительным образованием, мониторинг результатов; обновление содержания, методов и форм работы; может включать опытно-экспериментальную деятельность.
Организационная модель физкультурно-спортивной работы реализуется через такие формы работы, как уроки, школьные спортивные секции, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования; предполагает охват учащихся
различными видами деятельности через включение их в занятия подвижными играми, баскетболом, волейболом, пионерболом, беговыми упражнениями, прыжками, метанием мяча.
Модель организации работы по формированию экологически сообразного
поведения реализуется через урочную и внеурочную деятельность: урок-экскурсия, урок-путешествие, викторины, проведение недели экологии, экологические праздники, прогулки. Виды деятельности: беседы, решение экологических задач, моделирование экологических ситуаций, проектная деятельность.
Модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактике психоактивных веществ на уроках реализуется через проведение физкультминуток, соблюдение режима труда и отдыха, применение здоровьесберерегающих технологий, соблюдение снитарно-гигиенический требований и норм. Во внеурочной деятельности организуются подвижные игры во время перемен, дни здоровья, недели здорового образа жизни, тематические беседы, выпуск газет, организация встреч с медицинским работником, беседы с родителями о соблюдении режима дня школьников.
Организационная модель по профилактике детского дорожно транспортного травматизма реализуется через встречи с инспекторами дорожного движения, беседы, праздники, конкурс «Безопасное колесо», велокросс, оформление информационных стендов, выпуск стенгазет, проведение конкурсов рисунков.
Рекомендуемая литература
1. Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной
подготовке).
2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
3. Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие - М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.
6. Дзятковская Е.Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы : Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М.: Образование и экология. 2009. - 56 с.
7. Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М.:
Образование и экология. 20II, — 32 с.
8. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние второе, перераб. - М.: Образование и экология, 2012. - 40 с.
9. Теория и практика современного экологического образования в школе У Сост. А.Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М.: Образование и экология, 2012. - 160 с.
10. Дзятковская Е.Н. УМК «Экологическая культура: здоровье и безопасность жизни».