СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке и пению для 4 класса С(К)ОУ VIII вида

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в программе разработано  календарное планирование на учебный год

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке и пению для 4 класса С(К)ОУ VIII вида»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО

педагогов заместитель директора по УВР директор школы

коррекционного блока ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А. __________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2016 г Приказ № _________

Протокол № ______ от «____» ____________2016 г от «____» ____________2016 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Музыка и пение»

4 класс




Составила: Куликова Е.А.

учитель музыки и пения





г. Чернушка

2016 г




Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида подготовительнй,1-4 классы – 3-е издание, исправленное, М., Просвещение, 2004, под редакцией В.В. Воронковой, утвержденной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу обучающегося, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.


Цель музыкального воспитания:


Овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие музыкальности:

- умение слушать музыку,

- точное интонирование музыки,

- умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,

- умение различать средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамические оттенки, ладогормонические особенности, исполнительские навыки.


Задачи образовательные:

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.



Задачи воспитывающие:


- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно-развивающие:


- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у обучающихся в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на обучающихся прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на обучающихся оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.


Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными произведениями звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения обучающимися отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.




Содержание программы.


4 класс (1 час в неделю).


Пение.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движении мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух.

Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо).


Слушание музыки.



Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности.

Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).

Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на знакомых музыкальных инструментах.

Обучение детей игре на фортепиано.








Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).


Обучающиеся должны знать:


- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);

- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).



Обучающиеся должны уметь:


- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;

- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;

- воспроизводить хорошо знакомую мелодию путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.





















Учебно-тематическое планирование

4 класс (1час в неделю)


1 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Разучивание песни «Осень» Ц. Кюи

1

«Осень» (пение)

1

Разучивание р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»

1

Пение песен « Осень», «Ах вы, сени мои, сени»

1

Сказочные сюжеты в музыке.

1

Разучивание песни Шаинского « Чему учат в школе»

1

Слушание песни Д. Кабалевского «Наш край», пение песни «Чему учат в школе»

1

Разучивание песни «Наш край»

1


2 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Пение знакомых песен по выбору.

1

Сказочные сюжеты в музыке. Средства музыкальной выразительности.

1

Разучивание песни Е. Крылатова «Колыбельная Медведицы»

1

Пение песни Е. Крылатова «Колыбельная Медведицы»

1

Разучивание песни Ю. Моисеева «Снежный человек»

1

Пение песни Ю. Моисеева «Снежный человек»

1

Разучивание песни «Что за дерево такое»

1

Пение песни «Что за дерево такое»

1







3 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


10

Оркестр народных инструментов.

1

Тема мира и дружбы в музыке.

1

Пение песни Островского «Пусть всегда будет солнце».

1

Разучивание песни В. Шаинского «Не плачь девчонка».

1

Пение песни В. Шаинского «Не плачь девчонка».

1

Марш. Виды марша (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный)

1

Разучивание немец. нар. песни «Маленький барабанщик».

1

Пение немец. нар. песни «Маленький барабанщик».

1

Игра на музыкальных инструментах. Разучивание песни С. Соснина «Солнечная капель».

1

Русские народные песни

1


4 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Пение р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»

1

Разучивание песни Ю. Чичкова «Родная песенка»

1

Пение песни Ю. Чичкова «Родная песенка»

1

Многофункциональность музыки

1

.Разучивание песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»

1

Пение песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»

1

Пение песен «Мир похож на цветной луг» и «Родная песенка»

1

Пение знакомых песен по выбору детей.

1










Учебно- методическое обеспечение



1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. Пение и музыка//Программа для подготовительных,1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида – 3-е издание, М., Просвещение, 2004, под редакцией В.В. Воронковой.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под. ред. И.М.Бгажноковой

8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

12. СД диски, диски караоке, аудио и видео записи.













Приложение.


Календарно-тематическое планирование.


I четверть (9 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Разучивание песни «Осень» Ц. Кюи

1

08.09.2016

08.09.2016

Работа над точным интонированием мелодии песни.

2.

«Осень» (пение)

1

15.09.2016

15.09.2016

Работа над певческими навыками.

3.

Разучивание р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»

1

22.09.2016

22.09.2016

Работа над ритмическим рисунком

4.

Пение песен « Осень», «Ах вы, сени мои, сени»

1

29.09.2016

29.09.2016

Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально

5.

Сказочные сюжеты в музыке.

1

06.10.2016

06.10.2016

Слушание «Песня индийского гостя» Римского-Корсакова

6.

Разучивание песни Шаинского « Чему учат в школе»

1

13.10.2016

13.10.2016

Работа над дыханием. Учить различать запев и припев.

7.

Слушание песни Д. Кабалевского «Наш край»

1

20.10.2016

20.10.2016

Учить различать вступление, запев, припев.

8.

Разучивание песни «Наш край»

1

27.10.2016

27.10.2016

Работа над чистотой интонирования














II четверть (7 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Пение знакомых песен по выбору.

1

10.11.2016

10.11.2016

Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу.

2.

Сказочные сюжеты в музыке. Средства музыкальной выразительности.

1

17.11.2016

17.11.2016

Слушание «песни индийского гостя»

Римского-Корсакова из оперы«Садко»

3.

Разучивание песни Е. Крылатова

«Колыбельная Медведицы»

1

24.11.2016

24.11.2016

Учить дифференцировать звуки по высоте и направлению движения мелодии.

4.

Пение песни Е. Крылатова

«Колыбельная Медведицы»

1

01.12.2016

01.12.2016

Формировать умение определять сильную долю на слух.

5.

Разучивание песни Ю. Моисеева «Снежный человек»

1

08.12.2016

08.12.2016

Разучивание новой песни, определение характера

6.

Пение песни Ю. Моисеева «Снежный человек»

1

15.12.2016

15.12.2016

Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

7.

Разучивание песни «Что за дерево такое»

1

22.12.2016

22.12.2016

Работа над точным интонированием мелодии песни.

8.

Пение песни «Что за дерево такое»

1

29.12.2016

29.12.2016

Работа над певческими навыками.
















III четверть 10 ч – 1ч –праздничный день =9ч


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Оркестр народных инструментов.

1

19.01.2017

19.01.2017

Формировать представление о составе и звучании оркестра народных инструментов.

2.

Тема мира и дружбы в музыке.

1

26.01.2017


Слушание песен «Солнечный мир». Разучивание песни Островского

«Пусть всегда будет солнце».

3.

Пение песни Островского

«Пусть всегда будет солнце».

1

02.02.2017


Продолжать учить дифференцировать звуки по высоте и направлению движения мелодии.

4.

Марш. Виды марша (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный)

1

09.02.2017


Разучивание новой песни, определение характера

Разучивание песни В. Шаинского «Не плачь девчонка».

1

16.02.2017


5.

Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

6.

Пение песни В. Шаинского «Не плачь девчонка».

1

02.03.2017


Слушание дисков. Развивать умение различать марши.

7.

Разучивание немец. нар. песни «Маленький барабанщик».

1


09.03.2017


Формировать умение петь короткие фразы на одном дыхании.

8.

Пение немец. нар. песни «Маленький барабанщик».

1

16.03.2017


Напомнить правила хорового пения, элементарных средств выразительности.

9.

Игра на музыкальных инструментах

Разучивание и пение песни С. Соснина «Солнечная капель»

1

23.03.2017


Закреплять умение играть на ударно-шумовых инструментах (ложки, маракасы, бубен) Разучивание новой песни, определение характера . Продолжать развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении

10.

Резерв на повторение




.






IV четверть 8 ч



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Русские народные песни

1

06.04.2017


Слушание р.н.п. «Во кузнице».

Разучивание р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»

2.

Пение р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»

1

13.04.2017


Развивать умение отчетливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения.

3.

Разучивание песни Ю. Чичкова «Родная песенка»

1

20.04.2017


Работа над ритмическим рисунком

4.

Пение песни Ю. Чичкова «Родная песенка»

1


27.04.2017


Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально.

5.

Многофункциональность музыки.

1


04.05.2017


Формировать элементарные представления о многофункциональности музыки (спортивная, развлекательная, музыка для отдыха, релаксации)

6.

Разучивание песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»

1

11.05.2017


Продолжать учить различать вступление, запев, припев.

7.

Пение песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»

1

18.05.2017


Работа над чистотой интонирования

8.

Пение песен «Мир похож на цветной луг» и «Родная песенка»

1

25.05.2017


Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу.