СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру за 3 класс (Начальная школа XXI век)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2013 г,) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру за 3 класс (Начальная школа XXI век)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2013 г,) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

Цели и задачи обучения окружающему миру

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - предста­вить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечело­веческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодей­ствия во всех сферах окружающего мира.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

- человек как биологическое существо;

- человек и другие люди;

- человек и мир природы;

- человек и общество;

- история родной страны.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знаком­стве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, русского языка, лите­ратурного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художествен­ной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для на­полнения окружающего мира высокими образами искусства.

Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; по­строение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулирова­нии выводов).

Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изу­чаемого предмета или явления.

Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.



Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с уча­стниками учебной деятельности.

-Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.



Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:



  • познавательные как способность применять для решения учебных и практиче­ских задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказа­тельства и др.);

в регулятивные как владение способами организации, планирования различных ви­дов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по­лучения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассу­ждение, описание и др.).



Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач;



  • Осознание целостности окружающего мира.

  • Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (на­блюдение).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (экс­перимент).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (из­мерение).

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.



Содержание программы

1. Введение (1ч)

2.Земля - наш общий дом (8 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь

Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система

Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле.

Солнце - источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, и разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

Воздух - смесь газов.

Охрана воздуха. Как человек изучает Землю

Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира.

Изображение Земли. Глобус - модель Земли.

План. Карта (географическая и историческая).

Масштаб, условные обозначения карты.

Карта России.

Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

3.Царства природы (23 ч)

Бактерии

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

Грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Растения

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые. Их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: од­нолетние, двулетние, многолетние.

Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.

Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге.

Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отрав­лений ими.

Животные

Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Животные - живые тела (организмы).

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Природные сообщества Цепи питания.

Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.

Охрана животных. Заповедники.

4.Наша Родина: от Руси до России (8 ч)



Древняя Русь

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Вели­кий Новгород, Москва, Владимир). Первые русский князья.

Московская Русь

Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV - первый русский царь.

Российская империя

Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.

Петр I Великий.

Екатерина II Великая.

Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.

5.Как люди жили в старину (9 ч)



Из истории имен

Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.

Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Какими людьми были славяне

Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостепри­имство - основные качества славянина. Славянин - работник. Славянин - защитник. Славя­нин - помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.

Какие предметы окружали людей в старину

Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.

Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сосло­вий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.

Русская трапеза

Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда.

Верования языческой Руси

Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица - народный праздник. Празд­ник Ивана Купалы.

Принятие христианства на Руси

Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение.

6.Как трудились в старину (15 ч)

Что создавалось трудом крестьянина..Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особен­ности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьян­ские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепо­стного права.

Что создавалось трудом ремесленника

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткац­кое ремесло. Русские оружейники.

Что создавалось трудом рабочего

Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.

Изобретения, которые появились в ХIХ-ХХ веках

Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.



7.Проверочные уроки «Проверь себя» (4 часа)








































Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

3 класс, 68 часов

п/п

Cодержание раздела и тем

Кол-во час.

Дата

проведения

Основные виды деятельности учащихся

Примечание


план

факт

Земля наш общий дом (7ч)


1.

Где и когда ты живешь

1

1


Определять историческое время, сравнивать год, век, столетие. Соотносить события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеризовать планеты Солнечной системы. Систематизировать учебный материал. Характеризовать свойства воды, воздуха. Проводить простые опыты по определению свойства и состояния воды, свойства воздуха.

Ориентироваться в понятии «историческое время».Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.


2.

Солнечная система. Природные тела и явления. Искусственные тела.

1

1


3

Условия жизни на Земле. Практическая работа №1 «Проращивание семян фасоли»

1

1


4.

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

1

1


5.

Значение воды для жизни на Земле.

1

1


6.

Воздушная оболочка Земли.

1

1


7.

Защита проектов «Земля - наш общий дом»

1

1


Человек изучает Землю (4ч)


8.

Человек познает мир. Изображение Земли

1

1


Работать с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом.

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, арту). Различать географическую и историческую карты;

 Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.



9.

Карта и план. Географическая карта.

1

1


10.

Практическая работа №2 «Нахождение объекта на карте»

1

1


11.

Контрольная работа №1 по теме «Человек изучает землю»

1к.р.

1к.р.


Царства природы (27ч)


12

Царства природы. Бактерии.

1

1


Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.


Характеризовать роль животных в природе. 


Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многокле-точных животных. 


Характеризовать животное как организм. 


Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

 

Приводить примеры (конструировать)  цепи питания.

 

Составлять  описательный рассказ о животных разных классов.


Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечис-лять причины исчезновения животных;


Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.


Характеризовать значение растений для жизни;


Различать (классифициро-вать) растения разных видов, описывать их;


Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.


Проводить несложные опыты по размножению растений.


Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).


13

Какие бывают грибы. Чем грибы отличаются от растений

1

1


14

Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные.

1

1


15

Значение растений для жизни на Земле. Растения прекрасные, но опасные.

1

1


16

Разнообразие растений на Земле

1

1


17

Растения – живые существа (организмы). Корень и его значение для растений

1

1


18

Побег – сложный надземный орган растения. Стебель – часть побега.

1

1


19

Цветок – самый красивый орган растения. Плоды растений.

1

1


20

Размножение растений. Распространение растений на Земле. Самостоятельная работа с картой.

1

1


21

Защита проектов «Растения – удивительные существа»

1

1


22

Культурные растения в жизни человека. Хлеб – великое чудо земли.

1

1


23

Красная книга России.

1

1


24

Роль животных в природе. Разнообразие животных.

1

1


25

Животные – живые существа (организмы).

1

1


26

Системы организма животных.

1

1


27

Приспособление животных к условиям жизни. Самостоятельная работа «Поведение животных».

1

1


28

Беспозвоночные животные.

1

1


29

Разнообразие насекомых. Пауки.

1

1


30

Позвоночные животные. Рыбы.

1

1


31

Земноводные.

1

1


32

Пресмыкающиеся (рептилии).

1

1


33

Птицы.

1

1


34

Млекопитающие (звери)

1

1


35

Природные сообщества.

1

1


36

Дикие и домашние животные

1

1


37

Контрольная работа №2 по теме «Царства природы»

1к.р.

1к.р


38

Защита проектов «Заповедные места России и Мордовии».

1

1


2 часть

Наша Родина: от Руси до России  (11ч )



39

Как люди узнают о прошлом

1

1


Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. 

Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России.  Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.  

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.


40

Древняя Русь. Восточнославянские племена

1

1


41

Первые русские князья

1

1


42

Как Москва стала столицей

1

1


43

Иван IV Грозный – первый русский царь

1

1


44

Российская империя. Петр IВеликий и русский флот

1

1


45

Правление Екатерины II Великой

1

1


46

Последний российский император Николай II

1

1


47

Советская Россия.  СССР

1

1


48

Контрольная работа № 3 по теме: «От Руси до России»

1к.р

1к.р


49

Защита проектов «Страницы истории государства Российского»

1

1


Как люди жили в старину (12ч)


50

Из истории племен. Облик древних славян.

1

1


   Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?».


Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян в разные исторические эпохи. 


Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.


Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь);  рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.


51

Как работали славяне и защищали свою землю.

1

1


52

Славяне - гостеприимный и веселый народ

1

1


53

Предметы обихода русских людей. Дом.

1

1


54

Первые каменные дома на Руси

1

1


55

Экскурсия в краеведческий музей «Как жили наши предки»

1

1


56

Экскурсия в краеведческий музей «Национальный костюм»

1

1


57

Одежда славян: будничная и праздничная.Практическая работа №3 «Народный костюм»

1

1


58

Русская трапеза.Практическая работа №4 «Скатерть самобранка»

1

1


59

Боги древних славян. Народные праздники.

1

1


60

Принятие христианства на Руси. Христианские праздники.

1

1


61

Защита проектов «Преданья старины глубокой….»

1

1


Как трудились в старину (7ч)


62

Что создавалось трудом крестьянина?

1

1


Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

Обобщать учебный материал.

Рассказывать о возникновении ремесел на Руси,  различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Составлять описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль».

Приводить примеры  изобретений в прошлом и настоящем России;

Называть древние города,  описывать их достопримеча-тельности;

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;


63

Что создавалось трудом ремесленника?Экскурсия в краеведческий музей.

1

1


64

Что создавалось трудом рабочего

1

1


65

Открытия, которые совершил человек в XIX – XXвеках

1

1


66

Как человек научился летать: о самолетах и космических полетах.

1

1


67

Контрольная работа №4 по теме «Как трудились в старину»

1к.р.

1к.р


68

Защита проектов «Человек красен трудом»

1

1


Итого

68

К.р-4 Защ.пр-6