муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Зам. директора Директор МБОУ СОШ №
протокол № ___ от _________ _____/_____ __________
Приказ № ____от ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Класс: 7 Г
Учитель: Баблюк Светлана Александровна
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с положениями:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011г., регистрационный номер 19644);
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ№40»,
учебным планом школы,
на основе Программы по геометрии к учебнику для 7 – 9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова , С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.(М.: Просвещение, 2013), Рабочей программы по геометрии для 7 класса к УМК Л.С. Атанасяна и др. /Сост. Г.И. Маслакова (М.: ВАКО, 2014).
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На протяжении изучения материала решаются следующие задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения доказывать равенства треугольников;
формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием признаков;
отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач. В целях усиления развивающих функций задач по геометрии, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Обучение геометрии позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций. Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций, позволяет ориентировать учащихся на формирование:
основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
ценностей семьи и общества и их уважение;
чувства прекрасного и эстетических чувств;
способности к организации своей учебной деятельности;
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с геометрией, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать готовность выражать и отстаивать свою позицию, уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение геометрии в 7 классе отводится 102 часа в год. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья рабочая программа предусматривает обучение геометрии следующим образом: 1,25 часа в неделю – очные занятия, 0,25 часа в неделю – дистанционные занятия, 1,5 часа в неделю – самостоятельная работа.
Содержание программы
1.Начальные геометрические сведения. (16 часов)
Прямая и отрезок; луч и угол; сравнение отрезков и углов; измерение отрезков и углов; смежные и вертикальные углы; перпендикулярные прямые. Множество, подмножество; элементы множества.
2. Треугольники. (27 часов)
Первый признак равенства треугольников; медианы, биссектрисы и высоты треугольников; свойства равнобедренного треугольника; признаки равнобедренного треугольника; второй и третий признаки равенства треугольников; задачи на построение.
Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
3. Параллельные прямые. (19 часов)
Признаки параллельности двух прямых; аксиома параллельных; свойства углов при параллельных прямых и секущей. Доказательство от противного.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (30 часов)
Сумма углов треугольника; соотношения между сторонами и углами треугольника; некоторые свойства прямоугольных треугольников; признаки равенства прямоугольных треугольников; построение прямоугольного треугольника по трем элементам.
5.Повторение. (10 часов)
Повторение: начальные геометрические сведения; признаки равенства треугольников; параллельные прямые; сумма углов треугольника.
Планируемые результаты обучения
В ходе обучения учащиеся должны овладевать универсальными учебными действиями:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате изучения курса геометрии, учающиеся научатся:
использовать
- понятия: прямая, луч, отрезок, угол; смежные углы, вертикальные углы; равные треугольники;
- формулировки признаков равенства треугольников;
-определения медианы, биссектрисы, высоты треугольника;
- определение равнобедренного и равностороннего треугольников;
-определения окружности, радиуса, хорды, диаметра;
- свойства равнобедренного треугольника;
- чему равна сумма углов треугольника;
- свойство внешнего угла треугольника;
- формулировки теорем о соотношениях между сторонами и углами треугольника;
- определения остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольника;
- свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- определения расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми.
- определение параллельных прямых;
- названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей;
- формулировки признаков параллельности прямых;
- формулировку аксиомы параллельных прямых и следствия из нее;
- формулировки теорем об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
получат возможность научиться:
- изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч, угол;
- сравнивать отрезки и углы;
- различать острый, прямой и тупой углы;
- строить угол, смежный с данным;
- изображать вертикальные углы;
- находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
- уметь решать задачи на нахождение длины отрезков и величин углов, на нахождение смежных и вертикальных углов;
- решать задачи на доказательство равенства треугольников;
- решать задачи, используя свойства равнобедренного треугольника;
- строить и распознавать медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения;
- выполнять чертежи по условию задачи
- распознавать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных и односторонних углов;
- решать задачи, опираясь на свойства параллельности прямых;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- изображать внешний угол треугольника, прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольник;
- сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между ними;
- применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач;
- строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам, используя циркуль и линейку;
Выполнение практической части программы
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики, протокол № 1 от 28. 08.2015.
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Начальные геометрические сведения | Текущий контроль | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» |
2 | Треугольники | Текущий контроль | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» |
3 | Параллельные прямые | Текущий контроль | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Текущий контроль | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Текущий контроль | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники» |
6 | Обобщающее повторение | Промежуточный контроль | Итоговая контрольная работа |
Учебно-методическое обеспечение
Типовая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим:
1. Учебные пособия для учащихся (учебники, задачники, учебная и научно - популярная литература.)
2. Методические пособия для учителя (стандартные и общие методики, проблемные методические руководства, периодические издания, пособия для контроля образовательных достижений учащихся).
3. Электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы).
Дидактическое обеспечение учебного процесса включает:
1. Учебники и учебные пособия.
2. Учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели)
3. Варианты разноуровневых заданий.
4. Материалы внеклассной работы по предмету.
Учебно-методические средства обучения:
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.
3. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. М.: Просвещение, 2004.43. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: Просвещение, 2004.
Электронно-образовательные ресурсы:
1. Тесты по геометрии.
2. Контрольные работы по основным разделам предмета
3. www/festival.1september.ru
4. www.pedsovet.ru
Материально-техническое обеспечение
1.Ноутбук
2.Методическая литература
3.Таблицы
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
учителей математики, физики, Заместитель директора
информатики ___________
Руководитель МО
__________ _________ 2015 г.
28.08.2015
Паспорт календарно-тематического планирования
Учебный предмет: геометрия
Количество часов в неделю по учебному плану: 1,25
Всего количество часов в году по плану: 102
Класс 7 Г
Учитель: Баблюк Светлана Александровна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 Г класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения очных занятий | Дистанционные занятия | Самостоятельное изучение |
по плану | по факту |
Начальные геометрические сведения (16 часов) |
1. | Прямая и отрезок. Луч и угол. Множество, подмножество. | 4.09 | 2.10 | | 1 ч |
2. | Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. | 11.09 | 9.10 | | 1 ч |
3. | Смежные и вертикальные углы. Элементы множества | 14.09 | 12.10 | | 2 ч |
4. | Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. | 18.09 | 16.10 | 1 ч | 1ч |
5. | Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы». | 25.09 | 23.10 | | 1 ч |
6. | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения». | 2.10 | 30.10 | | 1 ч |
Треугольники (27 часов) |
7. | Первый признак равенства треугольников. | 9.10 | 13.11 | | 1 ч |
8. | Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 12.10 | 27.11 | | 2 ч |
9. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 16.10 | 30.11 | 1 ч | 1 ч |
10. | Свойства равнобедренного треугольника. | 23.10 | 4.12 | | 1 ч |
11. | Признак равнобедренного треугольника. Теорема, обратная данной. | 30.10 | 7.12 | | 1 ч |
12. | Второй признак равенства треугольников. Пример и контрпример. | 13.11 | 11.12 | | 1 ч |
13. | Третий признак равенства треугольников. | 20.11 | 14.12 | 1 ч | 1 ч |
14. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 23.11 | 18.12 | | 1 ч |
15. | Задачи на построение. Окружность. Построение угла, равного данному и биссектрисы угла. | 27.11 | 21.12 | | 2 ч |
16. | Задачи на построение: деление отрезка пополам, построение перпендикулярных прямых. | 4.12 | 25.12 | 1 ч | 1 ч |
17. | Решение задач по теме «Треугольники». | 11.12 | | | 2ч |
18. | Решение задач по теме «Треугольники». | 14.12 | | | 2 ч |
19. | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники». | 18.12 | | | |
Параллельные прямые (19 часов) |
20. | Признаки параллельности двух прямых. | 25.12 | | | 1 ч |
21. | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | | | | |
22. | Аксиома параллельных прямых. Доказательство от противного. | | | | |
23. | Свойства углов при параллельных прямых и секущей. | | | | |
24. | Решение заданий по теме «Свойства углов при параллельных прямых и секущей» | | | | |
25. | Решение задач по теме « Параллельные прямые». | | | | |
26. | Контрольная работа №3 по теме « Параллельные прямые». | | | | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника (30 часов) |
27. | Сумма углов треугольника | | | | |
28. | Решение заданий по теме «Сумма углов треугольника» | | | | |
29. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | | | | |
30. | Решение заданий по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | | | | |
31. | Практикум по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | | | | |
32. | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | | | | |
33. | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | | | | |
34. | Решение задач по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» | | | | |
35. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | | | | |
36. | Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» | | | | |
37. | Построение треугольника по трем элементам | | | | |
38. | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | | | | |
Обобщающее повторение (10 часов) |
39. | Повторение: начальные геометрические сведения, признаки равенства треугольников | | | | |
40. | Повторение: признаки равенства треугольников, параллельные прямые | | | | |
41. | Повторение: сумма углов треугольника | | | | |
42. | Итоговая контрольная работа | | | | |
43. | Резервный урок | | | | |