СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку. 3 класс. "Развивающая программа Л. В. Занкова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку. 3 класс. "Развивающая программа Л. В. Занкова"

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку. 3 класс. "Развивающая программа Л. В. Занкова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.п. «Поселок Молодежный»

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

«Согласовано»

Руководитель МО

________/Цимбалист О. В./


Протокол № ___ от

«__»____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ«СОШ с.п. П. Молодежный»

__________/Максимова Н. Е./


«__»____________20___г.


«Согласовано»

Руководитель МБОУ «СОШ с.п. П. Молодежный»

__________/Иваровская О. Е./


Приказ № ___ от «__»____20___г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Русский язык»

3 класс


Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования,

примерной основной образовательной программы «Развивающая программа

Л. В. Занкова» и обеспечено УМК: учебниками «Русский язык» для 3 класса,

рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителя

(автор А. В. Полякова).






Учитель начальных классов

Чернышева Вера Сергеевна







2019/2020 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, программы по русскому языку Автор: Полякова А. В, Песняева Н.А.

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку. Программа систематического курса русского языка, разработанная на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет часов ( недели по часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет часа 5 часов в неделю, 170 часов в год.


МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На предмет «Русский язык» в 3 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 170 ч. (5 ч в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения обучающимися


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:


Обучающийся получит возможность для формирования

Основные формы достижения планируемых результатов

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.


– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.



В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);



В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность:

Основные формы достижения планируемых результатов

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речь для регуляции своего действия;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

– осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

– выражать собственное мнение, обосновывать его;

– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

– строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

– определять последовательность частей текста, составлять план.


– использовать в монологическом высказывании разные типы речи:

описание, повествование, рассуждение;

– сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

– актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;

согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова

в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;

в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

– использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

– узнавать позиционные чередования звуков;

– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму;

– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

– соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);



В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Лексика

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

– воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.



– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

– различать в тексте омонимы (на практическом уровне);

– понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

– ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.



В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.



– находить в словах постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

– оценивать правильность разбора слов по составу.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Морфология

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– находить начальную форму имени существительного;

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– находить начальную форму имени прилагательного и глагола;



– выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;

– оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;

– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

– устанавливать отличие предлогов от приставок.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Синтаксис

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

– различать предложение, словосочетание и слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.



– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

– выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность научиться:

Основные формы достижения планируемых результатов

- применять ранее изученные правила правописания;

- использовать правила:

- написания парных согласных в середине слова,

- непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;

- гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;

- написания разделительных ъ и ь;

- раздельного написания предлогов с другими словами;

- написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;

- написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения;

- написания безударных окончаний имён существительных множественного числа;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.

- применять правила правописания:

- правописание букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;

- объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;

- применять постановку запятых при однородных членах предложения;

- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;;

- познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/;

- осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие

- предотвратить их в последующих письменных работах;

- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.


В рамках всех предметных областей и во внеурочной деятельности



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

3 класс (170 часов)


I. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.

Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.

Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Реклама, афиша, различные виды объявлений.

Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.

Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

II. Система языка

Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.

Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.

Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление

о словосочетании типа управления.

Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.

Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Представление о словосочетании типа согласования.

Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.

Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложные слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.

Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.


Тематическое планирование

3 класс (170 часов)

Первое полугодие (75часов)

Предложение 3 ч

Главные и второстепенные члены предложения 9ч

Состав слова

Корень 4 ч

Корень и суффикс 7ч

Приставка 8 ч

Приставка и предлог 3 ч

Окончание 4 ч

Основа 6 ч

Слова с двойными согласными 5 ч

Сложные слова 5 ч

Парные согласные звуки в середине слова 10 ч

Слова с непроизносимыми согласными 7 ч

Словоизменение и словообразование 4ч

II полугодие (75 часов)

Изменение имен существительных по падежам 5 ч

Три склонения имен существительных 7 ч

Первое склонение имен существительных 16 ч

Множественное число имен существительных 1-го склонения 2 ч

Второе склонение имен существительных 6 ч

Второе склонение имен существительных мужского рода на 2 ч

Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц 2 ч

Второстепенный член предложения дополнение 2 ч

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе 4 ч

Второе склонение. Склонение имен существительных среднего рода 5ч

Второстепенный член предложения определение 5 ч

Однородные члены предложения 3 ч

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения 2 ч

Третье склонение имен существительных 3 ч

Множественное число имен существительных 3-го склонения 2ч

Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения 2 ч

Имя числительное 4 ч

Текст 3 ч



Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логиче­ские задания, аргументи­рованные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

  1. Формы организации познавательной деятельности:

    • фронтальная работа – диалог, полилог;

    • работа в статистических и сменных парах;

    • индивидуальная работа;

    • нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )

  • урок-экскурсия

  • урок-соревнование

  1. Используемые методы обучения :

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Проблемно-поисковый;

  • Метод стимулирования интереса к учению;

  • Метод самоконтроля;

  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3. Используемые технологии:

  • игровые технологии

  • технология создания ситуации успеха на уроке

  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания)

  • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)

  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)






Учебно-методическая литература для учителя

1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.М: «Просвещение», 2011г

2.Н.А. Песняева., С.В. Анащенкова. Русский язык: рабочая тетрадь 3 класс: в 2 ч. М: «Просвещение», 2011г

3.Полякова А.В. Русский язык: рабочая тетрадь 3 класс: в 2 ч. Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г

4.Полякова А.В., Песняева П.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы. Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г

5.Полякова А.В. Русский язык в началь­ной школе: 1-2 классы: Методические реко­мендации: Пособие для учителя. Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г

6. Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова- Самара:Издательский Дом «Фёдоров», 2011.

7. Интернет –ресурсы: www.zankov.ru

8. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфо­эпический, фразеологизмов.



Учебная литература для учащихся.

1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.М: «Просвещение», 2011г

2.Н.А. Песняева., С.В. Анащенкова. Русский язык: рабочая тетрадь 3 класс: в 2 ч. М: «Просвещение», 2011г


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения:

- классная доска;

- мультимедийный проектор (по возмож­ности);

- экспозиционный экран (по возможности);

- компьютер;

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с програм­мой обучения;

- видеофильмы, соответствующие темати­ке программы по русскому языку (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образова­тельные ресурсы, соответствующие те­матике программы по русскому языку.

Оборудование класса:

- ученические одноместные сто­лы с комплектом стульев;

- стол учи­тельский с тумбой;

- шкафы для хране­ния учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.;

- настенные доски для вывешивания иллюстративного ма­териала;













Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс (2019/2020 уч. г.)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Коррекция

Предложение. 3 часа

Главные и второстепенные члены предложения. 9 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,

– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации

о русском языке;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в сентябрь т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов).

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– выражать собственное мнение, обосновывать его.

1

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. с. 3-4

1

02.09.


2

Различение предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. с. 5-6

1

03.09.


3

Синтаксис. Различение предложений. с. 7-9

1

04.09.


4

Синтаксис. Главные члены предложения. с. 10-11

1

05.09.


5

Синтаксис. Главные члены предложения – основа предложения. с. 12-13

1

06.09.


6

Синтаксис. Главные члены предложения. с. 14-15

1

09.09.


7

Синтаксис. Подлежащее, выраженное местоимением. с. 16-18

1

10.09.


8

Различение главных и второстепенных членов предложения. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. с. 19-23

1

11.09.


9

Различение главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. с. 24-27

1

12.09.


10

Установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический

разбор предложения с.27-30

1

13.09.


11

Формирование орфографической зоркости. Вводный диктант.

1

16.09.


12

Р\р. Создание небольших собственных текстов на основе сюжетных картинок. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. с. 28

1

17.09.


Состав слова (морфемика)

Корень 4 часа

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,

– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации

о русском языке;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию

из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов).

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной,

и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– выражать собственное мнение, обосновывать его;

– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).

13 (1)

Состав слова. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Корень слова. с. 31-33

1

18.09.


14 (2)

Состав слова. Овладение понятием родственные

(однокоренные) слова. с. 34-35

1

19.09.


15(3)

Состав слова. Однокоренные слова. с. 34-35

1

20.09.


16 (4)

Состав слова. Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов. Фразеологизмы. с.36

1

23.09.


Корень и суффикс 7 часов + 1ч

17(1)

Состав слова. Суффикс. Словарный диктант. с. 37-38

1

24.09.


18(2)

Состав слова. Суффикс. Написание слов с суффиксами. с. 38-39

1

25.09.


19(3)

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Разбор слов по составу. с. 40-41

1

26.09.


20(4)

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Разбор слов по составу. с. 42-43

1

27.09.


21(5)

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Разбор слов по составу. с. 44-45

1

30.09.


22(6)

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Разбор слов по составу. с. 46-47

1

01.10.


23(7)

Практическое овладение диалогической формой речи.

Диалог, монолог. с. 48

1

02.10.


24(8)

Контрольная работа по теме « Состав слова. Корень и суффикс»

1

03.10.


Приставка 8 часов + 1ч

Приставка и предлог 3 часа + 1ч

25(1)

Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Какую работу выполняют приставки? с. 50-51

1

04.10.


26(2)

Состав слова. Написание приставок: от -, об -, о -, по -, про -, до -, под –. Словарный диктант. с. 52-53

1

07.10.


27(3)

Состав слова. Правописание слов с приставками над -, на -, за – с. 54-55

1

08.10.


28(4)

Состав слова. Разбор слов по составу. Проверочная работа. с. 56-57

1

09.10.


29(5)

Развитие речи. Обучающее изложение «Котёнок»

1

10.10.


30(6)

Состав слова. Работа над ошибками. с. 58-59

1

11.10.


31(7)

Состав слова. Представление о значении суффиксов и приставок.

Разбор слов по составу. с. 60-61

1

14.10.


32(8)

Формирование орфографической зоркости. Диктант по теме «Состав слова»

1

15.10.


33(9)

Отличие предлога от приставки. Работа над ошибками. с. 62-63

1

16.10.


34(10)

Отличие предлога от приставки. Правописание приставок и предлогов. с. 64

1

17.10.


35(11)

Отличие предлога от приставки. Правописание приставок и предлогов. с. 66

1

18.10.


36(12)

Проверочная работа.

1

21.10.


37(13)

Состав слова. Работа над ошибками. Разбор слов по составу. с. 67-68

1

22.10.


Окончание 4 часа

38(1)

Контрольная работа за 1 четверть.

1

23.10.


39(2)

Состав слова. Работа над ошибками. Окончание. Разбор слов по составу. с. 69-70

1

24.10.


40(3)

Состав слова. Начальная форма имён существительных. с. 71-72

1

25.10.


41(4)

Состав слова. Разбор слов по составу. с. 73-74

1

05.11.


Основа 6 часов

42(1)

Состав слова. Основа слова. Словарный диктант. с. 75-76

1

06.11.


43(2)

Состав слова. Разбор слов по составу. с. 77-78

1

07.11.


44(3)

Состав слова. Разбор слов по составу. с. 79-80

1

08.11.


45(4)

Состав слова. Разбор слов по составу. с. 81

1

11.11.


46(5)

Состав слова. Безударные гласные в корне слова. Тест. с. 82

1

12.11.


47(6)

Состав слова. Разбор слов по составу. Тест.

1

13.11.


Слова с двойными согласными 5 часов + 1ч

Личностные УУД

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные УУД

-Развитие умения подбирать проверочные лова к словам с безударной гласной в корне. Формирование умения сравнивать основы разных форм одного и того же слова, устанавливать общее и различное в их составе. Развитие творческих и коммуникативных способностей

-Развитие умения видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий, а в других слышится одиночный звук, правильно обозначать двойной согласный на письме, формулировать вывод по результатам сравнения. Формирование умения переносить слова с двойными согласными

-Развитие умения разбирать слова с двойными согласными по составу, находить такие слова в тексте

-Развитие умения работать в группе, анализировать задания к упражнениям, распределять обязанности в паре, оценивать результат выполнения по словарю и на основании взаимопроверки

-Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие внимательности и умения самопроверки работы

48(1)

Применение правил правописания: двойные согласные. с. 83-84

1

14.11.


49 (2)

Применение правил правописания: двойные согласные. Перенос слов с двойными согласными. с. 85-86

1

15.11.


50(3)

Применение правил правописания: двойные согласные. Разбор слов с двойными согласными по составу. Словарный диктант. с. 87-89

1

18.11.


51(4)

Применение правил правописания: двойные согласные. Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными. с. 90-91

1

19.11.


52(5)

Формирование орфографической зоркости. Диктант по теме

«Правописание слов с двойными согласными»

1

20.11.


53(6)

Применение правил правописания: двойные согласные.

Работа над ошибками.

1

21.11.


Сложные слова 5 часов + 1ч

Личностные УУД

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

Метапредметные УУД

-Развитие умения наблюдать за сложными словами, анализировать их состав. Разбирать сложные слова по составу, самостоятельно образовывать сложные слова по предложенной схеме. Развитие умения формулировать вывод на основе наблюдений. Формирование умения на практике использовать правило написания сложных слов

-Развитие умения полностью и последовательно излагать свои мысли на письме, развитие речи. Формирование умения определять последовательность частей текста, составлять план

-Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах

54(1)

Применение правил правописания: соединительные буквы –о и –е

в сложных словах. Образование сложных слов. с. 92-93

1

22.11.


55(2)

Применение правил правописания: соединительные буквы –о и –е

в сложных словах. Образование сложных слов. с. 94-95

1

25.11.


56(3)

Применение правил правописания: соединительные буквы –о и –е

в сложных словах. Правописание сложных слов. с. 96

1

26.11.


57(4)

Применение правил правописания: соединительные буквы –о и –е

в сложных словах. Правописание сложных слов. с. 97

1

27.11.


58(5)

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Шишкина

«В лесу Графини Мордвиновой»

1

28.11.


59(6)

Развитие речи. Работа над ошибками. Правописание

сложных слов. Закрепление

1

29.11.


Парные согласные звуки в середине слова 10 часов

Личностные УУД

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Метапредметные УУД

-Развитие умения проверять написание парных согласных в середине слова. Правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной. Формирование умения анализировать и доказывать правописание парных согласных в середине слова

-Развитие умения проверять написание парных согласных в конце слова, правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной. Освоение алгоритма проверки правописания парной согласной

-Развитие умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова, правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной

60(1)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Парные согласные звуки в конце слова. с. 98-100

1

02.12.


61(2)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие

согласные в корне слова. с. 101-102

1

03.12.


62(3)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие

согласные в корне слова. Словарный диктант. с. 103-105

1

04.12.


63(4)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Закрепление. с. 106-108

1

05.12.


64(5)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Закрепление. с. 109-111

1

06.12.


65(6)

Развитие речи. Обучающее изложение «Кто живёт в дупле»

1

09.12.


66(7)

Развитие речи. Анализ изложений. Работа над ошибками.

1

10.12.


67(8)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Тест. с. 112-113

1

11.12.


68(9)

Формирование орфографической зоркости. Диктант по теме:

«Правописание парных согласных»

1

12.12.


69(10)

Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Работа над ошибками. с. 114

1

13.12.


Слова с непроизносимыми согласными 7 часов + 4ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие речевого слуха. Формирование умения сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными. Освоение алгоритма обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова на изучаемое правило

-Развитие умения различать на слух и в текстах слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Формирование умения работать в парах

-Освоение алгоритма обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова на изучаемое правило.

-Развитие умения комментировать правописание слов с непроизносимыми согласными, применять правило проверки в различных видах работы

-Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы

Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания непроизносимых согласных

-Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы

70(1)

Применение правил правописания: непроизносимые согласные. с. 115-117

1

16.12.


71(2)

Применение правил правописания: непроизносимые согласные. Слова с непроизносимыми согласными. с. 118-119

1

17.12.


72(3)

Формирование орфографической зоркости. Контрольный

диктант за 2 четверть.

1

18.12.


73(4)

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить . Словарный диктант

1

19.12.


74(5)

Применение правил правописания: непроизносимые согласные. с.120-121

1

20.12.


75(6)

Применение правил правописания: непроизносимые согласные. с. 122-123

1

23.12.


76(7)

Проверочная работа по теме «Непроизносимые согласные». Тест.

1

24.12.


77(8)

Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных. с. 124

1

25.12.


78(9)

Развитие речи. Сочинение «Школьная ёлка», использование синонимов.

1

26.12.


79(10)

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Словарная работа.

1

27.12.


80(11)

Применение правил правописания: непроизносимые согласные. с. 125

1

13.01.


Словоизменение и словообразование 4 часа + 1ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Освоение умения составлять план изучения темы, выстраивать работу в соответствии плана.

- Развитие умения обобщать и сравнивать изученный материал.

-Формирование бережного отношения к родному языку, любви и уважения к Отечеству, интереса к письму, интереса к изучению языка.

-Формирование умения передавать основную мысль текста.

-Развитие речи и творческого мышления.

-Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах

81(1)

Лексика. Понятие о словоизменении. с. 126-127

1

14.01.


82(2)

Лексика. Понятие о словообразовании. с. 128-129

1

15.01.


83(3)

Лексика. Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования. с. 130-131

1

16.01.


84(4)

Развитие речи. Сжатое изложение (упр. № 262). с. 131

1

17.01.


85(5)

Развитие речи. Работа над ошибками в изложении. Закрепление.

1

20.01.


Изменение имен существительных по падежам 5 часов

Личностные УУД

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Метапредметные УУД

-Освоение понятия о склонении имён существительных, как об изменении их по падежам. Развитие логических способностей

-Освоение понятий: «начальная форма имени существительного» и «косвенные падежи имени существительного».

-Формирование умения склонять существительные по падежам

-Развитие умения задавать вопросы к существительным в косвенных падежах, определять по вопросу падеж

86(1)

Изменение существительных по падежам. Склонение. с. 3-4

1

21.01.


87(2)

Изменение существительных по падежам. Начальная форма

имен существительных. с. 5

1

22.01.


88(3)

Изменение существительных по падежам. Косвенные падежи

имен существительных. с. 6-7

1

23.01.


89(4)

Изменение существительных по падежам. Определение падежей существительных с предлогами. с. 8-9

1

24.01.


90(5)

Изменение существительных по падежам. Определение склонения имен существительных и их падежей. с. 10

1

27.01.


Три склонения имен существительных 7 часов

Личностные УУД

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Метапредметные УУД

-Развитие умения находить отличительные особенности имён существительных в именительном и винительном падежах. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать свой ответ, используя теоретические знания

-Развитие умения находить основание для классификации слов по склонениям, соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.

-Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах.

-Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

-Развитие орфографической зоркости, творческого мышления.

-Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения в родительном падеже.

-Развитие умения сравнивать и анализировать орфограммы. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- Формирование умения владеть монологической и диалогической формами речи

-Развитие умения правильно писать окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах, моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения окончаний существительных

-Формирование умения передавать содержание текста.

-Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости

91(1) Морфология. Три склонения имен существительных. с. 11-12 28.01


92(2) Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 29.01.

склонению. Первое склонение имен существительных. с. 13-15


93(3) Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 30.01.

склонению. Второе склонение имен существительных. с. 16-17


94(4) Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 31.01.

склонению. Третье склонение имен существительных. с. 17-18

95(5) Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 03.02.

склонению. Определение склонений у существительных в

косвенных падежах. с. 19-20


96(6) Развитие речи. Типы текстов. 04.02.


97(7) Морфологический разбор имен существительных. с. 21 05.02.

05.02.Первое склонение имен существительных 16 часов

Личностные УУД

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Метапредметные УУД

-Развитие умения находить отличительные особенности имён существительных в именительном и винительном падежах. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать свой ответ, используя теоретические знания

-Развитие умения находить основание для классификации слов по склонениям, соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.

-Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах.

-Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

-Развитие орфографической зоркости, творческого мышления.

-Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения в родительном падеже.

-Развитие умения сравнивать и анализировать орфограммы. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- Формирование умения владеть монологической и диалогической формами речи

-Развитие умения правильно писать окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах, моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения окончаний существительных

-Формирование умения передавать содержание текста.

-Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости

98(1)

Изменение существительных по падежам. Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. с. 22-23

1

06.02.


99(2)

Изменение существительных по падежам. Первое склонение существительных. Отличие именительного падежа от винительного.с.24-25

1

07.02.


100(3)

Изменение существительных по падежам. Определение падежа существительных первого склонения. с. 26-27

1

10.02.


101(4)

Изменение существительных по падежам. Окончания существительных первого склонения в родительном падеже. с. 28-29

1

11.02.


102(5)

Изменение существительных по падежам. Написание имён существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах. с. 30-31

1

12.02.


103(6)

Изменение существительных по падежам. Окончания имён существительных первого склонения в дательном

и предложном падежах. с. 32-33

1

13.02.


104(7)

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

1

14.02.


105(8)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения

в дательном и предложном падежах. с. 34-35

1

17.02.


106(9)

Изменение существительных по падежам. Определение падежа имён существительных первого склонения. Словарный диктант. с. 36-37

1

18.02.


107(10)

Изменение существительных по падежам. Правописание окончаний имён существительных первого склонения в родительном,

дательном и предложном падежах. с. 38-39

1

19.02.


108(11)

Формирование орфографической зоркости. Контрольное списывание

1

20.02.


109(12)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками.

Творительный падеж имён существительных первого склонения. с. 40-41

1

21.02.


110(13)

Изменение существительных по падежам. Правописание окончаний имён существительных первого склонения в творительном падеже.

Словарный диктант. с. 42-43

1

25.02.


111(14)

Изменение существительных по падежам. Правописание окончаний имён существительных первого склонения. Разбор предложений

по членам предложения. с. 44-45

1

26.02.


112(15)

Формирование орфографической зоркости. Диктант по теме

« Изменение существительных 1 склонения по падежам ».

1

27.02.


113(16)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных первого склонения.

1

28.02.


Множественное число имен существительных 1-го склонения 2 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

114(1)

Изменение существительных по числам. Множественное число имён существительных первого склонения. с. 46-48

1

02.03.


115(2)

Изменение существительных по числам. Множественное число имён существительных первого склонения. Словарный диктант. с. 49-50

1

03.03.


Второе склонение имён существительных 6 часов

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

116(1)

Изменение существительных по падежам. Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием. с. 51-52

1

04.03.


117(2)

Изменение существительных по падежам. Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных второго склонения. с. 52-54

1

05.03.


118(3)

Развитие речи. Сочинение «Мой самый родной человек»

1

06.03.


119(4)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками. Творительный и предложный падежи имён

существительных 2 склонения. с. 55-56

1

10.03.


120(5)

Изменение существительных по падежам. Правописание безударных окончаний существительных второго склонения. с. 57-58

1

11.03.


121(6)

Изменение существительных по падежам. Правописание безударных окончаний существительных второго склонения. с. 59-60

1

12.03.


Второе склонение имен существительных мужского рода на –й 2 часа + 1ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

122(1)

Изменение существительных по падежам. Склонение имён существительных мужского рода на –й. с. 61-62

1

13.03.


123(2)

Формирование орфографической зоркости. Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения»

1

16.03.


124(3)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками. Повторение склонения имён сущ. 2 склонения. с. 63

1

17.03.


Правописание о и е в окончаниях существительных после букв,

обозначающих шипящие звуки и звук ц 2 часа + 1ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

125(1)

Применение правил правописания: буквы о, и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях

существительных. с. 64-66

1

18.03.


126(2)

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана «Март»

1

19.03.


127(3)

Работа над ошибками. Правописание о, и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.с.67

1

20.03.


Второстепенный член предложения дополнение 2 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

128(1)

Синтаксис. Второстепенный член предложения – дополнение. с. 68-69

1

13.04..


129(2)

Синтаксис. Второстепенный член предложения – дополнение. с. 69-70

1

14.04.


Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе 4 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

130(1)

Изменение существительных по падежам. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. с. 71-72

1

15.04.


131(2)

Изменение существительных по падежам. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. с. 73-75

1

16.04.


132(3)

Развитие речи. Обучающее изложение с элементами сочинения

1

17.04.


133(4)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками. Склонение имён существительных мужского рода

во множественном числе. с. 75

1

20.04.


Второе склонение. Склонение имен существительных среднего рода 4 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

134(1)

Изменение существительных по падежам. Склонение имён существительных среднего рода в единственном

числе. Словарный диктант. с. 76-78

1

21.04.


135(2)

Изменение существительных по падежам. Склонение имён существительных среднего рода во множественном числе. с. 79-80

1

22.04.


136(3)

Изменение существительных по падежам. Правописание окончаний имён существительных второго склонения. с. 81-82

1

23.04.


137(4)

Изменение существительных по падежам. Правописание окончаний существительных второго склонения. с. 83

1

24.04.


Второстепенный член предложения - определение 4 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

138(1)

Синтаксис. Второстепенный член предложения – определение. с. 84-85

1

27.04.


139(2)

Синтаксис. Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами. с. 86-87

1

28.04.


140(3)

Синтаксис. Второстепенный член предложения – определение. с. 88-89

1

29.04.


141(4)

Итоговая работа. Мониторинг УУД (конец года)

1

30.04.


Однородные члены предложения 3 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

142(1)

Синтаксис. Однородные члены предложения. Анализ работы.

Работа над ошибками. с. 90-91

1

04.05.


143(2)

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Словарный диктант. с. 92-93

1

05.05.


144(3)

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Закрепление. с. 94

1

06.05.


Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения 2 часа + 1ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

145(1)

Синтаксис. Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Схема предложения. с. 95

1

07.05.


146(2)

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да. с. 96

1

08.05.


147(3)

Формирование орфографической зоркости. Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения».

1

11.05.


Третье склонение имен существительных 3 часа + 2ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

148

(1)

Изменение существительных по падежам. Третье склонение имён существительных. с. 97-98

1

12.05.


149

(2)

Изменение существительных по падежам. Падежные окончания имён существительных третьего склонения. с. 99-100

1

13.05.


150

(3)

Изменение существительных по падежам. Множественное число имён существительных третьего склонения. с. 101-102

1

14.05.


151(4)

Развитие речи. Изложение контрольное

1

15.05.


152

(5)

Изменение существительных по падежам. Работа над ошибками. Падежные окончания существительных во множественном числе. с. 103

1

18.05.


Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения 2 часа + 1ч

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

153

(1)

Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих

на конце существительных. Словарный диктант. с. 104

1

19.05.


154

(2)

Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих

на конце существительных. с. 105

1

20.05.


155

(3)

Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих

на конце существительных. Тест. с. 106

1

21.05.


Имя числительное 4 часа

Личностные УУД

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

Метапредметные УУД

-Развитие умения склонять имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения.

-Формирование умения работы в парах

-Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

-Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

-Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

156(1)

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. с. 107-108

1

22.05.


157(2)

Количественные и порядковые числительные. Словарный диктант. с. 109

1

25.05.


158(3)

Развитие речи. Обучающее изложение

1

26.05.


159(4)

Имя числительное. Работа над ошибками. Закрепление. с. 111

1

27.05.


Текст 3 ч

160(1)

Текст. Главная мысль текста. с. 112-113

1

28.05.


161(2)

Текст. Стили речи. с. 114-116

1

15.05.


162(3)

Текст. План текста. с. 117-118

1

18.05.


Повторение пройденного 11ч

Личностные УУД

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Метапредметные УУД

-Развитие умения находить отличительные особенности имён существительных в именительном и винительном падежах. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать свой ответ, используя теоретические знания

-Развитие умения находить основание для классификации слов по склонениям, соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.

-Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах.

-Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

-Развитие орфографической зоркости, творческого мышления.

-Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения в родительном падеже.

-Развитие умения сравнивать и анализировать орфограммы. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- Формирование умения владеть монологической и диалогической формами речи

-Развитие умения правильно писать окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах, моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения окончаний существительных

-Формирование умения передавать содержание текста.

-Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости

163

Состав слова

1

19.05.


164

Словоизменение и словообразование

1

20.05.


165

Склонение имен существительных

1

21.05.


166

Контрольный диктант по изученным в 3 классе темам.

1

22.05.


167

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

25.05.


168

Второстепенные члены предложения

1

26.05.


169

Мягкий знак на конце существительных третьего склонения

1

27.05.


170

Развитие речи. Сочинение «Здравствуй, лето!»

1

28.05.