СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по математике для СПО по профессиям технического профиля
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре авиастроительный лицей»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель ЦК Зам. директора по УМР
__________Н.А. Ржевская _________ А.В.Барышникова
«_____»______________2015 г. «____»____________2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 03 МАТЕМАТИКА
по профессиям
технического профиля: 15.01.25 Станочник (металлообработка)
24.01.01 Слесарь-сборщик авиационной техники
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования
г. Комсомольск-на-Амуре, 2015г.
Программа составлена на основании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413.
15.01.25 Станочник (металлообработка)
24.01.01 Слесарь-сборщик авиационной техники
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Составители программы
Преподаватель ____________ Дробашко М.В.
(должность) (подпись) (Ф.И.О)
Преподаватель ____________ Филенко Ю.Р.
(должность) (подпись) (Ф.И.О)
Программа утверждена на заседании цикловой комиссии по учебным дисциплинам естественно-научного цикла.
Протокол заседания № 1 от «14» сентября 2015г.
Председатель ЦК
«___» _____ 2015г. ___________ Ржевская Н.А.
(подпись)
Согласовано с зам. директора УМР
«___» ____ 2015г. ___________ Барышникова А.В.
(подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа базовой образовательной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики: алгебры и начала математического анализа, геометрии в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля:
15.01.25 Станочник (металлообработка)
24.01.01 Слесарь-сборщик авиационной техники
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Программа учебной дисциплины «Математика» составлена с учетом «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»
Математика изучается как базовая учебная дисциплина:
- при освоении профессий СПО – в объеме максимальной нагрузки 428 часов из них обязательная аудиторная учебная нагрузка 285 часов, самостоятельная внеаудиторная работа 143 часа.
Требования к результатам освоения базового курса математики:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня, содержание программы структурировано на основе компетентного подхода и состоит из одного раздела.
Программой учебной дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны
ОУД. 03 МАТЕМАТИКА
1.1. Актуальность программы
Актуальность программы состоит в повышении уровня мотивированности обучающихся на получение профессионального образования в формировании общепрофессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Программа отражает работу с одаренными детьми (далее ОД) и обучающимися испытывающими затруднение в обучении (далее ЗО).
Курс учебной программы ОУД. 03 «Математика» предполагает формирование необходимого практического опыта, умений и знаний.
1.2. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях профессионального образования реализующих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающей в самой математике для формирования математической науки; историю развития понятия числа, создание математического анализа, возникновение и развитие геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь:
находить производные элементарных функций;
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 428 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 285 |
в том числе: |
|
теоретические занятия | 199 |
практические занятия | 86 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 143 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
|
Тематический план
ОУД. 03 Математика
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка (час) | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего на дисциплину | 428 | 285 | 199 | 86 | 143 |
Введение | 1 | 1 | 1 |
|
|
Подраздел 1 Алгебра | 145 | 96 | 63 | 33 | 49 |
Тема 1.1 Развитие понятия о числе | 20 | 13 | 7 | 6 | 7 |
Тема 1.2 Корни, степени, логарифмы | 32 | 21 | 14 | 7 | 11 |
Тема 1.3 Основы тригонометрии | 51 | 34 | 23 | 11 | 17 |
Тема 1.4 Функции, их свойства и графики. | 14 | 8 | 6 | 2 | 6 |
Тема 1.5 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | 28 | 20 | 13 | 7 | 8 |
Подраздел 2 Начала математического анализа | 114 | 76 | 51 | 25 | 38 |
Тема 2.1 Последовательности | 10 | 7 | 5 | 2 | 3 |
Тема 2.2 Производная | 33 | 22 | 16 | 6 | 11 |
Тема 2.3 Первообразная и интеграл | 27 | 18 | 13 | 5 | 9 |
Тема 2.4 Уравнения и неравенства | 44 | 29 | 17 | 12 | 15 |
Подраздел 3 Комбинаторика, статистика и теория вероятностей. | 30 | 20 | 12 | 8 | 10 |
Тема 3.1 Элементы комбинаторики | 12 | 8 | 5 | 3 | 4 |
Тема 3.2 Элементы теории вероятностей | 12 | 8 | 5 | 3 | 4 |
Тема 3.3 Элементы математической статистики | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Подраздел 4 Геометрия | 138 | 92 | 72 | 20 | 46 |
Тема 4.1 Прямые и плоскости в пространстве | 42 | 28 | 22 | 6 | 14 |
Тема 4.2 Многогранники | 31 | 21 | 16 | 5 | 10 |
Тема 4.3 Тела и поверхности вращения | 23 | 15 | 12 | 3 | 8 |
Тема 4.4 Измерения в геометрии | 24 | 16 | 12 | 4 | 8 |
Тема 4.5 Координаты и векторы | 18 | 12 | 10 | 2 | 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 | 6 | 6 |
|
|
2.2 Содержание учебной дисциплины
ОУД. 03 Математика
Наименование подразделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения |
Введение
|
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. | 1 |
|
Подраздел 1. Алгебра
|
| 96 |
|
Тема 1.1 Развитие понятия о числе
| Содержание учебного материала | 7 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 6 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 7 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 1.2 Корни, степени, логарифмы
| Содержание учебного материала | 14 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 7 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 11 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 1.3 Основы тригонометрии | Содержание учебного материала | 23 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 11 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 17 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 1.4 Функции, их свойства и графики | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 2 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 1.5 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | Содержание учебного материала | 13 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 7 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: |
|
| |
| 8 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Подраздел 2. Начала математического анализа |
| 76 |
|
Тема 2.1 Последовательности
|
Содержание учебного материала | 5 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 2 | 2 | |
Задания для ЗО (решение online-теста по темам):
Задания для ДО (решение online-теста по темам):
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 2.2 Производная
| Содержание учебного материала | 16 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 6 | 2 | |
Задания для ЗО
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 11 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты: сайт http://www.metod-kopilka.ru/primenenie_proizvodnoy_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki_10_klass-58930.htm
|
|
| |
Тема 2.3 Первообразная и интеграл
| Содержание учебного материала | 13 | 2 |
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 5 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 9 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 2.4 Уравнения и неравенства | Содержание учебного материала | 17 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 12 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 15 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Подраздел 3 Комбинаторика, статистика и теория вероятности |
| 20 |
|
Тема 3.1 Элементы комбинаторики
| Содержание учебного материала | 5 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 3 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | 2 | |
1. Сообщение по теме «Из истории комбинаторики» 2. Реферат по теме " Теорема Виета и комбинаторика." ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 3.2 Элементы теории вероятностей | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 3 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 3.3 Элементы математической статистики
| Содержание учебного материала | 5 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 2 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты: 1. ttp://www.grandars.ru/student/statistika/srednie-velichiny.html 2. http://festival.1september.ru/articles/503166/
|
|
| |
Раздел 4 Геометрия
|
| 92 |
|
Тема 4.1 Прямые и плоскости в пространстве
| Содержание учебного материала | 22 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 6 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 14 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 4.2 Многогранники
| Содержание учебного материала | 16 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 5 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 10 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 4.3 Тела и поверхности вращения
| Содержание учебного материала | 12 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 3 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 8 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 4.4 Измерения в геометрии
| Содержание учебного материала | 12 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 4 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 8 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
| |
Тема 4.5 Координаты и векторы
| Содержание учебного материала | 10 | 2 |
|
|
| |
Практические работы обучающихся | 2 | 2 | |
Задания для ЗО:
Задания для ДО:
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | 2 | |
ОД и ЗО: Работа с Интернет-ресурсами, реферат. Ссылки на сайты:
|
|
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Математика»;
модели многогранников;
модели тел вращения;
стенды;
планшеты;
экран;
учебные диски;
видеофильмы;
электронные тренажеры.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Алимов Ш.А.и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10—11 классы.— М., 2014.
Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы.— М., 2014.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы.— М., 2014.
Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2014.
Башмаков М.И. Математика. Электронный учеб. метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2015.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10 класс.— М., 2014.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 11 класс.— М., 2014.
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа, геометрия.10 класс.— М., 2013.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 11 класс. Сборник задач: учеб. пособие.— М., 2012.
Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е.и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10 класc / под ред. А.Б. Жижченко.— М., 2014.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федерова Н.Е.и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / под ред. А.Б. Жижченко.— М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов)
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной Дисциплины ОУД.03 МАТЕМАТИКА
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
умения | |
| Самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам, групповая работа, практическая работа, подборка задач, составление схем. |
| Составление схем, составление таблиц, разработка презентаций, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
| Составление схем, составление таблиц, разработка презентаций, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
| Разработка презентаций, индивидуальная работа по карточкам. |
| Разработка презентаций, индивидуальная работа по карточкам. |
| Разработка конспектов, составление таблиц, изготовление шаблонов, самостоятельная работа, групповая работа. |
| Подбор задач, индивидуальная работа по карточкам.
Самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам, составление конспектов, разработка проектов, составление кроссвордов. |
| Разработка проектов, работа над творческими заданиями, составление таблиц, подбор задач, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
| Составление кроссвордов, подбор задач, творческое оформление конспектов, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
| Разработка проектов, работа над творческими заданиями, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
| Подготовка докладов, подборка задач, творческая работа, разработка проектов, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
| Самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам, составление конспектов, разработка проектов, составление кроссвордов. |
| Составление схем, составление таблиц, разработка презентаций, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. |
знания | |
| Написание рефератов, составление кроссвордов, разработка проектов, выполнение творческих работ. |
| Фронтальный опрос, математический диктант, экспресс – тест, индивидуальный опрос, коллоквиум. |
| Математический диктант, индивидуальный опрос. |
| Математический диктант, индивидуальный опрос, коллоквиум. |
| Математический диктант, коллоквиум. |
| Математический диктант, индивидуальный опрос. |
| Математический диктант, изготовление макетов тел, индивидуальный опрос. |
| Математический диктант, индивидуальный опрос, коллоквиум. |
Перечень проектов обучающихся
№ п/п | Тема программы | Форма проекта | Тема проекта |
Подраздел 1 Алгебра
| |||
1 | Тема 1.1 Развитие понятия о числе. | Реферат1 | Возникновение учения об отношении и пропорциях. Использование ее в архитектуре и в искусстве |
2 | Сообщение2 | История чисел | |
3 | Презентация3 | Применение сложных процентов в экономических расчетах | |
4 | Реферат1 | От алгебры риторической к алгебре символической (Введение буквенной символики, основных законов действий) | |
5 | Тема 1.2 Корни, степени, логарифмы.
| Презентация3 | Доказательство свойств корня |
6 | Реферат1 | Значение и история понятия логарифма | |
7 | Кроссворд8 | Корни, степени, логарифмы | |
8 | Презентация3 | Освобождение от радикалов в знаменателе дроби | |
9 | Сообщение2 | Число е и натуральный логарифм | |
10 | Сообщение2 | Логарифмическая линейка | |
11 | Тема 1.3 Основы тригонометрии | Сообщение2 | Тригонометрия на ладони |
12 | Сообщение2 | Практическое применение формул сложения | |
13 | Реферат1 | История становления и развития тригонометрии | |
14 | Реферат1 | Происхождение единиц измерения углов | |
15 | Реферат1 | Применение тригонометрии в физике | |
16 | Тема 1.4 Функции, их свойства и графики | Презентация3 | Симметрия в архитектуре и жизни |
17 | Презентация3 | Графики дробно – линейных функций | |
18 | Сообщение2 | Функции вокруг нас | |
19 | Реферат1 | Линейная функция в математике и физике | |
20 | Тема 1.5 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | Сообщение2 | Происхождение степеней и логарифмов |
21 | Кроссворд8 | Логарифмическая функция | |
22 | Презентация3 | Логарифмическая функция и ее применение | |
23 | Сообщение2 | История открытия логарифмов | |
24 | Презентация3 | Математический цветник: розы Гвидо Гранди | |
Подраздел 2 Начала математического анализа
| |||
25 | Тема 2.1 Последовательности | Сообщение2 | Что такое последовательность и чем она отличается от обычной функции |
26 | Презентация3 | Метод математической индукции и его применении в задачах на последовательности | |
27 | Тема 2.2 Производная | Презентация3 | Истоки дифференциального исчисления |
28 | Презентация3 | Производная в физике и технике | |
29 | Презентация3 | Производная в биологии | |
30 | Презентация3 | Производная в географии | |
31 | Презентация3 | Производная в математическом анализе при исследовании функций | |
32 | Реферат1 | Понятие дифференциала и его приложения | |
33 | Презентация3 | Экономический смысл производной | |
34 | Тема 2.3 Первообразная и интеграл | Презентация3 | История интегрального исчисления |
35 | Сообщение2 | Применение интеграла | |
36 | Сообщение2 | Применения интеграла в физике и геометрии | |
37 | Тест12 | Первообразная и интеграл | |
38 | Тема 2.4 Уравнения и неравенства | Презентация3 | Исследование уравнений и неравенств с параметром |
39 | Кроссворд8 | Уравнения и неравенства | |
40 | Реферат1 | Кубические уравнения. Формула Кардано | |
41 | Презентация3 | Графическое решение уравнений и неравенств | |
42 | Презентация3 | История зарождения уравнений | |
43 | Презентация3 | Методы решения уравнений 4 степени. | |
44 | Презентация3 | Диофантовы уравнения | |
Подраздел 3 Комбинаторика, статистика и теория вероятностей
| |||
45 | Тема 3.1 Элементы комбинаторики | Сообщение2 | Из истории комбинаторики |
46 | Реферат1 | Теорема Виета и комбинаторика. | |
47 | Тема 3.2 Элементы математической статистики | Сообщение2 | Происхождение и область применения понятия теории вероятностей |
48 | Презентация3 | Частота и вероятность событий | |
49 | Тема 3.3 Элементы теории вероятностей | Сообщение2 | Средние значения и их применение в статистике |
50 | Презентация3 | Схемы Бернулли повторных испытаний | |
Подраздел 4 Геометрия
| |||
51 | Тема 4.1 Прямые и плоскости в пространстве | Презентация3 | Взаимное расположение двух прямых в пространстве |
52 | Презентация3 | Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве | |
53 | Презентация3 | Взаимное расположение двух плоскостей в пространстве | |
54 | Кроссворд8 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | |
55 | Презентация3 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | |
56 | Тема 4.2 Многогранники | Сообщение2 | Математические загадки пирамиды Хеопса |
57 | Сообщение2 | Единицы измерения площадей и объемов | |
58 | Презентация3 | Многогранники в архитектуре | |
59 | Презентация3 | Правильные и полуправильные многогранники | |
60 | Составление таблицы10 | Площади и объемы многогранников | |
61 | Тема 4.3 Тела и поверхности вращения | Реферат1 | Тела вращения в нашей жизни |
62 | Презентация3 | Конические сечения и их применение в технике | |
63 | Составление таблицы10 | Площади и объемы тел вращения | |
64 | Реферат1 | Магия тел вращения | |
65 | Тема 4.4 Измерения в геометрии | Презентация3 | Вычисление объема наклонной призмы |
66 | Презентация3 | Вычисление объема шара | |
67 | Презентация3 | Возникновение мер длины, площади и объема | |
68 | Сообщение2 | Нестандартные способы нахождения площадей некоторых многоугольников | |
69 | Презентация3 | Геометрия в геодезии | |
70 | Тема 4.5 Координаты и векторы | Кроссворд8 | Координаты и векторы |
71 | Презентация3 | Применение векторов к доказательству теорем о треугольниках | |
72 | Презентация3 | Применение векторов к доказательству свойств и признаков параллелограмма. | |
73 | Сообщение2 | Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве |
1Проект обучающегося в форме реферата
2Проект обучающегося в форме сообщения
3Проект обучающегося в форме презентация
4Проект обучающегося в форме доклада
5Проект обучающегося в форме конспекта первоисточника
6Проект обучающегося в форме опорного конспекта
7Проект обучающегося в форме составления глоссария
8Проект обучающегося в форме кроссворда
9Проект обучающегося в форме научно-исследовательской работы
10Проект обучающегося в форме сводной (обобщающей) таблицы по теме
11Проект обучающегося в форме изготовления информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ
12Проект обучающегося в форме тестов и ответов к ним
Приложение 1
Проект обучающегося в форме реферата
Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы обучающегося, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Порядок сдачи и защиты рефератов.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата обучающимся предусматривает
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы обучающегося, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно: Москва - М., Санкт - Петербург - СПб и т.д.), название издательства (Мир), год издания (1996), можно указать страницы ( с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки).
Критерии оценки реферата
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 3 балла;
глубина проработки материала, 3 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
доклад, 5 баллов;
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
Приложение 2
Проект обучающегося в форме сообщения
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на теоретическом, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Критерии оценки:
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 1 балла;
глубина проработки материала, 1 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
наличие элементов наглядности, 1 балла.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Приложение 3
Проект обучающегося в форме материалов-презентации
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающегося навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч
Критерии оценки
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 5 баллов;
наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
работа представлена в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Приложение 4
Проект обучающегося в форме доклада
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям лицея и быть указаны в докладе.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение
самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
Докладом также может стать презентация реферата обучающегося, соответствующая теме занятия.
Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Примерный план публичного выступления
1. Приветствие
«Добрый день!»
«Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)
« Уважаемые присутствующие!»
2. Представление (Ф.И., группа, и т.д.)
«Меня зовут...Я обучающийся (-щаяся)...группы, авиастроительного лицея., города. Комсомольска-на-Амуре»
3. Цель выступления
«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.
4. Название темы
«Название темы»
5.Актуальность
«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»
6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения
«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»
получены новые знания следующего характера:...,
выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,
определены новые проблемы (задачи)»
7. Благодарность за внимание
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
8. Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос...
А) Мой ответ...
Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.
9. Благодарность за интерес и вопросы по теме
«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго»
Факторы, влияющие на успех выступления
До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.
Внешний вид докладчика
Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
Прическа – аккуратная.
Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.
Речь
Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Критерии оценки доклада
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 1 балл;
глубина проработки материала, 1 балл;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
соответствие оформления доклада требованиям, 1 балл.
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Приложение 5
Проект обучающегося в форме конспекта первоисточника
Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучаюийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов, 5 баллов;
ясность, лаконичность изложения мыслей обучающегося, 3 балла;
наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
грамотность изложения, 1 балл;
конспект сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Приложение 6
Проект обучающегося в форме опорного конспекта
Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что обучающийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 3 балла;
наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
соответствие оформления требованиям, 3 балла;
аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Приложение 7
Проект обучающегося в форме глоссария
Составление глоссария – вид самостоятельной работы обучающегося, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч
Критерии оценки:
соответствие терминов теме, 2 балл;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;
соответствие оформления требованиям, 2 балла;
работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Приложение 8
Проект обучающегося в форме кроссворда
Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме, 1 балл;
грамотная формулировка вопросов, 5 баллов;
кроссворд выполнен без ошибок, 3 балла;
работа представлена на контроль в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Приложение 9
Проект обучающегося в форме научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская (проектная) деятельность обучающегося – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий обучающегося в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя и роль обучающегося в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у обучающихся исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем обучающимся, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как обучающегося, так и преподавателя.
Ориентировочные затраты времени на такие работы – 15-30 часов
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТ
(оформление, содержание и структура, творческий результат, технологическая документация, презентация)
1.Требования к оформлению:
Проект может быть написан от руки разборчивым почерком или представлен в электронном варианте через 2 интервала на стационарных листах бумаги (формат А 4) с одной стороны. Размер полей: левое, верхнее и нижнее поле —20 мм, правое —10 мм.
Проект имеет хорошо организованную структуру, выполнен аккуратно и удобен для чтения, отличается внешней привлекательностью.
Культура изложения проекта:
- отсутствие орфографических и грамматических ошибок, стилистическая грамотность;
- использование специальной терминологии;
- полнота приложений (приложения: таблицы, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации и т.д. называются и нумеруются);
- содержит различную анимацию, соответствующий фон и цвет;
- графический дизайн (картинки и изображения правильно подобраны и размещены и соответствуют содержанию).
2. Требования к выполнению проекта
Пояснительная записка по содержанию включает:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Библиографический список литературы.
7. Приложения.
Титульный лист заполняется по определенным правилам.
Оглавление - приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается в чем состоит его новизна.
Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов.
От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить и т.п.).
Главы основной части. В (поисковой) главе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте, и обосновать выбранную идею.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения изделия, заполнив технологическую карту. Предлагаются следующие варианты ее оформления.
1 -й вариант
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты, приспособления |
|
|
|
|
2 –й вариант
№ п/п | Название операции | Описание операции | Эскиз | Инструменты, приспособления |
|
|
|
|
|
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы.
Экологическая оценка проекта: обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение. В нем излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы.
Библиографический список используемой литературы. Например:
Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: М.: Просвещение, 1984.
Приложения. По содержанию и форме приложения разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Оформление пояснительной записки
Пояснительная записка выполняется с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги, формата А4 (210 х 297) через два-полтора межстрочных интервала.
Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Размеры полей: левое - не менее 30 мм.; правое - не менее 10 мм.; верхнее - не менее 15 мм.; нижнее - не менее 20мм.
Вставка в текст отдельных слов, формул, основных знаков осуществляется чернилами, гуашью, пастой только черного цвета. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т.д.).
Каждую иллюстрацию необходимо снабдить под рисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и основному тексту.
3. Требования к творческому результату проекта:
- результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, изготовленным макетом, изделием, моделью;
- качество выполненного готового изделия / эстетическое, конструктивное, технологическое, экономически обоснованное/.
4. Требования к технологической документации результата (изделия, модели, макета).
Назначение изделия, эскиз, технологическая карта, чертеж, материалы, инструменты, оборудование, правила техники безопасности, расход материалов и расчет цены изделия, удобство пользования и оригинальность применения, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
Технологическая карта изделия — документ / в виде таблицы/, в котором описан весь технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций, с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.
5. Требования к презентации.
Автору проекта необходимо готовиться к презентации проекта как к публичному выступлению, говорить громко, четко объясняя содержание и поддерживая зрительный контакт с аудиторией.
На презентацию проекта отводится до 5 минут.
В публичном выступлении требуется:
- обращение — приветствие к участникам конференции, членам жюри, гостям;
- мотивировать выбор темы, дать общую характеристику структуры проекта;
- ориентироваться во времени выступления;
- осведомленность автора во всех областях проекта;
- умение автора проекта выделять главное в тексте;
- выразительность и эмоциональность выступления;
- умение автора усиливать общее впечатление от материалов презентации единством элементов дизайна и содержанием;
- охарактеризовать полезность результата проекта;
- использование ИКТ;
- в завершении выступления необходимо сделать выводы.
Критерии оценки:
Оформление проекта, 10 баллов
1. Соответствие стандартным требованиям.
2. Единый стиль оформления.
3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
4. Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.
5. Сочетание фона с графическими элементами.
6. Творчество и оригинальность
Содержание проекта, 30 баллов
1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.
2. Обоснование потребности.
3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
4. Выполнение принятых этапов проектирования.
5. Законченность проекта, выбор профессии.
6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию
другими людьми.
Иллюстративный материал, 20 баллов
1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основному
содержанию проекта.
2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.
3. Качество помещаемых изображений
Объем информации, 20 баллов
1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей,
выводы логически обоснованными, краткими, точными.
2. Полнота библиографии, цитаты
Оценка защиты проекта, 20 баллов
1. Композиция, полнота представления работы.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Коммуникативная ориентация, культура речи.
4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержание
внимания аудитории.
Максимальное количество баллов: 100.
90-100 баллов соответствует оценке «5»
75-89 баллов – «4»
55-74 баллов – «3»
менее 55 баллов – «2»
Приложение 10
Проект обучающегося в форме сводной (обобщающей) таблицы по теме
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме, 1 балл;
логичность структуры таблицы, 2 балла;
правильный отбор информации, 2 балла;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 3 балла;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Приложение 11
Проект обучающегося в форме изготовления информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ
Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, обучающийся уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Выполнение практических работ проводится согласно описанию хода работ. Готовая модель или результаты практической работы демонстрируются на занятиях с кратким пояснением либо представляются обучающимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.
Затраты времени на выполнение практической работы, составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одиночной модели или выполнение практической работы – 2 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме, 1 балл;
творческое исполнение задания, 10 баллов;
практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях, 3 балла;
эстетичность оформления, 5 баллов;
работа представлена на контроль в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
Приложение 12
Проект обучающегося в форме составления тестов и ответов к ним
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы обучающегося по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Обучающийся должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять обучающемуся в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 6 мин., теста из 10 заданий – 1ч.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме, 1 балл;
включение в тестовые задания наиболее важной информации, 5 балла;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности, 2 балла;
наличие правильных эталонов ответов, 1 балл;
тесты представлены на контроль в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»