1 | Русский язык в современном мире (п. 1) | | | 1 | Знакомство с учебником. Место русского языка в кругу славянских языков. Функции русского языка. (15 мин.) | Материал п. 1, работа с таблицей «Основные характеристики языка», выполнение упражнений (текст), «советы помощника». (30 мин.) | Работа в группах, совместная, индивидуальная деятельность. | Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях. | Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности. |
2-3 | Речь. Речевое общение (п. 2) Диагностическая проверочная работа. | | | 2 | Устная и письменная речь. (5 мин.) | Материал п. 2, «Советы помощника», опрос: презентации, составление кластера «Речь», рабочая тетрадь. (40 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Углубление знаний о взаимосвязи речи и языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
4 | Речевой этикет (п. 3) | | | 1 | Речевая ситуация, речевая задача. (5 мин.) | Материал п. 3, орфографический тренинг, опрос: крылатые слова, анализ текста, практикум. (35 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). |
5–6 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Типы и стили речи. Текст. (10 мин.) | Материал у. 21, переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём. (35 мин.) | Беседа, работа в парах (со словарем), самостоятельная работа. | Умение создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
7 | Функциональные разновидности языка (п. 4) | | | 2 | Функциональные разновидности языка. (10 мин.) | Орфографический тренинг, аудирование у. 26, «Дебаты», «Советы помощника», работа с таблицей. (35 мин.) | Работа в командах. | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
8 | Текст | | | 1 | Текст. (10 мин.) | Актуализация знаний у. 32, кластер с. 20, переработка текста у. 33, проверочная работа у 36. (35 мин.) | Работа в парах, самостоятельная работа. | Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). |
9 10 | Система частей речи в русском языке. (п.5) Контрольный диктант по повторению.. | | | 1 1 | Самостоятельные и служебные части речи. (10 мин.) Знание самостоятельных и служебных частей речи, изученных орфограмм. | Материал у. 37-38, «Советы помощника», практикум у. 39, рабочая тетрадь, кластер. (35 мин.) Тетрадь для контрольных работ | Коллективная работа, работа в парах с кластером. Самостоятельная работа | Актуализация знаний о системе частей речи. Умение правильно определять изученные ранее части речи, применять изученные орфографические правила на практике | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). Навык грамотного письма (П), анализ уровня владения изученным материалом(Р). |
11-12 | Понятие о причастии (п. 7) | | | 2 | Причастие как особая форма глагола. (15 мин.) | У. 41, «Советы помощника», работа с текстом у. 42, словосочетание у. 43, редактирование у. 47. (30 мин.) | Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм). | Умение опознавать причастие как особую форму глагола. | Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К). |
13-14 | Признаки глагола и прилагательного у причастия (п. 8) | | | 2 | Морфологические признаки причастия. (15 мин.) | Таблица у. 49, практикум у. 50, 57, орфографический тренинг у. 54, 56, рабочая тетрадь, проверочная работа у. 55. (30 мин.) | Беседа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение определять грамматические признаки причастия. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
15-16 | Причастный оборот (п. 9) | | | 2 | Причастный оборот. (15 мин.) | Орфографический тренинг, анализ у. 60, практикум у. 62-65, редактирование у. 67, проверочная работа (рабочая тетрадь). (30 мин.) | Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»). | Умение опознавать причастные обороты, правильно расставлять знаки препинания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
17 | Действительные и страдательные причастия (п. 10) | | | 1 | Значение причастий. (10 мин.) | Материал п. 10, орфографический тренинг, составление кластера, практикум у. 71, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Беседа, работа в парах. | Умение опознавать действительные и страдательные причастия. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
18 | Р/р Сжатое изложение | | | 1 | Приемы сжатия текста. (10 мин.) | Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). |
19-20 | Полные и краткие формы причастий (п. 11) | | | 2 | Полные и краткие формы причастий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 73, 74, практикум у. 75-79, рабочая тетрадь, сочинение у. 81. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
21 | Причастия настоящего и прошедшего времени (п. 12) | | | 1 | Время причастий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 82, работа со схемой, практикум у. 83, рабочая тетрадь, пересказ у. 84. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
22-23 | Образование действительных причастий (п. 13) | | | 2 | Образование причастий. (10 мин.) | Актуализация знаний о спряжении, материал для наблюдений у. 85, работа со схемой, практикум у. 87-92, рабочая тетрадь, работа с текстом у. 94. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
24-25 | Образование страдательных причастий (п. 13) Тест по теме «Действительные и страдательные причастия» | | | 2 | Образование причастий. (10 мин.) | Материал п. 13, работа с таблицей, кластером, практикум у. 97-100, создание презентации, тест - рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение распознавать и образовывать формы причастий. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
26-27 | Р/р Работа с информацией | | | 2 | Текст. | Текст и задания к нему. | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо. | Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), владение письменной речью (К). |
28-29 | Правописание гласных перед н и нн в причастиях (п. 15) | | | 2 | Полные и краткие страдательные причастия. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 103, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.104-108, рабочая тетрадь, текст у. 110. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
30-31 | Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (п. 16) | | | 2 | Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 111, 112, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.113-117, рабочая тетрадь, текст у. 118. (35 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с кластером в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация, преобразование информации (П). |
|
32 | Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных (п. 17) | | | 1 | Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные. (10 мин.) | Орфографический практикум у. 120-123, работа с кластером у. 124, рабочая тетрадь – тест. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
33 | Морфологический разбор причастия (п. 18) | | | 1 | Причастие как особая форма глагола. (10 мин.) | П. 18, «Советы помощника», работа с текстом у. 127, практикум рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение выполнять морфологический разбор причастия. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
34-35 | Правописание не с причастиями (п. 19) | | | 2 | Правописание не с причастиями. (10 мин.) | Проверочная работа, актуализация знаний у. 129, материал для наблюдения у. 130-132, работа с таблицей у. 133, алгоритм «Советы помощника». (35 мин.) | Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект). | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
36 | Р/р Изложение | | | 1 | Приемы сжатия текста. (10 мин.) | У. 139. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К). |
37 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (п. 20) | | | 1 | Написание суффиксов причастий. (5 мин.) | Актуализация знаний у. 140, материал для наблюдения у. 141-142, орфографический тренинг у. 143- 144, творческая работа у. 146. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, со-поставление (П), создание текста (К). |
38-39 | Повторение темы «Причастие» (п. 21) | | | 2 | Причастие как особая форма глагола. Образование и написание причастий. (10 мин.) | Материал п. 21. (35 мин.) | Работа в группах, парах, проект. | Умение выполнять тестовые задания. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
40-41 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками | | | 2 | Морфологические признаки и написание причастий. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная индивидуальная работа с текстом. | Проверка уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). |
42 | Понятие о деепричастии (п. 22) | | | 1 | Деепричастие как особая форма глагола. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 147-150, задания поискового характера у. 151, 153, «Советы помощника». (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение опознавать деепричастие как особую форму глагола. | Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К). |
43-44 | Деепричастный оборот (п. 23) | | | 2 | Деепричастный оборот. (15 мин.) | Материал для наблюдения у. 155-156, поисковая работа у. 159-162, комплексный анализ текста (рабочая тетрадь). (30 мин.) | Коллективная, индивидуальная деятельность (игра «Агент 007»). | Умение опознавать деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
45 | Р/р Тезисный план текста | | | 1 | Текст. (5 мин.) | Материал у. 165, «Советы помощника», беседа. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение составлять тезисный план текста. | Выбор нравственно-эстетических ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
46-47 | Правописание не с деепричастиями (п. 24) | | | 2 | Написание деепричастий. (5 мин.) | Орфографический тренинг, рабочая тетрадь у. 3, материал для наблюдений у. 166, поисковая работа у. 167-168, «Советы помощника», комплексный анализ текста у. 172. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
48-49 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида (п. 25) | | | 2 | Деепричастие как особая форма глагола. (5 мин.) | Актуализация знаний, практикум у. 173-175, «Советы помощника», работа с таблицей у. 178, работа с текстом у. 182. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение образовывать деепричастия. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
50 | Р/р Сочинение-описание картины | | | 1 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. (5 мин.) | У. 181-182. (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Развитие умения создавать текст-описание. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
51 | Рассуждение и его виды (п. 26) | | | 2 | Текст как речевое произведение. (10 мин.) | Актуализация знаний у. 183, поисковые задания у. 187-189, создание текстов у. 191. (35 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа над мини-проектом в группе. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
52-53 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Текст как речевое произведение. (5 мин.) | У. 193. (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
54 | Морфологический разбор деепричастия (п. 27) | | | 1 | Деепричастие как особая форма глагола. (5 мин.) | Орфографический тренинг, материал п. 27, у. 194, работа со словарём. (40 мин.) | Работа в парах, коллективная, мини-проект. | Умение выполнять морфологический разбор деепричастия. | Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
55-56 | Повторение темы «Деепричастие» (п. 28) | | | 2 | Деепричастие как особая форма глагола. Образование и написание деепричастий. (10 мин.) | Аудирование, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия. (35 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение выполнять тестовые задания. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
57-58 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками | | | 2 | Морфологические признаки и написание деепричастий. Приёмы сжатия текста. | Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа, работа в парах. | Умение анализировать грамматические формы, образовывать деепричастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), умение вступать в диалог, рефлексия (К). |
59-60 | Наречие как часть речи (п. 29) | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (15 мин.) | Актуализация и углубление знаний о наречии у. 196-197, поисковые задания у. 198-199, материал для наблюдений с. 108, практикум у. 200-202. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия, отличать наречия от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
61-62 | Разряды наречий по значению (п. 30) | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 204, работа с текстом у. 207. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять разряды наречий, группировать наречия по заданным признакам. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
63-64 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Текст как речевое произведение. (5 мин.) | Текст «Как растения-иностранцы Россию осваивали». (40 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
65-66 | Степени сравнения наречий (п. 31) | | | 2 | Сравнительная степень наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 209-214, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 215. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий.. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
67-68 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) (п. 32) Проверочная работа. | | | 2 | Написание наречий. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 216, практикум у. 217-220, тест рабочая тетрадь, работа со словарём. (35 мин.) | Работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
69-70 | Морфологический разбор наречия (п. 33) | | | 2 | Морфологические признаки имени наречия. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений (порядок и образец разбора наречия), работа с текстом у. 221, 222. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки наречия. | Мотивация к учению (Л), смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). |
71-72 | Одна и две буквы н в наречиях на о (е) (п. 34) | | | 2 | Словообразование наречий. (15 мин.) | Актуализация знаний, материал для наблюдения у. 223, практикум у. 224, «Советы помощника» к у. 225, работа с текстом у. 227, работа со словарём. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). |
73 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий (п. 35) | | | 1 | Написание гласных после шипящих. (10 мин.) | Актуализация знаний (выборочный диктант), работа с орфограммой у. 228, практикум у. 229, «Советы помощника» к у. 230. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, группе. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). |
74 | Буквы о и а на конце наречий (п. 36) | | | 1 | Словообразование наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 232, практикум у. 233, «Советы помощника» к у. 234, словарная работа с. 125, работа с текстом у. 235. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К). |
75-76 | Дефис между частями слова в наречиях (п. 37)Тестовая проверка знаний. | | | 2 | Словообразование наречий. (10 мин.) | Рабочая тетрадь с. 5-7, материал для наблюдения у. 236, практикум у. 237, 239, «Советы помощника к у. 238, работа с текстом у. 240. (35 мин.) | Работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П). |
77 | Р/р Изложение | | | 1 | Текст. (5 мин.) | У. 241. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, написание изложения. (40 мин.) | Коллективная и индивидуальная работа. | Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), смысловое чтение (П), владение письменной речью (К). |
78-79 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (п. 38) | | | 2 | Словообразование наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, работа с таблицей у. 242, практикум у. 243-245, «Советы помощника» к у. 246, 247, работа со словарём. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
80 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий (п. 39) | | | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 250, правило, практикум у. 249, 251, комплексный анализ текста у. 252. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение использовать алгоритм правила правописания. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
81-82 | Р/р Речевая характеристика героя. | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. (10 мин.) | У. 252. | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать изложение с заданной степенью свернутости. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
83-84 | Повторение темы «Наречие» (п. 40) | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. (15 мин.) | Рабочая тетрадь п. 39, 40, учебник материал п. 40. (30 мин.) | Работа в группе, парах (взаимопроверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания наречий. | Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
85-86 | Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками | | | 2 | Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия. | Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение анализировать текст, использовать наречия в речи, правильно оформлять на письме. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). |
87 | Предлог как часть речи (п. 41) | | | 1 | Предлог как служебная часть речи, значения предлогов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 253, практикум у. 254, «Советы помощника» к у. 255. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
88-89 | Предлоги производные и непроизводные (п. 42) | | | 2 | Грамматические омонимы. (10 мин.) | Материал для наблюдений у. 257, практикум у. 258, рабочая тетрадь п. 42 у. 1, продолжение текста у. 311, таблица у. 259 (35 мин.) | Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа. | Правописные умения, основанные на умении верно определять часть речи. | Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К). |
90-91 | Р/р Сочинение | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | Актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
92 | Предлоги простые и составные (п. 43) | | | 1 | Предлог как часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 265, 266, создание текстов у. 268, 269, рабочая тетрадь у. 1. (35 мин.) | Беседа, работа в группах, парах. | Умение различать предлоги по структуре, использовать их в речи. | Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К), соблюдение норм устной и письменной речи (К). |
93-94 | Правописание предлогов (п. 44) | | | 2 | Морфологическая характеристика предлогов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 271, «Советы помощника», практикум у. 272-276, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 278, рабочая тетрадь. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
95-96 | Употребление предлогов в речи (п. 45) | | | 2 | Предлоги-синонимы и антонимы. (5 мин.) | Орфографический тренинг, практикум у. 280-282, грамматические нормы у. 284-288, рабочая тетрадь у. 1-3. (35 мин.) | Работа в парах. | Развития умения соблюдать грамматические нормы. | Формулирование проблемы, анализ, сравнение (П), соблюдение норм речи, умение вступать в диалог (К). |
97 | Морфологический разбор предлога (п. 46) | | | 1 | Морфологические признаки предлога. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдений (порядок и образец разбора предлога), работа с текстом у. 292. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки предлога. | Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). |
98-99 | Повторение темы предлог. Тест (п. 47) | | | 2 | Общее грамматическое значение, морфологические признаки, написание предлогов. (15 мин.) | Рабочая тетрадь, учебник материал п. 46, тест. (30 мин.) | Работа в группе, парах (взаимопроверка). | Умение характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания предлогов. | Анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
100 | Союз как часть речи (п. 48) | | | 1 | Союз как служебная часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 294, практикум у. 295, 296, работа с текстом у. 255. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
101 | Разряды союзов (п. 49) | | | 1 | Грамматическое значение и структура союзов. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 298, теоретический материал, практикум у. 299-301. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять разряды союзов. | Смысловое чтение, классификация, выведение следствий (П), соблюдение норм речи, умение всту-пать в диалог (К). |
102 | Сочинительные союзы (п. 50) | | | 1 | Разряды сочинительных союзов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 303, составление кластера по теории п. 50, практикум у. 304, составление схем, моделирование у. 305, 306. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять сочинительные союзы, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). |
103-104 | Подчинительные союзы (п. 51) | | | 2 | Разряды подчинительных союзов. (10 мин.) | Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 307, составление кластера по таблице п. 51, практикум у. 309, составление схем, моделирование. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять подчинительные союзы, составлять схемы предложений. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). |
105-107 | Правописание союзов (п. 52) | | | 3 | Морфологическая характеристика союзов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 310, 312, 314, «Советы помощника», практикум у. 311, 313, 315 составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 316, рабочая тетрадь. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
108-109 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | У. 316, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
110-112 | Союзы и союзные слова (п. 53) | | | 3 | Морфологическая характеристика союзов, омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения с. 172, работа с таблицей, практикум у. 320, 322, рабочая тетрадь, разноаспектный анализ текста у. 323. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (проектная). | Умение различать союзы и союзные слова. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
113-114 | Союзы в простых и сложных предложениях (п. 54) | | | 2 | Предложение. (10 мин.) | Материал для наблюдения с. 324, работа с теорией, практикум у. 325-328, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 332. (35 мин.) | Коллективная работа. | Развитие умений анализировать синтаксис предложения. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К). |
115 | Морфологический разбор союза (п. 55) | | | 1 | Морфологические признаки союза. (10 мин.) | Материал п. 55. Орфографический тренинг, таблица, практикум у. 333, 334, проверочная работа - рабочая тетрадь. (35 мин.) | Работа под руководством учителя, работа в парах. | Умение выполнять морфологический разбор союза. | Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление самооценки (Р). |
116 | Повторение темы «Союз» (п. 56) | | | 1 | Морфологические признаки союза. (10 мин.) | Материал п. 56, разноаспектный анализ текста (рабочая тетрадь с. 38-39). (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). |
117-118 | Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками | | | 2 | Союз как служебная часть речи. (10 мин.) | Тест (рабочая тетрадь). | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение различать, использовать и характеризовать союзы. | Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К). |
119 | Частица как часть речи (п. 57) | | | 1 | Частица как служебная часть речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 336, «Советы помощника», практикум у. 337, работа с текстом у. 338. (35 мин.) | Работа под руководством учителя, работа в парах. | Умение характеризовать роль, морфологические признаки частицы, отличать частицыот слов других частей речи. | Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
120-121 | Разряды частиц (п. 58) | | | 2 | Морфологические признаки частицы. Омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения у. 339, работа с теорией, практикум у. 340, 341, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 342. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение характеризовать формообразующие и смысловые частицы. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений, преобразование информации (П). |
122 | Правописание частиц (п. 59) | | | 1 | Морфологические признаки частицы. Омонимия. (10 мин.) | Материал для наблюдения рабочая тетрадь, теория, практикум у. 348-350, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 352. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, мини-проект. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
123-124 | Правописание частицы не (п. 60) | | | 2 | Не с различными частями речи. (15 мин.) | Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 354, «Советы помощника», практикум у. 355-357, работа с текстом у. 360. (30 мин.) | Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
125-126 | Разграничение не и ни (п. 61) | | | 2 | Употребление не и ни. (15 мин.) | Материал для наблюдения у. 361, таблица, практикум у. 363, 364, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 368. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Правописные умения. | Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П). |
127-128 | Р/р Сочинение-рассуждение | | | 2 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста. (10 мин.) | У. 368, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение определять речевую задачу, выбирать языковые средства, писать сочинение заданного типа. | Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К). |
129 | Повторение темы «Частица» (п. 62) | | | 1 | Частица как служебная часть речи. (10 мин.) | Материал п. 62, разноаспектный анализ текста у. 3, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил. | Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П). |
130-131 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» | | | 2 | Служебные части речи. Текст. | Разноаспектный анализ текста. | Индивидуальная самостоятельная работа. | Умение различать, использовать и характеризовать служебные части речи. | Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К). |
132-133 | Междометие (п. 63) | | | 2 | Междометие как часть речи. (5 мин.) | Материал для наблюдения у. 369, работа с таблицей, практикум у. 370-372, рабочая тетрадь. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение распознавать и использовать в речи междометия. | Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К). |
134-136 | Повторение. Итоговая к\р. Работа над ошибками. | | | 3 | Части речи. (10 мин) | Составление кластера, орфографический и пунктуационный тренинг, разноаспектный анализ текста. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в группе (мини-проект). | Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения. | Выбор ценностных ориентиров (Л), постановка и формулирование цели деятельности (Р), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К). |