СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку. 4 класс. "Развивающая программа Л. В. Занкова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку. 4 класс "Развивающая система Л. В. Занкова". В соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку. 4 класс. "Развивающая программа Л. В. Занкова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.п. «Поселок Молодежный»

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края






«Согласовано»

Руководитель МО

__________/Цимбалист О. В./


Протокол № ___ от «__»

____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ«СОШс.п. П. Молодежный»

___________/Иваровская О. Е./


«__»____________20___г.


«Согласовано»

Руководитель МБОУ «СОШс.п. П. Молодежный»

_____________/Габова Е. В./


Приказ № ___ от «__»____20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

4 класс



Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «Развивающая программа Л. В. Занкова» и обеспечено УМК: учебниками «Русский язык» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя

(автор А. В. Полякова)





Учитель начальных классов

Чернышева Вера Сергеевна








2016/2017 уч. год

ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа предназначена для обучения математике обучающихся 4 класса МБОУСОШ с.п «Посёлок Молодёжный», Комсомольского района, Хабаровского края. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального образования и авторской программы Поляковой А. В. «Русский язык» «Развивающая система Л.В.Занкова». (Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство «Издательский дом Федоров» 2011г.) В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.


Общая характеристика предмета

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Разви­вающие возможности системы развивающе­го обучения Л.В. Занкова связаны с реали­зацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, вклю­чением эмоциональной сферы, индивидуа­лизацией обучения. Соответственно дидак­тические принципы системы Л.В. Занкова включают:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущую роль теоретических знаний в обучении;

- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

- осознание школьниками процесса обу­чения;

- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расшире­ние в курсе объема инвариантного содержа­ния предмета и особый подход к его струк­турированию, определяющий последова­тельность изучения учебного материала.

Содержание курса - совокупность поня­тий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фо­нетика и орфоэпия, графика, состав сло­ва (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представле­ния о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школь­ников, а также усвоение норм русского ли­тературного языка.

Изучение орфографических и пунктуа­ционных правил, развитие устной и пись­менной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов об­щества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечива­ющий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов ре­чевой деятельности.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания пред­мета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учи­теля и учащихся, а также детей между со­бой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие ком­муникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Программа нацеливает на систематичес­кое обращение к языковому опыту учащих­ся, опору на языковое чутье, обогащение ре­чи новыми лексическими и грамматически­ми категориями.

Содержание курса предусматривает целе­направленную работу по развитию у млад­ших школьников общеучебных умений, на­выков и способов деятельности:

- интеллектуальных (обобщать, класси­фицировать, сравнивать и др.);

- познавательных (учебно-познаватель­ных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыраже­нии, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).

При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с инфор­мационной культурой: читать, писать, эф­фективно работать с учебной книгой, поль­зоваться словарями, справочниками и дру­гим и дополнительными материалами.

Изучение курса обеспечивает формиро­вание у учащихся позитивного эмоциональ­но-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному ис­пользованию, понимание того, что пра­вильная устная и письменная речь являет­ся показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики полу­чают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбо­ре адекватных языковых средств для ус­пешного решения коммуникативной задачи.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филоло­гия»: формирование первоначальных пред­ставлений о единстве и многообразии язы­кового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосо­знания; развитие диалогической и монологи­ческой устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нрав­ственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.


Место предмета «Русский язык» в учебном плане.

На предмет «Русский язык» для 4 класса учебным планом начального общего образования отводится 170 часов (5 часов в неделю; 34 учебные недели).




  1. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык». Формирование универсальных учебных действий.


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника сформируются

Выпускник получит возможность формирования

Основные формы достижения планируемых результатов

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык.

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков других людей;

- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и этические чувства на основе материала русского языка.

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.



В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

У выпускника сформируются

Выпускник получит возможность формирования

Основные формы достижения планируемых результатов

–принимать и сохранять учебную задачу;

–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

–следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


На уроках изучения нового материала, при постановке и решении задач, при планировании учебной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

У выпускника сформируются

Выпускник получит возможность формирования

Основные формы достижения планируемых результатов

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

-осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– строить и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время

Коммуникативные универсальные учебные действия

У выпускника сформируются

Выпускник получит возможность формирования

Основные формы достижения планируемых результатов

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


В процессе групповой работы










  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух инфор­мации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопро­сам, опорным словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств в со­ответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникатив­ной задачи. Практическое овладение диало­гической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, при­влечь внимание и т.п. Практическое овладе­ние устными монологическими высказыва­ниями в соответствии с учебной задачей (рас­суждение, описание, повествование). Овладе­ние нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра­щение с просьбой). Соблюдение орфоэпичес­ких норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Вы­борочное чтение с целью нахождения необ­ходимого материала. Нахождение информа­ции, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюде­ний. Антиципация, интерпретация и обоб­щение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обуче­ния грамоте. Овладение разборчивым, акку­ратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содер­жания прослушанного и прочитанного текс­та (краткое, подробное, выборочное). Созда­ние небольших собственных текстов (со­чинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных про­изведений, сюжетных картин, серий кар­тин, и т.п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозна­чение их буквами. Наблюдение расхожде­ния произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой струк­туры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Де­ление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безудар­ных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение пар­ных и непарных по твердости-мягкости соглас­ных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный удар­ный - безударный; согласный твердый -мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквен­ный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразую­щая функция ударения. Ударные и безудар­ные слоги.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использова­ние на письме разделительных ъ и ь. Функ­ции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графичес­ких средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв рус­ского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единст­ва звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Опре­деление значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и пере­носном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и ан­тонимов. Образные сравнения. Фразеоло­гизмы.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) сло­ва». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение одноко­ренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Отличие предлога от приставки.

Морфология. Части речи. Деление час­тей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, зна­чение и употребление в речи. Умение рас­познавать в речи имена собственные. Разли­чение имен существительных одушевлен­ных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Признаки, значе­ние и употребление в речи. Изменение при­лагательных по родам, числам.

Местоимение. Общее представление о мес­тоимении.

Глагол. Признаки, значение и употребле­ние в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопро­сы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам.

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и по­рядковые числительные.

Предлог. Знакомство с наиболее употре­бительными предлогами. Функция предло­гов: образование падежных форм имен су­ществительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Междометие как средство эмоциональ­но-экспрессивного выражения чувств.

Синтаксис. Различение предложения, сло­восочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмо­циональной окраске (интонации): восклица­тельные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложе­ния (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второ­степенных членов предложения.

Орфография и пунктуация. Формирова­ние орфографической зоркости, использова­ние разных способов написания в зависи­мости от места орфограммы в слове. Ис­пользование орфографического словаря. Применение правил правописания:

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в по­ложении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложе­ния, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в кор­не слова;

- парные звонкие и глухие согласные в конце слова;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- разделительные ъ и ь;

- раздельное написание предлогов с дру­гими словами;

- знаки препинания в конце предложе­ния: точка, вопросительный и восклица­тельный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации об­щения: с какой целью, с кем и где происхо­дит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного .мне­ния, его аргументация. Овладение основны­ми умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами рече­вого этикета в ситуациях учебного и быто­вого общения (приветствие, прощание, из­винение, благодарность, обращение с прось­бой).

Практическое овладение устными моно­логическими высказываниями на опреде­ленную тему с использованием разных ти­пов речи (рассуждение, описание, повество­вание).

Текст. Наблюдение за признаками текс­та. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последователь­ность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной "мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.

План текста. Составление планов к дан­ным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Созда­ние собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, пра­вильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изло­жений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами со­чинения, сочинение-повествование, сочине­ние-описание, сочинение-рассуждение. Ал­горитм написания изложения.


Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логиче­ские задания, аргументи­рованные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

  1. Формы организации познавательной деятельности:

    • фронтальная работа – диалог, полилог;

    • работа в статистических и сменных парах;

    • индивидуальная работа;

    • нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )

  • урок-экскурсия

  • урок-соревнование

  1. Используемые методы обучения :

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Проблемно-поисковый;

  • Метод стимулирования интереса к учению;

  • Метод самоконтроля;

  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3. Используемые технологии:

  • игровые технологии

  • технология создания ситуации успеха на уроке

  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания)

  • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)

  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)



Тематическое планирование 4 класс ( 1 7 0 ч а с о в )

Количество часов в неделю – 5 (34 недели)


В связи с объёмом содержания материала учебника, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся в тематическое планирование внесены изменения.

Планируются 150 часов, резерв 20 часов. Резервные часы распределены дополнительными часами к изучению тем.


п/п

Тема

Кол-во

часов по программе

корректировка

Сложное предложение

3


Союзы в сложных предложениях

4

3

Местоимение. Общее понятие

2


Личные местоимения

3

1

Склонение личных местоимений

5

1

Предлоги перед местоимением

2


Правописание гласных и согласных в приставках

5

1

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

7

1

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

9

4

Неопределенная форма глагола

6

2

Правописание частицы НЕ с глаголами

3


Первое и второе спряжение глаголов

12


Правописание безударных окончаний глаголов

7


Наречие

3


Значение наречий

4


Образование наречий

4

1

Правописание наречий

5


Второстепенные члены предложений

10


Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы

7


Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы

4

1

Склонение прилагательных во множественном числе

3

1

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы

5


Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы

5


Склонение прилагательных во множественном числе

3


Образование прилагательных

3

2

Правописание глаголов с суффиксом -ся-(-сь-)

3


Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица

2

2

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице

6


Простое и сложное предложения

7


Речь

8



Резерв

20



Всего

170 ч

170ч



Контроль письменных работ.


Чет-

верть

Всего часов

Контрольные работы



Проверочные

Развитие речи

Диктант

Словарный диктант

Контрольное списывание

Изложения

Сочинения

I

42

1

1


1

2

2

II

35

2

1

1

2

1

2

III

55

1

1


3

2

2

IV

38

1

1

1

4

1

1

Всего

170

5

5

2

10

6

7



УМК по предмету:


  1. Полякова А. В. Русский язык: Учебник. 4 класс. В 2 ч.

  2. Полякова А. В., Песняева Н. А. Русский язык: Рабочие программы. 1 – 4 классы.

  3. Полякова А. В. Русский язык в начальной школе: 3 – 4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.


Материально – техническое обеспечение


  1. Технические средства:


  • мультимедийный проектор

  • принтер цветной

  • цифровой фотоаппарат

  • ксерокс

  • интерактивная доска

  • ноутбук


_ классная;

_ настенная доска;


  1. Экранно-звуковые пособия:

_ аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

_ видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике;

_мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.


  1. Оборудование класса:

_ ученические одноместные столы с комплектом стульев – 16 шт.; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.


4. Интернет – ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok














Календарно – тематическое планирование.

Русский язык 4 класс. (170 часов)


Тема

Количество часов

Дата

Приложение





I ЧЕТВЕРТЬ







Сложное предложение



3




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–принимать и сохранять учебную задачу;

–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Предметные планируемые результаты

Уметь: Распознавать сложные предложения. Обнаруживать различный смысл, присущий частям сложного предложения, грамматически выступающий в качестве основы предложения. Отличать сложное предложение и предложения с однородными членами.


1.

Виды предложений. Сложное предложение.

1



2.

Как узнать сложное предложение.

1



3.

Сложное предложение.

1





Союзы в сложных предложениях



4 + 3



4.

Сложное предложение с союзами.

1



5.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1



6.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1



7.

Проверочная работа «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами»

1



8.

Работа над ошибками.

1



9.

Входной контрольный диктант.

1



10.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

1





Местоимение. Общее понятие.



2





Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

–следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Предметные планируемые результаты

Уметь: находить местоимения в речи; осмыслить роль личных местоимений. На основе характеристики местоимений определить отличие местоимений от других частей речи. Употребление местоимений, когда местоимения не заменяют другие части речи. Анализировать личные местоимения1-го. 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа. Наблюдение за различными падежными формами местоимений. Умения изменять местоимения по лицам и числам.


11.

Общее понятие о местоимении.

1



12.

Общее понятие о местоимении.

1





Личные местоимения



3+1



13.

Какие местоимения называют личными.

1



14.

Личные местоимения

1



15.

Личные местоимения

1



16.

Р/р. Мини-сочинение из личного опыта «Летние впечатления»

1





Склонение личных местоимений



5+1



17.

Склонение личных местоимений

1



18.

Склонение местоимений 1-го и 2-го лица.

1



19.

Склонение местоимений 1-го и 2-го лица.

1



20.

Склонение местоимений 3-го лица.

1



21.

Р/р.Сочинение – описание по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

1



22.

Анализ и редактирование сочинений.

1





Предлоги перед местоимением



2



23.

Предлоги перед местоимениями.

1



24.

Предлоги перед местоимениями. Фразеологизмы.

1







Правописание гласных и согласных в приставках


5+1




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Предметные планируемые результаты

Уметь: характеризовать разные группы приставок, запомнить традиционные приставки; находить в словах приставку; объяснять написание гласных в приставках; отличать приставку от предлога, образовывать слова с помощью приставки; работать с текстом; составлять слова по морфемам и правильно их писать. Правописание гласных в приставках. определять Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками. Запомнить правописание согласных в приставках. Формировать умения писать связный текст по плану с элементами сочинения.


25.

Правописание гласных в приставках.

1



26.

Правописание гласных в приставках.

1



27.

Р/ р. Обучающее изложение с элементами сочинения по теме «Лебеди».

1



28.

Анализ и редактирование изложения.

1



29.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1



30.

Правописание гласных и согласных в приставках. Закрепление.

1





Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.



7+1




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков других людей;

- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

Предметные планируемые результаты

Уметь: находить глаголы в тексте и употребление в речи. Определять лица и числа глаголов настоящего времени. Наблюдать за смысловым значением глаголов. Уметь различать глаголы в будущем простом и сложном времени.


31.

Настоящее время глагола

1



32.

Настоящее время глагола

1



33.

Личные окончания глаголов

1



34.

Личные окончания глаголов

1



35.

Личные окончания глаголов

1



36.

Будущее простое время глагола

1



37.

Словарный диктант. Будущее простое время глагола.

1



38.

Будущее простое время глагола.

1





Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам



9+4




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и этические чувства на основе материала русского языка.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

–принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • – осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные планируемые результаты

Уметь: изменять по родам глаголы прошедшего времени, определять род и правописание окончаний глаголов прошедшего времени


39.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1



40.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1



41.

Р/р. Изложение «Капитан»

1



42.

Анализ и редактирование изложения..

1







II ЧЕТВЕРТЬ




43.

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

1



44.

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

1



45.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1



46.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1



47.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1



48.

Проверочная работа «Время глагола»

1



49.

Работа над ошибками. Связь слов в глагольных словосочетаниях.

1



50.

Связь слов в глагольных словосочетаниях

1



51.

Связь слов в глагольных словосочетаниях

1





Неопределенная форма глагола


6+2




Предметные результаты: -

Уметь: - отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам;

- правильно записывать глаголы в неопределённой форме.

- определять глаголы в начальной форме в тексте;

- правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

- находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки;

- определять число глагола с помощью окончания и вопроса;

- находить в тексте глаголы, наблюдать роль глаголов в тексте.



52.

Неопределенная форма глагола.

1



53.

Р/р. Сочинение «Осенний парашютист».

1



54.

Анализ сочинений и коррекция текста.

1



55.

Контрольное списывание.

1



56.

Работа над ошибками.

1



57.

Роль неопределённой формы глагола в предложении.

1



58.

Второе свойство равенств.

1



59.

Словарный диктант. Образование глаголов в прошедшем времени.

1





Правописание частицы НЕ с глаголами



3




Предметные результаты:

Уметь:

60.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1



61.

Р/р. Обучающее изложение. Упр. 125.

1



62.

Анализ изложений и коррекция текста. Правописание частице НЕ с глаголами.

1





Первое и второе спряжение глаголов.



12




Предметные результаты:

Уметь: - характеризовать признаки глаголов I и II спряжения.

- отличать глаголы I и II спряжения по набору личных окончаний.


63.

I и II спряжение глаголов.

1



64.

I и II спряжение глаголов.

1



65.

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1



66.

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1



67.

Р/р. Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Тройка».

1



68.

Анализ и редактирование текста.

1



69.

Контрольный диктант за I полугодие.

1



70.

Работа над ошибками.

1



71.

Глаголы-исключения.

1



72.

Глаголы-исключения.

1



73.

Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов».

1



74.

Работа над ошибками.

1





Правописание безударных окончаний глаголов



7




Предметные результаты

Уметь: - определять спряжение глаголов с приставками, уметь «видеть» в таких глаголах слово-исключение;

- показать зависимость безударных личных окончаний глагола от спряжения;

- определять безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;

- обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени;


75.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1



76.

Диктант по теме «Правописание глаголов».

1



77.

Работа над ошибками.

1





III ЧЕТВЕРТЬ





78.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1



79.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1



80.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1



81.

Правописание безударных окончаний глаголов. Закрепление.

1





Наречие



3




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Предметные планируемые результаты

Уметь: -распознавать наречия;

- правильно записывать наречия.

- характеризовать наречия как части речи, разряды наречий;

- определять разряды наречий; развивать орфографическую зоркость;

- определять поясняющую функция наречий, дифференцировать части речи по их существенным признакам;

- образовывать наречий от прилагательных с помощью суффиксов -о, -е и приставок;

- разбирать наречия по составу.


82.

Наречие.

1



83.

Наречие.

1



84.

Наречие.

1







Значение наречий.


4




85.

Значение наречий.

1



86.

Значение наречий.

1



87.

Р/р. Подробное изложение деформированного текста («Свиристели» по Б.Павлову)

1



88.

Анализ и коррекция текста.

1





Образование наречий



4+1



89.

Образование наречий от прилагательных.

1



90.

Образование наречий от косвенных падежей.

1



91.

Образование наречий.

1



92.

Р/р. Сочинение – описание «Зимний день»

1



93.

Анализ и коррекция сочинений.

1





Правописание наречий



5



94.

Правописание наречий.

1



95.

Правописание наречий с приставками.

1



96.

Правописание наречий с приставкой по-.

1



97.

Диктант по теме «Наречие».

1



98.

Работа над ошибками.

1





Второстепенные члены предложений.



10





Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- анализировать, классифицировать, сравнивать при изучении второстепенных членов предложения;

- участвовать в постановке и решении проблемных ситуаций при изучении второстепенных членов предложения;

- формировать умения определять обстоятельства;

- отличать обстоятельства от дополнения; проверить умение находить и различать обстоятельства по их видам.


99.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1



100.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение.

1



101.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места

1



102.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени

1



103.

Обстоятельство места и времени.

1



104.

Обстоятельства образа действия.

1



105.

Р/р. Сжатое изложение по теме «Барсучий хвост»

1



106.

Анализ и коррекция изложений.

1



107.

Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1



108.

Работа над ошибками

1





Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с твердым согласным на конце основы



7




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- определять склонение имён прилагательных

- склонять имена прилагательные;

- определять падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы;

- проверять безударные падежные окончания имён прилагательных с помощью вопроса.

- образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов.


109.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы.

1



110.

Упражнения в определении падежа имён прилагательных.

1



111.

Ударные и безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы.

1



112.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы.

1



113.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

1



114.

Проверочная работа «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

1



115.

Работа над ошибками.

1





Склонение прилагательных женского рода

с твердым согласным на конце основы




4+1




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков других людей;

- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- определять склонение имён прилагательных

- склонять имена прилагательные;

- определять падежные окончания прилагательных женского рода с твердым согласным звуком на конце основы;

- проверять безударные падежные окончания имён прилагательных с помощью вопроса.

- образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов.


116.

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

1



117.

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

1



118.

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

1



119.

Р.р. Сочинение –описание по картине И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».

1



120.

Анализ и коррекция сочинений.

1





Склонение прилагательных во множественном числе



3+1




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- определять склонение имён прилагательных во множественном числе;

- склонять имена прилагательные;

- проверять безударные падежные окончания имён прилагательных с помощью вопроса.


121.

Склонение прилагательных во множественном числе.

1



122.

Склонение прилагательных во множественном числе

1



123.

Проверочная работа по теме « Правописание окончаний имен прилагательных»

1



124.

Работа над ошибками

1





Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.



5



125.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

1



126.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

1



127.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Переход прилагательного в существительное.

1



128.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Дательный падеж

1



129.

Словарный диктант. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой.

Творительный падеж.

1





Склонение прилагательных женского рода с

мягким согласным на конце основы.




5



130.

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой.

1



131.

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой.

1



132.

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи.

1





IV ЧЕТВЕРТЬ





133.

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи.

1



134.

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи.

1





Склонение прилагательных во множественном числе



3



135.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1



136.

Словарный диктант. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1



137.

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный, дательный и предложный падежи.

1





Образование прилагательных



3+2



138.

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

1



139.

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

1



140.

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

1



141.

Проверочная работа по теме « Правописание окончаний имен прилагательных»

1



142.

Работа над ошибками

1





Правописание глаголов с суффиксом -ся-(-сь-)



3




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- чувство прекрасного и этические чувства на основе материала русского языка.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- выполнять письменные и устные упражнения на развитие умений, направленные на написание личных окончаний глаголов;

- выполнять морфологический разбора глаголов;

- правильно употреблять в речи (устной и письменной) глаголы, определять морфологические признаки глагола; строить связные речевые высказывания в устной форме при характеристике признаков глаголов, связные речевые высказывания в письменной форме при написании изложения;

- анализировать, классифицировать, сравнивать при изучении глаголов, при работе с текстом, изложением;

- участвовать в постановке и решении проблемных ситуаций при изучении правописания личных окончаний глаголов;





143.

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

1



144.

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

1



145.

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

1





Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица.



2+2



146.

Правописание «ь» в глаголах 2го лица.

1



147.

Правописание «ь» в глаголах 2го лица.

1



148.

Контрольный диктант за год.

1



149.

Работа над ошибками.

1





Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице.



6



150.

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1



151.

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1



152.

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1



153.

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1



154.

Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов в 3–м лице и в неопределённой форме».

1



155.

Работа над ошибками.

1





Простое и сложное предложения.



7




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- определять виды предложений

- разбирать предложения по членам, определять падеж имени прилагательного, вид речи, классифицировать предложения, правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.





156.

Простое и сложное предложение.

1



157.

Р/р. Изложение с элементами сочинения «Случай с кошельком»

1



158.

Анализ и коррекция изложений. Простое и сложное предложение.

1



159.

Простое и сложное предложение.

1



160.

Простое и сложное предложение.

1



161.

Р/р. Сочинение по личным наблюдениям «О чём чирикал воробей»

1



162.

Анализ и коррекция сочинений.

1





Речь.



8




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–принимать и сохранять учебную задачу;

–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные планируемые результаты

Уметь:

- определять тему текста, основной мысли, определять тест по стилю, находить смысловые связи в тексте.

- характеризовать текст, определять смысловые связи между частями текста.

- находить прямую речь, расставлять знаки препинания в ней.

- определять и раскрывать тему и главную мысль в сочинении - описании.

- находить в тексте фразеологизмы, олицетворения. Определять виды предложений. Использовать олицетворения в письменной и устной речи.





163.

Текст. Определение темы текста и основной мысли

1



164.

Смысловые связи между частями текста.

1



165.

Прямая речь.

1



166.

Контрольное списывание.

1



167.

Работа над ошибками.

1



168.

Прямая речь. Знаки

препинания при прямой речи.

1



169.

Учебно - деловая речь.

Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение).

1



170.

Фразеологизмы . Их значение в тексте.

Олицетворения в тексте. Образные сравнения.

1