Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному (русскому) языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (начальное общее образование), на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Занимательный русский язык» (Л.В. Мищенкова), обеспечена УМК для 1-4 класса (рабочие тетради в 2-х частях и методическое пособие для учителя), рассчитана на 66 часов в 1 классе и 68 часов 2-4 классы.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Описание места курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе – 33 учебные недели), по 45 минут в 2-4 классах (34 учебные недели).
Цель курса:
показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Результаты изучения родного (русского) языка
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формирование УУД |
1 | Речь устная и письменная | 1 | 1-й класс Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
2-3 | Что такое слово? | 2 |
4-5 | В мире звуков | 2 |
6-7 | Игротека. | 2 |
8-9 | Звуки и буквы - не одно и тоже | 2 |
10-11 | Что такое метаграммы? | 2 |
12-13 | Жили были согласные | 2 |
14-15 | Игротека | 2 |
16-17 | Волшебник ударение | 2 |
18-19 | Такие разные согласные | 2 |
20-21 | Игротека | 2 |
22 | Русские народные загадки | 1 |
23-24 | Зачем шипят шипящие | 2 |
25-26 | Познакомьтесь: алфавит | 2 |
27-28 | Игротека | 2 |
29-30 | Поговорим о предложении | 2 |
31-32 | Игротека | 2 |
33 | Привет, пословица | 1 |
34-35 | Еще немного о предложении | 2 |
36-37 | Игротека | 2 |
38-39 | Знакомимся с анаграммами | 2 |
40-41 | Что такое тест? | 2 |
42-43 | Что мы пишем с большой буквы | 2 |
44-45 | Игротека | 2 |
46-47 | О безударных гласных | |
48-49 | О парных звонких и глухих согласных | 2 |
50-51 | Слова-приятели | 2 |
52-53 | Игротека | 2 |
54-55 | Слова-неприятели | 1 |
56 | Волшебное слово «предлог» | 1 |
57-58 | Фразеологизмы | 2 |
59-60 | Части речи | 2 |
61-62 | Повторение и обобщение «Фразеологизмы. Части речи» | 2 |
63-64 | Повторение и обобщение «Звуки и буквы» | 2 |
65-66 | Повторение и обобщение «Предложение. Текст» | 2 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формирование УУД |
1-2 | Что мы знаем о звуках и буквах | 2 | Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
3-4 | Что такое лексика? | 2 |
5-6 | Однозначные и многозначные слова | 2 |
7-8 | Игротека | 2 |
9-10 | Слова-братья | 2 |
11-12 | Слова наоборот | 2 |
13-14 | Пословица недаром молвится | 2 |
15-16 | Игротека | 2 |
17-18 | Игры с пословицами | 2 |
19-20 | Словарные слова | 2 |
21-22 | Анаграммы | 2 |
23-24 | Игротека | 2 |
25 | Секреты некоторых букв | 1 |
26-27 | Шарады, анаграммы, метаграммы | 2 |
28-29 | Синонимы и антонимы | 2 |
30-31 | Игротека | 2 |
32-33 | Слова, обозначающие предметы | 2 |
34-35 | Слова, обозначающие действия предметов | 2 |
36-37 | Слова, обозначающие признаки предметов | 2 |
38-39 | Игротека | 2 |
40-41 | Текст. Тема. Главная мысль. | 2 |
42 | Заголовок всему голова | 1 |
43-44 | Фразеологизмы | 2 |
45-46 | Игротека | 2 |
47-48 | Пословицы. | 2 |
49 | И снова фразеологизмы | 1 |
50-51 | Русские народные загадки | 2 |
52-53 | Игротека | 2 |
54-55 | Повторение. Словарные слова. | 2 |
56-57 | Части речи | 2 |
58 | Слова русского языка, называющие качества характера | 1 |
59-60 | Игротека | 2 |
61-62 | Повторение и обобщение «Пословицы и загадки» | 2 |
63-64 | Повторение и обобщение «Части речи. Синонимы и антонимы» | 2 |
65-66 | Повторение и обобщение «Звуки и буквы. Звуко-буквенный разбор слова» | 2 |
67-68 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 2 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формирование УУД |
1-2 | Да здравствует русский язык | 2 | Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
3-4 | Вежливые слова | 2 |
5-6 | Поговорки и пословицы | 2 |
7-8 | Игротека | 2 |
9-10 | Словарные слова | 2 |
11-12 | Растения во фразеологизмах | 2 |
13-14 | Животные во фразеологизмах | 2 |
15-16 | Игротека | 2 |
17-18 | Рифма. Ритм. | 2 |
19-20 | Морфология. | 2 |
21-22 | Игры с пословицами | 2 |
23-24 | Игротека | 2 |
25 | Животные во фразеологизмах. Повторение. | 1 |
26-27 | Местоимение | 2 |
28-29 | Наречие и числительное | 2 |
30-31 | Игротека | 2 |
32-33 | Состав, основа, формы слова | 2 |
34-35 | Корень и окончание | 2 |
36-37 | Суффикс и приставка | 2 |
38-39 | Игротека | 2 |
40-41 | Непроизносимые согласные | 2 |
42 | Приставка и предлог | 1 |
43-44 | НЕ с глаголами | 2 |
45-46 | Игротека | 2 |
47-48 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 2 |
49 | Роль ударения | 1 |
50-51 | Падежи | 2 |
52-53 | Игротека | 2 |
54-55 | Сложные слова | 2 |
56-57 | От архаизмов до неологизмов | 2 |
58 | По страницам энциклопедий | 1 |
59-60 | Игротека | 2 |
61-62 | Повторение и обобщение «Пословицы и загадки» | 2 |
63-64 | Повторение и обобщение «Пословицы и загадки» | 2 |
65-66 | Повторение и обобщение «Пословицы и загадки» | 2 |
67-68 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 2 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формирование УУД |
1-2 | И снова о русском языке | 2 | Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
3-4 | Крылатые слова и афоризмы | 2 |
5-6 | Копилка занимательных заданий | 2 |
7-8 | Игротека | 2 |
9-10 | Об именах | 2 |
11-12 | О русских фамилиях | 2 |
13-14 | Головоломки русского языка | 2 |
15-16 | Игротека | 2 |
17-18 | Логогрифы | 2 |
19-20 | Речевые ошибки | 2 |
21-22 | Коллекция заморочек | 2 |
23-24 | Игротека | 2 |
25-26 | Фразеологизмы | 2 |
27-28 | Рифма. | 2 |
29 | Словесные забавы | 1 |
30-31 | Игротека | 2 |
32-33 | Работа над фразеологизмами | 2 |
34-35 | Русские пословицы и поговорки | 2 |
36-37 | Ассорти для любителей русского языка | 2 |
38-39 | Игротека | 2 |
40-41 | И снова фразеологизмы | 2 |
42-43 | Однородные члены предложения | 2 |
44 | Работа над ошибками | 1 |
45-46 | Игротека | 2 |
47-48 | Омонимы | 2 |
49 | Немного фразеологизмов | 1 |
50-51 | В стране Перевертундии | 2 |
52-53 | Игротека | 2 |
54-55 | Паронимы | 2 |
56-57 | Запоминаем словарные слова | 2 |
58 | 31 июня | 1 |
59-60 | Игротека | 2 |
61-62 | Повторение и обобщение «Имена и фамилии. Афоризмы» | 2 |
63-64 | Повторение и обобщение «Рифмы. Речевые ошибки» | 2 |
65-66 | Повторение и обобщение «Однородные члены предложения» | 2 |
67-68 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 2 |
Список литературы:
Для учителя
1. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 1 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012
2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 1 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 2 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012
4. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
5. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 3 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012
6. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
7. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 4 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012
8. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
Для ученика
1. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 1 класса / М.: Издательство РОСТ, 2012
2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Уруп»
Рассмотрено на заседании Совета школы протокол № _______ от «___» _____________2014 г. | Согласовано зам. директора по УВР ___________ Ченцова Г.Д. от «___» _____________2014 г. | Утверждаю: директор школы ____________ Фатнева С.Ю от «___» ____________2014 г. |
Рабочая программа
«Родной (русский) язык»
для учащихся 1 – 4 классов
Программу составила:
Лопырева Ирина Анатольевна –
учитель начальных классов.
с. Уруп
2014 год.